Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 15:49, курсовая работа
В настоящее время рынок информационных услуг активно развивается. Информационные ресурсы пронизывают всю экономику нашей страны, подобно нервной системе человека. Я считаю, что информация играет одну из самых важнейших ролей в успешном процветании экономики страны. Именно поэтому я решила рассмотреть в качестве курсовой работы роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг, взглянуть на него изнутри и показать принцип его действия. Так же я считаю целесообразным проанализировать всю деятельность рынка информационных услуг и показать все заслуги это фактора производства наглядно. И самое главное: показать всю значимость информации не только для экономики страны в целом, но и для её составляющих.
Введение 3
1. Информационный рынок 7
1. Основные понятия и категории современного информационного рынка 7
2. Объектно-субъектный состав информационного рынка 18
3. Формирование и взаимодействие спроса и предложения на информационном рынке..25
2. Статистический анализ основных показателей деятельности информационного рынка..37
Заключение 42
Список литературы 44
Таким образом, объектами
рынка информации являются непосредственно
информация, а также информационные
продукты и услуги, вещественные носители
информации и искусственные проводники
информации. Субъектами информационного
рынка выступают лица, участвующие
в процессе создания, хранения, преобразования
передачи и получения информации.
Ими являются собственники, потребители
производители, хранители информации
и информационные посредники. Экономическими
интересами, которые определяют поведение
потребителей на информационном рынке
при покупке информации, являются
стремления снизить неопределенность,
риск, повысить возможность принятия
обоснованных решений. Покупателями информации
в большинстве случаев
- особенностью производства
(и предложения) информации
преобладание в структуре его затрат доли
живого труда;
- предложение информации
слабо зависит от такого
используемых ресурсов, хотя нельзя сказать,
что субъекты рынка им пренебрегают;
ценовые ожидания и фискальная политика практически никак не влияют на поведение продавцов, а особенно покупателей;
- объем производства у
каждого индивидуального
как любую информацию можно создать лишь
один раз;
цена предложения сдерживается
часто таким субъективным моментом,
как нежелание потребителя
ценообразование на данном
рынке определяется теми же факторами:
риск, достоверность, новизна, своевременность,
приемлемая форма подачи и конфиденциальность.
Кроме этого, на уровень цен влияют
и факторы субъективного
Эти характерные для
2. Статистический
анализ основных показателей
деятельности информационного
На современном этапе развития мировой экономики информация становится важнейшим фактором экономического роста. Происходит информатизация экономики, т. е. информация превращается в экономический ресурс первостепенного значения.
Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны. Ответы на эти вопросы можно получить при наличии рынка информационных продуктов и услуг.
в настоящее время существует
много определений понятий «
Наиболее полная структура
информационного рынка
С учетом этого предложена
была разработана следующая
1 - финансовый рынок; 2 - рынок материалов; 3 - рынок техники; 4 - издательский рынок; 5 - рынок рабочей силы; 6 - рынок информации; 7 - рекламный рынок; 8 - пресса
(газеты, журналы, еженедельники); 9 - аудиовизуальные СМИ (ТВ, радио); 10 -электронные СМИ (Интернет - СМИ и др.); 11 - издания информационных агентств; 12 -
рынок непериодических изданий; 13 - кинодокументалистика; 14 - рынок распространителей; 15 -рынок покупателей: а) по полу, б) возрасту, в) национальности, г)
интересам, д) профессии, социальному статусу
По такой усовершенствованной схеме рассмотрим структуру информационного рынка, перспективы его развития в мире и в Республике Беларусь. Однако касаться будем только непосредственно среды и выявим основные тенденции развития мирового информационного рынка по наиболее важным его сегментам: на рынке прессы и непериодической печати, аудиовизуальных и электронных средств массовой информации.
На рынке периодической печати (прессы) были выявлены следующие тенденции развития.
Так, в течение 2005—2006 гг. во всем мире наблюдалась тенденция к увеличению газетных и журнальных тиражей и росту доходов от рекламы. Используя данные, полученные в результате исследования примерно десяти различных стран, можно отметить, что рост происходил не только на развивающихся, но и на уже стабильных, развитых рынках прессы. Этот факт подтверждается и в докладе Всемирной газетной ассоциации, где приводится цифра роста — 2,3 % в 2006 г. Следовательно, глобальные продажи газетных тиражей за пять последних лет возросли на 9,48 % . Во многих странах тиражи платных ежедневных газет также сохранили свою стабильность, а где-то даже и выросли. В пятерку крупнейших рынков прессы входят Китай (98,7 млн экз. газет), Индия (88,9 млн), Япония (69,1 млн), США (52,3 млн) и Германия (21,1 млн). Эти страны являются лидерами в своих регионах, однако развитие рынка прессы не везде равномерно.
Рис.2. Рост тиражей наблюдался в 2006 г. в 10 странах ЕС
Рекламные доходы газет в мире растут уже четвертый год подряд. В 2006 г. рост составил 3,77 % . Доля газет на рекламном рынке остается относительно стабильной — 29,6 % против 29,8 % в 2005 г. Газеты по-прежнему являются вторым крупнейшим рекламным медиа мира, уступая только телевидению.
Рост рыночной доли газет
отмечался в 2006 г. в 17 странах: Австрии,
Бельгии, Швейцарии, Чехии, Греции, Индонезии,
Индии, Гонконге, Колумбии, Мексике, Пуэрто-Рико,
Бахрейне, Кувейте, Омане, Катаре, ОАЭ
и ЮАР. Рекламные доходы газет
в развитых странах, например США
— крупнейшем рынке газетной рекламы
в мире, — сократились в 2006 г. на
1,68 %, однако за пять лет выросли на
5,69 %; в Японии же сократились в 2006
г. на 3,20 %, а за пять лет выросли
на 10 %. На газетных рынках ЕС в 2006 г. зафиксирован
1,36 %-ный прирост рекламных
Современными тенденциями
рынка аудиовизуальных СМИ
1) активное проникновение
американского стиля
рынки;
2) программные стратегии
коммерческих каналов:
новостных программ, усиление сенсационности
в выборе новостей, их изложении в
видеоряде;
5) лидирующее положение телевидения по отношению к радио.
Для рынка аудиовизуальных СМИ также характерны новые явления, а именно:
1) к наиболее важным
способам традиционным
абонентской плате — сегодня добавляются
и новые формы, вызванные прогрессом
технологий ТВ и появлением новых форм
доставки телесигнала: спонсорство (в
США оно
составляет около 10 % от всех рекламных
доходов ТВ), подписка (многие телеканалы,
опираясь на этот источник дохода, уже
предлагают свой контент бесплатно, с
одним
только условием — представления зрителями
информации о своем потребительском
«профиле»), оплата за просмотр (хотя массового
характера эта форма еще не приобрела,
в
технологически наиболее развитых странах
Западной Европы и США многие вещатели
уже предлагают аудитории художественные
фильмы, спортивные соревнования,
музыкальные концерты в режиме «поштучной»
оплаты);
6) радио до настоящего
времени остается самым
массовой информации на планете .
Предполагается также, что на мировом рекламном рынке в 2007 г. доля телевидения начнет уменьшаться, так ее потеснит реклама в Интернете . В связи с этим в Евросоюзе принята официальная программа полного перехода на цифровое вещание до 2010 г. . Страны, входящие в Международный союз электросвязи, подписали договор о переходе на цифровое вещание к 2015 г., в том числе и радиовещание (например, 12 крупнейших радиокорпораций США в конце февраля 2006 г. запустили первую фазу массированной рекламной кампании с бюджетом 200 млн дол. для ускорения внедрения цифрового HD-радио).
Электронная информация традиционно представлена на мировом информационном рынке онлайн-периодикой, новостными сайтами и т. д.
При сравнении тиражей газет с аудиториями порталов становится очевидным, что Интернет-издания уже начали затмевать печатные СМИ не только по роли в информационной системе и влиянию на умы, но также и по реальному объему аудитории.
Рынок онлайн-периодики становится все более конкурентным, и в ближайшее время конкуренция в этом секторе будет такой же жесткой и сильной, как и на рынке бумажной прессы.
Рынок непериодической печати представлен следующими регионами, которые являются лидерами книгопечатания: американским, азиатским и европейским.
К середине 1990-х гг. мировой оборот книжного рынка оценивался в 80 млрд дол. США, 1/3 из которых приходилась на абсолютного лидера американского региона — Соединенные Штаты. В 2002 г. американские издательства выпустили 150 тыс. наименований общим тиражом около 2,5 млрд экземпляров, а оборот вырос почти до 27 млрд. дол. США .
Второе место занял азиатский регион с лидирующими странами Китаем и Японией. Так, количество выпускаемых наименований в Китае почти достигло американского уровня, а совокупный тираж составляет более 5 млрд экземпляров при годовом обороте свыше 11 млрд. дол. США. Япония отстает от своего соседа по количеству наименований, которое приближается к 70 тыс., зато ежегодный совокупный тираж книжных изданий доходит здесь до 1 млрд. экземпляров, а годовой доход меньше всего лишь на 1 млрд дол. США.
Лидирующую группу замыкают страны европейского региона с примерно равным годовым оборотом (около 10 млрд. дол. США) — Великобритания и Германия. Великобритания выпускает 125 тыс. наименований изданий. Германия в 2001 г. установила национальный рекорд, подняв уровень выпуска до 90 тыс. наименований, хотя совокупный тираж при этом несколько снизился — до 526 млн экземпляров.
В Республике Беларусь по состоянию на 1 августа 2007 г. информационный рынок
представляют 1244 печатных периодических издания, 9 информационных агентств, 60
программ телевещания, 156 программ радиовещания, 629 издательств.