Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг. Статистический анализ основных показателей деятельности информаци

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время рынок информационных услуг активно развивается. Информационные ресурсы пронизывают всю экономику нашей страны, подобно нервной системе человека. Я считаю, что информация играет одну из самых важнейших ролей в успешном процветании экономики страны. Именно поэтому я решила рассмотреть в качестве курсовой работы роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг, взглянуть на него изнутри и показать принцип его действия. Так же я считаю целесообразным проанализировать всю деятельность рынка информационных услуг и показать все заслуги это фактора производства наглядно. И самое главное: показать всю значимость информации не только для экономики страны в целом, но и для её составляющих.

Содержание работы

Введение 3
1. Информационный рынок 7
1. Основные понятия и категории современного информационного рынка 7
2. Объектно-субъектный состав информационного рынка 18
3. Формирование и взаимодействие спроса и предложения на информационном рынке..25
2. Статистический анализ основных показателей деятельности информационного рынка..37
Заключение 42
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

Рынок информационных услуг.docx

— 132.24 Кб (Скачать файл)

Таким образом, объектами  рынка информации являются непосредственно  информация, а также информационные продукты и услуги, вещественные носители информации и искусственные проводники информации. Субъектами информационного  рынка выступают лица, участвующие  в процессе создания, хранения, преобразования передачи и получения информации. Ими являются собственники, потребители  производители, хранители информации и информационные посредники. Экономическими интересами, которые определяют поведение  потребителей на информационном рынке  при покупке информации, являются стремления снизить неопределенность, риск, повысить возможность принятия обоснованных решений. Покупателями информации в большинстве случаев выступают  юридические лица - правительственные  органы, солидные общественные организации, корпорации, крупные фирмы. Экономические  интересы собственников (производителей) информации при ее продаже на рынке  определяются желанием возместить затраты  на ее производство и получить прибыль. Особенностями функционирования рынка информации являются:

  • издержки производства товара «информация», представляющие нижнюю границу цены, назначенной продавцом, зачастую не покрывают назначенной цены;
  • цены на информацию зависят также от тарифов на услуги связи и на услуги использования сетей передачи данных;
  • в производстве информации нет прямой связи между материальными затратами на ее получение и ценностью полученного продукта;
  • информация не является товаром массового спроса;
  • величина спроса определяется двумя группами неценовых субъективных факторов: а) риск, новизна, достоверность, полнота; б) своевременность, приемлемая форма подачи информации, конфиденциальность (наличие/отсутствие копий);

- особенностью производства (и предложения) информации является  существенное 
преобладание в структуре его затрат доли живого труда;

- предложение информации  слабо зависит от такого фактора,  как производительность 
используемых ресурсов, хотя нельзя сказать, что субъекты рынка им пренебрегают;

ценовые ожидания и фискальная политика практически никак не влияют на поведение продавцов, а особенно покупателей;

- объем производства у  каждого индивидуального продавца  меняться не может, так 
как любую информацию можно создать лишь один раз;

цена предложения сдерживается часто таким субъективным моментом, как нежелание потребителя воспринимать новую информацию;

  • фактор вкусов и предпочтений на покупателей информации влияния практически не оказывает;
  • конкуренция среди продавцов информации идет по таким показателям, как скорость, достоверность, полнота, конфиденциальность, форма подачи;

ценообразование на данном рынке определяется теми же факторами: риск, достоверность, новизна, своевременность, приемлемая форма подачи и конфиденциальность. Кроме этого, на уровень цен влияют и факторы субъективного характера: отношение покупателя к риску, его  оценки возможных размеров потерь и  возможности их компенсировать.

Эти характерные для информационного  рынка особенности предложения, спроса, ценообразования и определяют основные отличия функционирования информационного рынка по сравнению  с рынками материальных продуктов.

2. Статистический  анализ основных показателей  деятельности информационного рынка

На современном этапе  развития мировой экономики информация становится важнейшим фактором экономического роста. Происходит информатизация экономики, т. е. информация превращается в экономический  ресурс первостепенного значения.

Как и при использовании  традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся  информационные ресурсы, сколько они  стоят, кто ими владеет, кто в  них нуждается, насколько они  доступны. Ответы на эти вопросы  можно получить при наличии рынка  информационных продуктов и услуг.

в настоящее время существует много определений понятий «информационный  рынок» и «структура информационного  рынка». Так, отдельные авторы понимают рынок как совокупность средств  массовой информации разных типов в  отдельном регионе, государстве, предлагающих различный информационный продукт  для сегментированной по интересам  и потребностям аудитории.

Наиболее полная структура  информационного рынка предложена С. М. Гуревичем . Однако и в ней  есть определенные недостатки: 1) главную  роль в своих секторах автор отводит  СМИ, не затрагивая непериодические  издания как источник информации . 2) в рынок периодических изданий  он включает не только рынок прессы, но и аудиовизуальные, электронные  СМИ и издания информационных агентств.

С учетом этого предложена была разработана следующая структура  информационного рынка (рис. 1).

1 - финансовый рынок; 2 - рынок  материалов; 3 - рынок техники; 4 - издательский  рынок; 5 - рынок рабочей силы; 6 - рынок  информации; 7 - рекламный рынок; 8 - пресса

(газеты, журналы, еженедельники); 9 - аудиовизуальные СМИ (ТВ, радио); 10 -электронные СМИ (Интернет - СМИ  и др.); 11 - издания информационных  агентств; 12 -

рынок непериодических изданий; 13 - кинодокументалистика; 14 - рынок  распространителей; 15 -рынок покупателей: а) по полу, б) возрасту, в) национальности, г)

интересам, д) профессии, социальному  статусу

По такой усовершенствованной  схеме рассмотрим структуру информационного  рынка, перспективы его развития в мире и в Республике Беларусь. Однако касаться будем только непосредственно  среды и выявим основные тенденции  развития мирового информационного  рынка по наиболее важным его сегментам: на рынке прессы и непериодической  печати, аудиовизуальных и электронных  средств массовой информации.

На рынке периодической  печати (прессы) были выявлены следующие  тенденции развития.

Так, в течение 2005—2006 гг. во всем мире наблюдалась тенденция  к увеличению газетных и журнальных тиражей и росту доходов от рекламы. Используя данные, полученные в результате исследования примерно десяти различных стран, можно отметить, что рост происходил не только на развивающихся, но и на уже стабильных, развитых рынках прессы. Этот факт подтверждается и в докладе Всемирной газетной ассоциации, где приводится цифра  роста — 2,3 % в 2006 г. Следовательно, глобальные продажи газетных тиражей за пять последних лет возросли на 9,48 % . Во многих странах тиражи платных ежедневных газет также сохранили свою стабильность, а где-то даже и выросли. В пятерку  крупнейших рынков прессы входят Китай (98,7 млн экз. газет), Индия (88,9 млн), Япония (69,1 млн), США (52,3 млн) и Германия (21,1 млн). Эти страны являются лидерами в своих  регионах, однако развитие рынка прессы не везде равномерно.

Рис.2. Рост тиражей наблюдался в 2006 г. в 10 странах ЕС

Рекламные доходы газет в  мире растут уже четвертый год  подряд. В 2006 г. рост составил 3,77 % . Доля газет на рекламном рынке остается относительно стабильной — 29,6 % против 29,8 % в 2005 г. Газеты по-прежнему являются вторым крупнейшим рекламным медиа  мира, уступая только телевидению.

Рост рыночной доли газет  отмечался в 2006 г. в 17 странах: Австрии, Бельгии, Швейцарии, Чехии, Греции, Индонезии, Индии, Гонконге, Колумбии, Мексике, Пуэрто-Рико, Бахрейне, Кувейте, Омане, Катаре, ОАЭ  и ЮАР. Рекламные доходы газет  в развитых странах, например США  — крупнейшем рынке газетной рекламы  в мире, — сократились в 2006 г. на 1,68 %, однако за пять лет выросли на 5,69 %; в Японии же сократились в 2006 г. на 3,20 %, а за пять лет выросли  на 10 %. На газетных рынках ЕС в 2006 г. зафиксирован 1,36 %-ный прирост рекламных доходов  газет; за пять лет рост составил 39,54 %. В развивающихся странах, таких  как, например, Китай, рекламные доходы газет выросли в 2006 г. на 16 %, а за пять лет — на 58 % .

Современными тенденциями  рынка аудиовизуальных СМИ являются:

1) активное проникновение  американского стиля телеиндустрии  на другие мировые 
рынки;

2) программные стратегии  коммерческих каналов: снижение  аналитичности 
новостных программ, усиление сенсационности в выборе новостей, их изложении в 
видеоряде;

  1. сложное положение общественного телевидения в развитых странах Северной Америки, Западной Европы и Азии, которое, тем не менее, продолжает сохранять политическую актуальность и культурное значение и для обществ, и для политиков, и для индивидуальных зрителей;
  2. наличие общей экономической природы телеиндустрии, несмотря на сохранение очевидной национальной специфики телевизионного рынка в информационно богатых странах;

5) лидирующее положение  телевидения по отношению к  радио.

Для рынка аудиовизуальных  СМИ также характерны новые явления, а именно:

1) к наиболее важным  способам традиционным финансирования  — рекламе и 
абонентской плате — сегодня добавляются и новые формы, вызванные прогрессом 
технологий ТВ и появлением новых форм доставки телесигнала: спонсорство (в США оно 
составляет около 10 % от всех рекламных доходов ТВ), подписка (многие телеканалы, 
опираясь на этот источник дохода, уже предлагают свой контент бесплатно, с одним 
только условием — представления зрителями информации о своем потребительском 
«профиле»), оплата за просмотр (хотя массового характера эта форма еще не приобрела, в 
технологически наиболее развитых странах Западной Европы и США многие вещатели 
уже предлагают аудитории художественные фильмы, спортивные соревнования, 
музыкальные концерты в режиме «поштучной» оплаты);

  1. фрагментация аудитории, которая неизбежно приводит к развитию платного ТВ;
  2. развитие сетевого принципа в организации телеиндустрии (так, каждая из трех общенациональных компаний США — NBC, CBS, ABC — формирует сеть, состоящую в среднем из 200 местных станций; сеть Fox формируют около 150 станций);
  3. одно из актуальных направлений в аудиорекламе — использование средств передачи информации, оказывающих влияние на подсознание;
  4. эксперты радиорынка приходят к выводу о том, что в ближайшие годы музыкальные форматы будут еще более «сужаться» ;

6) радио до настоящего  времени остается самым дешевым  и доступным средством 
массовой информации на планете .

Предполагается также, что  на мировом рекламном рынке в 2007 г. доля телевидения начнет уменьшаться, так ее потеснит реклама в Интернете . В связи с этим в Евросоюзе  принята официальная программа  полного перехода на цифровое вещание  до 2010 г. . Страны, входящие в Международный  союз электросвязи, подписали договор  о переходе на цифровое вещание к 2015 г., в том числе и радиовещание (например, 12 крупнейших радиокорпораций  США в конце февраля 2006 г. запустили  первую фазу массированной рекламной  кампании с бюджетом 200 млн дол. для ускорения внедрения цифрового HD-радио).

Электронная информация традиционно  представлена на мировом информационном рынке онлайн-периодикой, новостными сайтами и т. д.

При сравнении тиражей  газет с аудиториями порталов становится очевидным, что Интернет-издания  уже начали затмевать печатные СМИ  не только по роли в информационной системе и влиянию на умы, но также  и по реальному объему аудитории.

Рынок онлайн-периодики становится все более конкурентным, и в  ближайшее время конкуренция  в этом секторе будет такой  же жесткой и сильной, как и  на рынке бумажной прессы.

Рынок непериодической печати представлен следующими регионами, которые являются лидерами книгопечатания: американским, азиатским и европейским.

К середине 1990-х гг. мировой  оборот книжного рынка оценивался в 80 млрд дол. США, 1/3 из которых приходилась  на абсолютного лидера американского  региона — Соединенные Штаты. В 2002 г. американские издательства выпустили 150 тыс. наименований общим тиражом  около 2,5 млрд экземпляров, а оборот вырос почти до 27 млрд. дол. США .

Второе место занял  азиатский регион с лидирующими  странами Китаем и Японией. Так, количество выпускаемых наименований в Китае  почти достигло американского уровня, а совокупный тираж составляет более 5 млрд экземпляров при годовом  обороте свыше 11 млрд. дол. США. Япония отстает от своего соседа по количеству наименований, которое приближается к 70 тыс., зато ежегодный совокупный тираж книжных изданий доходит  здесь до 1 млрд. экземпляров, а годовой  доход меньше всего лишь на 1 млрд дол. США.

Лидирующую группу замыкают страны европейского региона с примерно равным годовым оборотом (около 10 млрд. дол. США) — Великобритания и Германия. Великобритания выпускает 125 тыс. наименований изданий. Германия в 2001 г. установила национальный рекорд, подняв уровень выпуска до 90 тыс. наименований, хотя совокупный тираж  при этом несколько снизился —  до 526 млн экземпляров.

В Республике Беларусь по состоянию  на 1 августа 2007 г. информационный рынок

представляют 1244 печатных периодических  издания, 9 информационных агентств, 60

программ телевещания, 156 программ радиовещания, 629 издательств.

Информация о работе Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг. Статистический анализ основных показателей деятельности информаци