Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:09, курсовая работа
Вероятно, любой человек не раз сталкивался с понятием «кредит». Думаю, не ошибусь, предположив, что обычно представления о нём связываются с займом средств на строительство и ремонт домов и квартир, покупку потребительских товаров. И, если рассматривать этот вопрос с обывательской точки зрения, то такие представления можно признать правильными. Но если посмотреть на ту же проблему с экономической точки зрения, задумавшись над тем, какую роль кредит играет в государстве, а не в отдельной семье, можно убедиться в том, что кроме уже названной очевидной функции, кредит выполняет и другие. Он не только содействует слиянию фирм, расширению производства, но и является мерой стабилизации денежного обращения, способствует покрытию дефицита госбюджета.
Введение……………………………………………………………………………3
Кредитные отношения в экономической системе общества…….….4
Сущность и необходимость кредита…………………………………...4
Функции кредита………………………………………………………….7
Формы и виды кредита…………………………………………………..9
Кредитная система государства……………………………………….14
Понятие и сущность кредитной системы…………………………….14
Структура кредитной системы государства…………………………16
Роль Центрального банка в кредитной системе…………………….18
Кредитная система РБ и ее особенности………………………….…..23
Структура кредитной системы РБ……………………………………..23
Развитие кредитной системы РБ на современном этапе……………27
Заключение………………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………
Инвестиционные компании (фонды) представляют собой разновидность кредитно-финансовых учреждений, специализирующихся на привлечении временно свободных денежных средств мелких и средних инвесторов путем выпуска собственных ценных бумаг и размещения мобилизованных средств в ценные бумаги иных юридических лиц в целях получения прибыли [3, стр. 128].
Участие коммерческих банков
в создании инвестиционных фондов способствует
созданию банковских холдингов, включающих
финансовые, торговые, промышленные предприятия
и кредитные организации; укреплению
позиций коммерческих банков в национальной
экономике; наращиванию акционерного
капитала коммерческих банков; созданию
благоприятных условий для
Ломбарды кредитные
Ломбарды оказывают услуги главным образом физическим лицам. На хранение принимаются предметы личного пользования и домашнего (семейного) потребления; производственно-технического назначения; ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, жемчуга, янтаря и иные материальные и нематериальные ценности [3, стр. 129].
В настоящее время в РБ небанковские кредитно-финансовые организации не получили широкого распространения. Ряд предприятий, зарегистрированных как общества с ограниченной ответственностью или акционерные общества (лизинговые, финансовые, страховые компании) фактически занимаются посреднической деятельностью на рынках финансовых услуг (через банки), а права самостоятельного совершения банковских операций не имеют. Для получения такого права небанковская организация должна (наравне с банками) сформировать уставной капитал в размере 5 млн. евро, получить лицензию на совершение банковских операций; на нее будет распространяться требование соблюдения ряда экономических нормативов. Деятельность небанковских кредитно-финансовых организаций обычно специфична, и концентрируется на обслуживании отдельных клиентских групп или работе на каком-либо сегменте финансового рынка.
Таким образом, построение кредитной
системы Республики Беларусь находится
в непосредственной связи с построением
системы банковского
Для большинства промышленно развитых зарубежных стран характерна многоуровневая структура кредитной системы, включающая:
Центральный банк, государственные и полугосударственные банки.
Банковский сектор (коммерческие, сберегательные, инвестиционные, ипотечные и специализированные торговые банки).
Страховой сектор (страховые компании и пенсионные фонды).
Специализированные
В нашей республике многоуровневая кредитная система только начинает развиваться и носит переходный характер. Проблема состоит в том, что необходимо завершить переход от жестко централизованной кредитной системы к рыночной модели организации кредитной системы. Важно то, что этот переход должен идти параллельно с движением к рыночной организации всей экономики в целом. Но сегодня хозяйство Беларуси остаётся в значительной мере огосударствленным. Поэтому и сохраняются многие элементы централизованной кредитной системы, обеспечивающей обслуживание государственного сектора экономики: льготное кредитование убыточных малорентабельных государственных предприятий, производящих не пользующуюся спросом продукцию, малоэффективного аграрного сектора.
И при этом, несмотря на то, что деньги и кредиты сегодня есть и для малого бизнеса, взять им их нельзя. Банки требуют высоколиквидный залог, например, валютный депозит. По этой же причине не многим доступна и ооновская программа. Вот и получается: есть хороший проект, который обещает быструю отдачу, но человек не может взять кредит, потому что ему нечего закладывать. [10,с.12].
Сегодня Центральный банк республики подчинен интересам бюджета, его дефициты кредитуются в первую очередь, что также является свидетельством того, что элементы централизованной экономики у нас все еще присутствуют.
Сегодня белорусские банки не все сделали для снижения инфляции, развития экономики Беларуси. Удельный вес кредитных операций коммерческих банков низок.
Ярко проявляются и негативные тенденции в развитии кредитных операций:
1. большая часть кредитов
идет не в сферу производства,
а на обслуживание торгово-
2. значительная часть кредитов носит краткосрочный характер;
3. отсутствует надежный
механизм обеспеченности
4. из-за значительного
риска инфляции белорусские
5. расчеты, совершаемые
банками, ведутся довольно
Политика процентных банковских ставок по кредитам и депозитам остаётся не отрегулированной.
Большинство небанковских кредитно-финансовых институтов не получило развития в нашей республике.
Всё это свидетельствует о том, что развитие кредитной системы в республики нуждается в дальнейшем совершенствовании.
На сегодня в Беларуси зарегистрировано 33 банка, в том числе 9 из которых со 100-процентным иностранным участием в капитале. Число филиалов действующих банков на территории Республики составляет 264 банка, из которых 86 - филиалы ОАО «АСБ «Беларусбанк», 87 - филиалы ОАО «Белагропромбанк» (таблица 3.1)
Таблица 3.1 - Сведения о банках Республики
Беларусь (на начало года)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зарегистрировано банков со 100-процентным иностранным участием в капитале, единиц |
|
|
|
|
|
|
Банки, имеющие лицензии, на осуществление банковской деятельности |
|
|
|
|
|
|
на привлечение вкладов физических лиц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Число филиалов действующих банков на территории Республики Беларусь, единиц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На современном этапе продолжается увеличение нормативного капитала и ресурсной базы банков. Это видно из таблицы 3.2.
Таблица 3.2 - Основные
финансовые показатели деятельности банков
Республики Беларусь (на начало года)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А также сохраняется интенсивный
рост кредитов банков субъектам хозяйствования
и населению. В таблице 3.3 мы видим этот
рост.
Таблица 3.3 - Кредитование
банковской системой отраслей экономики
и населения (на начало года, миллиардов
рублей)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В настоящее
время кредитная деятельность в РБ регулируется
огромным количеством законов РБ, декретов,
указов Президента, постановлений Правительства
РБ, решений Национального банка и иных
подзаконных актов.
Важнейшими законами, регулирующими кредитную деятельность в республике, являются:
1.«О Национальном банке Республики Беларусь» (от 14.12.90 г. с изменениями и дополнениями);
2.«О банках и банковской
деятельности в Республике
3.«О страховании» (от 3.06.93
г. с изменениями и
4.«О залоге» (от 24.11.93 г.);
5.«О ценных бумагах и фондовых биржах»;
6.«Об основах
7.«О бюджетной системе Республики Беларусь»;
- законодательные акты РБ по вопросам налогообложения и ряд др. законов;
- Конституция РБ.
Проанализировав существующую законодательную базу, регулирующую кредитование в РБ, можно прийти к выводу, что многие принципы ее построения, используемые в зарубежных странах, у нас не соблюдаются или соблюдаются не полностью.
Во-первых, многие положения
законодательных актов
Все указанные законы действуют
от трех лет и более. За это время
они устарели и, как следствие, не
отражают тенденций и не соответствуют
требованиям сегодняшнего дня. То же
самое можно сказать и обо
всей кредитной системе в целом.
У нас до сих пор нет законов,
которые регулировали бы деятельность
банковских кредитно-финансовых учреждений.
И то, что пенсионные и инвестиционные
фонды и другие организации, относящиеся
к этому сектору, не получили развития
в республике либо находятся в
полулегальном положении, во многом
объясняется отсутствием
В республике нет правовой базы, необходимой для развития трастовых компаний, ссудно-сберегательных ассоциаций, благотворительных фондов, различных кредитных союзов и т.д. Также отсутствуют законы, регулирующие лизинг, ипотечное кредитование, факторинговые операции.