Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 15:49, курсовая работа
В настоящее время рынок информационных услуг активно развивается. Информационные ресурсы пронизывают всю экономику нашей страны, подобно нервной системе человека. Я считаю, что информация играет одну из самых важнейших ролей в успешном процветании экономики страны. Именно поэтому я решила рассмотреть в качестве курсовой работы роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг, взглянуть на него изнутри и показать принцип его действия. Так же я считаю целесообразным проанализировать всю деятельность рынка информационных услуг и показать все заслуги это фактора производства наглядно. И самое главное: показать всю значимость информации не только для экономики страны в целом, но и для её составляющих.
Введение 3
1. Информационный рынок 7
1. Основные понятия и категории современного информационного рынка 7
2. Объектно-субъектный состав информационного рынка 18
3. Формирование и взаимодействие спроса и предложения на информационном рынке..25
2. Статистический анализ основных показателей деятельности информационного рынка..37
Заключение 42
Список литературы 44
Графики спроса на обычные товары и услуги, с одной стороны, и информацию — с другой, в наиболее часто рассматриваемых координатах (величина спроса (Q) и цена (Р)) выглядят неодинаково. Спрос на первые (рис. 2а) — это, как правило, кривая, имеющая больший или меньший отрицательный наклон. А спрос на информацию можно представить в виде прямой, параллельной линии цен (рис. 2б).
Р ис. 2. Кривые спроса на обычные товары и информацию
Первый график указывает на четкую обратную зависимость между величиной или объемом спроса на некий товар и уровнем цены на него: чем ниже цена, тем большее количество единиц данного товара готов купить потребитель.
Иначе дело обстоит с товаром
«информация». Она не измеряется в
привычных единицах. Разумеется, узкие
специалисты, профессионально занимающиеся
в определенных сферах экономики, используют
соответствующие единицы —
Фактор вкусов и предпочтений на покупателей информации влияния практически не оказывает, так как информация не может модной или немодной, качественной или нет. Она либо желательна, либо необходима, либо крайне необходима, отсюда и спрос - либо единичный, либо близкий к массовому, либо эластичный, либо жесткий. Этот фактор может проявиться лишь при выборе потребителем формы подачи информации, то есть носителя, и не более.
Объективными неценовыми факторами, влияющими на цену информации, причем не прямо, а опосредованно — через спрос, являются вышеперечисленные две их группы. Их наличие, точнее -мера их присутствия, определяет возможный угол наклона линии спроса на информацию, но в отличие от линии спроса на любой другой товар, имеющей отрицательный наклон, график индивидуального спроса на информацию имеет положительный наклон (рис. 3.), так как, чем полнее и достовернее информация, тем большую цену готов предложить за нее покупатель. Излом линии спроса в точке 5 означает, что данная информация полна и больше ее количества в данной ситуации не может быть, а уровень цены обусловлен действием каких-то других факторов, например степенью риска: чем она выше, тем большую цену готов предложить покупатель. Цена в данном случае — величина зависимая, а не определяющая, зависимость прямая: чем полнее, достовернее, новее информация, тем более высокую цену она имеет в глазах потребителя, и наоборот.
Доход - единственный, пожалуй, фактор, по которому рынок информационных продуктов и услуг обнаруживает сходство с рынками других товаров, в особенности с предметами длительного пользования, роскоши, антиквариата (рис. 4). Но и здесь есть некоторое отличие: уровень дохода, с которого субъект начинает предъявлять спрос на информацию, как правило, ниже уровня, с которого он становится покупателем дорогих материальных товаров и определенных услуг, что объясняется более высокой субъективной полезностью информации, являющейся часто условием повышения дохода, а вслед за этим — и возможностью роста потребления дорогостоящих товаров. В целом же в координатах спрос — доход кривые спроса на информацию и на предметы длительного пользования имеют примерно одинаковую конфигурацию.
Кривые Di и D могут пересекаться в тех случаях, к примеру, когда определенная информация доступна при более высоком уровне дохода, нежели иные дорогие материальные товары. Горизонтальная часть кривой спроса на информацию означает, что на некотором достаточно высоком уровне дохода потребителя любая информация, в принципе, является для него доступной.
Рис. 4. Кривые зависимости между спросом и доходом: /— доход в денежных единицах; Di — кривая спроса на информацию; D — кривая спроса на предметы
длительного пользования и роскоши
Угол наклона кривой Di до точки излома (перегиба) S определяется, на наш взгляд, преимущественно двумя связанными между собой факторами: 1 - сферами профессиональной деятельности и личных интересов; 2 - возрастом потребителя (или стадией «жизненного» цикла, если речь идет о фирме). С известными оговорками 2-й фактор можно признать решающим по двум основным причинам: во-первых, жажда знаний и потребность в новой информации сильнее ощущаются в более молодом возрасте (на начальной стадии становления фирмы) и с годами они угасают, во-вторых, отдельные виды деятельности и профессии имеют достаточно четкие возрастные ограничения. Разумеется, можно привести примеры, противоречащие этому тезису, однако они, скорее, исключение, чем правило. Графически зависимость спроса на информацию от указанных факторов будет проявляться в следующем: чем моложе потребитель, тем более полога кривая (рис. 5а), то есть даже относительно небольшое приращение дохода более молодой потребитель готов тратить на приобретение той или иной информации. С возрастом предельная полезность новых знаний, впечатлений, в целом информации падает, отсюда незначительный рост дохода (или такой же, как в предыдущем случае) не побуждает субъекта искать новые знания — кривая спроса идет вверх заметно круче (рис. 56), чем на рис. 5а. Оговоримся, что речь идет лишь о платежеспособных потребителях, причем имеющих не просто любой доход, а такой, который позволяет не думать об удовлетворении элементарных потребностей.
Спрос на информацию эластичен,
однако не столько по цене и по доходу,
как принято измерять эластичность
в учебниках по микроэкономике, сколько
по степени риска, к примеру. Коль
скоро определяющими
В силу того что всякий рынок
принято рассматривать в
Рассмотрим предложение информации на данном рынке. Известно, что предложение какого-либо товара определяется в первую очередь его рыночной ценой и затратами. Иными словами, решение производителя о том, стоит ли вообще создавать данный товар, принимается на основе анализа приемлемости существующей цены на него на рынке. Это логично в отношении физических товаров и распространенных привычных услуг. Однако информация - товар большей частью уникальный и быстро устаревающий, его крайне редко можно производить впрок. Отсюда решение о том, производить информацию или нет, никак не может быть принято на основе ее цены, поскольку последней не существует до производства, а производство не начинается, пока не выявлен спрос, пока не появился первый заказчик. Относительно информации фразу «спрос рождает предложение» следует понимать буквально. Это означает, что факторы, определяющие спрос, определяют также и предложение информации. Еще один важный момент: информацию можно произвести всего однажды, распространение ее — процесс совершенно другой, в котором предложение копий и их цена связаны.
Цена и затраты —
немаловажные факторы в производстве
информации, но не решающие. Так, затраты
могут определить нижний предел цены
на информацию, но то, как далеко от
этого предела поднимется реальная
цена, будет преимущественно зависеть
от действия факторов, влияющих на спрос.
Количество производимой информации —
понятие относительное: ее не может
быть ни много, ни мало, ее должно быть
достаточно, иначе она не найдет
покупателя. Напомним, что речь идет
об информации как таковой, которую,
как правило, можно создать лишь
однажды, а затем, если требуется, тиражировать
ее, что требует несопоставимо
меньших затрат. Графически в привычных
координатах предложение
Рис. 6. Кривая предложения информации
Производство информации в зависимости от ее характера осуществляется как специализированными институтами, так и в рамках любых отраслевых предприятий, фирм, организаций, а также независимыми физическими лицами. Соответственно затраты на производство информации можно с большей или меньшей четкостью подразделить на 3 группы: 1) собственно затраты на добывание или создание информации (в чистом виде); 2) «попутные» затраты на информацию — производные от затрат при создании каких-то
иных товаров и услуг; 3) неявные затраты, осуществляемые, как правило, физическими лицами и эпизодически фирмами для решения каких-либо второстепенных для себя проблем.
Особенностью производства (и предложения) информации в отличие от производства иных товаров является существенное преобладание в структуре его затрат доли живого труда. В большинстве случаев информация создается в процессе интеллектуальной, эмоциональной, духовной деятельности человека, а материальные и энергетические ресурсы играют вспомогательную, подчиненную роль. Поэтому в большинстве сфер и отраслей информационного производства применяется высококвалифицированная рабочая сила, как правило, с высшим образованием. Наглядный пример: средства массовой информации (СМИ) — фактически все журналисты имеют университетские дипломы. Лишь при создании копий или тиражировании информации удельный вес материальных затрат может доминировать, но это уже другой процесс, где уровень затрат несравнимо ниже и зависит от того, сколько копий будет создано.
В отличие от спроса предложение информации чувствительнее к цене, однако, реакция иная, нежели на рынке материальных товаров. Если по каким-то причинам устанавливаются высокие цены на информацию, растет только число желающих ее производить и продавать, объем производства у каждого индивидуального продавца меняться не может, так как любую информацию можно создать лишь однажды. Конкуренция среди продавцов информации идет по таким показателям, как скорость, достоверность, полнота, конфиденциальность, форма подачи. В результате цены на услуги продавцов информации могут снизиться, но незначительно в силу уникальности и недолговечности предлагаемого товара, относительно ограниченного количества производителей и довольно узкой их специализации. Возможности увеличения объемов производства информации за счет расширения ассортимента весьма незначительны по сравнению с производством материальных благ. Можно заключить, что предложение информации более «консервативно», статично по сравнению с предложением большинства других товаров, по крайней мере, если анализировать его по ценовому фактору.
Заметим, что цена предложения информации, как установлено на практике, сдерживается часто таким субъективным моментом, как нежелание потребителя воспринимать новую информацию. Информационный продукт специалисты относят к сфере услуг. Любой сервис существует для того, чтобы облегчить или украсить жизнь человека. Информационный же продукт очень часто жизнь усложняет: вынуждает думать, анализировать, выбирать. Отсюда зачастую люди под разными предлогами отказываются принимать информацию, причем даже бесплатную и явно необходимую им.
Определим механизм равновесия на информационном рынке. Можно предложить два дополняющих друг друга подхода к анализу равновесия: 1) с позиций ценового механизма; 2) с позиций факторов, определяющих спрос на информацию. Первый подход позволяет сравнивать рынок информационных продуктов и услуг с другими рынками и выявлять отличия, второй дает возможность устанавливать закономерности и тенденции функционирования самого информационного рынка.
В наиболее общем виде спрос на информацию порождается желанием субъекта снять или уменьшить неопределенность той или иной ситуации, в которой он оказался или может оказаться. Неопределенность ситуации для потенциального покупателя информации означает, что он чем-то рискует: деньгами, социальным статусом, служебным положением, здоровьем, семейным благополучием, престижем и т. п. Риск практически всегда сопровождается беспокойством. Стремление избавиться от такого беспокойства и ведет человека на рынок информационных продуктов и услуг. Естественно, что спрос на информацию растет с возрастанием степени риска. Предложение информации тоже связано с фактором риска: продавцом движет желание извлечь доход посредством снятия или уменьшения беспокойства у потребителя.
В целом принципиальным отличием
информационного рынка от всех других
является неосязаемость объекта
рыночных отношений: на этом рынке распределяется
и перераспределяется интеллектуальное
богатство мира — научная, техническая,
коммерческая и иная информация, в
то время как другие рынки распределяют
физические блага. Интеллектуальные блага
гораздо труднее поддаются