Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг. Статистический анализ основных показателей деятельности информаци

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время рынок информационных услуг активно развивается. Информационные ресурсы пронизывают всю экономику нашей страны, подобно нервной системе человека. Я считаю, что информация играет одну из самых важнейших ролей в успешном процветании экономики страны. Именно поэтому я решила рассмотреть в качестве курсовой работы роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг, взглянуть на него изнутри и показать принцип его действия. Так же я считаю целесообразным проанализировать всю деятельность рынка информационных услуг и показать все заслуги это фактора производства наглядно. И самое главное: показать всю значимость информации не только для экономики страны в целом, но и для её составляющих.

Содержание работы

Введение 3
1. Информационный рынок 7
1. Основные понятия и категории современного информационного рынка 7
2. Объектно-субъектный состав информационного рынка 18
3. Формирование и взаимодействие спроса и предложения на информационном рынке..25
2. Статистический анализ основных показателей деятельности информационного рынка..37
Заключение 42
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

Рынок информационных услуг.docx

— 132.24 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова

Кафедра экономической  теории

Кафедра статистики

Кафедра информационных технологий

Междисциплинарная курсовая работа

на тему:

Роль информации в современной экономике и  рынок информационных услуг. Статистический анализ основных показателей деятельности информационного рынка

Баранова Анастасия

Факультет менеджмента

Группа № 1120

Научные руководители:

к.э.н., ассистент  кафедры «Экономическая теория»  Cигарёв А.В.

к.э.н., доцент кафедры  «Статистика» Голодов С.В.

ст. преподаватель  кафедры информационных технологий Пахомов А.В.

Москва 2010 г.

План:

Введение 3

1. Информационный рынок  7

  1. Основные понятия и категории современного информационного рынка 7
  2. Объектно-субъектный состав информационного рынка 18
  3. Формирование и взаимодействие спроса и предложения на информационном рынке..25

2. Статистический анализ  основных показателей деятельности  информационного рынка..37

Заключение 42

Список литературы 44

Введение

Слово информация происходит от латинского informatio - разъяснение, изложение - и до начала двадцатого века использовалось в значении сведений, передаваемых людьми устно или письменно с помощью условных сигналов, в качестве которых выступали различные языки человеческого общения. Письменные сообщения, или вернее использование различных природных предметов, для передачи информации друг другу люди начали применять в глубокой древности. Камни, раковины, зарубки на деревьях, сложенные, или нанесенные определенным условленным порядком, являлись первыми попытками человека расширить свои возможности по передаче информации.

Понятие "информация" сегодня  употребляется повсеместно. Трудно найти такую отрасль знаний, где  бы оно не использовалось. Огромные информационные потоки буквально захлестывают людей. Объем научных знаний, например, по оценке специалистов, удваивается  каждые пять лет.

Информация так же стала  рассматриваться как фактор производства в результате совершенствования  компьютерных технологий и создания всемирной информационной системы - Интернета. Доступ к информационным базам данных, быстрое общение  с партнёрами на другом конце мира, компактное хранение и доступ к текущим  цифрам и фактам - всё это помогает ведению бизнеса. Таким образом  информация стала ценным ресурсом для  успешного процветания экономики  страны. А человек, в свою очередь, обладает недюжинным талантом продавать  всё, что представляет собой ценность в той или иной мере. В связи  с этим, появляется понятие информации как товара. В большинстве своем производство информационных товаров и услуг предназначено для продажи их на рынке. Чтобы это произошло, информационные продукты должны обладать свойствами товара. Это означает, что они должны обладать потребительной стоимостью и ценой. Потребительная стоимость информационных продуктов определяется их способностью удовлетворить потребности человека, осуществлять определённые функции. Информационные товары так же получили своё место на всемирном рынке -рынок информационных услуг (совокупность экономических, правовых и организационных отношений, возникающих в процессе производства, обмена, потребления и защиты информации в товарной форме).

В настоящее время рынок  информационных услуг активно развивается. Информационные ресурсы пронизывают  всю экономику нашей страны, подобно  нервной системе человека. Я  считаю, что информация играет одну из самых важнейших ролей в успешном процветании экономики страны. Именно поэтому я решила рассмотреть в качестве курсовой работы роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг, взглянуть на него изнутри и показать принцип его действия. Так же я считаю целесообразным проанализировать всю деятельность рынка информационных услуг и показать все заслуги это фактора производства наглядно. И самое главное: показать всю значимость информации не только для экономики страны в целом, но и для её составляющих.

Современную рыночную экономику  можно охарактеризовать как производство конкурентоспособно ориентированной  на потребителя продукция ее продажу  на основе частично регулируемой торговли. Для обеспечения потребностей и  снижения конкурентного риска процесс  принятия решения должен быть достаточно полно обеспечен информацией.

Государство активно участвует  в информационном процессе, формируя информационную политику регулируя  отношения на информационном рынке, определяя нерыночный доступ к информационному  продукту частично погашая проблему информационного неравенства. Для  выполнения своих функций государство  использует ресурсы, поступающие в  виде налогов фирм и домашних хозяйств.

В рыночных условиях, когда  фактор времени приобретает решающее значение, особенно важно использование  информации на современных носителях  в режиме реального времени.

Информация выступает  сырьем для принятия решения. Вся  масса экономической информации объединяет воспроизводственный процесс  в единую информационную систему  потоками информации, которые, отражая  материальные потоки, ложатся в основу принятия решения как способа  существования всех экономических  субъектов рыночного хозяйства. Следовательно, можно сказать, что  рыночная экономика информативна по своей сути.

В реальном мире поведение  экономического субъекта находится  в зависимости от факторов риска, неопределенности, внешних воздействий.

В этих условиях субъекту необходимы многообразные, в том числе неценовые, сигналы. Ради будущей прибыли он готов сегодня тратить деньги на получение информации, отражающей разнообразную картину сегодняшнего дня, дающую возможность моделирования завтрашней ситуации, информации, позволяющей принимать оптимальные решения в перманентно изменяющихся условиях рыночной экономики.

Решение принимается на основе сравнения вариантов и выбора из них наилучшего по соотношению  затрат ресурсов и прогнозируемого  эффекта, процесс принятия решения  предстает в форме получения  и преобразования информации.

Информация обо всех подлежащих учету обстоятельствах никогда  не существует в концентрированной  или целостной форме, но исключительно  в виде разрозненных частиц неполной и зачастую противоречивой информации, которыми обладают все отдельно взятые индивидуумы. Отсюда невозможность  представления полной объективной  информационной структуры.

Полнота информационной структуры  оценивается принимающим решение  субъектом. Для пополнения недостающих  параметров возможно получение информации от других или самообслуживание на базе собственного опыта или домыслов. Субъект оценивает входную информацию как полезную или бесполезную  с точки зрения пополнения имеющейся  у него информационной структуры. Информация, не влияющая на принятие решения не просто бесполезна, а вредна, ибо  создает "информационный шум" (физические или информационные помехи, искажающие смысл получаемого информационного  сигнала). Обычно сочетается избыток  ненужной и недостаток полезной информации.

Естественно, что ценность информации характеризуется ценностью  самого решения, определяющейся результатами его реализации, а также степенью влияния информации на принимаемое  решение. Ценность информации зависит  от способа и скорости ее передачи, а также от достоверности и  надежности. При этом скорость передачи и обработки, надежность, в свою очередь, зависят от технический возможностей источников, средств передачи и обработки  информации, достоверность характеризует  степень соответствия процессу или  объекту, который информация отображает.

Информация может быть одновременно достоверной и надёжной, но не полной. Или полной, но не достоверной  и т.д. Избыточность позволяет повысить надежность и достоверность за счет увеличения объемов сообщения без  увеличения его информационной ценности. Зависимость между ценностью  и объемом сообщений носит  нелинейный характер: подчас краткое сообщение из одной - двух фраз имеет неизмеримо большую ценность чем многостраничный текст.

Рациональное поведение  экономического субъекта должно быть нацелено на поиск, "удовлетворительного  результата". Таким образом, рациональное поведение есть поведение минимизации  издержек на информационное обеспечение.

Дж.Дж. Стиглер, говоря о проблеме преодоления неопределенности, также  касается вопроса издержек информационного  поиска, при этом используя интересное сравнение: "Неосведомленность подобна  холодам: при достаточных расходах мороз может стать терпимым или  даже приятным, но было бы чрезмерно  дорого полностью устранить все  воздействия холода".

Рыночные отношения, изменение  структуры управления обусловливают  трансформацию потоков информации, изменение требований к содержанию и качеству планово-экономических  задач. В то же время рынок предъявляет  свой вызов адекватности информационной структуры.

Таким образом, принятие решения  о моделях поведения, определение  целей субъектов рынка, анализ конкурентной борьбы и экономической ситуации делают информацию непременным условием функционирования рыночной экономики. По мнению Ф. Хайека, именно информация, содержащаяся в производстве товарах  и услугах, выступает в качестве языка экономики, деньги же могут  трактоваться лишь часть информации.

1. Информационный  рынок

1.1. Основные понятия  и категории современного информационного  рынка

В зависимости от области  знания, в которой проводилось  исследование, информация получила множество  определений: информация - это обозначение  содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к  нему (Н. Винер); это отрицание энтропии (Л. Бреллюэн); это коммуникация и  связь, в процессе которой устраняется  неопределенность (К. Шеннон); это передача разнообразия (У. Р. Эшби); это мера сложности структур (X. Моль); это вероятность выбора (А. М. Яглом и И. М. Яглом) и т. д. Каждое из определений раскрывает ту или иную грань этого понятия.

При анализе различных  определений можно заметить две  общие черты: 1) информация всегда связывается  с процессом, движением; 2) информация способствует прояснению ситуации.

Информация в ее самом  обыденном смысле всегда играла решающую роль в деятельности человека. В  отличие от высших животных, осуществляющих порой довольно сложную деятельность на основе информации, хранящейся, вырабатываемой и передаваемой в основном с помощью  биофизических структур, деятельность человека по мере его развития в  возрастающей степени регулируется знаниями, то есть особой небиологической  формой информации. Они хранятся, вырабатываются и передаются с помощью символических  языковых систем, в форме абстракций, дескрипций, предписаний, норм и правил, то есть в структурах культуры и цивилизации. Достигнув определенного уровня и объема, знания начинают выполнять роль директивных матриц деятельности и играют роль ее регуляторов.

По мере усложнения человеческой деятельности объем знании, требуемых  для ее реализации, резко возрастает. В традиционных обществах с медленным  изменением техники и технологии относительно небольшой объем знаний, обеспечивающих бесперебойное осуществление  соответствующей деятельности, передается от поколения к поколению без  существенных изменений. С переходом  к современной стадии развития, характеризующейся  нарастающим темпом технических  и технологических инноваций, объем  знаний, необходимых для их обоснования, разработки, реализации и распространения, должен расти экспоненциально (иными словами, в соответствии с ростом показательной функции у = ех). Подсчитано, что для увеличения объема материального производства в 2 раза необходимо четырехкратное возрастание объема обеспечивающей его информации. В некоторых видах деятельности эта кривая экспоненциального роста информации, по-видимому, значительно круче. Еще несколько десятилетий назад объем научной информации, необходимой для решения технологических и социальных проб удваивался каждые 7-10 лет, а в 90-х гг. XX в. такое удвоение происходит за 1-2 года. В современных условиях отсутствие необходимых знаний может оказаться непреодолимым препятствием социального и научно-технологического прогресса. Для преодоления когнитивного (познавательного) дефицита традиционные методы освоения знаний человеком совершенно непригодны.

В этих условиях информация (по крайней мере в наиболее развитых странах), обеспечивающая жизненно и  исторически важные направления  деятельности человека, превращается в наиболее ценный продукт и основной товар, суммарная стоимость которого постепенно начинает приближаться к  суммарной стоимости продуктов  материального производства, а в  недалеком будущем должна ее превзойти. Эго не означает, что материальное производство отодвигается на второй план. Речь идет о том, что для  обеспечения нормального ресурсосберегающего  производства материальных благ необходимо применять принципиально новую  технологию, гарантирующую экспоненциальный прирост знаний, их эффективный поиск, хранение, распространение и внедрение. Все предшествующие изменения в  производстве касались лишь способов ее фиксации, тиражирования и распространения. Это достигалось с созданием  письменности, книгопечатания и телефона, телеграфа, радио, телевидения и  т. д. Однако все эти технологии не касались самого процесса создания, переработки  и смысловой трансформации знания. Интеллектуальная деятельность до последнего времени осуществлялась, так сказать, «вручную».

Информация выходит на первое место среди традиционных факторов производства. Рост значения информации настолько стремителен, что к началу 1995 г. в американской экономике «при помощи» информации производилось около трех четвертей  добавленной стоимости, создаваемой  в промышленности.

Информация становится приоритетным фактором производства, увеличивается  потребность в ней, она перестает  быть бесплатным товаром. Однако большая  часть циркулирующей в обществе информации потребляется как общественное благо, затраты на подготовку и распространение  которого государство берет на себя. Это означает, что эта часть  информации отвечает двум характерным  свойствам общественного блага, а именно:

  • несоперничество: увеличение числа потребителей не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них;
  • неисключаемость: ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.

Действительно, во-первых, информация и знания не убывают по мере их использования, так как их использование не ограничивает возможностей других потребителей синхронно  применять для собственных целей  ту же самую информацию, которая  долговечна и сохраняет полезность после потребления. Приобретение некоего  объема знаний никоим образом не уменьшает  способности другого человека приобрести эти же знания, чего не скажешь, например, о порции мороженного или о  месте в автобусе.

Информация о работе Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг. Статистический анализ основных показателей деятельности информаци