Рынок труда и проблемы его сбалансированности в период экономического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы входит сделать выводы, связанные с проблемами сбалансированности рынка труда, которые возникают у государств в период макроэкономической нестабильности.
В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:
− определение рынка труда;
− оценить рынок труда в странах с развитой рыночной экономикой;
− объяснить сущность, структуру и функции рынка труда;
− обозначить направления сбалансированности рынка труда в РБ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОК ТРУДА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТИТУТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Сущность, структура и функции рынка труда 5
1.2 Современные тенденции рынка труда 9
1.3 Проблемы сбалансированности рынка труда 12
2. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 16
2.1 Рынок труда России и перспективы его развития 16
2.2 Состояние рынка труда в Республике Казахстан 20
2.3 Рынок труда в США и особенности его функционирования 23
3. СПЕЦИФИКА РЫНКА ТРУДА В РБ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ 28
3.1 Функционирование рынка труда в РБ в условиях экономического криса (2008-2009 гг.) 28
3.2 Направления сбалансирования рынка труда в РБ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОГО ИСТОЧНИКА 36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 272.08 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 4 – Занятость населения Республики Казахстан (2009-2013гг.)

 

В целом по экономике, в течение последних 10 лет наблюдается сокращение количества занятых в возрасте от 24-54 лет, т.е. наиболее молодого, активного и работоспособного слоя населения, и рост числа занятых в возрасте 55+.

Сегодня говорить о преждевременном сворачивании политики нулевых процентных ставок (ZIRP) ФРС нельзя. Необходима не только количественная, но  качественная трансформация рынка труда США.

В условиях слабости рынка труда, ограничивая программу QE3 (tapering), ФРС необходимо обязательно дать рынку что-то “взамен”. 
Вероятно, это будет пролонгация ZIRP на более отдаленный срок, это может быть пересмотр ранее обозначенных параметров по безработице в 6,5%, которая является ключевой в определении длительности политики нулевых процентных ставок, которая имеет куда большее значение для экономики США, нежели чем программы QE [22].

 

Таким образом, глобализация экономики существенно влияет на американский рынок труда и отношения в этой сфере, порождая немало проблем. К некоторым из них экономика успешно приспосабливается, другие требуют более активной и взвешенной реакции государства.

Перечисленные направления не исчерпывают всей гаммы методов воздействия на занятость. Немалую роль играет комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства и т.д. Основой же, определяющей политику на рынке труда, является законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются мерами макроэкономического регулирования и влияют на динамику занятости и безработицы через общую деловую конъюнктуру в стране.

В целом американский опыт функционирования рынка труда показывает, что, основываясь на базисных принципах рыночной экономики, он достаточно эффективно способствует рациональному использованию главного экономического ресурса страны – его трудового потенциала.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Специфика рынка труда в РБ и перспективы его развития

 

 

3.1 Функционирование рынка труда в РБ в условиях экономического кризиса (2008-2009 гг.).

 

 

 

На современном этапе является очень важным сохранение контролируемой и управляемой ситуации на рынке труда, повышение государственной политики в области занятости, которая позволила бы повысить конкурентоспособность рабочей силы. влияния изменения деловой активности, экономических кризисов и спадов, реструктуризации и модернизации экономики. страны применяют различные варианты кризисной политики занятости и наиболее распространенным методом является регулирование рабочего времени. есть несколько подходов. первый – коллективные соглашения на межотраслевом уровне и уровне отдельных компаний и предприятий.

Второй подход – применение различных инструментов рынка труда для сохранения рабочих мест при помощи государственного субсидирования оплаты труда на ограниченный период времени [23, с. 96].

Ситуация на белорусском рынке труда в 2008–2009 гг., несмотря на распространившийся в мире экономический кризис, в целом оставалась стабильной. кризис не привел к массовым увольнениям работников. Минимизировать негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса на основные индикаторы рынка труда позволила проводимая большинством белорусских предприятий политика сохранения кадрового потенциала путем перехода на режим вынужденной занятости. количество работников организаций, функционирующих в таком режиме, в январе–декабре 2009 г. возросло в 2,5 раза и составило 356,2 тыс. человек , 10,1 % 97среднесписочной численности (в 2008 г. данный показатель составил 3,9 %); число переведенных на режим неполной рабочей недели возросло почти в 3 раза, т. е. до 201,3 тыс., отправленных в административные отпуска – в 2 раза (до 154,9 тыс. человек, из которых 81,3 тыс. человек – без сохранения заработной платы) [24, с. 11].

 По данным статистика СНГ, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. в странах содружества возросло число случаев перевода работников на работу в режиме неполного рабочего времени, в России – 1894,0 тыс. человек, или 5,3 % среднесписочной численности; в Украине – 2063,3 тыс. человек, или 19,4 %, в Казахстане – 66,5 тыс. человек, или 2,1 %. численность лиц, находящихся в отпусках по инициативе администрации, за этот период сократилась в Армении, в остальных странах – увеличилась на 13–54 %, в Азербайджане – в 2 раза [25, с. 23].

Вынужденная неполная занятость, с одной стороны, является способом поддержания занятости и гарантии получения определенного уровня заработка, а с другой – сопровождается постепенной дисквалификацией работников, потерей профессионализма, формированием потенциальных безработных. надо отметить, что почти половина работников были отправлены в административные отпуска без сохранения заработной платы.

В целях смягчения ситуации правительством страны было принято решение о создании временных рабочих мест в рамках общественных работ на территории предприятий с их финансированием за счет средств Фонда социальной защиты населения и предоставлением возможности участия в них работников, находящихся в вынужденных отпусках. Расширение масштабов вынужденной неполной занятости на производстве в условиях кризиса являлось альтернативой увольнению работников, что в определенной мере сдерживало высвобождение рабочей силы и поступление ее на рынок труда. Данная политика позволила удерживать уровень безработицы в 2009 г. около 0,9 % экономически активного населения [25, с. 63].

Беларусь имеет свою стратегию экономических реформ в сфере социально-трудовых отношений, которая заключается в недопущении высокого уровня официально регистрируемой безработицы. Но это приводит к низкой эффективности труда (уровень производительности в нашей стране в 3 раза ниже, чем в ведущих европейских государствах), нерациональному использованию трудового потенциала, относительно низкой заработной плате.

Современное состояние белорусского рынка труда можно охарактеризовать следующими свойствами:

– стихийный характер взаимодействия спроса и предложения

рабочих мест;

– неразвитость рыночной инфраструктуры;

– низкая территориальная мобильность рабочей силы.

Кроме того, важно отметить, что основной груз издержек по сохранению занятости несут предприятия, в меньшей степени – республиканский бюджет. ликвидация неэффективных рабочих мест приведет к увеличению численности безработных, что создаст дополнительную нагрузку на республиканский бюджет в виде расходов на переподготовку, выплату пособий по безработице и т.п. для преодоления последствий мирового кризиса был принят ряд мер. Так, с апреля 2009 г. осуществляется создание временных рабочих мест в рамках общественных работ по жилищному строительству с организацией за счет средств Фонда социальной защиты населения ускоренной профессиональной подготовки направляемых на них временно свободных работников. Также принят указ президента республики Беларусь от 26 июня 2009 г. № 333 «О дополнительных мерах социальной защиты населения», в котором работникам предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, предоставлена возможность участия в оплачиваемых общественных работах наравне с безработными и выплаты им вознаграждений из средств Фонда социальной защиты населения.

Еще одной мерой является предоставление бюджетных ссуд на организацию и модернизацию рабочих мест. ссуда выдается беспроцентно на возвратной основе сроком до трех лет.

Следующее направление, которое позволяет снизить безработицу, – поддержка развития занятости в сфере малого бизнеса. В 2009 г. упрощена система налогообложения и снижена налоговая нагрузка для среднего и малого бизнеса. [23, с. 98]

 

 

  3.2  Направления сбалансированности рынка труда в РБ.

Кризис рынка труда в РБ обусловлен тем, что рынок труда и сфера занятости, отражая многие противоречия переходного периода, сегодня испытывают большое влияние специфики трудовых отношений, сформировавшихся в условиях командно-административной системе. Развитие трудовых отношений до начала переходного периода характеризуется некоторыми особенностями:

1) гарантированная занятость  и отсутствие у занятых в  народном хозяйстве конкуренции  со стороны безработных приводило  к снижению производительности  и мотивации труда, потере стимулов  к повышению квалификации и  качества работы.

2) государство, являясь собственником  подавляющей части средств производства, было практически единственным  работодателем и монопольно устанавливало  цену труда, ставки заработной  платы определялись централизованно, в административном порядке.

3) не предусматривалась  дифференциация ставок заработной  платы в зависимости от результатов, вызванных процессом инвестирования  в человеческий капитал.

4) высокий уровень монополизации  экономики в сочетании с отсутствием  рынка жилья, административными  ограничениями на переезд в  другие города (институт прописки) и внеэкономическим закреплением  работников на предприятии (очередь  на жилье и т.п.) приводил к  ограничению мобильности рабочей  силы.

5) социалистическая экономика  характеризуется деформированной  структурой занятости - в промышленности  и сельском хозяйстве занято  избыточное количество рабочей  силы. Этому способствует медленный  рост производительности труда  и политика, направленная на приоритетное  развитие тяжелой промышленности  и сельского хозяйства.

6) существующие механизмы  разрешения социальных конфликтов  были неэффективны. Профессиональные  союзы существовали, но входили  в структуру государства или партийного аппарата и не представляли интересы рабочих.

7) крайне ограничены возможности  миграции за пределы страны. Как  известно, излишек рабочей силы  в одной стране может быть  продуктивно использован в другой  на рабочих местах, которые местное  население занимает неохотно.

8) в течение ряда лет  применялись массовые формы принудительного  труда.

9) избыточный спрос на  рабочую силу со стороны государственных  предприятий и так называемый  дефицит рабочей силы, вопреки  экономическим законам, искусственно  создавался административными методами [26, с.165]

Цель регулирования рынка труда в переходной экономике заключается в содействии расширению спроса и поддержке эффективного предложения рабочей силы, с тем чтобы: развить трудовые ресурсы и приспособить их к структурным изменениям для улучшения возможностей экономического роста; содействовать социальному равенству путем улучшения как способности к занятости, так и возможностей для занятости в первую очередь для социально незащищенных групп населения; стимулировать занятость в период экономического спада.

Во всех странах политика, проводимая на рынке труда, подразделяется на пассивную и активную. Пассивная политика регулирования рынка труда включает следующие меры:

1) регистрацию ищущих  работу;

2) определение размера  пособий по безработице и организацию  системы их выплат;

3) осуществление не денежных форм поддержки безработных и членов их семей и т.п.

Одной из самых распространенных форм пассивной политики занятости являются программы страхования от безработицы, широко применяемые в странах с переходной экономикой.

Сокращение безработицы и достижение более полной занятости в переходной экономике требует проведения активной политики на рынке труда. Основная ее цель - ускорение процесса структурной реорганизации, а также предотвращение, уменьшение длительности и снижение уровня безработицы.

Активная политика на рынке труда нацелена на повышение конкурентоспособности работника в борьбе за рабочее место путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности, т.е. на проведение «профилактики» безработицы и ее массового распространения. Она представляет собой комплекс мер, осуществляемых сетью специальных государственных учреждений и нацеленных на поддержание занятости, повышение мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, а также содействие более быстрому возвращению безработных к активному труду.

Одним из эффективных направлений активной политики на рынке труда является целенаправленное воздействие на развитие важнейшего института рынка труда - службы занятости. Основная ее задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда путем распространения информации, позволяющей сократить время поиска вакансий безработными и работников предпринимателями; способствующей найму работников, наиболее соответствующих требованиям работодателей; позволяющей работникам найти место с подходящими условиями труда и уровнем заработной платы.

Для устранения несоответствия структуры свободных рабочих мест и временно незанятой рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе необходима своевременная и соответствующая потребностям производства профессиональная подготовка и переподготовка безработных и работников, находящихся под угрозой увольнения.

В условиях характерного для стран с переходной экономикой высокого уровня трудовой активности при низкой заработной плате и отсутствии стабильного роста свободных рабочих мест особый интерес представляет развитие самостоятельной занятости.

В Республике Беларусь, согласно Положению «О содействии Государственной службой занятости безработным в организации самостоятельной занятости», безработный, изъявивший желание организовать свое дело, имеет право на обучение основам предпринимательства, получение субсидии в размере 25 минимальных заработных плат и ссуды из средств Государственного фонда содействия занятости на срок не более 18 месяцев. Как указано в Положении, размер ссуды определяется социальной значимостью организуемого вида предпринимательской деятельности, содержанием технико-экономического обоснования, наличием средств фонда занятости на эти цели и не может превышать 150 минимальных заработных плат.

Информация о работе Рынок труда и проблемы его сбалансированности в период экономического кризиса