Розничный товарооборот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать динамику и структуру розничного товарооборота, оценить влияние факторов на его уровень, вскрыть резервы увеличения объемов продаж и укрепления экономики торгового предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- всесторонне проработать теоретический аспект темы;
- проанализировать организационно–экономические условия фирмы «Транс»;

Файлы: 1 файл

чистовик нат.doc

— 2.04 Мб (Скачать файл)

    Расширение торговой площади на 29,1м2 или на 26,5% продиктовано объективной необходимостью и произошло за счет получения в аренду дополнительной комнаты, оборудованной под складское помещение. Это благоприятно сказалось на обеспечении бесперебойной торговли, на поддержании оптимального ассортимента в наличии.

 

     Темп роста товарооборота за анализируемый период составил 157,2%, чему способствовали такие, факторы, как: рекламные мероприятия, маркетинговые                                       исследования, повышение квалификации кадров, мерчендайзинг, участие фирмы в выставках, семинарах, ярмарках, а также отчасти – рост цен на товары

Если сравнить 2003г. с 2002г., то темп роста  товарооборота фирмы составлял 120,3% в то время, как по Республике Башкортостан аналогичный показатель равен 126,5%. Следовательно, чтобы достичь республиканского уровня темпов роста товарооборота  фирма «Транс» должна изыскать дополнительные резервы и задействовать их.

     Наряду с повышением  объемов товарооборота, наблюдается  существенный рост издержек (в  4,6 раза), что законномерно, так как  за этот период произошло удорожание  аренды, электроэнергии, услуг транспорта, повышение затрат на оплату труда, налоги и т.д.

     Но, несмотря на заметный  рост издержек, предприятие ежегодно  получает прибыль, при чем,  в 2004году ее размер в 3 раза  выше, чем в 2002году. Такого результата  удалось достичь, благодаря тому, что фирма «Транс» работает по договору комиссии, который предусматривает комиссионное вознаграждение от поставщиков по фиксируемой ставке: от «Рамо» – 30%, от «Анны Лафарг» – 24% от объема продаж товаров за минусом издержек.Таков механизм формирования прибыли.

   Таким образом, анализ  основных экономических показателей  деятельности ООО фирмы «Транс» свидетельствует о наличии достаточного потенциала и об эффективном его использовании.

 

 

 

 

 

2.2. Анализ динамики  и структуры розничного товарооборота

 

     Розничный товарооборот - это выраженный в денежной  форме объем продаж товаров  населению, учреждениям, организациям, предприятиям. В таблице 2.2 приведены  данные о товарообороте фирмы  «Транс» в динамике за три года, в том числе по кварталам.

                                                                                                               Таблица 2.2

             

Динамика розничного товарооборота, тыс. руб.

 

Кварталы

2002г.

2003г.

2004г.

Темп роста, %

1

2586,7

3036,0

4210,1

162,8

2

1720,0

2116,0

2952,9

148,8

3

2241,8

2498,9

3618,1

161,4

4

2960,1

4106,8

4584,9

154,9

 

Всего за год

 

9773,5

 

11757,7

 

15366

 

157,2


 

     Товарооборот 2003г. по сравнению с 2002г. вырос на 20% , а товарооборот 2004г. по сравнению с 2003г. вырос на 31%. Очевидна стабильная тенденция наращивания объемов розничного товарооборота. За анализируемый период рост составил 57,2%.

     Этому способствовало: совершенствование имиджа магазина, расширение  ассортимента, планирование товарных запасов,  маркетинговые коммуникации, мерчендайзинг, и повышение квалификации продавцов магазина.


     Сравнительный анализ  товарооборота по кварталам, позволяет  сделать вывод, что праздничные  дни первого квартала: Рождество, 23 февраля, 8 Марта обуславливают  достаточно высокий объем товарооборота.  К празднику 23 февраля покупка  организациями подарочного ассортимента мужчинам оптом. К 8 Марта -покупки подарков женщинам оптом. Второй и третий кварталы характеризуются спадом продаж ввиду начала летнего сезона (отпуска, отдых). Четвертый квартал - начало сезона для нашего ассортимента в связи с предпраздничной подготовкой к Новогодним праздникам.

     Перед руководством  магазина на 2005г. стоит задача  по изысканию возможностей для  сохранения темпов роста товарооборота  на том же уровне. /7/

     На рисунках 2.3 – 2.5 показана поквартальная структура товарооборота за 2002-2004 г.г. Наибольший удельный вес приходится на IV квартал (свыше 30%), причины изложены выше. На втором месте - I квартал (25% - 27%), третье место-показатели III квартала (до 23,6%), 18-20% приходится на долю II квартала.


 

 

 

В приведенной структуре  можно наблюдать следующие сдвиги в динамике: к 2004году возрастает доля I и III кварталов, соответственно доля II и IV кварталов сокращается. Таким образом, можно отметить неравномерность объемов товарооборота в разрезе кварталов, чему имеются объективные причины, при чем главная цель фирмы: соответствие структуры товарного предложения покупательскому спросу.

   Не менее важный аспект: формирование заказов для поставщиков и выбор самих поставщиков. Как уже было сказано, поставщиками ООО фирмы «Транс» традиционно являются: ЗАО «Рамо» и ООО «Анна Лафарг» (г. Москва).

  Абсолютные показатели объемов  товарооборота за три года в разрезе поставщиков и процентное соотношение приведены в таблице 2.3 и рис. 2.6

                                                                                      

                                                                                          Таблица 2.3

                     Динамика и структура товарооборота по поставщикам          

 

Всего

 

           в т.ч. по поставщикам

 

Годы

тыс.руб

%

    «Рамо»

 

«Анна Лафарг»

     

тыс.руб

%

тыс.руб

%

2002

9773,5

100

6309,6

64,6

3463,9

35,4

2003

11757,7

100

9417,5

80,1

2340,1

19,9

2004

15366,0

100

12068,6

78,5

3297,4

21,5


       Рис.2.6 Структура товарооборота по поставщикам за 2002 – 2004г.г.

      Анализируя товарооборот по поставщикам за 2002 – 2004г.г., можно сделать следующие выводы: с каждым годом товарооборот и его доля Компании «Рамо» растет: с 64,6 % до 78,5 %. По «Анне Лафарг» - спад товарооборота 2003 года по сравнению с 2002 годом состовляет 32,5 %, при чем, снижение поставок в магазин объяснялось низкими товарными запасами на складах поставщика. В этот период преобладал ассортимент Компании «Рамо» (новинки, качество, полнота ассортимента). В 2004 году по сравнению с 2003 годом товарооборот увеличился на 41% в связи с появлением в «Анна Лафарг» нового товара и пополнением линеек продаваемого ассортимента.

     Кроме перечисленных  критериев анализа товарооборота,  необходимо рассмотреть его структуру и по основным изготовителям товара в динамике за три года. Данные по десяти основным изготовителям приведены в таблице 2.4.

                                                                                                                    Таблица 2.4

Структура товарооборота по основным

изготовителям товара за 2002-2004г.г.

 

                  

 

2002г.

 

 

2003г.

2004г.

Изготовители

тыс.руб.

в% к итогу

тыс.руб.

в% к итогу

тыс. руб.

в% к итогу

Хенкельс

2987,8

30,6

3125,9

26,6

4406,9

28,7

Морита

547

5,6

754,9

6,4

888,9

5,8

Аркопал

438,8

4,5

554,3

4,7

213,9

1,4

Фислер

415,8

4,3

732,7

6,2

1371,2

8,9

Бекер

405,3

4,1

420,9

3,6

665,6

4,3

Ямассен

325,4

3,3

343,7

2,9

620,5

4

Викторинокс

313,5

3,2

429,8

3,7

453

2,9

Йокко Хиссан

263,5

2,7

228,1

1,9

243,7

1,6

Литл Гифт

225,9

2,3

246,3

2,1

185,2

1,2

Винзор

106,7

1,1

75,5

0,7

66,3

0,4

Другие

3743

38,3

4845,6

41,2

6250,9

40,7

Всего

9773,5

100

11757,7

100

15366

100


 

     Проведя  анализ по основным брендам  нашего магазина, можно сделать  следующие выводы: «Хенкельс» – наш основной бренд, на продажу которого нацелены все усилия (ассортимент: ножи кухонные, маникюрные принадлежности, столовые приборы, кухонные принадлежности).«Бекер» и «Викторинокс»  изготовители перочинных ножей; «Морита» - японского фарфора, чайных и столовых сервизов; «Фислер» - посуды для кухни.

     Товарооборот этих  изготовителей увеличивается с  каждым годом, благодаря планированию  в магазине товарных запасов,  своевременным заказам и поступлению  товара, высокому качеству продукции, расширенному ассортименту (новых серий и дизайну), укреплению этих брендов на рынке, симпатии покупателей, стимулированию сбыта и рекламы продукции.

По таким изготовителям, как  «Винзор», «Аркопал», «Литл Гифт», просматривается  спад товарооборота. Объясняется это тем, что постепенно фирма отказывается от этих товаров, так как центральный офис прекратил закупки, ассортимент не пополняется, реализуются остатки на складе.

     Результаты проведенного  в этом разделе анализа позволяют  выявить положительные стороны работы фирмы, а также вскрыть ее недостатки, а в дальнейшем наметить мероприятия по их устранению.

 

2.3 Анализ товарных  запасов

 

     Деньги и товары  должны оборачиваться и оборачиваться  быстро – это первая заповедь  коммерсанта. Каждый оборот  товара приносит предпринимателю определенный доход, а замедление этого процесса иногда приводит к прямым и косвенным убыткам.

    Важнейшее значение для повышения эффективности коммерческой деятельности принадлежит оперативному маневрированию товарными запасами, в частности – оптимизации их объемов.

     Целью планирования  и нормирования товарных запасов является установление среднего запаса в днях, который при наименьших затратах обеспечивал бы бесперебойную продажу товаров широкого ассортимента.    

     Стоимость товарных запасов образует основную часть оборотного капитала торговой фирмы, что также указывает на их важную экономическую роль в коммерции. /19/

     В условиях  развитого рынка изучают распространение  методов торгово-сбытовой логистики  - науки об управлении перемещением и складированием товаров. Ее применение приводит к значительному сокращению размера нормальных товарных запасов и снижению издержек обращения. В практике торгового бизнеса часто применяют метод «продажи с колес», распродажи по сниженным ценам и т.д. /2/

     В рамках  торгового предприятия коммерсант  заинтересован в минимизации  товарных запасов, поскольку это  позволяет сократить складскую  площадь, уменьшить расходы по  текущему содержанию товарных  запасов, снизить размер естественной и другой убыли товаров и т.д. Данная проблема актуальна и для фирмы «Транс».

     Одним из инструментов минимизации товарных запасов является ускорение товарооборачиваемости – процесса возобновления товарных запасов взамен реализованных.

     Товарооборачиваемость характеризуется:

  • числом оборотов (скоростью оборота);
  • продолжительностью оборота в днях (временем обращения товаров).

Названные показатели, а также исходные данные для их расчета и индексы, характеризующие изменение величин  в 2004 году по сравнению с 2002 годом, приведены в таблице 2.5.

 

 

                                                                                                             Таблица 2.5

Данные для анализа  изменения товарных запасов и

                    товарооборота за счет факторов  по фирме «Транс»

     

Показатели

Обозначения

2002г.

2004г.

Индексы

    ( i )

Товарооборот, тыс. руб.

О

9773,5

15366,0

1,572

Однодневный оборот, тыс. руб.

о

26,8

42,1

1,572

Средние товарные запасы, тыс. руб.

_

3

4103,6

5716,2

1,393

Скорость оборота,

число оборотов

          0

 С =  —

         3

 

 

2,38

2,69

1,130

Время обращения товаров, дней

  _

  3 

     В =  — 

              о

153,1

135,8

0,887


 

 

Абсолютный прирост  товарных запасов составил: 

    —         —      —

∆ 3 =  31 - 30 =1612,6 тыс. руб.                                                                       (2.1)                                                           

 

Прирост товарных запасов  за счет факторов:

а) за счет однодневного товарооборота:

    —          

∆ 3 (о) = о1В0 – о0В0 = 2341,91 тыс. руб.                                                         (2.2)

Информация о работе Розничный товарооборот