Региональная политика и региональные программы социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:22, дипломная работа

Описание работы

Цель моей дипломной работы исследовать программно-целевой метод как один из инструментов государственного и муниципального регулирования развития экономики и социальной сферы, определить состав тех целей и задач развития региональной экономики, которые могут быть решены на каждом уровне управления программно-целевым. Исследовать правовую базу данного метода, а так же на основе анализа практики разработки, финансирования и реализации целевых программ определить преимущества программно-целевого метода и выявить основные проблемы, которые мешают его успешному проведению.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Правовая база региональной политики, разработки и реализации целевых программ
1.1. Федеральное законодательство 7
1.2.Региональное и муниципальное законодательство 10
Глава 2.Реализация региональной политики
2.1.Основные направления региональной политики 13
2.2 .Основные задачи региональной политики 14
2.3. Методы проведения региональной политики 17
Глава 3. Федеральные программы поддержки
регионов
3.1. Использование программно-целевого метода 19 3.2. Особенности и условия применения
программно-целевого метода 20
3.3.Объективная основа программного управления
в регионах 22
3.4.Преимущества и современные проблемы
использования программно-целевого подхода
в региональной политике 25
Глава 4. Целевые программы в Нижегородской
области
4.1.Практика разработки, финансирования и
реализации целевых программ 29
4.2.Программа развития свободных
экономических зон в Нижегородской области 34
4.3. Программа поддержки малого предпринимательства
в Нижегородской области 43
Заключение 52
Список литературы 59
Приложения 62

Файлы: 1 файл

пример.docx

— 144.22 Кб (Скачать файл)

-ГП Завод "Электромаш" г. Н. Новгород;

-ГП "Правдинский завод  радиорелейной аппаратуры" г. Балахна;

-ГП "Агат" г. Кстово;

-промплощадки ОАО "Русич" г. Кулебаки.

Вышеуказанное решение утверждено губернатором области и в соответствии с постановлением Законодательного Собрания области от 28.03.98 г. N 89 вышеуказанные  ТПЗ образованы с 1 апреля 1998 года сроком на 5 лет.

Основные экономические  показатели развития, вновь создаваемых ТПЗ, представлены в приложении  таб. № 3 (стр.68).

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЗДАНИЯ СЭЗ

На этапе подготовки Программы  были разработаны и проведены  ТЭО создания каждой ТПЗ и ЗСП. Определялась как экономическая, так  и социальная, и бюджетная эффективность  создания СЭЗ. Бюджетная эффективность  определялась по разным уровням власти в зависимости от объема предоставляемых  налоговых льгот (50, 75, 100%). 

 

4.3.Программа поддержки  малого предпринимательства в

Нижегородской области  на 2000-2001 г.г.

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы  хозяйства, без которого экономика  и общество в целом не могут  нормально существовать и развиваться. Важным компонентом в функционировании экономического механизма страны с развитой рыночной системой является малое предпринимательство, представляющее собой наиболее массовую, динамичную и гибкую форму организации предприятий.

Факторы , определяющие особую роль МП в условиях современного российского общества - энергичное развитие сектора МП может быть единственным источником реальной реструктуризации общества, обеспечивающей переход всего хозяйства страны на рельсы эффективно работающей в интересах всего населения рыночной экономики; развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни; занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний потенциал личности; сектор МП имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в целом по стране и в отдельных регионах; - массовое развитие МП способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМ

На 1.10.99 г. в Нижегородской  области насчитывается более 90 тыс. субъектов МП, из них около 16 тыс. малых предприятий со статусом юридического лица и около 75 тысячи индивидуальных предпринимателей. Среднесписочная  численность работающих в них  составила 330 тыс. чел. В бюджеты всех уровней от субъектов МП области  выплачено около 9% от всех налоговых  поступлений.

Структура МП области, сложившаяся  на конец 1999 г.:

-52% торговля и общественное  питание;

-18% строительство;

-13% промышленность;

-3% бытовые услуги;

-14% другие виды деятельности.

К концу 1999 г. завершился первый этап развития малого предпринимательства  в России- этап зарождения малых предпринимательских структур и увеличения числа занятых с сфере малого бизнеса (1991 г.10% трудоспособного населения Нижегородской области, 1999 г. - 35%), накопления капитала и трансформации в сфере деятельности МП (1991 г. - 90% МП занимались торгово - закупочной деятельностью). За прошедшее время  были созданы начальные правовые условия для развития МП. В Нижегородской области приняты и действуют законы и постановления:

-"О государственной  поддержке малого предпринимательства",  "Об областном заказе на 1999 г. ",

-"О введении единого  налога на вмененный доход",

-"О мерах по преодолению  административных барьеров при  развитии предпринимательства"  и др. В области создана инфраструктура  поддержки предпринимательства  - фонды, лизинговые компании (НЛК  и МЛЦ), учебно-деловые центры, центры  поддержки предпринимательства  в городах и районных центрах  области - Арзамас, Балахна, Выкса,  Вознесенск, Дзержинск, Лукоянов, Лысково, Н. Новгород; Палата малого предпринимательства и ремесел. Общественные организации предпринимателей действуют сегодня в г. Н. Новгороде и его районах, в 16 районах Нижегородской области. Получила дальнейшее развитие система информационной поддержки предпринимательства (специализированные СМИ, сервер поддержки предпринимательства с выходом в Интернет, создан Межрегиональный маркетинговый центр, объединяющий специализированные информационные базы данных 50 регионов РФ). На регулярной основе проводятся выставки - ярмарки продукции МП.

Среди скопившихся к настоящему времени проблем, отрицательно влияющих на развитие малого бизнеса, можно выделить следующие :

-недостаточная законодательная  база, ее нестабильность, последовательность  в ее применении, разнобой в  региональном законодательстве;

-сложная экономическая  обстановка, инфляционные скачки, высокие  и часто меняющиеся кредитные  ставки, ненадежность банков и  других финансовых институтов;

-несовершенство механизма  государственной поддержки малого  предпринимательства; непоследовательность  в реализации мер по поддержке  МП; разрастание административных  барьеров (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля  и разрешительной практики, регулирование  арендных отношений и т. д.).

Решение этих проблем, нейтрализация (смягчение) действия отрицательных  факторов- важнейшая задача органов государственной власти всех уровней, общественных организаций и союзов предпринимателей, самих предпринимателей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Государственная политика в  сфере отношений с малым бизнесом должна в первую очередь решать 3 основные задачи:

-обеспечение благоприятных  и стабильных условий для его  функционирования;

-оказание поддержки тем,  кто начинает предпринимательскую  деятельность и развивает собственное  дело;

-обеспечение защиты прав  и безопасности личности, имущества  и собственности.

Решение вышеназванных проблем  определяет цели и задачи Программы  поддержки предпринимательства  в Нижегородской области на 2000-2001 г. г.

Цель Программы - оптимизация  системы государственной поддержки  предпринимательства и обеспечение  условий развития малого бизнеса  в качестве источника создания новых рабочих мест, развития территорий и секторов экономики. Основными задачами Программы являются:

-поддержка малого бизнеса  в приоритетных сферах (отраслях) с учетом социально - экономического  уровня развития районов и  городов области;

-оптимизация нормативно - правовой базы развития предпринимательства,  в том числе налогового законодательства, стимулирующего развитие МП;

-развитие прогрессивных  финансовых технологий;

-оптимизация деятельности  существующей инфраструктуры государственной  поддержки предпринимательства  на территории области;

-создание территориальных  инфраструктурных комплексов (информационно  консалтинговые центры, технопарки, бизнес инкубаторы, учебно -деловые центры), содействие в создании и организации деятельности общественных объединений и ассоциаций предпринимателей.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И  УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

Орган программно - целевого управления - департамент поддержки  и развития предпринимательства  администрации Нижегородской области. Руководитель программы - директор департамента Буланов В. А.

Привлечение государственных  средств (областного и федерального бюджета) - через механизм ГУП "Фонд поддержки малого предпринимательства  Нижегородской области". Контроль, за расходованием государственных средств, осуществляется Попечительским советом Фонда, состав которого утверждается губернатором области.

КООРДИНАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ  МЕРОПРИЯТИЙ .

В настоящей Программе  выделено восемь разделов основных мероприятий:

1.Нормативно - правовое обеспечение.

2.Информационное обеспечение  развития предпринимательства.

3.Развитие инфраструктуры  поддержки предпринимательства.

4.Инвестиционная и кредитно - финансовая поддержка.

5.Реализация приоритетных  направлений деятельности.

6.Взаимодействие со СМИ  и пропаганда предпринимательской  деятельности.

7.Содействие в создании  и организации деятельности общественных  объединений и ассоциаций предпринимателей.

8.Научно - методическое и  кадровое обеспечение развития  предпринимательства.

Данная структура Программы  обеспечивает преемственность развития системы государственной поддержки  в интересах малого бизнеса, причем в каждом направлении предусматриваются  свои цели, ставятся определенные задачи и реализуются программные мероприятия. Такой принцип позволяет выбирать и изменять стратегию реализации Программы при разном ресурсном  обеспечении. В максимальном варианте бюджетного финансирования будут задействованы  все направления и мероприятия, в минимальном - только те, которые  являются необходимыми.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Основой ресурсного обеспечения  развития предпринимательства и  реализации программ поддержки предпринимательства  должно стать выделение по стабильным нормативам средств регионального  и местного бюджетов. При этом ,средства из государственного бюджета на реализацию предпринимательских проектов в приоритетных для области и районов направлениях должны выделяться при безусловном конкурсном распределении ресурсов на паритетной с предпринимателями основе и, преимущественно, в форме гарантий и участия в создании страховых фондов. Финансовое обеспечение Программы:

-выделение ежегодных  бюджетных ассигнований на цели  развития и поддержки малого  предпринимательства в области  до 1% от доходной части бюджета  через механизм финансирования  ГУП "Фонд поддержки малого  предпринимательства Нижегородской  области";

-привлечение на паритетной  основе средств Федерального  бюджета для финансирования приоритетных  мероприятий Программы и социально  - значимых предпринимательских  проектов;

-активное привлечение  средств внебюджетных фондов, в  том числе средств Фонда занятости,  средств фонда АПК с целью  развития лизинга в сельском  хозяйстве;

-активное привлечение  средств коммерческих банков, инвестиционных  фондов, в том числе международных  и зарубежных, собственных средств предпринимательских структур и организаций, участвующих в реализации Программы.

Всего потребность в финансовых средствах на реализацию мероприятий  Программы составит 181925 тыс. руб., в  том числе:49600 тыс. руб. из областного бюджета 55000 тыс. руб. из федерального бюджета, 75855 тыс. руб. из средств предпринимателей, и других внебюджетных источников.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Эффективность реализации Программ определяется как внешними причинами - прозрачность, стабильность нормативно - правового поля и экономической  ситуации в стране, так и наполнением  Программы финансами из областного, местных бюджетов и внебюджетных источников.

При существующих тенденциях к концу программного периода  можно ожидать:

-активное вовлечение  субъектов МП в решение задач  по социально - экономическому  развитию территорий,

-создание дополнительно  до 20 тыс. рабочих мест;

-рост производства продукции  (услуг) на 3% в год;

-увеличение налоговых  поступлений в бюджеты всех  уровней от предприятий сферы  МП до 20%;

-трансформация сфер деятельности  в сторону увеличения производства  товаров и оказания услуг, предполагаемая  структура предпринимательских  структур, действующих на территории  Нижегородской области к первому  полугодию 2002 года : промышленность - 20% , строительство - 20 % , услуги (в т. ч. бытовые) - 15% , торговля и общественное питание - 40%; другие виды деятельности - 5 % ;

-насыщение региональных  и местных рынков товарами  и услугами отечественных производителей;

-формирование среднего  класса, способствующего социально  - политической стабильности общества.

Создаются условия для  выхода предпринимателей из теневой  экономики, снижения территориальных  и отраслевых диспропорций развития малого предпринимательства. Проводится работа по пропаганде предпринимательской  деятельности и роста авторитета предпринимательства у населения, профессия предпринимателя начинает входить в число приоритетных, малый бизнес получил новый стимул к развитию. В области развивается комплексная стабильно функционирующая государственно-общественная система поддержки предпринимательства, в которой  представлены:

-Департамент поддержки  и развития предпринимательства  Администрации области;

Информация о работе Региональная политика и региональные программы социально-экономического развития