Спрос, предложение и рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

Спрос и закон спроса.
Предложение и закон предложения.
Рыночное равновесие.
Реакция рынка на изменение спроса и предложения.
Воздействие внешних сил на рыночное равновесие.

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 20.75 Кб (Скачать файл)

Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие.

 

  1. Спрос и закон спроса.
  2. Предложение и закон предложения.
  3. Рыночное равновесие.
  4. Реакция рынка на изменение спроса и предложения.
  5. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие.

 

  1. Спрос и закон спроса

Спрос – это потребность покупателей в данном товаре (услуге), выраженная в их покупательной способности.

Величина спроса – это количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

 

Р – цена

Q – количество (величина спроса)

 

Величина спроса определяется уровнем цены. Зависимость величины спроса от уровня цены – шкала спроса.

Р – цена

Q – количество

10

50

15

40

20

30

25

25

30

20

35

15


 

Зависимость величины спроса от уровня цены можно изобразить в виде графика.

 

 

Кривая спроса DD (от англ. Demand – спрос) показывает, что повышение цены понижает величину спроса. Кривая спроса может быть рассмотрена с двух точек зрения:

- для любой  конкретной цены величина спроса  показывает максимальное количество  товара, которое покупатели желают  и могут приобрести;

- для любого  конкретного объема спроса устанавливается  максимальная цена, по которой  продавцы смогут продать указанное  количество товара.

 

Закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены этого товара. Чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него и наоборот.

Q=f(P)

Достоверность закона спроса обоснована несколькими аргументами:

  1. В большинстве случаев существует ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то части людей товар оказывается недоступным.
  2. Рост объема спроса при снижении цены можно обосновать возникающим при этом эффектом дохода. Эффект дохода возникает, когда снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя; сам доход в этом случае не изменяется абсолютно, но экономия дает покупателю возможность приобрести на сэкономленную сумму денег дополнительное количество товаров
  3. Рост объема спроса при снижении цены объясняется и эффектом замещения. Этот эффект связан с проблемой выбора. Характерен для взаимозаменяемых товаров.
  4. Рост объема спроса при снижении цены можно объяснить и принципом убывания предельной (дополнительной) полезности товара. (Например, 1,2 и 3 стакан воды для утоления жажды)

 

Эти аргументы объясняют, почему кривая спроса направлена вниз слева направо. Исключение из этого правила описал Роберт Гиффен. Он представил ситуацию, когда повышение цены ведет к повышению величины спроса. Кривая спроса в этом случае имеет положительный наклон – эффект Гиффена.

 

Факторы, влияющие на спрос:

  1. Цена
  2. Возрастание (убывание) доходов. Рост доходов неодинаково влияет на спрос на «низшие» и «нормальные» товары. С ростом доходов спрос на «низшие» товары сокращается, кривая спроса сдвигается влево; на «нормальные» товары спрос увеличивается, а кривая спроса сдвигается вправо.
  3. Вкусы и предпочтения покупателей. Они меняются постоянно, зависят от успешно проведенной рекламы, разъяснительной работы, маркетинговых мероприятий и др.
  4. Ожидание изменения доходов и цен.
  5. Изменение числа покупателей.

 

  1. Предложение и закон предложения

 

Предложение – это количество товаров (услуг), которое производители готовы поставить на рынок в зависимости от цен на данные товары (услуги).

Величина предложения – то количество товаров, которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене в заданном месте и в заданное время.

Величина предложения тоже определяется уровнем цены. Зависимость величины предложения от уровня цены – шкала предложения.

Р – цена

Q – количество

10

2

15

10

20

18

25

25

30

30

35

37


Повышение цены сопровождается ростом величины предложения. Эту зависимость можно изобразить графически. Полученная кривая называется кривой предложения SS (от англ.  Supply – предложение).

Закон предложения: при прочих равных условиях изменение величины предложения товара находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара.

 

Достоверность закона предложения обоснована несколькими аргументами:

  1. Когда цена на товар растет, производители, заинтересованные в прибыли, начнут расширять свое производство. В такую отрасль устремятся и предприниматели из других отраслей.
  2. Рост объема предложения связан с ростом цены товара еще и потому, что производство дополнительного товара требует дополнительных затрат.

 

Факторы, влияющие на предложение:

- цена производимого  товара

- цена на  ресурсы (затраты на сырье)

- изменение  в технологии производства

- налоги  и дотации

- цены на  другие товары

- ожидания  изменения цен

- рост числа  производителей

  1. Рыночное равновесие

Условия совершенной конкуренции:

  • Большое количество продавцов взаимодействует с большим числом покупателей;
  • Все они равноправны в своих действиях;
  • Ни кто из них в отдельности не может повлиять на цену, т.к. покупает или поставляет на рынок лишь незначительную часть от общего количества продукции.

 

Шкала спроса и шкала предложения.

 

Величина предложения, единиц товара

Цена, ден.ед

Величина спроса, единиц товара

Излишек (+) или нехватка (-) товара, единиц

2

9

18

25

31

37

42

10

15

20

25

30

35

40

50

42

32

25

20

15

10

- 48

- 33

- 14

0

+ 11

+ 22

+ 32


 

  1. Построить график с кривой спроса и кривой предложения.
  2. При какой цене – совершенная конкуренция.
  3. Отметьте точку равновесия.

 

Т.О. при цене 25 – достигнуто равновесие спроса и предложения, а цена называется равновесной.

 

Равновесная цена – цена, при которой количество товара и услуг, предполагаемого продавцами, совпадает с количеством товаров и услуг, которые готовы купить покупатели.

 

Уравновешивающая функция цены – способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, при котором решения о продаже и покупке синхронизируются.

В условиях совершенной конкуренции излишек и дефицит на рынке – явление временное, быстро устранимое силами рыночной конкуренции.

 

  1. Реакция рынка на изменение спроса и предложения

 

Равновесная цена не может оставаться долгое время неизменной. Рынок приводит к ее изменениям. Изменения спроса и предложения  на графике выражается в сдвиге кривых спроса и предложения в какую-либо сторону.

Изменение спроса (спрос остаётся неизменным)

Спрос возрастает. Кривая спроса сдвигается вправо. Это приводит к росту  равновесной цены (R1> R0) и равновесного количества (Q1 > Q0).

Спрос уменьшается. Кривая спроса сдвигается влево. Это приводит к снижению равновесной цены (R2 < R0) и равновесного количества (Q2 < Q0).

Изменение предложения  (спрос остается неизменным).

Предложение увеличивается. Кривая предложения сдвигается вправо. Это приводит к уменьшению  равновесной цены (R1< R0), но увеличению равновесного количества (Q1 > Q0).

Предложение сокращается. Кривая предложения сдвигается влево. Это приводит к росту равновесной цены (R2 > R0), но уменьшению равновесного количества (Q2 < Q0).

Спрос и предложение меняется в одном направлении.

а) Спрос и предложение увеличиваются одновременно и в равной степени. В этом случае произойдет изменение только равновесного количества в сторону его увеличения (Q1 > Q0), а равновесная цена останется прежней.

б) Спрос и предложение сокращаются одновременно и в равной степени. При одновременном сокращении спроса и предложения равновесная цена не изменится, а равновесное количество снизится (Q1 < Q0).

 

Спрос и предложение изменяются в разных направлениях.

а)  Спрос увеличивается, а предложение сокращается в той же пропорции. Одновременное увеличение спроса и сокращение предложения не изменят равновесного количества, но приведут к росту равновесной цены

(R1 > R0).

б) Спрос сокращается, а предложение увеличивается в той же пропорции. В этом случае равновесное количество также не изменится, а равновесная цена снизится (R1< R0).

Задание: начертите графики данных ситуаций.

 

  1. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие

 

Дефицит и избыток существует там, где силы рыночной конкуренции кем-то подавляются, кто-то мешает их действию. Этот кто-то чаще всего государство и монополии.

Последствия вмешательства государства в рыночный механизм:

  1. Потолок цены                       дефицит товаров                        спекуляция.

Минимальная цена (полцены)              образование излишков         скупать товар у производителей, тем самым производителю выплачивать дотации.



Информация о работе Спрос, предложение и рыночное равновесие