2. Инфраструктура рынка труда включает
биржи труда, государственные системы
учета спроса на рабочую силу, переподготовки
кадров, регулирование миграции, дотаций
населения и др.
- Совокупность институтов содействия занятости, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, профессиональной ориентации трудоспособного населения. В нее входят целая сеть фондов занятости, бирж труда (центров занятости), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и другие.
Функции рынка труда определяются
ролью труда в жизни общества, когда труд
выступает важнейшим источником дохода
и благосостояния. С экономической точки
зрения труд – важнейший производственный
ресурс, так как без него невозможно существование
ни одной фирмы или государства, невозможен
сам производственный процесс. В соответствии
с этим выделяют главные функции рынка
труда:
Социальная функция заключается
в обеспечении нормального уровня доходов
и благосостояния людей, нормального уровня
воспроизводства производительных способностей
работника.
Экономическая функция рынка
труда состоит в рациональном вовлечении,
размещении, регулировании и использовании
труда, что позволяет особо выделить размещающую
и селективную функции.
Размещающая функция представляет
собой размещение рабочей силы исходя
и в соответствии со спросом. Данная функция
предполагает, что организация и функционирование
рынка труда должны служить рациональному
размещению рабочей силы по отдельным
предприятиям, отраслям и регионам. Формирование
такой сети размещения является основой
регулирования рынка труда на всех уровнях
управления. Это означает, что эффективность
экономики зависит от того, насколько
оптимально происходит процесс функционирования
системы рынка труда. В основном данная
функция проявляется на региональном
и макрорегиональном уровнях.
Селективная функция заключается
в выборе рабочей силы исходя из спроса
и предложения, а также исходя их профессионально-квалификационных
характеристик рабочей силы. Наиболее
существенно проявляется эта функция
на микроэкономическом уровне.
Рынок труда выполняет также
стимулирующая функция, способствует
развертыванию конкуренции между его
участниками, повышению заинтересованности
в высокоэффективном труде, повышению
квалификации и перемены профессии [3,
с.237].
Отсюда можно сделать вывод,
что рынком труда является система конкурентных
связей между участниками рынка (предпринимателями,
трудящимися и государством) по поводу
найма, использования работника в общественном
производстве. Функции рынка труда определяются
ролью труда в жизни общества, когда труд
выступает важнейшим источником дохода
и благосостояния. Основными функциями
рынка труда является социальная, экономическая,
размещающая, селективная и стимулирующая
функции. Можно сказать, что рынок труда
является составной частью структуры
рыночных отношений и функционирует наряду
с рынками других факторов производства,
товаров и услуг. Его можно определить
как систему отношений, связанных с предложением
и наймом ресурсов труда.
2.2 Современные тенденции
рынка труда
Рынок труда по сравнению с другими рынками
проявляется в ограничении действия закона
спроса и предложения, в недостижимости
как полной занятости, так и устойчивого
и длительного состояния равновесия. Эти
особенности связаны со спецификой самого
товара, с производственным характером
спроса на него, с зависимостью предложения
от демографической ситуации, с тем, что
цена (зарплата) не может опуститься ниже
уровня, обеспечивающего нормальное воспроизводство
рабочей силы. Кардинальное отличие такого
товара как труд в том, что труд – важнейшая
форма жизнедеятельности человека, самовыражения
личности. Зарплата не просто разновидность
цены, она определяет благополучие работника
и его семьи, социальный климат в обществе,
степень социальной напряженности.
Существуют общие , долговременные
тенденции развития трудовых отношений:
1. Происходят изменения
в структуре занятости работников;
соответственно меняется и спрос
на них на рынке труда.
2. Растет общеобразовательный
уровень; все больше людей имеют
высшее и среднее образование.
3. Растет средняя продолжительность
занятости на одном предприятии.
4. Увеличивается экономическая
и социальная роль малого бизнеса
при активной поддержке государства.
Одной из принципиальных особенностей
современного западного рынка труда является
значительная распространенность предпринимательской
деятельности. Примерно каждый десятый
работающий в США, Франции, Великобритании,
каждый седьмой в Японии, каждый пятый
в Италии является предпринимателем. Почти
2/3 из них возглавляют средние и мелкие
предприятия, а каждый четвертый ведет
дело, в котором занято 20 и менее человек.
Труд в условиях частной собственности,
когда она является не враждебным и противостоящим
человеку понятием, а полным или частичным
личным достоянием, формирует особо важные
качества рабочей силы, которые высоко
ценятся на рынке труда и быстрее всего
закрепляются в людях, облаченных ответственностью
предпринимателя. Личное владение утверждает
в человеке сознание и чувство ответственности
за принадлежащую ему частицу национального
богатства, развивает в нем социальный
инстинкт сбережения материальных и духовных
ценностей, желание их развивать и укреплять.
Около 80 % занятых в западных странах в
той или иной форме выступают владельцами
или совладельцами семейного дела, мелких,
средних и крупных предприятий, обладателями
акций фирм и корпораций.
Общий уровень квалификации трудовых
ресурсов сегодня таков, что предпринимательством
успешно занимаются представители практически
всех профессий, причем рабочие в данном
отношении держат пальму первенства. В
1990 году в США 23 % предпринимателей имели
рабочие профессии, 18 % - обладали опытом
управленческой работы, 18 % - были связаны
с торговлей, 15 % - с услугами, 16% - имели
высшее или научное образование различного
профиля, 10 % - были фермерами [4].
Чрезвычайно благоприятно на
рынке труда сказывается развитие другого
важного процесса - увеличение предприятий
с коллективной формой собственности.
В США, к примеру, в конце 80-х годов на таких
предприятиях, в материальном производстве
и услугах было занято 8-10% трудящихся.
Практика показывает, что предприятия
с коллективной формой собственности
имеют выше среднеотраслевых показатели
качества продукции и производительности
труда. Рабочие и служащие с большим воодушевлением
участвуют в совершенствовании производства
и, вместе с тем, в случае необходимости,
легче соглашаются на компромиссы в области
зарплаты и временного увеличения длительности
рабочей недели. Подобные производственные
коллективы успешнее участвуют в конкурентной
борьбе и устойчивее в периоды конъюнктурных
рыночных колебаний. Внимательнее и гуманнее
решаются проблемы переквалификации,
повышения профессионального уровня,
сокращения штатов. С целью социальной
защиты рабочих и служащих создаются дополнительные
цеха, конкурентоспособные дочерние предприятия.
Для современного интеллектуального
рынка труда не характерно авантюрно –
эксплуатационное, минутное - потребительское
отношение к человеку, его возможностям,
как совершенно не оправдавшее себя на
практике. В масштабе экономики господствует
многократно проверенный международной
практикой, поощряемый во всех странах
передовыми процветающими корпорациями
принцип: «прежде чем с человека спрашивать,
ему многое нужно дать». И потому современный
рынок труда имеет мощную корневую систему.
Он опирается на гигантские организационные
структуры, охватывающие не только экономику,
но и многочисленные государственные,
общественные и частные институты, включая
национальную систему образования, в том
числе принадлежащую фирмам, учреждения
культуры, здравоохранения, различные
некоммерческие социальные организации,
институт семьи [5].
В развитых странах, где достигнут
достаточно высокий жизненный уровень,
происходит переоценка отношения к труду
и досугу, различным формам организации
рабочего времени. Так, по оценке ОЭСР,
от 60 до 85% женщин, работающих по гибкой
системе организации рабочего времени,
предпочитают этот вид занятости.
Технический прогресс, сопровождающийся
реформой организации производственного
процесса, потребовал роста численности
квалифицированной, технически грамотной
рабочей силы, способной осваивать новую
сложную технику. Это привело к изменению
профессионально-квалификационной рабочей
силы - в ее составе увеличивалась доля
управленческих кадров, научных сотрудников
и инженерно-технического персонала.
В последнее время 18 млн. европейцев
остаются без работы, что составляет 10,9%
экономически активного населения ЕС.
Безработица является самой серьезной
нерешенной социальной проблемой государств-участниц
ЕС. Особенно в трудном положении находятся
молодые люди, впервые выходящие на рынок
труда. Весьма ограничены перспективы
получения работы у женщин. В результате
доля молодежи среди безработных составляет
около 22%, а у женщин – 13% [6].
Сложившаяся ситуация во многом,
на наш взгляд, способствует развитию
тенденцию взаимонасыщения рынка труда
как в странах ЕС за счет России, так и
наоборот. Как указывалось, миграция из
России в последнее десятилетие была в
основном обусловлена политическими и
экономическими проблемами нашей страны
[7].
- Проблемы сбалансированности
рынка труда
Как показывает опыт высокоразвитых
индустриальных стран, современный рынок
труда предполагает высокую активность
государства. При этом государственная
эффективная политика занятости должна
обеспечивать равные возможности перед
гражданами страны; содействовать той
занятости, которая является экономически
целесообразной; основываться на добровольности
труда; способствовать эффективному распределению
и перераспределению ресурсов.
Основной целью государственного
регулирования занятости является достижение
сбалансированности спроса и предложения
на рынке труда и воздействие на процесс
воспроизводства рабочей силы. Можно выделить
четыре главных направления государственного
регулирования труда:
- стимулирование
роста занятости и увеличение
числа рабочих мест в государственном
секторе;
- подготовка
и переподготовка рабочей силы;
- содействие
найму рабочей силы;
- социальное
страхование безработных.
При этом на одном рынке труда
могут реализоваться как отдельные, так
и все виды регулирования, они осуществляются
согласно программам занятости населения,
составлению которых должно предшествовать
прогнозирование рынка труда. Целью составления
такого прогноза является определение
величины спроса и предложения на рабочую
силу в предстоящем периоде на основе
анализа состояния рынка труда и занятости
в отчетном периоде, статистической и
другой информации, складывающихся условий.
К активным методам и мерам
государственного регулирования принадлежат
поощрение создания новых рабочих мест,
стимулирование перспективных направлений
занятости, налаживание информационного
обмена на рынке труда, подготовка и переподготовка
рабочей силы и др.
Пассивный тип воздействия
- выплаты всевозможных пособий безработным.
Работа здесь может вестись в нескольких
направлениях.
Биржа труда - учреждение, осуществляющее
посредничество между предпринимателями
при совершении сделки купли-продажи рабочей
силы и регистрацию безработных.
Первые биржи труда были открыты
в первой половине XIX века. В России биржи
труда возникли в начале ХХ века. Они создавались
городскими управами в крупных промышленных
центрах, таких как Москва, Санкт-Петербург,
Одесса, Рига. В большинстве стран биржи
труда являются государственными. Вместе
с тем на рынке труда наряду с государственными
службами занятости функционирует большое
число посреднических бирж, эффективность
деятельности которых очень высока.
Основными направлениями деятельности
бирж труда являются:
- регистрация
безработных;
- регистрация
вакантных мест;
- трудоустройство
безработных и других лиц, желающих
получить работу;
- изучение
конъюнктуры рынка труда и
предоставление информации о
ней;
- тестирование
лиц, желающих получить работу;
- профессиональная
ориентация и переподготовка
безработных.
В современных развитых странах
большинство граждан трудоустраиваются
не через биржи труда, а обращаясь непосредственно
в кадровые службы предприятий и организаций
или с помощью частных посреднических
агентств.
Одним из основных направлений
государственного регулирования занятости
является создание такой системы образования,
которая была бы способна быстро реагировать
на изменение спроса на рабочую силу. Для
этого необходимо использовать на всех
уровнях этой системы разнообразные формы
повышения квалификации, переквалификации,
подготовки и переподготовки по специальностям,
на которые имеются свободные места. В
развитых странах это делается в основном
за счет государственного бюджета и средств
предприятий. Немаловажным направлением
в обеспечении занятости является создание
условий, способствующих росту территориальной
мобильности трудовых ресурсов. Сюда относятся:
- развитие
социальной инфраструктуры в
районах с избыточными рабочими
местами;
- дифференцированная
политика по оплате труда;
- реализация
программ, направленных на поддержку
предприятий, готовых создать новые
рабочие места в районах с
высоким уровнем безработицы, включая
предоставление им налоговых
льгот.
Важной основой регулирования
рынка труда стран с рыночной экономикой
является зависимость между безработицей
и заработной платой. Эта зависимость
была рассчитана английским экономистом
А. Филлипсом (1865-1958) на примере английской
экономики. Он выявил обратную связь между
темпом роста зарплаты и безработицей.
Когда быстро росла зарплата, норма безработицы
снижалась и наоборот [8, с.226].
рисунок 1 – Кривая Филлипса.
Рассмотрим график Филлипса
(рисунок 1). На оси абсцисс откладывается
уровень безработицы U, на оси ординат уровень
цен Р. Если правительство рассматривает
уровень безработицы как очень высокий(), то оно стимулирует
совокупный спрос, проводя фискальную
и бюджетную денежную политику. Необходимость
удовлетворения выросшего спроса ведет
к расширению производства и созданию
новых рабочих мест, безработица снижается
до уровня , но инфляция растет до . Для борьбы
с инфляцией правительство проводит инфляционную
политику. В результате цены снижаются
до уровня , а безработица увеличивается
до уровня . Кривая Филлипса “работает”
только в краткосрочном периоде. Если
же инфляция продолжается более длительное
время, например, свыше 5 лет, она может
расти, несмотря на высокий уровень безработицы.
Это объясняется рядом факторов, среди
которых важное место занимает политика
ложных ожиданий населения.