Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг. Статистический анализ основных показателей деятельности информаци

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время рынок информационных услуг активно развивается. Информационные ресурсы пронизывают всю экономику нашей страны, подобно нервной системе человека. Я считаю, что информация играет одну из самых важнейших ролей в успешном процветании экономики страны. Именно поэтому я решила рассмотреть в качестве курсовой работы роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг, взглянуть на него изнутри и показать принцип его действия. Так же я считаю целесообразным проанализировать всю деятельность рынка информационных услуг и показать все заслуги это фактора производства наглядно. И самое главное: показать всю значимость информации не только для экономики страны в целом, но и для её составляющих.

Содержание работы

Введение 3
1. Информационный рынок 7
1. Основные понятия и категории современного информационного рынка 7
2. Объектно-субъектный состав информационного рынка 18
3. Формирование и взаимодействие спроса и предложения на информационном рынке..25
2. Статистический анализ основных показателей деятельности информационного рынка..37
Заключение 42
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

Рынок информационных услуг.docx

— 132.24 Кб (Скачать файл)

Таким образом, мы видим, что  под рыночной понимается информация, возникающая исключительно в  сфере взаимоотношений между  экономическими организациями.

Экономическая организация, комбинируя ресурсы, в первую очередь  создает персонал исполнителей. И  говоря о внутриорганизационной  информации, необходимо принять во внимание информацию об ограничениях, которые препятствуют приобретению и трансформации этих ресурсов, а  также информацию о самой организации, то есть в конечном счете о взаимоотношениях между самими участниками. Существуют несколько типов ограничений:

ограничения, которые касаются первоначальных вложений (затрат) —  как материальных (например, запасы сырья), так и нематериальных (например, послепродажные услуги покупателям  высокосложного оборудования);

- ограничения, которые  относятся к использованию этих  затрат, то есть необходимая 
информация об уже внедренной технологии и ее возможностях, информация об 
альтернативных технологиях;

- ограничения, которые  относятся к самой системе  информации, то есть объективно  существующие способы получения  данных, отбора, интерпретации и  сохранения их. Это же относится  к бухгалтерским услугам, компьютерному  обеспечению, а также к качеству  и надежности данных, полученных  от других организаций:

— ограничения, которые относятся  к взаимоотношениям организаций  друг с другом.

Все перечисленные виды информации - это информация о данных, получаемых извне: 
о сырье, о технологическом процессе и т. д. Но для организации важными являются и иные данные, а именно — об отношении между участниками, которые также относятся к внутриорганизационной информации. Таким образом, внутриорганизационная информация формирует систему представлений, необходимых при принятии решения и предназначенных для того, чтобы довести в концентрированной форме сигнал о комплексе взаимоотношений до других организаций.

Нерыночная информация возникает  и циркулирует в нерыночной сфере  экономики, где главным действующим  лицом выступает некоммерческая (бесприбыльная) организация. Этим термином принято называть такую организацию, уровень личных доходов работников которой не зависит от объема выполнения ее функции, являясь фиксированной  величиной. Источники финансирования такой организации имеют преимущественно внешний характер. В роли таких субъектов, покрывающих издержки работы некоммерческих организаций, могут выступать: государство, хозяйственные организации различных типов и отдельные граждане. Некоммерческими организациями чаще всего бывают учебные заведения, больницы, научно-исследовательские центры фундаментального профиля, музеи, библиотеки и т. д. Все они, будучи субъектами рыночной экономики, заботятся о своих доходах, но их экономические интересы подчинены стремлению как можно полнее реализовать свои конкретные миссии.

Другой пример: работа правоохранительных органов. В правовом государстве  соответствующие услуги должны предоставляться  любому гражданину. Здесь также возможна множественность источников финансирования: государственный бюджет, фонды местных  органов управления и т. д.

Третий пример: библиотеки как учреждения, призванные обеспечить равный доступ к информации для любого члена общества. Их существованию  отнюдь не противоречит появление платных  банков и баз данных по определенной тематике, доступных также всем желающим, но уже за достаточно высокую цену.

Технологическая революция  конца XX в. и изменение структуры общественного производства приводят:

к росту спроса на качественную, адекватную, достоверную информацию и значимости информации как экономического ресурса;

к увеличению объема информации, расширению номенклатуры доступной  информации, упрощению средств доступа  к ней;

к содействию внедрения информационно-коммуникационных технологий в деловую сферу;

к расширению межнационального информационного обмена.

Информация, понимаемая не как  субстанция, воплощенная в производственных процессах или средствах производства, а уже как непосредственная производительная сила, становится важнейшим фактором современного хозяйства. Производящие знания и информационные продукты отрасли  ныне становятся «первичным» сектором, снабжающим хозяйство наиболее существенным и важным ресурсом производства.

Возникает необходимость  в производстве и продаже информации на информационном рьшке. Информация представляет собой особый товар, отличный от других материальных товаров. К отличительным  свойствам информации как товара следует отнести: распространенность; избирательность; иной механизм старения по сравнению с материальным износом; снижающуюся предельная полезность; невозможность однозначной стоимостной оценки полученного объёма информации; объективность, достоверность, актуальность и адекватность, характеризующие информацию с качественной стороны.

1.2. Объектно-субъектный  состав информационного рынка

Одним из важнейших способов распространения информации выступает  рьшок. Всякий рынок (товарный, факторов производства, недвижимости) имеет  особенности, отличные от других рьшков признаки, однако вместе с тем подвержен  некоторым общим законам функционирования. Рьшок информационных продуктов  и услуг особый, здесь действуют  закономерности, не характерные для  рьшков обычных физических товаров  и услуг. Экономическое поведение  агентов этого рьшка в большинстве  случаев также отличается от таковых на других рынках. Все это требует осмысления и соответствующего подхода при решении вопросов организации, подготовки персонала, регулирования, прогнозирования последствий функционирования информационного рынка. Начав формироваться в середине 50-х гг. XX столетия, к началу 90-х рьшок информационных продуктов и услуг более или менее отчетливо проявил собственные, присущие только ему. закономерности развития, требующие обстоятельного исследования.

При анализе информационного  рынка необходимо отметить, что этот рынок рассматривается как отдельный  рьшок. Он не является сектором или  совокупностью секторов в рамках существующих рынков (товаров, капиталов, труда ценных бумаг и т. д.). Он не может являться и частью рьшка  средств производства (существует и  такая точка зрения), несмотря на некоторые свойства информации, делающие ее схожими с основными производственными  фондами (например, перенос стоимости  по частям, моральный износ и т. д.). Однако при таком подходе утрачивается специфика информационного производства.

Особенностью информационного  рынка является прежде всего то, что не всякая информация пригодна для торговли. Еще лет 40-50 назад  обсуждался вопрос, является ли информация по природе своей товаром.

На практике легко убедиться, что на большую часть циркулирующей  в обществе информации вряд ли удастся  найти покупателя. Взять, например, сообщения на бытовые темы или  информацию в разнообразных организационных, системах. Значительную часть информации, в принципе пригодной для торговли, общество заинтересовано вывести из сферы товарно-денежных отношений. Это касается прежде всего информации об условиях жизни, которую готовят  и передают, например, службы погоды, сейсмические станции, охраны порядка, различные коммунальные системы. Сюда относятся также знания, используемые для обучения, поддержки научной  и научно-технической деятельности, охраны здоровья населения. Затраты на подготовку и распространение такой информации как общественное благо государство берет на себя, а покрываются эти расходы за счет средств налогоплательщиков.

Доля продаваемой на данном рынке информации есть величина переменная. В СССР в отличие от нынешней России большая часть экономической  информации вряд ли могла рассчитывать на коммерческий успех. Никто не стал бы покупать ее в условиях плановой экономики..

Для дальнейшего исследования информационного рынка необходимо выделить субъекты и объекты данного  рынка. Поэтому при исследования субъектно-объектной структуры важно  различать такие понятия, как  «информация», «носитель информации», «проводник информации» и «знание». Эти термины не являются тождественными, однако их часто употребляют как  синонимы.

Носитель информации - тот (или то), от кого (чего) передается сообщение. То, при помощи или посредством  чего передается сообщение, есть проводник  информации. Деление это в определенной степени условно.

Носители информации довольно четко могут быть разделены на две большие группы -биосоциальные  и вещественные, каждая из которых  довольно разнородна. Первичной и  главной является биосоциальная  группа. Вещественные носители в большинстве  своем являются производными, и потому они, скорее, промежуточное звено  между биосоциальными носителями и  проводниками информации.

Биосоциальные носители информации с определенной долей условности можно подразделить на следующие  классы.

Первый: чисто биологические  носители - это молекулы ДНК, гены, растительная и животная клетки; при благоприятных  обстоятельствах передают заложенную в них информацию в обязательном порядке, полностью, с железной последовательностью, вне зависимости от каких-либо социальных, политических, религиозных и других условий, при помощи естественных проводников, то есть на бессознательном уровне и автоматически; данная информация интереса для рынка практически  не представляет.

Второй класс: живые организмы  или просто животные, которые в  отличии от первого класса способны аккумулирован, и передавать не только наследственную, природную информацию (ту, которая заложена в них изначально), но и приобретенную собственными силами, причем сообразно обстановке, избирательно и не всегда полностью, при помощи как чисто естественных проводников, так и комбинированных, сформировавшихся под воздействием определенных, специфических для  данной местности, обстоятельств.

Третий класс: человек  и сообщества людей. Носители этого  класса вполне сознательно и активно  стремятся обладать новой информацией, пользуются ею в соответствии с конкретными  условиями (не только и не столько  природными, сколько социальными, политическими, культурными и т. п.), для ее передачи применяют спе-

циально созданные проводники. Отдельный человек может быть носителем достаточно известной (или  относительно доступной), малоизвестной, уникальной информации и в зависимости  от этого быть менее или более  ценным рыночным ресурсом.

Информация, носителем которой  является человек, может не иметь  вещественных форм, то есть не быть зафиксирована  тем или иным образом и отделена от своего естественного носителя (в  противном случае речь должна идти о второй группе -вещественные носители). Со временем по мере развития технических  средств хранения, обработки и  передачи данных большая часть информации, носителем которой первоначально  мог выступать только человек, фиксируется  на каких-то вещественных носителях  магнитных лентах, печатных текстах, видеокассетах, но всегда была и есть информация, не поддающаяся (объективно или сознательно) кодификации, например интуиция, основанная на житейском или профессиональном опыте. Такая информация неизбежно утрачивается со смертью носителя.

Для исследования особенностей информационного рынка наибольший интерес, конечно, представляет третий класс биосоциальных носителей  информации: человек -активный субъект  рыночных отношений.

Вещественные носители информации создаются человеком, именно поэтому  мы называем их вторичными, или производными. В принципе, любые вещи, продукты, товары, созданные в процессе человеческой деятельности, несут в себе определенную информацию. Но информация должна снижать  неопределенность ситуации (или иначе, словами Дж. Стиглера, неопределенность есть степень неинформированности), следовательно, ее носителем все-таки может быть не совсем любая вещь. Поэтому носителем является вещь или предмет, на котором в закодированном тем или иным способом виде размещено сообщение, представляющее профессиональный или личный интерес для субъекта. Таких вещей или предметов немного: это бумага, аудио и видеоленты, дискеты.

Возраст вещественных носителей  информации разбросан в диапазоне  от нескольких лет до 18 веков: впервые  бумагу из растительных волокон для  записи информации начали использовать в Китае во II в., бумагу из древесины стали производить лишь в XIX в., а безбумажные носители - аудио и видеоленты и дискеты - появились во второй половине XX в. Главную роль в распространении знаний и соответственно в социально-экономическом прогрессе сыграла бумага - основной вещественный носитель научной, религиозной, профессиональной и иной информации в большинстве стран мира на протяжении всей их истории, а особенно с началом книгопечатания (середина XV в., когда темпы накопления и распространения знаний резко повысились). Однако безбумажные носители распространяются в настоящее время более высокими темпами благодаря таким своим характеристикам, как относительно низкая материалоёмкость, компактность, постоянно падающая цена (чего не примеру, о книгах), многовариантность форм подачи.

Биосоциальные носители могут  обмениваться информацией и распространять ее как непосредственно, так и  при помощи различных естественных и специально созданных проводников. Можно сказать, что вещественные носители информации и проводники информации есть взаимодополняющие друг друга  товары, как. например, аудиокассета и  магнитофон, дискета и компьютер.

Проводники информации - это каналы, по которым субъект  получает необходимое ему сообщение. Они могут быть естественными  и искусственными. Естественные проводники можно разделить на две группы:

  1. созданные природой и используемые человеком для своих целей, в том числе для передачи сообщений, например река, связывающая несколько населенных пунктов;
  2. также данные природой, но специально приспособленные человеком для передачи сообщений, например голубиная почта.

Их особенности: не требуют  капитальных вложений, эксплуатационные расходы минимальны, время доставки сообщения практически не регулируется человеком (определяется природными факторами - скоростью течения реки, погодными условиями и пр.), непосредственной обратной связи не обеспечивают и конфиденциальности не «гарантируют».

Искусственные проводники созданы  человеком. Главная их отличительная  особенность по сравнению с естественными  заключается в предсказуемости  поведения, человек полностью контролирует и регулирует их функционирование.

Искусственными проводниками в настоящее время являются почта, радио, телефон, телевидение, магнитофон, видеомагнитофон и компьютерные сети. Остальные (например, радиотелефон, факс и др.) являются либо разновидностями, либо своеобразными симбиозами вышеназванных. Обобщенно характеристика, или классификация, носителей и проводников информации представлена в табл. 1.

Информация о работе Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг. Статистический анализ основных показателей деятельности информаци