Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 15:49, курсовая работа
В настоящее время рынок информационных услуг активно развивается. Информационные ресурсы пронизывают всю экономику нашей страны, подобно нервной системе человека. Я считаю, что информация играет одну из самых важнейших ролей в успешном процветании экономики страны. Именно поэтому я решила рассмотреть в качестве курсовой работы роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг, взглянуть на него изнутри и показать принцип его действия. Так же я считаю целесообразным проанализировать всю деятельность рынка информационных услуг и показать все заслуги это фактора производства наглядно. И самое главное: показать всю значимость информации не только для экономики страны в целом, но и для её составляющих.
Введение 3
1. Информационный рынок 7
1. Основные понятия и категории современного информационного рынка 7
2. Объектно-субъектный состав информационного рынка 18
3. Формирование и взаимодействие спроса и предложения на информационном рынке..25
2. Статистический анализ основных показателей деятельности информационного рынка..37
Заключение 42
Список литературы 44
Во-вторых, хотя информация,
создаваемая в условиях товарного
хозяйства, может выступать объектом
собственности и обмена, и в
этом качестве ее распространение может
ограничиваться и осуществляться на
условиях, определяемых правами собственности
на нее, такие ограничения относятся
лишь к достаточно специфическим
ее видам (засекреченная или
Таким образом, информация и знания обладают характеристиками общественного блага и, следовательно, существуют предпосылки для их выведения из области товарно-денежных отношений. Однако информация, несмотря на ее характер общественного блага, может и должна также рассматриваться как благо уникальное, и не существует такого знания, которое не было бы знанием персонализированным. Это определяет возможность производства и продажи информации как товара на информационном рынке. Затраты на производство информации оказываются не сопоставимыми с результатами ее применения, коль скоро «иногда весьма незначительные инвестиции могут привести к появлению огромного объема знаний, в то время как попытки получить новые знания с помощью крупных капиталовложений порой кончаются полным провалом, что если ясно выраженное знание кодифицируется в письменной знание подразумеваемое, невыраженное остается достоянием индивида и не может быть до конца объяснено».
Информация является особым товаром, отличным от материальных товаров. Отличительными свойствами товара «информация» являются прежде всего распространенность и избирательность, которые становятся в последние годы объектом пристального внимания.
Тому, что информация не имеет
свойства редкости, которым обладают
почти все материальные блага, есть
несколько причин. Во-первых, хотя информация,
создаваемая в условиях товарного
хозяйства, может выступать объектом
собственности и обмена, и в
этом качестве ее распространение может
ограничиваться и осуществляться на
условиях, определяемых правами собственности
на нее, подобные ограничения относятся
лишь к достаточно специфическим
ее видам и оставляют широкие
возможности для
Информация имеет и другое свойство, на которое гораздо реже обращают внимание. Потенциально информация может быть доступна огромному количеству людей, но в то же время не быть реально усвоена ими. Потребление информации не ограничивает возможностей ее использования другими членами общества, однако сам этот процесс обусловлен наличием у человека специфических способностей. Человек, не обладающий определенным уровнем знаний, не в состоянии воспринять информацию, тем более ее переработать и применить в своей деятельности. Данное свойство информации получило название избирательности, которая выступает не столько как отрицание редкости, сколько как ее высшее проявление.
Следует отметить и другие отличительные свойства товара «информация». Она существует вне зависимости от пространства и, подобно квантовым частицам, может находиться в нескольких местах одновременно. Продайте какой-либо товар, и у вас его больше не будет. Продавец может вернуть себе, предположим, автомашину, но, сообщив покупателю какую-либо информацию, он не может забрать ее обратно. В информационной экономике есть одно положение, касающееся и покупателя, и продавца: покупатель не может судить, стоит ли платить за информацию до тех пор, пока ее не получит; но как только он завладел ею, ему больше не нужно ее покупать. Еще одна особенность, отсутствующая в сделках с материальными предметами, состоит в следующем: тот факт, что вы продали какому-то индивиду информацию, не мешает вам продавать ту же информацию другим.
Но если информация в целом
не ограничена пространством, то некоторые
ее формы чрезвычайно
Другое свойство товара «информация» - снижающаяся предельная полезность. Большая часть издержек производства информации приходится на подготовительный период: это означает, что себестоимость изготовления первого экземпляра непропорционально велика по отношению к себестоимости последующих. В книгоиздательском деле, например, начальные капиталовложения, включающие гонорар автора, а также стоимость макета и набора, значительно выше, чем себестоимость бумаги, процесса печати и переплета тиража. Чем более неосязаем продукт, чем ближе он к чистому знанию, тем больше разрыв между затратами истекшего периода и предельными издержками; затраты на изготовление и доставку электронной копии документа равны искре электричества, да и несет эти затраты главным образом получатель, а не «изготовитель» То же самое относится к программному обеспечению, фармацевтическим изделиям, кинофильмам и т. д. Тенденция к накоплению издержек на начальной стадии производства проявляется и при изготовлении промышленных товаров по мере увеличения их информационного содержания: затраты на конструкторские работы, научные исследования и опытно-конструкторские разработки при производстве самолетов, автомобилей и многих других продуктов растут относительно прямых производственных издержек.
Другое различие между
информацией и прочими
К качественным характеристикам товара «информация» также можно отнести такие свойства, как объективность; достоверность; актуальность; адекватность.
Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Под актуальностью информации понимают важность и существенность информации для настоящего времени. Адекватность информации означает определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению.
Итак, информацию можно определить как сведения, сообщения, сигналы, данные прямо или косвенно, передаваемые от одного субъекта к другому, в результате чего снимается или сужается неопределенность. Информация размещается на биологических или вещественных носителях, передается по проводникам - естественным или специально созданным. Как особый товар она характеризуется следующими основными чертами:
3. Механизм старения информации
иной по сравнению с моральным
износом (устареванием) основных
фондов и со старением
4. Снижающаяся предельная
полезность: большая часть заключенных
в ней издержек приходится
на подготовительный период. Затраты
начального этапа намного
5. Невозможность однозначной
стоимостной оценки
Информация изобильна, и в ее стоимости
главная роль закрепляется за полезностными
оценками, а не за издержками, которые
уже не способны ограничить масштабы
производства.
6. Объективность, достоверность,
актуальность и адекватность, характеризующие
информацию с качественной
Переходя к дальнейшему рассмотрению данной категории, мы сталкиваемся с необходимостью классификации экономической информации.
В экономической литературе информацию классифицируют по самым разным признакам. Так, И. Н. Герчикова предлагает следующие основные признаки классификации:
В качестве таких признаков она предлагает также признать:
Т. П. Карпова предлагает иные признаки классификации экономической информации:
В современной литературе существует еще много подобных классификаций. Но все они носят все-таки ограниченный характер, рассматривая информацию с одной определенной стороны.
Циркулирующую в обществе
информацию можно разделить на две
большие группы: экономическая и
неэкономическая информация. К экономической
относят всю информацию, порождаемую
в сфере общественного
В настоящем исследовании изучается только экономическая информация и предлагается следующая ее классификация, где в качестве критерия классификации рассматривается сфера производства информации:
Причем каждый раздел этой классификации может быть расшифрован и представлен в следующем виде (рис. 1).
Рис. 1. Классификация экономической информации.
Рынок определяется как совокупность
условий, благодаря коте рым покупатели
и продавцы товара (услуги) вступают
в контакт друг с другом с целью
покупки или продажи этого
товара (услуги). То есть рынок —
это система экономических