Реформирование системы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать реформирование системы налогообложения в Республике Казахстан
Задачи данной курсовой работы:
-изучить теоретические аспекты системы налогообложения
-исследовать этапы становления и развития налогообложения в РК;
-определить основные направления совершенствования налоговой системы в РК.

Содержание работы

Введение
Теоретические ОСНОВЫ системы налогообложения 5
1.1 Сущность и функции налогов, их роль в формировании доходной части бюджета 5
1.2 Теория налогообложения 8
1.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма 12
АНАЛИЗ системы налогообложения в Республике Казахстан 14
2.1 Анализ построения налоговой системы в РК 14
2.2 Анализ динамики налоговых поступлений в доходную часть
государственного бюджета за 2009-2011 гг 19
2.3Анализ эффективности проводимой налоговой политики 24
Меры по СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ Республики Казахстан 29
3.1 Прогноз налоговых поступлений на основе уравнения тренда 29
3.2 Пути совершенствования налогового администрирования 30
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

рЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 30000.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

1

Теоретические ОСНОВЫ системы налогообложения

5

 

1.1  Сущность  и функции налогов, их роль в формировании  доходной части бюджета

5

 

1.2 Теория налогообложения

8

 

1.3 Взаимосвязь   налоговой  политики и налогового  механизма

12

2

АНАЛИЗ системы налогообложения в Республике Казахстан

14

 

2.1 Анализ  построения налоговой системы   в РК

14

 

2.2 Анализ динамики налоговых поступлений в доходную  часть 

государственного бюджета за 2009-2011 гг

19

 

2.3Анализ эффективности  проводимой налоговой политики

24

3

Меры  по  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ Республики Казахстан

29

 

3.1 Прогноз налоговых  поступлений  на основе уравнения  тренда

29

 

3.2  Пути совершенствования  налогового администрирования

30

Заключение

 

Список использованных источников

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 Управление налоговой  системой в современной рыночной экономике пронизывает все элементы общей системы государственного управления. От состояния налогового потенциала и эффективности его использования государством зависит экономическое и финансовое благополучие не только регионов, но и государства и общества в целом. На данном этапе развития рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства, которое в состоянии активно воздействовать на экономические процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Взаимоотношения налогоплательщиков с государством по налоговым обязательствам складываются на основе Кодекса Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет по состоянию на 1 января 2012 года, который основывается на принципах обязательности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, определенности, справедливости налогообложения

Совершенствование методов анализа доходной части бюджета за счет налоговых поступлений  имеет особое значение, поскольку не полное исполнение плановых показателей по поступлению налоговых платежей вызывает в последующем объективные трудности в их мобилизации, что в свою очередь может привести к недопоступлению доходов, а, следовательно, ставит под угрозу исполнение расходной части бюджета.

Все вышеизложенное обуславливает  актуальность темы «Реформирование системы налогообложения в Республике Казахстан ».

Цель курсовой работы – исследовать реформирование системы налогообложения в Республике Казахстан

Задачи данной курсовой работы:

-изучить теоретические  аспекты системы налогообложения

-исследовать  этапы становления и развития  налогообложения в РК;

-определить  основные направления совершенствования налоговой системы в РК.

Объектом исследования курсовой  работы является налоги.

Предметом исследования выступают ключевые показатели процесса формирования доходной части бюджета  за счет налоговых поступлений.

При написании  работы были изучены работы таких экономистов и финансистов как : А.И. Худяков, А.С. Дарибекова, А.А. Тедеев, Л.А. Дробозиной, В.Д. Богачёва.

В рамках системного подхода в курсовой   работе использовались методы сравнительного, логического,  а также имитационного и графического моделирования изучаемых процессов.

Информационно-аналитической  основой исследования послужили  данные Департамента по статистике Республики Казахстан, материалы Министерства финансов Республики Казахстан, данные Налогового Департамента по Северо-Казахстанской области..

Нормативно-правовую базу курсовой работы составили действующие законодательные акты: Бюджетный кодекс Республики Казахстан,  Налоговый кодекс Республики Казахстан, законодательные акты, а также нормативные документы Президента и Правительства Республики Казахстан, регламентирующие правила разграничения доходных и расходных полномочий между различными уровнями бюджетной системы государства.

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 29 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана»  говорится, что необходимо  продолжать работу по декриминализации финансово-экономических правонарушений, в том числе налоговых. Таможенному и налоговому комитетам, финансовой полиции надо быть последовательными в своих действиях, применении правовых норм, в том числе в вопросе о двойном налогообложении.

Такое направление  позволит увеличить доходы в бюджет и соответственно приведет к укреплению экономики и  повышения благосостояния народа. 

 

 

1 Теоретические ОСНОВЫ системы налогообложения

 

1.1  Сущность  и функции налогов, их роль в формировании  доходной части бюджета

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основная форма доходов государства, ведь появление самих налогов связано с самыми первыми общественными потребностями.

Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в  развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Главные принципы налогообложения - это  равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства  к налогоплательщикам с точки  зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Рассмотрим  понятийный аппарат элементов налогов.

Субъект налога, или налогоплательщик -   это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность быть переложен плательщиком (субъектом налога) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенныx налогов. Если налог непереложим, то субъект налога и носитель налога совпадают в одном лице.

Объектом налогообложения  может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают: имущество; операции по реализации товаров (работ, услуг); стоимость реализованных товаров (работ, услуг); прибыль; доход (в виде процентов и дивидендов); иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта  налогообложения. Необходимо иметь  в виду, что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка. Налоговая база — это объект налогообложения за минусом налоговых льгот и налоговых вычетов, расходов на представительские цели, служебные командировки и т.д.

Налоговая ставка - это величина налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными), пропорциональными или прогрессивными, регрессивными.

В налоговом  механизме применяется специальный инструментарий (Приложение А) из взаимосвязанных элементов.

Многообразие налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обуславливает необходимость их систематизации и классификации.

Виды налогов, других обязательных платежей в бюджет

1. В Республике  Казахстан действуют:

1) налоги: корпоративный подоходный налог; индивидуальный подоходный налог; налог на добавленную стоимость; акцизы; рентный налог на экспорт; специальные платежи и налоги недропользователей; социальный налог; налог на транспортные средства; земельный налог; налог на имущество; налог на игорный бизнес; фиксированный налог; единый земельный налог;

2) другие обязательные  платежи в бюджет:

Базовые ставки, действующие с первого января 2010 года в Казахстане представлены в Приложении Б.

Налоги выполняют  три важнейшие функции: фискальную, экономическую и распределительную.

Посредством фискальной функции реализуется главное  общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.).

Другая функция  налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной  мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Распределительная функция налогов обладает рядом  свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение здравоохранение и т. д.) Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм.

Таким образом, налоги составляют важнейшую и значительную доходную часть государственного бюджета, являются основным финансовым источником производства валового национального продукта , следовательно,  они выступают важнейшим источником государственного регулирования экономики. Экономическое содержание налоговых поступлений обуславливается составляющими их основу налогами, которые, участвуя в перераспределении материального источника доходов - национального дохода, являются специфической формой производственных отношений.

 

1.2 Теория налогообложения

 

Налоги могут  быть подразделены на три большие категории:

  1. налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе и отчисления на социальное страхование из заработной платы;
  2. налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы;
  3. налоги на собственность, включая самые разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также налоги на наследство.

Налогообложение порождает ряд проблем. Одной  из них является сложность правильного  определения налоговых ставок, вытекающая из внутренней противоречивости налоговой системы. Исследования английского экономиста А. Лаффера показали, что существуют определенные границы налогообложения, зависящие от национальных особенностей экономики (США и Японии 20-30%, в Швеции –70-75%), которые не следует превышать во избежание этих негативных явлений.

Правительство также сталкивается с проблемой  перекладывания налогового бремени, так  как НДС, акцизы и другие налоги производители  могут переложить на потребителей, через рост цен. Это порождает проблему распределения налогового бремени и необходимость выявления случаев такого перекладывания.

Информация о работе Реформирование системы налогообложения