Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 21:07, реферат
Спрос – это количество продукции, которую потребитель хочет и в состоянии купить по некоторой цене в определенный промежуток времени.
Закон спроса - с увеличением цены объем продукции уменьшается и наоборот.
Цена служит самой важной детерминантой, или главным фактором изменения спроса, т.е. количества любого покупаемого продукта.
Спрос – это количество продукции, которую потребитель хочет и в состоянии купить по некоторой цене в определенный промежуток времени.
Закон спроса - с увеличением цены
объем продукции уменьшается и наоборот.
Цена служит
самой важной детерминантой, или
главным фактором изменения спроса,
т.е. количества любого покупаемого
продукта.
На спрос влияют ценовые (цена товара)
и неценовые факторы (доходы потребителей,
вкусы и предпочтения потребителей, ожидания
потребителей о том, что может произойти
в будущем, которые влияют на поведение
потребителей сегодня, цены других товаров).
Ценовая эластичность спроса – реакция
спроса на изменение цены.
Эластичный спрос (по цене) – малейшие
изменения цены приводят к сильным изменениям
спроса.
Не эластичный спрос – сильные изменения
цены приводят к незначительным изменениям
спроса.
Сильной эластичностью обладают предметы
роскоши, не эластичны – предметы первой
необходимости.
Рыночный спрос – это суммы всех индивидуальных
спросов покупателей на рынке.
Функция спроса – стимулирование
производителей выпускать необходимые
населению товары.
Предложение – это объем продукции,
которую производитель хочет и может предложить
к продаже по некоторой цене в определенный
промежуток времени. Экономически предложение
выражается в производстве и реализации
продукции с целью получения прибыли.
Закон предложения – При прочих равных
условиях между ценой и величиной предложения
существует прямая связь, т.е. чем выше
цена, тем больше предложение и наоборот.
Цена – основная детерминанта величины предложения и спроса. Однако на предложение влияют не только ценовые (цена самого товара) факторы.
Неценовые факторы
(цены на сырье, технологии, налоги, цены
на товары заменители, ожидание производителей,
число продавцов на рынке) так же оказывают
воздействие на спрос.
Ценовая эластичность предложения – реакция
предложения в ответ на изменение цены.
Эластичное предложение – величина предложения
изменяется на больший процент, чем цена,
появляется в долгосрочном периоде.
Неэластичное предложение – величина
предложения изменяется на меньший процент,
чем цена, свойственная краткосрочному
периоду.
Функция предложения – связывание
производства товаров с потреблением.
Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, при котором величина спроса на товар равна величине его предложению. Оно характеризуется равновесной ценой и равновесным объемом рынка.
Равновесная
цена – это
цена, при которой объем спроса равен объему
предложения. Равновесный
объем – это объем спроса и предложения
товара при равновесной цене.
Внешние причины приводящие
к изменению равновесного
состояния:
Внутренние причины к изменению равновесного состояния:
Кривые спроса
и предложения показывают, какое
количество товара покупатели готовы
купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном
уровне цен. Для того чтобы понять, как
устанавливается фактическая рыночная
цена, надо рассмотреть взаимодействие
спроса и предложения.
Шкала спроса и предложения и рыночное равновесие
Цена, руб. (p) | Объем спроса, ед.(Qp) | Объем предложения, ед. (QS) | Состояние рынка | Давление на цены |
8 | 15 | 45 | S>D (излишек) | Понижающее |
6 | 20 | 40 | S>D (излишек) | Понижающее |
4 | 30 | 30 | S=D (равенство) | Отсутствует |
3 | 40 | 20 | D>S (дефицит) | Повышающее |
2 | 50 | 10 | D>S (дефицит) | Повышающее |
Когда предложение превышает спрос (образуется излишек), покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей. Когда спрос превышает предложение (возникает дефицит), в более благоприятном положении находится продавец. Это рынок продавцов.
При цене 8 руб. продавцы готовы предложить 45 ед. продукции, но покупатели по такой цене готовы купить лишь 15 ед. Возникает излишек в 30 ед. Чтобы продать свою продукцию, продавцы вынуждены снизить цену. Аналогичная ситуация возникает и при цене, равной 6 руб.
При цене, равной 3 руб., покупатели готовы купить 40 ед. продукции, но продавцы по такой цене продадут лишь 20 ед. Образуется дефицит. Превышение спроса над предложением ведет к росту цены. Аналогичная ситуация возникает и в случае, если цена равна 2 руб.
Только при цене, равной 4 руб., спрос в точности равен предложению, т.е. на рынке достигнуто равновесие. Это означает, что объем предлагаемых и объем покупаемых товаров совпадают, достигается наибольший объем оборота, ни один из участников рынка не заинтересован в том, чтобы менялась действующая цена.
Цена, при которой спрос равен предложению, называется равновесной ( ), а соответствующий ей объем продукции – равновесным (Q ).
А. Маршалл, внесший огромный вклад в развитие теории рынка, писал, что когда «цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо – равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товаров, производимых в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой».
Построив на одном графике кривые спроса и предложения, можно убедиться, что уравновешивающая рыночная цена соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения
Qe Q
Рыночное равновесие
При
цене ре
рынок находится в равновесии:
объем продукции, на
которую предъявляется
спрос, равен ее предложению
– Qе
Особенность рыночного механизма такова, что он автоматически поддерживает рыночное равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают. Если на рынке устанавливается цена выше равновесной (р1), то возникает излишек (предложение больше спроса). Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.
Дефицит, который возникает при цене ниже равновесной (р2), толкает цену вверх, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается, рынок движется к равновесию. Таким образом, рыночная цена выполняет свою «уравновешивающую функцию», исключая потенциальные излишки и нехватки товаров.
Если рынок находится в равновесии, то потребитель имеет возможность купить больше товара по более низкой цене, т.е. рыночное равновесие приводит к возникновению излишка (ренты) потребителя, представляющего собой разность между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и той ценой, которую он заплатил фактически (равновесной ценой).
Нарушения равновесия. В случаях изменения объема спроса и предложения под влиянием неценовых факторов достигнутое рыночное равновесие будет нарушаться.
Изменение спроса
при постоянстве предложения оказывает
однонаправленное воздействие на уровень
равновесной цены и равновесный объем
производства
Изменение спроса и его воздействие на цену и
равновесный объем
а)
Повышение спроса
ведет к росту
равновесной цены
(р2 >
р1)
и равновесного объема (Q2 > Q1);
б) падение спроса снижает
равновесную цену
(р2 <
р1)
и равновесный объем(Q2 < Q1)
Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и равновесный объем производства
Изменение предложения и его воздействие
на равновесную цену и равновесный объем
а)
Увеличение предложения
снижает цену равновесия
(р2 <
р1)
и увеличивает равновесный
объем (Q2 > Q1);
б) уменьшение предложения
увеличивает цену
(р2 >
р1)
и снижает равновесный
объем (Q2 < Q1)
При одновременном изменении спроса и предложения возможны три случая:
• предложение растет больше, чем растет спрос;
• предложение растет меньше, чем растет спрос;
• предложение и спрос возрастают одинаково.
В зависимости от временных возможностей производителей, влияющих на эластичность предложения, различают три типа равновесия.
Мгновенное равновесие возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. предложение оказывается совершенно неэластичным. Например, из-за дождливой погоды на рынке резко возрос спрос на зонтики, но у производителей нет возможности мгновенно увеличить предложение (оно абсолютно неэластично). Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной.
Краткосрочное равновесие. Повышение спроса и цены заставит производителей увеличить загрузку имеющихся мощностей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, оно станет более эластичным. Соответственно цена рыночного равновесия установится на уровне ниже цены мгновенного равновесия.
Долгосрочное равновесие достигается за счет увеличения предложения в результате расширения существующих мощностей и появления в данной отрасли новых фирм и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится еще более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется «нормальной» рыночной ценой.
Информация о работе Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена