Реформирование системы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать реформирование системы налогообложения в Республике Казахстан
Задачи данной курсовой работы:
-изучить теоретические аспекты системы налогообложения
-исследовать этапы становления и развития налогообложения в РК;
-определить основные направления совершенствования налоговой системы в РК.

Содержание работы

Введение
Теоретические ОСНОВЫ системы налогообложения 5
1.1 Сущность и функции налогов, их роль в формировании доходной части бюджета 5
1.2 Теория налогообложения 8
1.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма 12
АНАЛИЗ системы налогообложения в Республике Казахстан 14
2.1 Анализ построения налоговой системы в РК 14
2.2 Анализ динамики налоговых поступлений в доходную часть
государственного бюджета за 2009-2011 гг 19
2.3Анализ эффективности проводимой налоговой политики 24
Меры по СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ Республики Казахстан 29
3.1 Прогноз налоговых поступлений на основе уравнения тренда 29
3.2 Пути совершенствования налогового администрирования 30
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

рЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 30000.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Рисунок 1 - Кривая Лаффера

 

 Рассмотрим это на графическом примере, где представлен рынок определённого отечественного товара, равновесное кол-во (Q*) которого составляет 15 тыс. ед. при равновесной цене (Р*) 4 д.е. Теперь допустим, правительство вводит акцизный налог, = 2 д.е. на ед. товара. Введение налога с продаж, например, 2$, смещает кривую S вверх на величину налога. Это приводит к росту цены для потребителя до 5 д. ед. и снижению цены для производителя (после вычета налога) до 3-х д. ед. В данном случае налоговое бремя распределяется поровну между производителем и потребителем, потому что эластичность спроса Еd  и эластичность предложения Es ≈ 1.

 

Рисунок 2 - Распределение налогового бремени

 

Если бы эластичность спроса и предложения отличались от той, что показана на рисунке 2, то и распределение было бы иным. Здесь  действуют два правила:

1)чем менее эластичен спрос на товар, тем большая часть налога ложится на потребителя, при условии, что предложение – const.;

2)чем менее эластично предложение, тем большую часть платят производители, при условии, что спрос – const.

В нашем примере, с точки зрения правительства, налоговые поступления  в бюджет составляют порядка 200 тыс. д. е. Это площадь прямоугольника EFAC (SٱЕFАС) (=(5-3)*10). Избыточное налоговое бремя или потеря эффективности, составляет величину равную площади треугольника АВС (S∆ABC). Общее налоговое бремя равно сумме неналоговых поступлений и избыточного бремени, т. е. SЕРАС+SАВС. Последнее (избыточное бремя) составляют потери для общества чистой выручки, т.к. производство и потребление облагаемого налогом товара падают ниже их оптимальных уровней (было Q*=15, стало Q*=10).

Основной вывод, к которому приводит этот анализ, состоит в том, что большинство налогов создают общее налоговое бремя, превышающее налоговые поступления, но величины этого избыточного бремени в значительной степени зависят от эластичности спроса и предложения. При прочих равных условиях, чем больше Еd и Еs, тем больше избыточное бремя данного налога. Два налога, имеющие одинаковые поступления, не обязательно вызывают одинаковое общее налоговое бремя. Это положение затрудняет работу правительства при определении оптимального способа налогообложения – оно должно постоянно принимать во внимание избыточное налоговое бремя при разработке и корректировках системы налогообложения.

Развитые и развивающиеся страны имеют различные налоговые структуры. Развитые экономики обычно имеют высокую долю прямых налогов в государственных поступлениях (например, в США большая часть дохода это прямые налоги с индивидуумов - более 85%). Развивающиеся страны стремятся увеличить свои поступления большей частью за счёт косвенных налогов, включая налог на торговые операции. Косвенные налоги так важны, потому что их легче собрать, чем налоги на доходы. Однако, налоговая система, базирующаяся  на косвенных налогах, является регрессивной, с более высокой долей налогов, уплачиваемых бедняками со своих доходов, чем налогов, уплачиваемых богатыми. В Казахстане в 1999 г. доля прямых налогов составляла 54,6%; косвенных – 32,7%. Другим источником поступлений общественного сектора являются прибыль государственных предприятий и фирм, продающих товары и услуги (особенно в Западной Европе и развивающихся странах).

Эти основные особенности показаны в таблице (см. ниже), в которой  описаны источники государственных  поступлений в 104-х странах, разделённых  на 4 категории по уровню экономического развития: индустриальные страны, аграрно-индустриальные, страны со средними доходами и наименее развитые страны.

 

Таблица 1 - Структура государственных доходов стран, сгруппированных по степени экономического развития (в процентах от общих доходов).

 

Группа стран

(их число)

Поступление от налогов

Неналоговые поступления

Прямые налоги

Косвенные налоги

Подоходный и налог на прибыль

На социальное страхование

На внутренние товары и услуги

Внешняя   торговля

Индустриальные (20)

33, 3

25, 0

26, 0

3, 7

9, 0

Аграрно-индустриальные (15)

25, 3

13, 0

30, 6

14, 5

11, 1

Со средним  доходом (55)

23, 7

4, 1

23, 1

28, 9

14, 9

Наименее развитые (14)

17, 0

1, 6

21, 7

41, 6

13, 0


 

Из таблицы видно, что чем  более развитыми являются страны, тем большая доля поступлений  в них приходится на прямые налоги; чем беднее страна, тем больше полагаются они на косвенные налоги, особенно на налоги от внешней торговли.

Таким образом,  цель налоговой политики государства – выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Инструментами налоговой политики являются: налоговая ставка, налоговая база, налоговые льготы. 

1.3 Взаимосвязь  налоговой  политики и налогового механизма

 

Средством реализации налоговой политики является налоговый  механизм. Взаимосвязь налоговой  политики и налогового механизма  с теорией налогов и воспроизводственным  процессом можно представить  таким образом: научная теория налогов – функции налогов – налоговая политика – налоговый механизм – роль налогов в расширенном воспроизводстве. Можно провести определенную параллель в теории между содержанием и назначением финансового и налогового механизма[14,c.56]. В понятие налогового механизма включают следующие элементы: планирование, регулирование, контроль (налоговое администрирование). 

Методы и  способы налогового регулирования  достаточно обширны (рисунок 3).






 



 

 

 

 




Рисунок 3 - Методы и способы налогового регулирования

Из рисунка 3 видно, что в методах налогового регулирования половину составляют налоговые льготы в виде налоговой амнистии, налоговых каникул, отсрочки (рассрочки) платежа, налоговых вычетов, инвестиционного налогового кредита. В современной налоговой политике предусмотрено выравнивание условий налогообложения за счет резкого сокращения числа налоговых льгот. Многие факторы создают трудности для использования льгот на практике. Речь идет о таких видах льгот, как, например:

1)налоговая  амнистия (освобождение лица, совершившего  налоговое правонарушение, от штрафных  санкций);

2)налоговые  каникулы (полное освобождение от  уплаты налогов на определенный  период времени);

3)инвестиционные  налоговые кредиты (вид целевого налогового кредита для стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности).

В зависимости  от целей методы налогового регулирования  могут подразделяться на четыре взаимосвязанные  сферы:

1. бюджетно-налоговое  балансирование;

2. система налоговых льгот и преференций;

3. административное  воздействие;

4. меры санкционированных  действий.

Что касается особенностей современной налоговой политики, она должна: обеспечить финансирование бюджетных потребностей, быть необременительной  для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и деловой активности, условия налогообложения должны быть четкими. Одним из важных показателей современной налоговой политики является показатель налогового бремени, т.е доля доходов, уплачиваемых государству в форме налогов и платежей налогового характера.[14,c.112]

Итак, эффективность использования  налогового механизма зависит от того, как государство учитывает  внутреннюю сущность налогов, законы их движения, противоречивость. Налоговая  политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства.

 

   2 АНАЛИЗ системы налогообложения в Республике Казахстан

 

2.1 Анализ построения  налоговой системы  в РК

 

Налоговая система  Республики Казахстан получившая свое  начало с 1991 года, в своем развитии прошла несколько этапов, изменивших ее серьезным образом: в налоговом законодательстве провозглашены принципы налогообложения, определен механизм налогообложения, создана система управления налогами, выработаны налоговые отношения между государством и налогоплательщиками. Все это привело к созданию налоговой системы страны на совершенно новой основе и приближенной к международным стандартам. В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа:

Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года). Большое количество налогов (43 вида; 16 общегосударственных, 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных налогов и сборов), нестабильность законодательства, наличие множества платежей расчетной базой, для которых является себестоимость, применение большого количества льгот сделало налоговую систему практически неуправляемой и совершенно неэффективной. Работа над совершенствованием налоговой системы Казахстана началась уже в 1992 году.

Второй этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год). В этот период количество налогов сократилось до 11. Они были подразделены на общегосударственные и местные налоги. С 1996 года внесены более 30 изменений и дополнений в Закон «О налогах и других обязательных платежах бюджет». Количество налогов и сборов увеличилось до 18 видов.

Третий этап налоговой реформы (с 2000 года по 2001 год). Разработка налогового проекта Нового Налогового Кодекса. Он состоял из трех разделов: общая часть, особенная часть, налоговое администрирование.

Основной задачей  третьего этапа является усиление правовых аспектов взаимоотношений между  государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными  органами и налогоплательщиками. В  целом, структура налогов, которая была заложена в 1995 году, достаточно оптимальна.

С 1 января 2002 года в Республике Казахстан действует радикально обновленная налоговая система. Ее правовым фундаментом является Кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2001 года №209-2 "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)". Налоговый кодекс от 2002 года устанавливает исчерпывающий перечень налогов, сборов и платежей. Основными налогами, с точки зрения формирования государственного бюджета, являются корпоративный подоходный налог, НДС и акцизы.

Налоги и  сборы Республики Казахстан Кодексом Республики Казахстан "О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет", который введен в действие с 1 января 2002 года, устанавливал следующий перечень налогов, сборов и платежей: Корпоративный подоходный налог (основная ставка - 30%); Индивидуальный подоходный налог (от 5% до 30%); Налог на добавленную стоимость (16%);  Акцизы (в том числе на бензин, дизельное топливо и сырую нефть, включая газовый конденсат; ставки устанавливаются правительством); Налоги и специальные платежи недропользователей (налог на сверхприбыль, подписной и коммерческий бонусы, роялти, доля государства по разделу продукции); Социальный налог (основная ставка - 21%, за иностранных специалистов - 11%); Земельный налог; Налог на транспортные средства; Налог на имущество (основная ставка - 1% к среднегодовой стоимости объектов налогообложения); Сборы (в частности, за государственную регистрацию юридических лиц, прав на недвижимость, механических транспортных средств, за проезд автотранспортных средств по территории РК, лицензионные сборы); Платы (в частности, за пользование земельными участками и водными ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование судоходными водными путями); Государственная пошлина; Таможенные платежи (пошлины, сборы, плата).

Налогооблагаемый  доход большинства налогоплательщиков, за исключением специально оговоренных  Кодексом случаев, подлежит обложению  налогом по ставке 30%. В дополнение к корпоративному подоходному налогу чистый доход юридического лица - нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, подлежит налогообложению по ставке 15%.

Завершая обзор  по изменениям в налоговом кодексе, принятым в 2002 году, хочется подтвердить, что Казахстан привержен принципу стабильности законодательства и его совершенствования в целях улучшения инвестиционного и налогового климата в стране, защиты интересов инвестора, обеспечения политической и экономической стабильности. При этом Казахстан, как и любое другое государство, должен обеспечить баланс экономических интересов государства и инвестора.

Далее будет проанализировано налоговые поступления в бюджет, чтобы показать динамику роста налогов при принятии нового налогового кодекса 2002 года. На рисунке 4 представлены    налоговые поступления в государственный бюджет в Республике Казахстан в 2002-2008 гг.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 – Динамика  налоговых поступлений в доходе государственного бюджета  за 2002 -2008года (млрд.тенге)

 

Налоговые поступления в 2002 составили 978 897 млн.тенге .Затем наблюдается рост налоговых поступлений. Налоговые поступления в 2006 году составили 2 209 102 млн.тенге, в 2007 году произошло увеличение на 539 839 млн.тенге, то есть на 18,6%. Структурный анализ доходной части бюджета показывает, что около 80 % всех доходов приходятся на налоговые поступления.

Основным критерием, отражающим налоговую нагрузку экономики  в международной практике, принято  считать отношение суммы поступивших  налогов к ВВП страны. Этот показатель наглядно показывает, какую часть произведенного в стране валового дохода использует государство для реализации своих функций. Оптимальная сумма для развитых экономики составляет около 35 % от ВВП. Динамика налоговой нагрузки в РК за 2002 -2008года представлена на рисунке 5.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок  5 - Динамика налоговой нагрузки в РК за 2002 -2008года

 

Наблюдается уменьшение налоговой нагрузки с 19,5% от ВВП и в 2002 году  до  17,7% в 2008 году.

Действующий до 2008 года Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте, однако его потенциал был практически  исчерпан. Кодекс насчитывал свыше 170 видов  льгот и преференций, которые  постоянно и бессистемно росли.

Информация о работе Реформирование системы налогообложения