Реформирование системы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать реформирование системы налогообложения в Республике Казахстан
Задачи данной курсовой работы:
-изучить теоретические аспекты системы налогообложения
-исследовать этапы становления и развития налогообложения в РК;
-определить основные направления совершенствования налоговой системы в РК.

Содержание работы

Введение
Теоретические ОСНОВЫ системы налогообложения 5
1.1 Сущность и функции налогов, их роль в формировании доходной части бюджета 5
1.2 Теория налогообложения 8
1.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма 12
АНАЛИЗ системы налогообложения в Республике Казахстан 14
2.1 Анализ построения налоговой системы в РК 14
2.2 Анализ динамики налоговых поступлений в доходную часть
государственного бюджета за 2009-2011 гг 19
2.3Анализ эффективности проводимой налоговой политики 24
Меры по СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ Республики Казахстан 29
3.1 Прогноз налоговых поступлений на основе уравнения тренда 29
3.2 Пути совершенствования налогового администрирования 30
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

рЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 30000.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

В целях создания благоприятных условий для развития экономики в январе 2009 года принят новый   Кодекс Республики Казахстан  «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), который, значительно снизил ставки по основным налогам.

В результате с 20 процентов  с 2009 года, а затем и до 15 процентов  с 2011 года снижен корпоративный подоходный налог (КПН). Постепенное снижение ставки основного налога для казахстанских  предпринимателей позволит высвободить  значительные оборотные средства, которые, по мнению разработчиков, будут направлены на дополнительное инвестирование в казахстанское производство.

Нововведения в новом  Налоговом кодексе Казахстана коснулись  и  налога на добавленную стоимость (НДС). Его ставка в Казахстане снижается уже на протяжении нескольких лет. В 2006 году ставка НДС составляла 16 процентов, , а с принятием нового кодекса она составила уже 12 процентов.

Базовые ставки, действующие с первого января 2010 года в Казахстане представлены в Приложении Б.

Впрочем, новый Налоговый  кодекс Казахстана не ограничивается реформой только этих двух налогов. Не менее масштабные изменения ожидаются  и в отношении социального  налога. Осуществлен переход от регрессивной шкалы социального налога со ставками от 13 до 5 процентов к плоской шкале со ставкой 11 процентов. Вместе с тем такое значительное снижение налогового бремени не должно негативно сказаться на выполнении социальных обязательств государства. И поэтому потери бюджета будут компенсированы за счет увеличения налоговой нагрузки на добывающий сектор. В новом Налоговом кодексе выполнено поручение президента Н. Назарбаева по обеспечению низкого уровня налоговой нагрузки для малого предпринимательства в Казахстане.

Таким образом, правительство  Казахстана попыталось найти в новом Налоговом кодексе тот баланс или золотую середину между качеством налогового администрирования и интересами налогоплательщиков, о которой говорил президент Нурсултан Назарбаев, определяя общую концепцию нового кодекса.

 

2.2 Анализ динамики налоговых поступлений в доходную  часть  государственного бюджета за 2009-2011 гг

 

Исполнение  бюджета 2010 года осуществлялось по заданным Главой государства основным направлениям развития Казахстана до 2020 года.  Бюджетная  политика в 2009-2011 годах была нацелена не только на реализацию антикризисных мер, но и на обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивости государственных финансов. 

Динамика доходной части  государственного бюджета  Республики Казахстан за 2009-2011 годы представлена в таблице 2.

 

Таблица 2 - Динамика доходной части государственного бюджета Республики Казахстан за 2009-2011 гг

 

показатели

Млрд.тенге

Доля %

Прирост %

2009 г

2010 г

2011 г

2009 г

2010 г

2011 г

2010

2009

2011

2009

Налоговые поступления

2228,6

2934

3613,9

63,58

68,25

72,24

31,65

23,17

Неналоговые поступления

136,1

104,39

138,5

3,88

2,43

2,77

-23,30

32,68

Поступления от продажи основного капитала

35,8

60,65

49,89

1,02

1,41

1,00

69,41

-17,74

Поступления трансфертов

1104,6

1200

1200

31,51

27,91

23,99

8,64

0,00

Доходы всего

3505,3

4299,1

5002,29

100

100

100,00

22,65

16,36


 

Анализ  таблицы 2 показал, что за анализируемый период основной удельный вес от  доходов бюджета составляют налоговые поступления. В 2010 году удельный вес налоговых поступлений составил 68,25% и в 2011 году увеличился до 72,24%. Объем налоговых поступлений также показывает динамику роста (на 31,65% в 2010 году и рост на 23,17% в 2011 году). Увеличение  доли и объема налоговых поступлений произошло из-за повышения экономической активности субъектов экономики, в связи с выходом из финансового кризиса. Итак, налоговые поступления составляют значительную долю доходной части государственного бюджета Республики Казахстан.

На основе данных из Приложения В рассмотрим  структуру налоговых поступлений по видам налогов за 2009-2011 годы (таблица 3).

 

Таблица 3- Структура налоговых поступлений в государственный бюджет РК по видам налогов за 2009-2011 годы

Наименование  платежа

2009 год

2010 год

2011 год

Млн.т

Доля

%

Млн.т

Доля

%

Млн.т

Доля

%

Налоговые поступления

2 228 681

100,0

2 934 080

100,0

3 613 922

100,0

КПН

643 668

28,9

837 233

28,5

883 442

24,4

ИПН

268 724

12,1

312 331

10,6

333 845

9,2

Социальный  налог

232 839

10,4

253 829

8,7

260 780

7,2

Налог на имущество

91 851

4,1

107 917

3,7

114 940

3,2

Земельный налог

13 022

0,6

13 467

0,5

12 649

0,4

Налог на транспортные средства

17 521

0,8

26 261

0,9

28 302

0,8

Единый земельный  налог

578

0,0

761

0,0

759

0,0

НДС всего

515 933

23,1

677 229

23,1

849 489

23,5

Акцизы, всего

57 393

2,6

61 423

2,1

69 903

1,9

Поступления за использование природных и других ресурсов

201 185

9,0

231 272

7,9

275 143

7,6

Сборы

8 350

0,4

9 731

0,3

10 797

0,3

Налог на игорный  бизнес

2 375

0,1

5 307

0,2

5 650

0,2

Налоги на международную  торговлю и внешние операции

152 226

6,8

373 799

12,7

744 019

20,6


 

Наибольший удельный вес  в налоговых поступлениях принадлежит  корпоративному подоходному налогу. В 2010 году доля данного налога составила 28,5 % и в 2011 году увеличилась до 28,5 %. Доля индивидуального подоходного налога в 2010 году  составляла 8,7 % в налоговых поступлениях и в 2011 году снизилась до 9,2 %. Удельный вес налогов  на международную торговлю и внешние операции показывает рост с 12,7 % в 2010 году до 20,6% в 2011 году. Причиной увеличения является введение механизма распределения  таможенных пошлин в связи со вступлением в таможенный союз и роста импорта из дальнего зарубежья. Удельный вес налога на добавленную стоимость  не менялся за анализируемый период и составлял около 23 %. Основная составляющая данного налога - НДС на импортируемые товары. Данные виды налога более всего влияют на рост налоговых поступлений.

Наглядно структуру налоговых поступлений в государственный бюджет Республики Казахстан по видам налогов за 2011 год представим на рисунке 6.


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6. - Структура налоговых поступлений в государственный бюджет Республики Казахстан за 2011 год

 

Как видно из рисунка 6 основными источниками формирования государственного бюджета продолжают оставаться корпоративный подоходный налог - около 30%, налог на добавочную стоимость  около 25% и налоги на международную торговлю и внешние операции -20 %.

Динамика налоговых  поступлений в государственный  бюджет Республики Казахстан  за 2009-2011 годы представлена в таблице 4.

Согласно данным,  приведенным  в таблице 4, за анализируемый период наблюдается динамичный рост налоговых поступлений. Объем поступлений корпоративного подоходного налога в 2010 году составил 837233 млн.тенге, увеличившись  на 30,1% по сравнению с предыдущим годом. В 2011 году рост данного налога составил 5,5%. Объем поступлений  по индивидуальному подоходному налогу за 2010 год увеличился на 16,2% и составил 312331 млн.тенге. В 2011 году поступления по индивидуальному подоходному налогу показали рост на 6,8 %. Причиной роста данных поступлений, является  увеличение базы налогообложения.

 

Таблица 4 - Динамика налоговых поступлений в государственный бюджет Республики Казахстан  за 2009-2011 годы (млн.тенге)

Наименование  платежа

Млн.тенге

Прирост %

2009 год

2010 год

2011 год

2010

2009

2011

2010

Налоговые поступления

2 228 681

2 934 080

3 613 922

31,7

23,2

КПН

643 668

837 233

883 442

30,1

5,5

ИПН

268 724

312 331

333 845

16,2

6,9

Социальный  налог

232 839

253 829

260 780

9,0

2,7

Налог на имущество

91 851

107 917

114 940

17,5

6,5

Земельный налог

13 022

13 467

12 649

3,4

-6,1

Налог на транспортные средства

17 521

26 261

28 302

49,9

7,8

Единый земельный  налог

578

761

759

31,7

-0,3

НДС всего

515 933

677 229

849 489

31,3

25,4

Акцизы, всего

57 393

61 423

69 903

7,0

13,8

Поступления за использование природных и других ресурсов

201 185

231 272

275 143

15,0

19,0

Сборы

8 350

9 731

10 797

16,5

11,0

Налог на игорный  бизнес

2 375

5 307

5 650

123,5

6,5

Налоги на международную  торговлю и внешние операции

152 226

373 799

744 019

145,6

99,0


 

Поступления по социальному налогу за 2010 год увеличились  на 9% в сравнении с 2009 годом, в 2011 году поступления по социальному налогу показали рост на 2,7 % и составили 260780 млн.тенге.  В 2010 году увеличились поступления по налогу на имущество, земельному налогу, налогу на транспортные средства, единому земельному налогу. Увеличение поступлений данных видов налогов прослеживается и  2011 году. Темп прироста поступлений налога на добавленную стоимость в 2010 году составил 31,3%. В 2011 году налог на добавленную стоимость составил 849489 млн.тенге, показав увеличение  на 25,4 %. Причиной роста данного налога является снижением темпов возврата НДС.

  Поступления по НДС на импортируемые товары увеличились на 24,7 % в 2011 году за счет  роста объема импорта.

Увеличение сумм поступлений акциза в 2010 году произошло на 7 % и объем акцизных поступлений составил 61423 млн. тенге. За 2011 год поступления по акцизам увеличились на 13,8 % и составили 69903 млн.тенге. Можно предположить, что причиной роста является увеличение налога на подакцизный товар (пиво, сигареты).

Следующий показатель - поступления за использование  природных и других ресурсов возрос за 2010 год по сравнению 2009 годом на 15 % и составил 231272 млн.тенге. В 2011 году наблюдается увеличение данного налога на 19% по сравнению  с 2010 годом.

Налог на игорный бизнес в 2010 году составил сумму  5307 млн.тенге, увеличившись почти в 2 раза по сравнению с предыдущим годом.  Поступления за 2011 год составили 560млн.тенге, что больше показателя 2010 года на 6,5% :. Рост налога связан с увеличением ставки налога.

Объем поступлений налогов на международную торговлю и внешние операции в 2010 году составил 373799 млн.тенге, увеличившись на 145,6% по сравнению с 2009 годом. В 2011 году поступления по данному налогу увеличились на 99 % и составили 744019 млн.тенге. Рост связан с увеличением внешних операций в связи с  работой Таможенного союза.

Подводя итог динамики налоговых поступлений  за 2009- 2011 год можно сделать следующий вывод: общая сумма налоговых поступлений показывает рост  в связи со стабилизацией экономики.

Исполнение  налоговых поступлений в государственный  бюджет РК по областям за 2009-2011 годы представлено в Приложении Г.

Анализ данных, представленных в таблице  показал, что самый большой удельный вес приходится на поступления от г.Алматы, г.Астаны, Западно-Казахстанской области.  По г.Алмате поступления доходов в 2011 году составили 934161 млн.тенге против 757055 млн.тенге в 2010 году . По г. Астана налоговые поступления составили 434144 млн.тенге (317465 млн.тенге в 2010 году).

Поступления по Северо-Казахстанской области имеют  аналогичную тенденцию роста. Анализ налоговых поступлений в бюджет по Северо-Казахстанской области  за 2009-2011 годы более детально представлен в Приложении Д..

Информация о работе Реформирование системы налогообложения