Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:05, дипломная работа
Цель исследования – проанализировать динамику и структуру розничного товарооборота, оценить влияние факторов на его уровень, вскрыть резервы увеличения объемов продаж и укрепления экономики торгового предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- всесторонне проработать теоретический аспект темы;
- проанализировать организационно–экономические условия фирмы «Транс»;
Переход предприятий торговли на рыночную концепцию развития изменил оценку их целевой функции, что отразилось на системе экономических показателей, характеризующих хозяйственный процесс. Прежде всего - это относится к показателю розничного товарооборота.
Рыночные методы хозяйствования объективно привели к отказу от примата показателя товарооборота и позволили перейти к управлению торговым процессом на основе экономических регуляторов (цены, налоги и т.п.). Главной целью торговых предприятий в настоящее время является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. /10/
Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка. /17/
Экономическая сущность розничного товарооборота выражается отношениями, связанными с обменом денежных средств на товары. Розничный товарооборот передает товары конечным потребителям и характеризует завершение процесса обращения. Товары из сферы обращения поступают в сферу потребления, становятся собственностью потребителя, используются или образуют потребительский фонд, т.е. перестают быть товарами. Стоимость товаров, созданная в процессе производства, меняет свою форму через розничный товарооборот. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства.
По классификации ООН, розничный товарооборот относится к показателям, отражающим уровень жизни населения. Для характеристики уровня жизни анализируют уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение жильем и благоустройство быта, качество медицинского обслуживания и др.
В общем фонде потребляемых населением культурных и материальных благ ведущее место занимают продовольственные и непродовольственные товары, которые в основном и являются объектом розничной торговли.
Следовательно, увеличение объема розничного товарооборота свидетельствует о повышении материального благосостояния населения. Степень удовлетворения потребностей покупателей во многом зависит от развития розничного товарооборота.
Оживление ситуации в экономике, положительная динамика в уровне доходов населения оказали позитивное воздействие на развитие потребительского рынка. Оборот розничной торговли г. Уфы увеличился в 2004 году по сравнению с прошлым годом на 30 процентов (в сопоставимых ценах на 18,7%) и составил почти 69 млрд. рублей. Это более половины товарооборота республики.
Более 98% товарооборота приходится на негосударственный сектор. И заслуга в этом, прежде всего, предпринимательских структур, которые достаточно грамотно и своевременно ориентируются в быстро изменяющемся рынке.
На душу населения продано товаров на сумму более 46 тысяч рублей. Предприятиями торговли получено прибыли на сумму 1 млрд. 77 млн. руб.
По абсолютному показателю оборота розничной торговли РБ занимает девятое место среди регионов РФ и второе место в Приволжском федеральном округе. По обороту розничной торговли на душу населения республика занимает четвертое место среди регионов Приволжского федерального округа.
Оборот розничной торговли на 80,4% формировался торгующими организациями, доля рынков составила 19,6%. /8/
Основным показателем деятельности всех торговых заведений служат товарооборот или выручка, как денежное выражение всех актов купли – продажи товаров, совершаемых в процессе перехода материальных благ из сферы производства в сферу потребления за определенный период. /23/
Исследование в рамках темы данной выпускной квалификационной работы проведено на материалах фирмы «Транс» магазина «Ножи – Золинген».
Цель исследования
– проанализировать динамику
и структуру розничного
В ходе выполнения исследования использованы: монографический метод, экономико- статистический анализ, в частности: индексный, аналитическое выравнивание рядов динамики и прогнозирование на базе стандартной программы «STRAZ», табличный, графический и др.
Источниками
экономической информации для
анализа послужили: текущая и
годовая отчетность, документы ООО
фирмы «Транс» за 2001-2005г.г., статистические
сборники Комитета
Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Она может быть произведена:
- юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки и др.);
Объемы продажи населению товаров физическими лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках определяются на основе специальных обследований, осуществляемых региональными статисти-ческими органами в соответствии со статистическим инструментарием, утвержденным постановлением Госкомстата России от 14 октября 1995г. №206 и от 21 августа 1995г. №134.
Таким образом, сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары. Однако, в состав розничного товарооборота может быть также включена:
- продажа по безналичному
расчету продовольственных
- продажа товара юридическим
лицам, но исключительно за
наличный расчет с
Розничный товарооборот учитывается в ценах фактической реализации строго за отчетный период на основе первичных документов – товарно – денежного отчета и прилагаемых к нему документов.
Розничный
товарооборот показывается с
учетом стоимости стеклянной
посуды, проданной населению с
товаром, за вычетом стоимости
возвращенной населением
В соответствии с Инструкцией по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», утвержденной постановлением Госкомстата России по согласованию с Минэкономики России от 17 ноября 1997г. № 76 в редакции постановлений Госкомстата РФ от 25 мая 1998г. № 56, от 8 декабря 1998г. № 122 и от 23 февраля 1999г. № 14 в состав товарооборота розничной торговли включается:
стоимость проданной порожней тары./23/
Не включается в оборот розничной торговли:
- стоимость проданных товаров,
не выдержавших гарантийных
- стоимость проездных билетов,
талонов на все виды
Следует четко различать понятие «величина» и «состав» товарооборота: величина – это совокупность сумм торговой выручки, сданной в кассу или банк, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам). А состав товарооборота складывается из различных видов продаж.
Структура (или ассортиментный состав) товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, реализуемые конкретным торговым предприятием. Эти товары делят на ассортиментные группы и подгруппы и при дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры.
Товарная структура непродовольственных товаров состоит из следующих ассортиментных групп:
Структура продовольственных товаров состоит из следующих групп:
Товарная структура розничного товарооборота характеризует материальный и культурный уровень жизни населения определенного региона и страны в целом. Как видно из вышесказанного, розничный товарооборот является одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия. Он характеризует процесс движения товаров посредством актов купли- продажи. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект, а в социально- экономическом аспекте – как показатель товарного обеспечения населения, характеризующий уровень жизни. /13/
Оборот розничной торговли и оборот общественного питания учитываются в розничных ценах – фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз и налог с продаж.
В рыночных условиях
Розничный товарооборот может выступать как один из показателей определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.