Розничный товарооборот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать динамику и структуру розничного товарооборота, оценить влияние факторов на его уровень, вскрыть резервы увеличения объемов продаж и укрепления экономики торгового предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- всесторонне проработать теоретический аспект темы;
- проанализировать организационно–экономические условия фирмы «Транс»;

Файлы: 1 файл

чистовик нат.doc

— 2.04 Мб (Скачать файл)

Введение

     Переход предприятий торговли на рыночную концепцию развития изменил оценку их целевой функции, что отразилось на системе экономических показателей, характеризующих хозяйственный процесс. Прежде всего - это относится к показателю розничного товарооборота.

    Рыночные методы хозяйствования объективно привели к отказу от примата показателя товарооборота и позволили перейти к управлению торговым процессом на основе экономических регуляторов (цены, налоги и т.п.). Главной целью торговых предприятий в настоящее время является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. /10/

     Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка. /17/ 

    Экономическая сущность розничного товарооборота выражается отношениями, связанными с обменом денежных средств на товары. Розничный товарооборот передает товары конечным потребителям и характеризует завершение процесса обращения. Товары из сферы обращения поступают в сферу потребления, становятся собственностью потребителя, используются или образуют потребительский фонд, т.е. перестают быть товарами. Стоимость товаров, созданная в процессе производства, меняет свою форму через розничный товарооборот. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства.

    По классификации ООН, розничный товарооборот относится к показателям, отражающим уровень жизни населения. Для характеристики уровня жизни анализируют уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение жильем и благоустройство быта, качество медицинского обслуживания и др.

  В общем фонде потребляемых населением культурных и материальных благ ведущее место занимают  продовольственные и непродовольственные товары, которые в основном и являются объектом розничной торговли.           

     Следовательно,  увеличение объема розничного товарооборота свидетельствует о повышении материального благосостояния населения. Степень удовлетворения потребностей покупателей  во многом зависит от развития розничного товарооборота.

     Оживление ситуации в экономике, положительная динамика в уровне доходов населения оказали позитивное воздействие на развитие потребительского рынка. Оборот розничной торговли г. Уфы увеличился в 2004 году по сравнению с прошлым годом на 30 процентов (в сопоставимых ценах на 18,7%) и составил почти 69 млрд. рублей. Это более половины товарооборота республики.

     Более 98% товарооборота приходится на негосударственный сектор. И заслуга в этом, прежде всего, предпринимательских структур, которые достаточно грамотно и своевременно ориентируются в быстро изменяющемся рынке.

     На душу  населения продано товаров на сумму более 46 тысяч рублей. Предприятиями торговли получено прибыли на сумму 1 млрд. 77 млн. руб.

     По абсолютному показателю оборота розничной торговли РБ занимает девятое место среди регионов РФ и второе место в Приволжском федеральном округе. По обороту розничной торговли на душу населения республика занимает четвертое место среди регионов Приволжского федерального округа.

Оборот розничной торговли на 80,4% формировался торгующими организациями, доля рынков составила 19,6%. /8/

     Основным показателем деятельности всех торговых заведений служат товарооборот или выручка, как денежное выражение всех актов купли – продажи товаров, совершаемых в процессе перехода материальных благ из сферы производства в сферу потребления за определенный период. /23/

    Исследование в рамках темы данной выпускной квалификационной работы проведено на материалах фирмы «Транс» магазина «Ножи – Золинген».

     Цель исследования  – проанализировать динамику  и структуру розничного товарооборота,  оценить влияние факторов на его уровень, вскрыть резервы увеличения объемов продаж и укрепления экономики торгового предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • всесторонне проработать теоретический аспект темы;
  • проанализировать организационно–экономические условия фирмы         «Транс»;
  • исследовать динамику и структуру розничного товарооборота фирмы;
  • оценить обеспеченность фирмы товарными запасами, их оборачиваемость и влияние на величину товарооборота;
  • изучить сезонные изменения товарооборота и наметить пути их сглаживания;
  • определить прогноз товарооборота, как в целом по фирме, так и в разрезе поставщиков на 2005-2006 г.г. путем решения динамической модели с помощью программного комплекса «STRAZ»;
  • выработать конкретные предложения по наращиванию объемов продаж и по укреплению экономики фирмы «Транс».

     В ходе выполнения исследования использованы: монографический метод, экономико- статистический  анализ, в частности:  индексный, аналитическое выравнивание рядов динамики и прогнозирование на базе стандартной программы «STRAZ», табличный, графический и др.

     Источниками  экономической информации для  анализа послужили: текущая и  годовая отчетность, документы ООО  фирмы «Транс» за 2001-2005г.г., статистические  сборники Комитета Госстатистики  РБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретическое обоснование темы исследования

 

    1. Понятие, состав и значение розничного товарооборота

 

     Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Она может быть произведена:

   - юридическими  лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки и др.);

  • физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

     Объемы продажи населению товаров физическими лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках определяются на основе специальных обследований, осуществляемых региональными статисти-ческими органами в соответствии со статистическим инструментарием, утвержденным постановлением Госкомстата России от 14 октября 1995г. №206 и от 21 августа 1995г. №134.

    Таким образом, сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары. Однако, в состав розничного товарооборота может быть также включена:

  - продажа по безналичному  расчету продовольственных товаров  юридическим лицам социального  назначения (больницам, санаториям, детским садам и др.);

- продажа товара юридическим  лицам, но исключительно за  наличный расчет с использованием  кассовых аппаратов.

      Розничный товарооборот учитывается в ценах фактической реализации строго за отчетный период на основе первичных документов – товарно – денежного отчета и прилагаемых к нему документов.

     Розничный  товарооборот показывается с  учетом стоимости стеклянной  посуды, проданной населению с  товаром, за вычетом стоимости  возвращенной населением порожней  стеклянной посуды, а также стоимости  стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар. Товарооборот подразделяется на товарооборот розничной торговли и общественного питания. /3/

  В соответствии с Инструкцией по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», утвержденной постановлением Госкомстата России по согласованию с Минэкономики России от 17 ноября 1997г. № 76 в редакции постановлений Госкомстата РФ от 25 мая 1998г. № 56, от 8 декабря 1998г. № 122 и от 23 февраля 1999г. № 14 в состав товарооборота розничной торговли включается:

  • за наличный расчет;
  • по кредитным карточкам;
  • по расчетным чекам банков;
  • по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет); 
  • стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);
  • стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара;
  • стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи) в объеме комиссионных вознаграждений, если торговое предприятие не является собственником товаров; в размере полной стоимости, если торговое предприятие является собственником товаров;
  • стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета - фактуры и доставки покупателю независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);
  • полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.);
  • стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки);
  • стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;

  стоимость проданной  порожней тары./23/

  Не включается в оборот  розничной торговли:

  - стоимость проданных товаров,  не выдержавших гарантийных сроков  службы;

  - стоимость проездных билетов,  талонов на все виды транспорта.

  Следует четко различать понятие «величина» и «состав» товарооборота: величина – это совокупность сумм торговой выручки, сданной в кассу или банк, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам). А состав товарооборота складывается из различных видов продаж.

     Структура (или ассортиментный состав) товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, реализуемые конкретным торговым предприятием. Эти товары делят на ассортиментные группы и подгруппы и при дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры.

     Товарная структура непродовольственных товаров состоит из следующих ассортиментных групп:

  • хозяйственное мыло и синтетические моющие средства;
  • туалетное мыло и парфюмерия;
  • галантерея и нитки;
  • товары культурно- бытового и хозяйственного назначения;
  • трикотажные и чулочно – носочные изделия;
  • одежда, белье, головные уборы и меха;
  • ткани;
  • обувь;
  • другие непродовольственные товары.

 Структура продовольственных товаров состоит из следующих групп:

  • хлеб и хлебобулочные изделия;
  • мука, крупа, макаронные изделия и пищевые концентраты;
  • картофель, овощи, плоды, грибы;
  • мясо и мясные товары;
  • рыба и рыбные  товары;
  • молоко и молочные продукты;
  • яйца куриные и пищевые жиры;
  • сахар и кондитерские изделия;
  • соль;
  • вкусовые товары и др.

    Товарная структура розничного товарооборота характеризует материальный  и культурный уровень жизни населения определенного региона и страны в целом. Как видно из вышесказанного, розничный товарооборот является одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия. Он характеризует процесс движения товаров посредством актов купли- продажи. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия  торговли, как его экономический эффект, а в социально- экономическом аспекте – как показатель товарного  обеспечения населения, характеризующий уровень жизни. /13/

     Оборот розничной торговли и оборот общественного питания учитываются в розничных ценах – фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз и налог с продаж.

   В рыночных условиях хозяйствования  экономическое значение показателя  розничного товарооборота вытекает  из тех задач, для решения  которых он вычисляется.

     Розничный товарооборот может выступать как один из показателей определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.

Информация о работе Розничный товарооборот