Региональная политика и региональные программы социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:22, дипломная работа

Описание работы

Цель моей дипломной работы исследовать программно-целевой метод как один из инструментов государственного и муниципального регулирования развития экономики и социальной сферы, определить состав тех целей и задач развития региональной экономики, которые могут быть решены на каждом уровне управления программно-целевым. Исследовать правовую базу данного метода, а так же на основе анализа практики разработки, финансирования и реализации целевых программ определить преимущества программно-целевого метода и выявить основные проблемы, которые мешают его успешному проведению.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Правовая база региональной политики, разработки и реализации целевых программ
1.1. Федеральное законодательство 7
1.2.Региональное и муниципальное законодательство 10
Глава 2.Реализация региональной политики
2.1.Основные направления региональной политики 13
2.2 .Основные задачи региональной политики 14
2.3. Методы проведения региональной политики 17
Глава 3. Федеральные программы поддержки
регионов
3.1. Использование программно-целевого метода 19 3.2. Особенности и условия применения
программно-целевого метода 20
3.3.Объективная основа программного управления
в регионах 22
3.4.Преимущества и современные проблемы
использования программно-целевого подхода
в региональной политике 25
Глава 4. Целевые программы в Нижегородской
области
4.1.Практика разработки, финансирования и
реализации целевых программ 29
4.2.Программа развития свободных
экономических зон в Нижегородской области 34
4.3. Программа поддержки малого предпринимательства
в Нижегородской области 43
Заключение 52
Список литературы 59
Приложения 62

Файлы: 1 файл

пример.docx

— 144.22 Кб (Скачать файл)

3.Основополагающее значение  приобретает Федеральный закон  №119- Ф3 от 24 июня 1999 года “О принципах  и порядке разграничения предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации”. Этот закон  регламентирует процесс разграничения  предметов ведения и полномочий  между Российской Федерации, и  ее субъектами, обеспечивает конкретизацию  предметов совместного ведения  “с учетом политических, экономических,  социальных, географических, этнических  и иных особенностей субъектов  Российской Федерации” (п. 14.2), что  позволяет более правильно определить  статус программы, ее соответствие  тому или иному уровню государственного  управления.

В состав  законодательно-правовой базы разработки и реализации региональных программ следует отнести также- федеральные законы об особых экономических зонах в  Калининградской и  Мурманской областях, основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера, охране озера Байкал, о гарантиях прав коренных малочисленных народов и др. 

 

 

 

1.2. Региональное  и муниципальное законодательство

Легитимность использования  программного метода органами управления регионов – субъектов Федерации  и муниципальных образований  определена на общегосударственном  уровне положениями- Закона Российской Федерации «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» (от 5 марта 1992 года №2452, ст.45), а также Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 28 августа 1995 года №154 – ФЗ, статьи 5 и 15). Первый , из указанных выше законов, утратил силу с 19 октября 1999 года, в связи с вводом в действие нового Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184– ФЗ, где предусмотрена разработка и утверждение программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (статья 5г). На уровне регионов и муниципальных образований правовые основы использования данного метода, как правило, закрепляются в разделах законодательных актов, посвященных полномочиям органов законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня. Так в Нижегородской области закон «О местном самоуправлении» закрепляет в числе полномочий представительных органов местного самоуправления принятие программ развития муниципального образования и учреждения отчетов об их исполнении (ст.25). На уровне регионов-субъектов Федерации правовой основой для реализации программ являются, как правило, соответствующие решения законодательных органов, принимаемые по представлению губернатора области (главы Правительства, Президента республики). Ряд регионов успешно используют программной подход для решения сложных социально-экономических проблем территории. Муниципальные программы приобретают официальный статус после утверждения городским (районным) представительным органом.

Новым перспективным направлением применения программно- целевого метода в региональном развитии в условиях перехода экономики страны на рыночные принципы хозяйствования является формирование локальных экономических зон (или  особых экономических зон, территориально-производственных зон), являющихся эффективным средством  стимулирования развития проблемных территорий, развития внутри регионального производства, укрепления позиций территории в  рыночной среде. Формирование данных зон  предполагает создание для хозяйствующих  субъектов зоны особого преференциального  режима хозяйственной деятельности, благоприятного инвестиционного климата (кроме таможенных льгот) Инициаторами создания зон являются органы местного самоуправления соответствующих муниципальных  образований, принимавшие активное участие в разработке правовых основ  формирования данных зон в регионе. Разработанный законопроект определяет цели и задачи создания данных образований, особенности системы управления зоной, содержит перечень перспективных направлений специализации территории, программных мероприятий и инвестиционных проектов, участие в которых дает право на получение статуса резидента зоны и соответствующих льгот и гарантий. В Нижегородской области в настоящее время действуют семь территориально-производственных зон на базе существующих предприятий оборонной отрасли. Резиденты трех из них полностью  освобождены от налогов в части, поступающей в областной бюджет, остальные– на 75%.Правовая регламентация деятельности территориально-производственных зон осуществляется Постановлениями Законодательного собрания Нижегородской области о предоставлении соответствующих налоговых льгот. В развитии данного направления региональной экономической политики в Нижегородской области подготовлен законопроект «О локальных свободных экономических зонах», предусматривающих создание локальных зон, которые в отличии нынешних территориально-производственных должны формироваться не по производственному (на отдельных крупных предприятиях), а по территориальному признаку. 

 

 

 

 

Глава 2. Реализация региональной политики 

 

2.1. Основные направления  региональной политики

Региональная политика государства– это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны  в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и регионами, а также регионов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально– экономического развития страны. Для России, региональная политика, имеет исключительно важное значение : вследствие огромных различий природно– географических, социально– демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен. Характеризуя ситуацию в различных регионах России, можно выделить несколько региональных групп, имеющих специфические черты:

Первую группу составляют наименее стабильные регионы, где необходимы серьёзные государственные меры регулирования. Это регионы Северного  Кавказа для которых характерно: весьма слабая финансовая база – по размеру подушных налогов занимает последнее место в РФ (менее 50%  среднероссийского уровня), наиболее низкий уровень жизни, самая высокая концентрация беженцев, напряженная социально – психологическая обстановка, вызванная межнациональными конфликтами.

Во вторую группу входят регионы повышенного риска в  социальной сфере :– центр европейской части России (Севера – Западный, Центральный, Волго – Вятский, Центрально – Черноземный, Уральский районы). Для этих регионов общим является:  недостаточно приспособленная к требованиям рынка структура экономики;  глубокий спад промышленности; быстрое увеличение безработицы; высокие темпы депопуляция населения, чрезмерные техногенные нагрузки на окружающую среду. Несмотря на то, что здесь наблюдается меньшая, чем в первой группе регионов, напряженность, при резком всплеске безработицы она может быть усилена, и привести к негативным последствиям  для всей страны.

Третью группу представляют  регионы: Крайнего Севера и Дальнего  Востока, имеющие чрезвычайно острые специфические проблемы : остановка предприятий, вызванная ликвидаций или резким сокращением государственных дотаций, нарушение поставок сырья и оборудования; хронические неплатежи потребителей топлива, обострение проблем с завозом грузов, сверхвысокие цены на продукты питания и товары; резкое возрастание миграции, вызванное выше указанными обстоятельствами, а отсюда  «вымывание»  наиболее квалифицированных и мобильных кадров.

Напряженная социально-экономическая  ситуация в регионах, чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях - угроза самому существованию государства, ведущая к его распаду. Региональная политика, таким образом, призвана ослабить внутренние социальные направления, сохранить целостность и единство страны. 

 

 

 

2.2.Основные задачи  региональной политики

Задачи региональной политики, как правило, имеют инерционный, долговременный характер. Многие из них  переходили из прошлого, но трансформируются с учетом новых условий, меняют свои приоритеты, требуют новых подходов к их решению. Качественно новые  задачи региональной политики обусловлены  следующими обстоятельствами:

-Россия стала самостоятельным  государством, это принципиально  изменило геополитическое положение  многих российских регионов, условия  и задачи их экономического  и социального развития, связи  с другими регионами.

-изменилось соотношение  центрального и региональных  уровней управления.

-Федеральный договор  изменил принципы взаимоотношений  между Федерацией и её субъектами, расширил хозяйственную компетенцию  субъектов Федерации; вместе с  тем актуальной задачей стало  сохранение целостности России  как объекта государственной,  в том числе региональной, политики.

-произошел переход от  административной системы управления  к системе преимущественного  рыночного регулирования.

Стратегическими задачами регионального  развития в настоящее время являются:

-реконструкция экономики  старопромышленных регионов и крупных городах  агломерации путем  конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экономической обстановки;

-преодоление депрессивного  состояния агропромышленных регионов  Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; возрождение  малых городов и российских  сёл, ускорение восстановления  утраченной жизненной среды в  сельской местности, развитие  местной производственной и социальной  инфраструктуры, освоение заброшенных  сельскохозяйственных и иных  земельных угодий;

-стабилизация социально  – экономического положения в  регионах с экстремальными природными  условиями и преимущественно  сырьевой специализацией; создание  условий для возрождения малочисленных  народов (прежде всего это районы  Крайнего Севера и приравненные  к ним местности, горные районы );

-продолжение формирования  территориально – производственных  комплексов и промышленных узлов  в северных и восточных регионах  преимущественно за счет нецентрализованных  инвестиций и приоритетного развития  производств, с комплексным использованием  добываемого сырья, соблюдения  строгих экологических стандартов;

-стимулирования развития  экспортных и импортозамещающих  производств, в районах, имеющих  для этого наиболее благоприятные  условия; формирования свободных  экономических зон, а также  технополисов,  как региональных центров внедрения достижений науки. Ускорения экономического и социального прогресса;

-переспециализация  новых приграничных регионов;

-развитие межрегиональных  и региональных инфраструктурных  систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих  региональные, структурные сдвиги  и эффективность региональной  экономики;

-преодоление чрезмерного  отставания по уровню и качеству  жизни населения отдельных республик  и областей.

Таким образом, в региональной политике акценты переместились  с освоения новых районов на стабилизацию в них и преодоление депрессивного  состояния старых регионов, с ограничения  роста крупных городов на возрождение  малых городов и сельских поселений; изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления; появились новые проблемы– безработица, достигающая в некоторых регионах критического уровня; беженцы и вынужденные переселенцы; резкое ухудшение социально - экономической ситуации во многих регионах. В качестве особо важных следует выделить такие задачи, как:

-нормализация экономической  ситуации;

-адаптация беженцев и  вынужденных переселенцев, создание  новых рабочих мест и ускоренное  развитие социальной инфраструктуры  в регионах вселения;

-нормализация ситуации  в регионах с критическим положением  на рынке труда;

-решение проблемы «гиперурбанизации» устранение перегруженности крупных городов производственными объектами, населением, чрезмерной экологической нагрузки, перегруженности социальной инфраструктуры крупных городов.  

 

 

 

2.3. Методы проведения  региональной политики

Различают прямые и косвенные  методы проведения региональной политики. В первом случае государство активно  участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование  территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах  предпочтения и пр.) Во втором - государство  через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий  экономический “климат” в них  или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и для  управления миграционными потоками.

Методы прямого участия  государства в регулировании  регионального развития тесно связаны  с административными. В числе этих методов – осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы. Развитие рыночной экономики предполагает- применение методов экономического регулирования, включающих создание специальных фондов  регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведение политики субвенции (централизованные средства из федерального бюджета, выделяющееся региону лишь на достижение таких целей, которые невозможно решить за счет других источников финансирования– это преодоление последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций); решение критических социальных проблем, а также на реализацию государственных региональных программ для предприятий, находящихся, в сложных социально-экономических и экологических условиях; привлечение частных инвесторов для решения задач региональной политики; компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйственные субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями; предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями; установление льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих, важное значение- для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; введения регионально дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства; применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагоприятных регионах.

Информация о работе Региональная политика и региональные программы социально-экономического развития