Реформирование системы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать реформирование системы налогообложения в Республике Казахстан
Задачи данной курсовой работы:
-изучить теоретические аспекты системы налогообложения
-исследовать этапы становления и развития налогообложения в РК;
-определить основные направления совершенствования налоговой системы в РК.

Содержание работы

Введение
Теоретические ОСНОВЫ системы налогообложения 5
1.1 Сущность и функции налогов, их роль в формировании доходной части бюджета 5
1.2 Теория налогообложения 8
1.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма 12
АНАЛИЗ системы налогообложения в Республике Казахстан 14
2.1 Анализ построения налоговой системы в РК 14
2.2 Анализ динамики налоговых поступлений в доходную часть
государственного бюджета за 2009-2011 гг 19
2.3Анализ эффективности проводимой налоговой политики 24
Меры по СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ Республики Казахстан 29
3.1 Прогноз налоговых поступлений на основе уравнения тренда 29
3.2 Пути совершенствования налогового администрирования 30
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

рЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 30000.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Таким образом, для реализации мероприятий, вытекающих из Послания Главы государства по повышению уровня жизни граждан  страны, недопущению роста безработицы, индустриально-инновационному развитию, поддержке малого и среднего бизнеса,  развитию агропромышленного комплекса в 2010-2011 годах предпринят комплекс мер по увеличению доходной части бюджета.  Принята новая Концепция по формированию и использованию средств Национального фонда, согласно которой ежегодный гарантированный трансферт из Национального фонда закреплен на уровне 8 млрд. долл. США или 1,2 трлн. тенге. В области налоговой политики внесены изменения в Налоговый кодекс по сохранению ряда ставок, предусмотрены точечные стимулирующие меры. Упрощены налоговые процедуры, улучшен налоговый режим на территориях специальных экономических зон, путем освобождения организаций, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон, от обязанности представления расчета авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу.

Основными источниками  формирования государственного бюджета  продолжают оставаться корпоративный  подоходный налог, таможенные платежи  и налоги, налог на добавленную  стоимость на товары внутреннего  производства, поступления за использование  природных и других ресурсов и  индивидуальный подоходный налог.

 

2.3 Анализ эффективности  налоговой политики  в Республике Казахстан

 

Первым общим  показателем, характеризующим роль налоговой политики в экономике  той или иной страны, служит доля всех налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Анализируя  эффективность налоговой системы  Республики Казахстан необходимо рассмотреть удельный вес всех налоговых поступлений в валовом национальном продукте Республики Казахстан (таблица 5).

 

Таблица 5- Динамика налоговой  нагрузки в Республике Казахстан в 2009-2011 гг

                                                                             млрд.тенге

         

Показатели

2009г

2010г

2011г

   

ВВП

17 007,

21 815

27300

   

Налоговые поступление

2 228

2 934

3 613

   

Налоговая нагрузка %

13,10

13,45

13,23

   

 

Таблица 5 показывает, что в результате увеличения объемов налоговых поступлений в государственный бюджет Республики Казахстан в 2010 году произошло увеличение их доли с 13,1% до 13,45%. Налоговая политика по либерализации налоговых режимов принесла в 2010-2011 годах  положительные результаты. Наблюдается как увеличение сумм налоговых поступлений с 2 228 млрд. тенге до 3613 млрд. тенге, так и рост валового внутреннего продукта с 17 007 млрд. тенге до 27300 млрд. тенге. Доля налоговых поступлений сохранена уровне 13,10% в 2009 году,13,45% в 2010 году и 13,23 % в 2011 году.. В условиях посткризисного периода существующий уровень налоговой нагрузки на экономику наиболее благоприятно способствует экономическому развитию страны и укреплению стабильности отечественных предприятий.

В целях  снижения налоговой нагрузки было изменено  налоговое законодательства. В Налоговый кодекс Республики Казахстан были внесены следующие изменения: отменена прогрессивная шкала ставок по социальному налогу, индивидуальный подоходный налог снижен до 10%, ставка налога на добавленную стоимость снижен до 12% в 2009 году .

Удельный вес поступлений  основных налогов в государственный  бюджет Республики Казахстан (% ВВП) представлен в таблице 6.

 

 

Таблица 6- Удельный вес основных видов налогов  в валовом национальном продукте Республики Казахстан

                                                                                             проценты

Налог

2009г

2010г

2011г

КПН

4,2

4,0

5,2

ИПН

3,3

3,4

3,4

НДС

6,9

6,6

6,4

Социальный  налог

2,4

2,6

1,5


 

По итогам 2010 г. доля поступлений индивидуального  подоходного налога в ВВП не изменилась по сравнению с предыдущим годом, они составили соответственно 3,4 % ВВП. Налогом, который обеспечивает наибольший объем поступлений в государственный бюджет РК , остается НДС - 19,7% доходов консолидированного бюджета и 31,2% доходов государственного  бюджета по итогам 2009 г.

Несмотря на снижение ставки налога на добавленную  стоимость, доля поступлений НДС  в ВВП снизилась всего на 0,2 %. к ВВП, в то время как планируемое снижение должно было составить около 0,6% к. ВВП.

На основании  выше приведенных данных, можно сделать вывод о том, что налоговая нагрузка для казахстанских налогоплательщиков не высока. Столь невысокая величина налоговой нагрузки складывается под влиянием определенных факторов. Прежде всего, это неудовлетворительное состояние учета налогоплательщиков и налогового контроля.

Для поднятия эффективности  налоговой системы  первое ключевое, базовое, направление - максимально полное обеспечение поступления налогов в бюджет. Казахстан  ставит перед собой цель - довести этот показатель до 27 процентов к ВВП в 2012 году.

Второй обобщающий показатель эффективности налоговой  политики характеризует распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням (рисунок 7).

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7 -  Соотношение налоговых поступлений в республиканский и местные бюджеты за 2009-2011 годы

В Республике Казахстан  налоговые поступления делятся  в соотношении один к двум местные к республиканскому бюджету (с тенденцией к увеличению доли доходов республиканского бюджета за 2010 год) при делении косвенных налогов на республиканском и прямых налогов на местном уровне. 
На 1 января 2010 года соотношение налоговых поступлений в местный и республиканский бюджеты составляло 26,33% и 73,47% соответственно, на 1 января 2011 года 28,99% и 71,01%  и на 1 января 2012 года 24,45% и 75,57%соответственно. Увеличение доли поступлений в местные бюджеты за 2010 году обусловлено тем, что объемы косвенных налогов в республиканский бюджет значительно сократились, а темпы прироста прямых налогов остались на прежнем уровне.

Например, объемы поступлений по налогу на имущество, земельному налогу, налогу на транспортные средства не существенно зависят от конъюнктуры рынка, состояния экономики и прочих макроэкономических дестабилизирующих условий. При сохранении существующей налоговой политики можно предположить, что соотношение налоговых платежей останется прежним в ближайшие годы. Но если налоговая политика Республики Казахстан будет ориентирована на децентрализацию налоговой системы, то возможно перераспределение налоговых поступлений. Также увеличение доли поступлений в местный бюджет возможно при увеличении ставок по прямым налогам. 
 В целом можно отметить, что за последние годы экономическая ситуация в Казахстане существенно стабилизировалась, что сказалось на росте товарооборота, повышении рентабельности предприятий и, как следствие, на увеличении налоговых поступлений в бюджет. Поэтому первостепенное значение приобретает поиск оптимальной системы налогообложения с целью стимулирования роста производства и инвестиций, а также развития малого и среднего бизнеса.

Таким образом, по итогам анализа поступлений в  государственный бюджет можно сделать следующие выводы:

- бюджетная  политика Республики Казахстан  направлена на снижение налогового  бремени с отечественных товаропроизводителей;

- в результате  финансового кризиса реальные  объемы налоговых платежей в  еще не достигли показателей  докризисного периода;

- наблюдается  тенденция к увеличению реальных  объемов налоговых поступлений  в государственный бюджет за  счет роста товарооборота с  зарубежными странами, роста активности  казахстанских предприятий, увеличения  объемов производства и пр.;

- ужесточение бюджетной политики в сфере акцизов ставит перед собой цель не только дополнительного пополнения государственного бюджета, но и социальную защиту подрастающего поколения от дешевого и доступного табака и алкоголя. 

 

   

 

 

 

3 Меры по  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ Республики Казахстан

 

3.1 Прогноз налоговых  поступлений  на основе уравнения  тренда

 

Прогнозирование будет  строится на основании экономико-математического  моделирования. Тренд -это выраженная направленность тенденции изменений показателей любого временного ряда. Графики могут быть описаны различными уравнениями -линейными, логарифмическими, степенными и т. д.

Уравнение линейного  тренда имеет вид:

,                                 (1) 

где Y(x) -  выровненное значение, соответствующее моменту времени x;

а и b – константы, которые обращают сумму квадратов отклонений фактических значений Y(x) от выровненных Y(x) в минимум.

В данной главе будет проведено  прогнозирование  налоговых поступлений в государственный бюджет по  данным, представленных  на рисунке 8 и при помощи пакета Microsoft Excel и его стандартной функции мастера диаграмм – построение линии тренда.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8 - Динамика налоговых поступлений   в государственный бюджет Республики Казахстан за 2002-2011 гг

 

Уравнение тренда:

У =234,99х+716,13

Подставляя  вместо х следующие  периоды (2012 -11 и 2013 -120 получим примерный прогноз  налоговых поступлений.


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок  9 - Прогноз налоговых поступлений в РК  в 2012-2013 гг

 Таким образом, расчет прогноза с помощью линейного уравнения показал, что налоговые поступления будут увеличиваться.  Коэффициент тренда b = 715,13 показывает среднее увеличение  налоговых поступлений с каждым годом.

 

3.2  Пути совершенствования  налогового администрирования

 

Рассматривая  пути совершенствования налогового администрирования, можно отметить следующее. С 1 января 2012 года внедрена в пилотном режиме информационная система  Казначейство-клиент. В результате, за счет дистанционного обслуживания государственных учреждений будут сокращены сроки проведения казначейских операций, уменьшатся административные барьеры, а также сократятся бумажные и транспортные расходы государственных учреждений.

В целях недопущения  роста дебиторской задолженности государственных учреждений усилен текущий контроль, где при проведении платежей будет контролироваться наличие условий о пропорциональном удержании государственным учреждением ранее выплаченного аванса от каждой суммы принятых объемов работ. Окончательный расчет за выполненные работы будет производиться после завершения работ и предъявления заказчиком акта государственной или рабочей комиссии о вводе объекта в эксплуатацию. 

В 2013 году продолжится реализация Плана мероприятий Концепции перехода к всеобщему декларированию доходов, а также мероприятий в рамках Проекта  реформирования налогового администрирования совместно со Всемирным Банком.

С 2013 года Налоговым  кодексом предусмотрена отмена разовых  талонов в торговле, которые пока еще заменяют собой цивилизованные методы налогообложения. Уплачивая фиксированные 200-300 тенге в день, торговец рынка не ведет учет и кассу, и по не прозрачной схеме проходят огромные обороты, обрастая спекулятивной маржой.  Взамен талонов такие лица будут вправе применять другие имеющиеся налоговые режимы, которые также необременительны, но имеют систему учета и отчетности. В связи с чем, в течение года проводилась работа по проведению налоговой регистрации лиц, торгующих на рынках. Из 106 тысяч физических лиц, ¾ уже зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей,  осталось 25 тысяч, и эта работа закончится в 2012 году.

В целом регистрация  в качестве индивидуальных предпринимателей и переход, например, на работу на основе патентов выгоднее торговцам, по сравнению  с разовыми талонами.

Индивидуальные  предприниматели при этом ставят вопрос об усложненной для них  системе бухгалтерского учета.

Министерство  финансов готовит законопроект, в  соответствии с которым индивидуальные предприниматели, применяющие специальный  налоговый режим на основе упрощенной декларации будут освобождены от обязанностей ведения бухгалтерского учета. Для малых предприятий будет существенно упрощен национальный стандарт бухгалтерского учета, а средние перейдут на МСФО для МСБ.  

Информация о работе Реформирование системы налогообложения