Региональная политика и региональные программы социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:22, дипломная работа

Описание работы

Цель моей дипломной работы исследовать программно-целевой метод как один из инструментов государственного и муниципального регулирования развития экономики и социальной сферы, определить состав тех целей и задач развития региональной экономики, которые могут быть решены на каждом уровне управления программно-целевым. Исследовать правовую базу данного метода, а так же на основе анализа практики разработки, финансирования и реализации целевых программ определить преимущества программно-целевого метода и выявить основные проблемы, которые мешают его успешному проведению.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Правовая база региональной политики, разработки и реализации целевых программ
1.1. Федеральное законодательство 7
1.2.Региональное и муниципальное законодательство 10
Глава 2.Реализация региональной политики
2.1.Основные направления региональной политики 13
2.2 .Основные задачи региональной политики 14
2.3. Методы проведения региональной политики 17
Глава 3. Федеральные программы поддержки
регионов
3.1. Использование программно-целевого метода 19 3.2. Особенности и условия применения
программно-целевого метода 20
3.3.Объективная основа программного управления
в регионах 22
3.4.Преимущества и современные проблемы
использования программно-целевого подхода
в региональной политике 25
Глава 4. Целевые программы в Нижегородской
области
4.1.Практика разработки, финансирования и
реализации целевых программ 29
4.2.Программа развития свободных
экономических зон в Нижегородской области 34
4.3. Программа поддержки малого предпринимательства
в Нижегородской области 43
Заключение 52
Список литературы 59
Приложения 62

Файлы: 1 файл

пример.docx

— 144.22 Кб (Скачать файл)

-потенциальной возможностью  обеспечения общественного контроля, при формировании целей и задач  программного развития и использования  финансовых ресурсов (экспертиза, формирование  межведомственных комиссий по  их реализации и др.).

В настоящее время наблюдается  снижение роли региональных программ в политике Российской Федерации. Следует  отметить, что отдельные отечественные  экономисты все еще продолжают рассматривать  административно-правовые и рыночные механизмы развития экономики и  социальной сферы как несовместимые  между собой. Данное противопоставление искусственно, о чем свидетельствует  опыт программного регулирования в  странах рыночной экономикой. Отсюда одним из основных условий преодоления  кризиса и дальнейшего перехода к устойчивому развитию является использование программно-целевого метода, наряду с реализацией государственной  контрактной системы, являющейся одним  из главных инструментов современной  организации рынка. При таком  подходе на первый план выдвигаются  не формальные характеристики программного сектора экономики, такие как  общее число программ и т.д., а  заложенная в программном методе потенциальная возможность существенно  повысит эффективность государственного управления экономикой. Сейчас эта  возможность явно недооценивается. Причин здесь несколько:

-в либеральной экономической  теории аспект эффективности  однозначно связывается с действием  рыночного механизма, а не государства;

-государственное управление  экономикой отождествляется по  инерции с советской системой  отраслевого управления. Другие  его формы (как реализованные  в истории СССЗ – НЕП, военная  экономика времен Великой Отечественной  войны, «совнархозы», так и потенциально  возможные) практически не обсуждаются;

-цели федеральных и  региональных программ, как правило шире, чем получение максимума прибыли; поэтому любая из них может быть как не удовлетворяющая критерию коммерческой эффективности отвергнута;

-в реальной жизни государственные  ассигнования на программы в  столь незначительны, а управление  их реализацией так далеко  от подлинно программных принципов,  что практически отсутствуют  позитивные  примеры реализации в полном объеме. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

Глава 4. Целевые  программы Нижегородской области  

 

4.1. Практика разработки, финансирования и реализации  целевых программ

Характеризуя состояние  разработки и реализации региональных программ на уровне  субъектов Федерации, необходимо отметить принявшую повсеместных характер практику их создания– разрабатываются программы как комплексные , охватывающие все сферы территориального хозяйства, так и отраслевые , посвященные какой– либо одной отрасли; кроме того , встречаются программы,  посвященные проблемам группы отраслей (например; отраслям социальной инфраструктуры), а также программы, направленные на решение проблем внутри региональных поселений. Однако повсеместный характер попыток использования программного подхода сочетается с почти повсеместным его неверным толкованием. Корни данного явления уходят в практику использования программного метода в административно-командной экономике, когда разработка программы рассматривалась как средство привлечения бюджетных ресурсов вышестоящего уровня, а также связаны с подменой понятий– под «программой» может пониматься любой план мероприятий администрации или ее подразделений, как текущий, так и перспективный. В связи с этим представляется целесообразным вкратце остановиться на практике разработки региональных программ в Нижегородской области. Основными моментами практики использования программного подхода в области являются следующие:

-важными факторами, определяющими  необходимость программной разработки  проблемы на областном уровне  являются : стратегическая значимость проблемы для развития области, невозможность решения проблемы без концентрации ресурсов различной принадлежности и целевой поддержки со стороны Администрации области, необходимость координации межотраслевых связей для решения проблемы, высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, предлагаемых для реализации и обеспечивающих структурные сдвиги в экономике, значительный социальный, экономический, экологический эффект;

-в процессе разработки  и реализации областных целевых программ участвуют: инициатор программной разработки проблемы на областном уровне, государственный заказчик областной целевой программы, головной исполнитель областной целевой программы. Инициатор программной разработки проблемы на областном уровне – любое физическое или юридическое лицо, выходящее с предложением и обоснованием о программной разработке проблемы на областном уровне; государственный заказчик областной целевой программы – Администрация Нижегородской области; головной исполнитель областной целевой программы  -  комитет, управление, департамент администрации, другая организация, на которую возложена ответственность за своевременную подготовку и реализацию целевой программы, обеспечение эффективного использования средств, выделяемых на реализацию программы, функция координации действий, участников реализации утвержденной программы;

-головной исполнитель  программы направляет подготовленный  проект целевой программы с  пояснительной запиской, бизнес  – планом, социально экономическими  и технико-экономическими обоснованиями,  соглашениями (договорами) о намерениях  между государственным заказчиком  программы и предприятиями, организация,  подтверждающими финансирование  программы за счет внебюджетных  источников, предварительной  бюджетной заявкой  на предстоящий год в комитет по экономике Администрации области;

-комитет по экономике  направляет проект программы  на экспертизу и, кроме того  подготавливает свое заключение  по материалам программы, исходя  из следующих критериев; степень  приоритетности проблемы, предлагаемой  для программного  решения; обоснованность, комплексность и экологическая безопасность программных мероприятий, сроки их реализации; необходимость привлечения, в первую очередь, внебюджетных средств для реализации программы в увязке с возможностями её государственной поддержки за счет централизованных ресурсов; эффективность механизма осуществление программы; социально экономическую эффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации программы и ее влияние на структурную перестройку экономике области;

-после получения экспертизы  и комитета по экономике. Администрации  головной исполнитель представляет  проект целевой программы главе  Администрации области, целевые  программы, одобренные постановлением  главы Администрации области,  представляются на рассмотрение  Губернской   Думы; после утверждения Губернской Думой целевой программы и бюджетных ассигнований на ее реализацию в областном бюджете на очередной год головной исполнитель заключает с исполнителями программы договоры на выполнение работ. Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств областного бюджета, внебюджетных источников, средств местных бюджетов. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся:

-взносы участников реализации  программ, включая предприятия и  организации государственного и  негосударственного секторов экономики;

-целевые отчисления от  прибыли предприятий, заинтересованных  в осуществлении программ, кредиты  банков, средств фондов и общественных  организаций, частных и зарубежных  инвесторов, заинтересованных в  реализации программ (или ее отдельных  мероприятий), другие поступления;

-для осуществления целевых  программ могут создаться специальные  фонды. Источниками средств, направляемых  в эти фонды, являются: прибыль,  остающаяся в распоряжении предприятий  и организаций, средства областного и местного бюджетов, средства внебюджетных фондов и др.. Частные и иностранные инвесторы могут финансировать программы на основе долевого участия; привлечение иностранного капитала к реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях.

Эффективность практики использования программного метода в Нижегородской области обуславливается также четкой системой контроля за реализацией программ: головные исполнители программ направляют ежемесячно в комитет по экономике Администрации статическую, справочную и аналитическую информацию о реализации программ и кроме того, ежегодно, до 1 февраля в комитет по экономике– доклады о ходе работ по программам и использовании средств за истекший год. Комитет по экономике с участием головных исполнителей программ, администрации городов и районов организует контрольные проверки хода реализации программ. По данным отчетности и контрольных проверок комитета по экономике подготавливает и представляет главе Администрации области доклад о ходе реализации областных целевых программ за отчетный год.

В процессе использования  программно-целевого подхода в практике работы администрации г. Н. Новгорода был пройден ряд этапов. Первоначально (до 1998 года) программа социально-экономического развития г. Н. Новгорода понималась как план деятельности Администрации города. Далее программа стала рассматриваться как документ, формируемый с учетом интересов всех субъектов экономических отношений на территории города (населения, предприятий и организаций, органов власти). В связи с этим, при разработке программы на 1998-2000 годы в основу был положен подход, предусматривающий определение целей программы на основе потребностей населения города с учетом имеющихся у города ресурсных возможностей. В структуре программы был выделен целевой блок, отражающий цели и направления развития города. В этом же блоке отражены способы их достижения. Далее в программе следует блок, посвященный мерам, направленный на экономическое развитие города: мерам по регулированию экономической деятельности на территории города; стимулирование инвестиционной деятельности; развитие межтерриториальных и внешнеэкономических связей. Центральным в программе является блок, посвященный повышению качества жизни населения. Он включает комплекс направлений:

-содействие занятости  населения и охрана труда;

-улучшение среды обитания, включающее охрану окружающей  среды, охрану общественного порядка  и обеспечение безопасности;

-улучшение состояние  здоровья населения, предусматривающее  развитие здравоохранение и обеспечение  санитарно-эпидемиологического благополучия  населения, а также меры содействия  здоровому образу жизни;

-создание условий для  повышения культурного уровня  населения;

-оказание социальной  поддержки отдельным категориям  граждан (пенсионеры, дети, молодежь, женщины и планирование семьи).

Следующий блок отражает меры по развитию городского хозяйства и  сферы услуг, включая жилищно-коммунальное хозяйство, городской транспорт, торговлю и бытовое обслуживание. В этом же блоке рассматриваются вопросы  лицензионной деятельности и защиты прав потребителей.

Заключительный блок посвящен вопросам организационного, ресурсного и нормативного обеспечения программы, а также корректировке программы, т.е. механизмам обратной связи, позволяющим  обеспечить адекватную реакцию на отклонения, возникающие в ходе реализации программы. Последнее является прогрессивным  моментом программы, поскольку существовавшая ранее в стране практика (на всех уровнях управления - федеральном, региональном и т.д.) вопросы управления реализацией  программ, как правило, оставляла  без внимания. Данный блок предусматривает  разработку и проведение мероприятий  по решению проблем, выявленных в  процессе реализации программы, уточнение  направлений социально-экономического развития, корректировку целей, задач, сроков и других показателей. Очевидно, что нынешний этап освоения программного метода администрацией города свидетельствует  о значительном продвижении в  понимании его сути; но вместе с  тем еще остаются упущенными существенные моменты, требующие дальнейшего  освоения. Так, в программе отсутствует  важнейший раздел, содержащий обоснование  применения программного метода для  решения тех или иных проблем  территории. Из приведенной структуры  программы можно сделать вывод, что буквально все вопросы  социально-экономической жизни города решаются программным путем. Но, во-первых, все ли они нуждаются именно в  программном решении, а во вторых, действительно ли используется программный метод или под словом “программный” происходит повседневная деятельность подразделений администрации.

Отсюда следует, что документ, отражающий задачи социально-экономического развития территориального образования, должен включать не все поле деятельности под названием “программа, а состоять из следующих частей : концептуальной, в составе которой должны быть названы проблемы, требующие решения программным способом; программной, содержащей программные решения данных проблем, а также не программный раздел – план (прогноз) деятельности администрации на предстоящий год, увязанный с бюджетными ресурсами. 

 

 

 

4.2. Программа развития свободных экономических зон в Нижегородской области

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

И РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВОБОДНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

Программа развития свободных  экономических зон в Нижегородской  области (далее- Программа) является региональной программой, разработанной в соответствии с соглашением от 8 июня 1996 года между Правительством Российской Федерации и  администрацией Нижегородской области  о разграничении полномочий в инвестиционной деятельности и структурной политике; на основании распоряжения губернатора Нижегородской области от 28 июня 1996 года N 856-р "О мероприятиях по реализации соглашений между правительством РФ и администрацией Нижегородской области" и распоряжения администрации Нижегородской области от 30 октября 1997 года N 1609-р "О порядке разработки программы развития свободных экономических зон в Нижегородской области".

Информация о работе Региональная политика и региональные программы социально-экономического развития