Розничный товарооборот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать динамику и структуру розничного товарооборота, оценить влияние факторов на его уровень, вскрыть резервы увеличения объемов продаж и укрепления экономики торгового предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- всесторонне проработать теоретический аспект темы;
- проанализировать организационно–экономические условия фирмы «Транс»;

Файлы: 1 файл

чистовик нат.doc

— 2.04 Мб (Скачать файл)

     Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

     Розничный товарооборот может быть использован для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота. /1/

   Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление  товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников. Расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.

     Первая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает сбалансированность спроса и предложения товаров.

     Вторая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает повышение эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия./2/

     Классификация розничного товарооборота по различным признакам представлена на рис.1.1.

 

 

 

 



 

По формам

торговли

 

По экономическому содержанию

 

По территориально-организационным  признакам

 

По видам оборота

 

По структуре оборота

Розничный товарооборот государственной торговли

 

Розничный товарооборот негосударственных форм торговли в т.ч.

  • кооперативной, частной идр.
 

Реализация товаров  населению

 

Продажа предприятиям,

организациям, учреждениям

 

Выручка за услуги по ремонту  изделий.

 

Розничный товарооборот

в городе

 

Розничный товарооборот  в сельской местности

 

Товарооборот розничной торговли

 

Товарооборот общественного  питания

 

Продажа продовольствия

 

Продажа непродовольст-веных товаров


 

                        Рис.1.1  Классификация розничного  товарооборота 

 

    1. Показатели розничного товарооборота

 

     Розничный товарооборот является основой для определения потребности во всех видах ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и вместе с тем занимает соподчиненное положение по отношению к прибыли.

     Максимизация прибыли – основная цель деятельности любого торгового предприятия. Ее достижение невозможно без определения оптимального объема товарооборота, обеспечивающего наибольшую сумму прибыли. Для торговых организаций необходимо достичь такого объема розничного товарооборота, который может обеспечить максимально возможную прибыль при условии качественного обслуживания покупателей. /1/

     Розничный товарооборот измеряется:

  • стоимостными и натуральными показателями;
  • показателями его изменения (прироста, снижения);
  • показателями объема продаж на душу населения.

  Структура розничного  товарооборота отражает соотношение  между продовольственными и непродовольственными товарами, ассортиментный состав продаж. Кроме того, розничный товарооборот характеризуется показателями товарных запасов и поступления (закупки) товаров.

  Товарные запасы, находящиеся  в розничной торговой сети  и на складах оптовых баз, необходимы для обеспечения ритмичной работы торговых предприятий, широкого ассортимента товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей рис.1.2, 1.3.  /9/

     Товарооборачиваемость является одним из важнейших показателей в торговле, поскольку ее ускорение является одним из способов повышения конкурентоспособности товара и предприятия.

 


 

 




 


 


 


 

 



 

 


 

 

 

 

 

 

Рис.1.2  Виды общественных запасов.

 







 







 



 

                     Рис. 1.3  Классификация товарных запасов 

 

    Под товарооборачиваемостью  понимается время обращения товаров  со дня их поступления до  дня реализации и скорость  оборота товаров.

  Время обращения  характеризует среднюю продолжительность  пребывания товаров в виде  товарного запаса.

    Cкорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. При этом необходимо отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства. /13/

 

    1. Методика планирования розничного товарооборота

 

     В настоящее время розничные торговые предприятия самостоятельно планируют свое хозяйственно – финансовое и социальное развитие. План розничного товарооборота является одним из основных разделов  плана экономического и социального развития торгового предприятия, поскольку показатели розничного товарооборота оказывают значительное влияние на численность работников, фонд заработной платы, доходы, издержки обращения, прибыль. На основе многовариантных подходов торговые предприятия определяют экономически обоснованный объем розничного товарооборота на планируемый год.

     План розничного  товарооборота по объему и  структуре должен обеспечивать, с одной стороны, удовлетворение  потребностей населения, а с  другой стороны – необходимый  размер прибыли.

     Для планирования  общего объема розничного товарооборота могут быть применены различные методики. В частности, многие из них предлагаются Р. Валевич и Г. Давыдовой к использованию в практике планирования основного количественного показателя розничной торговли. /1/

     Методика планирования товарооборота с учетом потребности в прибыли состоит в достижении объёма товарооборота, обеспечивающего размер прибыли, необходимой для осуществления самофинансирования (то есть прироста основных фондов и собственных средств в обороте).

Методика осуществляется в 3 этапа:

Первый этап: определяется величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия для:

  • финансирования прироста основных фондов;
  • финансирования собственных оборотных средств;
  • создания финансовых резервов;
  • погашения кредитов;
  • приобретения ценных бумаг;
  • уплаты налогов и других отчислений из чистой прибыли;
  • поощрения и социального развития коллектива и т.д.

     Второй  этап: рассчитывается сумма прибыли  и сопоставляется с возможностями  её получения при планируемом  объеме деятельности, для чего определяется необходимый размер валовых доходов и допустимый уровень издержек обращения (например: на основе анализа за  предыдущий период).

   Третий этап: рассчитываются  все другие показатели хозяйственной  - финансовой деятельности (объем  и структура товарного обеспечения, финансовый план, потребность в кредитах, необходимая численность работников и др.)

Обоснованность плана розничного товарооборота проверяется с  помощью определения критической  точки продаж или порога рентабельности. /22/

   Методика расчета товарооборота исходя из предполагаемых ресурсов. Данная методика основана на оптимизации планового объема розничного товарооборота и определении его максимальной величины по отдельным видам ограниченных ресурсов (площадь торгового зала, товарные запасы, трудовые и финансовые ресурсы, другие факторы). Для реализации этой методики используются экономико-математические организационные модели, решение которых осуществляется с использованием ЭВМ.

    Нормативный  метод или метод технико-экономических расчетов. При планировании розничного товарооборота можно использовать нормативы товарооборота на 1м2 торговой площади или (при их отсутствии) показатели, достигнутые хорошо работающими предприятиями, имеющими сопоставимые условия деятельности. При этом следует учитывать особенности работы торговых предприятий и корректировать нормативы на следующие коэффициенты:

- средней стоимости покупки;

  • интенсивности покупательских потоков (этот коэффициент, в свою очередь, корректируется на показатель сменности работы торгового предприятия);
  • завершенности покупок. /3/

    Методика  расчета товарооборота на основе  платежеспособного спроса  основана на применении двух методов. В соответствии со вторым способом к объему товарооборота за месяц предшествующего периода прибавляют размер неудовлетворенного спроса и прироста товарооборота в связи с ростом денежных доходов населения в планируемом периоде.

   Методика планирования товарооборота в зависимости от места нахождения торгового предприятия и зоны обслуживания, от размера предприятий, их оборота, размеров населенных пунктов, в которых они расположены. Величина зоны обслуживания находится в прямой зависимости от расстояния до конкурирующего торгового предприятия и в обратной – от величины предприятий конкурентов. Она постоянно изменяется – на нее влияют структура транспортных коммуникаций, административные и законодательные ограничения и т.д. На увеличение товарооборота влияет продажа взаимодополняемых товаров близко расположенными друг с другом магазинами.

     При планировании розничного товарооборота учитываются следующие изменения в зоне обслуживания: открытие или закрытие магазинов, ввод в действие нового жилищного фонда, рост среднегодового числа посетителей. На основе этих показателей рассчитывается возможный рост или снижение товарооборота.

     Методика  разработки плана по общему  объему. Обоснование общего объема розничного товарооборота начинают с определения ожидаемого товарооборота за текущий год и приведения его в сопоставимый вид с товарооборотом предстоящего периода. Расчеты производятся в определении объема продажи товаров населению и объема мелкого опта. Основой для расчетов плана продажи товаров населению являются данные о покупательных фондах населения или его учтенных денежных доходах. В современных условиях эти показатели на планируемый период в большинстве районов и областей отсутствуют. Поэтому целесообразно при планировании товарооборота использовать прогнозы социально – экономического развития государства, разрабатываемые Министерством экономики, в которых отражены основные тенденции развития денежных доходов населения на прогнозируемый период. Кроме того, при планировании используются материалы анализа товарооборота организации за предшествующие годы, что позволяет выявить основные тенденции и закономерности развития товарооборота на перспективу.

   При обосновании плана розничного товарооборота важно обеспечить более высокие темпы роста продажи товаров населению по сравнению с темпами роста его денежных доходов, что позволит повысить процент охвата розничным товарооборотом денежных доходов населения или покупательных фондов населения.

   Объем продажи  товаров мелким оптом планируют  исходя из анализа:

  • динамики за ряд лет;
  • заявок обслуживаемых организаций и предприятий;
  • удельного веса мелкого опта в общем, объеме продаж.

    Распределение  общего объема товарооборота среди торговых единиц. Существует ряд методов планирования товарооборота для торговых единиц и структуры подразделений:

  • с учетом их удельного веса в общем, товарообороте предприятия или организации;
  • исходя из торговой площади;
  • на основе нормативов и проведения технико – экономических расчетов;
  • с использованием экономико-математических моделей.

    Для расчета  суммы товарооборота магазина  учитывают:

Информация о работе Розничный товарооборот