Роль кредитной системы в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Вероятно, любой человек не раз сталкивался с понятием «кредит». Думаю, не ошибусь, предположив, что обычно представления о нём связываются с займом средств на строительство и ремонт домов и квартир, покупку потребительских товаров. И, если рассматривать этот вопрос с обывательской точки зрения, то такие представления можно признать правильными. Но если посмотреть на ту же проблему с экономической точки зрения, задумавшись над тем, какую роль кредит играет в государстве, а не в отдельной семье, можно убедиться в том, что кроме уже названной очевидной функции, кредит выполняет и другие. Он не только содействует слиянию фирм, расширению производства, но и является мерой стабилизации денежного обращения, способствует покрытию дефицита госбюджета.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Кредитные отношения в экономической системе общества…….….4
Сущность и необходимость кредита…………………………………...4
Функции кредита………………………………………………………….7
Формы и виды кредита…………………………………………………..9
Кредитная система государства……………………………………….14
Понятие и сущность кредитной системы…………………………….14
Структура кредитной системы государства…………………………16
Роль Центрального банка в кредитной системе…………………….18
Кредитная система РБ и ее особенности………………………….…..23
Структура кредитной системы РБ……………………………………..23
Развитие кредитной системы РБ на современном этапе……………27
Заключение………………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………

Файлы: 1 файл

Кредитная система РБ.docx

— 152.32 Кб (Скачать файл)

- по форме - государственный, банковский, коммерческий, лизинговый;

- по месту в системе внешней торговли - кредитование экспорта, кредитование импорта.

Характерным признаком международного кредита выступает его дополнительная правовая или экономическая защищенность в форме частного страхования и государственных гарантий[8,с. 54].

Государственный кредит –  это система экономических отношений  между государством в лице его  органов власти и управления с  одной стороны и физическими  и юридическими лицами с другой стороны, при которых государство может  выступать в качестве заемщика, кредитора  или гаранта.

Государственный кредит может быть внутренним, внешним и условным.

При внутреннем госкредите государство является как правило заёмщиком, а физические и юридические лица кредиторами.

При внешнем государственном кредите государство может выступать как в роли заёмщика, так и в роли кредитора.

Условный государственный кредит – это кредит, при котором государство берёт на себя ответственность по погашению займов и выполнению других обязательств, взятых на себя юр. или физ. лицами, а также по выплате % по ним, т.е. государство здесь является гарантом.

Внутренний государственный  кредит может выступать в следующих  формах:

1) государственные займы;

2) превращение части вкладов  населения в государственные  займы;

3) заимствование средств  общегосударственного ссудного  фонда;

4) бюджетные займы и  бюджетные ссуды;

5) гарантированные займы.

Государственные займы характеризуются  тем, что временно-свободные денежные средства населения, предприятий, организаций  привлекаются на финансирование общегосударственных  потребностей путём выпуска и  реализации облигаций, казначейских бумаг.

2-ая форма государственного кредита - превращение части вкладов населения в государственные займы. Она отличается от 1-ой формы тем, что в первом случае предприятия и населения приобретают ценные бумаги за счёт собственных средств, а в данном случае, сберегательные банки предоставляют кредиты государству за счёт заёмных средств, которые привлекаются от населения без ведома владельца средств.

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда характеризуется  тем, что государственные кредитные  учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма  увеличивает инфляционные процессы в стране поэтому, как правило, эта  сумма ограничивается определёнными  экономическими параметрами. Правительство  РБ старается избегать прямого заимствования средств общегосударственного ссудного фонда. В нашей стране долгое время использовалась такая форма государственного кредита как выдача Национальным банком кредита правительству и местным органам власти.

Бюджетные займы и бюджетные  ссуды выражают отношение по оказанию финансовой помощи предприятиям и органам  власти и управления за счёт бюджетных  средств, на условиях возвратности, срочности, платности. Бюджетные займы и  ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и нормам процентной ставки. Они не имеют коммерческой цели и  являются средством поддержки особенно важных для народного хозяйства  экономических структур.

Гарантированный займ характеризуется тем, что правительство гарантирует безусловное погашения займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления или хозяйственными субъектами, а также выплату процентов по нему. По гарантированным займам правительство реально несёт финансовую ответственность только в случае неплатёжеспособности плательщика.

Государственный займ является наиболее распространённой формой государственного кредита, он характеризуется следующим:

1) По месту размещения (внутренние и внешние займы).

2) По праву эмиссии  (выпускается республиканским правительством, выпускается местными органами  власти).

3) В зависимости от  обращения на рынке государственные  заемные инструменты бывают рыночные  и нерыночные. Рыночные займы  свободно продаются и покупаются. Они являются основными при  финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные - не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.

4) В зависимости от  срока привлечения средств государственные  займы делятся на краткосрочные  (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).

5) По характеру выплачиваемого  дохода долговые обязательства  делятся на: выигрышные, процентные, процентновыигрышные, беспроигрышные, беспроцентные. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Кроме того имеются процентновыигрыщные, владельцы которых часть дохода получают в виде оплаты купонов, а часть в виде выигрыша (естественно если данная облигация выиграла в тираже). Беспроигрышные – владельцы этих облигаций в течение срока действия займа получают выигрыши. Беспроцентные (целевые) – эти займы не предусматривают выплату доходов держателям облигаций, а гарантируют получение товаров спрос на который полностью не удовлетворён.

6) В зависимости от  метода определения дохода долговые  обязательства государства делятся  на: с твердым доходом и с плавающим доходом.

7) В зависимости от  обязанности заемщика твердо  соблюдать сроки погашения займа,  установленные при его выпуске,  заемные инструменты делятся  на обязательства: с правом  досрочного погашения и без права досрочного погашения.

 

  1. Кредитная система государства
    1. Понятие и сущность кредитной системы

 

Кредитная система - совокупность кредитно-финансовых организаций, обслуживающих экономические отношения в сферах денежного оборота и кредита [11, с. 305].

Кредитная система - это совокупность кредитно-финансовых учреждений, выполняющих специфические функции по аккумуляции и распределению денежных средств. Кредитная система развитых стран состоит из центрального, коммерческих банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений. Особое место в кредитной системе занимает центральный банк. В США - это 15 банков, образующих Федеральную резервную систему (ФРС) [2, с. 437].

Однако, учитывая тесную взаимосвязь  банковской и кредитной систем, необходимо отметить, что в ряде литературных источников делаются небесспорные попытки  сделать различие между понятиями  «банки» и «кредитные учреждения». В частности, утверждается, что банки  являются финансовыми институтами  универсального типа и обладают правом создания платежных средств и  регулирования массы денег в  обращении (образование платежных  средств, их выпуск в оборот и изъятие  из оборота). Кредитные же учреждения, напротив, только специализируются на отдельных финансовых операциях  и лишь перераспределяют уже существующие платежные средства. Однако проведение такого различия между банками и  кредитными учреждениями представляется в значительной мере однобоким. Дело в том, что как, первые, так и  вторые и выполняют значительное количество операций. В частности, классическими  операциями коммерческих банков (банков второго уровня) являются привлечение  денежных средств на расчетные (текущие) счета и в срочные вклады, предоставление аккумулированных денежных средств в ссуды и осуществление расчетов [8, с. 242].

Кредитные институты, занимающиеся кредитованием, образуют обширную систему, включающую в себя сотни и тысячи коммерческих учреждений. В странах с развитой кредитной системой ее организационное построении предопределено особенностями исторических и экономических условий формирования хозяйственных структур. Основой организации банков в этих странах является двухуровневая банковская система. Однако это уже не препятствует построению различных по внутренней структуре банковских систем.

Основа функционирования кредитной  системы - товарно-денежные отношения, способствующие возникновению и  развитию денежного оборота, необходимости  его организации, обслуживания, управления.

Ядром кредитной системы является банковская система, на которую падает основная нагрузка по денежно-кредитному обслуживанию хозяйственного оборота, а единым органом, координирующим деятельность банковских учреждений, является центральный (эмиссионный) банк, выполняющий функции  управления процессами организации  кредитно-расчетного и финансового  обслуживания экономики. Центральные  банки регулируют ликвидность банковской системы и балансы банковских учреждений

Особое положение центральных  банков в кредитной системе проявляется  в том, что они не ставят перед  собой цели получения максимальной прибыли и не конкурируют в  сфере бизнеса с коммерческими  банками, они, как правило, не обслуживают население, предприятия. Эти функции выполняют коммерческие банки [3, с. 437].

Известны различные модели построения Центральных банков. В большинстве  стран они являются государственными учреждениями (Германия, Франция). В  США, Швейцарии они организованы как акционерные общества. Главная  задача центральных банков - управление эмиссионной, кредитной и расчетной  деятельностью. Их основными функциями  являются:

- разработка и реализация денежно-кредитной  политики;

- эмиссия и изъятие из обращения  денег (центральные банки наделены  монопольным правом выпуска банкнот);

- хранение золотовалютных резервов  страны;

- выполнение кредитных и расчетных  операций для правительства;

- оказание разнообразных услуг  коммерческим банкам и другим  кредитно-финансовым учреждениям  (хранение обязательных резервов, предоставление ссуд).

Кредитные операции в экономике  могут осуществляться самыми разнообразными учреждениями. Однако основными по масштабам операций и значимости обслуживания хозяйственного оборота являются банки. Тем не менее, всегда выделяют две основные подсистемы организации кредитных отношений, функционирующих в рамках банковских учреждений (институтов) и в рамках небанковских (околобанковских, квазибанковских) учреждений (институтов). В соответствии с такой организацией кредитных отношений формируются два основных звена кредитной системы:

1) банковские учреждения, формирующие  банковские систему;

2) небанковские (парабанковские) учреждения, формирующие небанковскую (парабанковсукю) систему.

Что касается Республики Беларусь, то ее кредитная система включает банки (двухуровневая банковская система  Республики Беларусь) и небанковские кредитно-финансовые организации. Основа их функционирования - банковская деятельность.

Банковская деятельность - совокупность, осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, банковских операций, направленных на извлечение прибыли.

Так как, функционирование кредитной  системы осуществляется в тесной взаимосвязи с банковской деятельностью, то построение кредитной системы  необходимо учитывать принципы построения банковской системы, основными из которых  в Республике Беларусь являются:

- обязанность получения банками  и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями лицензий на осуществление  банковских операций;

- независимость банков и небанковских  кредитно-финансовых организаций  в своей деятельности, невмешательство  со стороны государственных органов  в их работу, за исключением  предусмотренных законодательством  случаев;

- разграничение ответственности  между банками, небанковскими  кредитно-финансовыми организациям  и государством;

- обязательность соблюдения экономических  нормативов, установленных Национальным  банком;

- обеспечение физическим и юридическим  лицам права выбора банка, небанковской  кредитно-финансовой организации;

- обеспечение банковской тайны  по операциям, счетам и вкладам  клиентов;

- обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков [11, с. 305].

 

    1. Структура кредитной системы государства

 

Каждое государство имеет  свою структуру кредитной и банковской системы, свою организацию кредитного дела, банковской деятельности. Основой  любой кредитной системы являются банки, но степень развития специализированных кредитно-финансовых организаций в  государствах различна. Несмотря на особенности  классификации банков, отличия в  процедуре осуществления операций, правилах регулирования банков, организации  работы и статусе органов банковского  надзора, во всех странах учитываются  международный опыт ведения банковского  дела, рекомендации, стандарты международных  финансово-кредитных организаций.

Кредитная система в институциональном  аспекте — совокупность кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих всю сферу  кредитных отношений. Все кредитные  учреждения взаимосвязаны и составляют определенную иерархическую структуру (рис. 1).

Информация о работе Роль кредитной системы в РБ