Рынок труда и проблемы его сбалансированности в период экономического кризиса
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 14:31, курсовая работа
Описание работы
Целью данной работы входит сделать выводы, связанные с проблемами сбалансированности рынка труда, которые возникают у государств в период макроэкономической нестабильности. В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи: − определение рынка труда; − оценить рынок труда в странах с развитой рыночной экономикой; − объяснить сущность, структуру и функции рынка труда; − обозначить направления сбалансированности рынка труда в РБ.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. РЫНОК ТРУДА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТИТУТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5 1.1 Сущность, структура и функции рынка труда 5 1.2 Современные тенденции рынка труда 9 1.3 Проблемы сбалансированности рынка труда 12 2. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 16 2.1 Рынок труда России и перспективы его развития 16 2.2 Состояние рынка труда в Республике Казахстан 20 2.3 Рынок труда в США и особенности его функционирования 23 3. СПЕЦИФИКА РЫНКА ТРУДА В РБ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ 28 3.1 Функционирование рынка труда в РБ в условиях экономического криса (2008-2009 гг.) 28 3.2 Направления сбалансирования рынка труда в РБ 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОГО ИСТОЧНИКА 36
Рисунок 4 – Занятость населения
Республики Казахстан (2009-2013гг.)
В целом по экономике,
в течение последних 10 лет наблюдается
сокращение количества занятых в возрасте
от 24-54 лет, т.е. наиболее молодого, активного
и работоспособного слоя населения, и
рост числа занятых в возрасте 55+.
Сегодня говорить о
преждевременном сворачивании политики
нулевых процентных ставок (ZIRP) ФРС нельзя.
Необходима не только количественная,
но качественная трансформация рынка
труда США.
В условиях слабости
рынка труда, ограничивая программу QE3
(tapering), ФРС необходимо обязательно дать
рынку что-то “взамен”.
Вероятно, это будет
пролонгация ZIRP на более отдаленный срок,
это может быть пересмотр ранее обозначенных
параметров по безработице в 6,5%, которая
является ключевой в определении длительности
политики нулевых процентных ставок, которая
имеет куда большее значение для экономики
США, нежели чем программы QE [22].
Таким образом, глобализация
экономики существенно влияет на американский
рынок труда и отношения в этой сфере,
порождая немало проблем. К некоторым
из них экономика успешно приспосабливается,
другие требуют более активной и взвешенной
реакции государства.
Перечисленные направления
не исчерпывают всей гаммы методов воздействия
на занятость. Немалую роль играет комплекс
мер косвенного регулирования рынка рабочей
силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная
политика правительства и т.д. Основой
же, определяющей политику на рынке труда,
является законодательство в области
социального обеспечения, трудовых отношений,
гражданских прав и т.п.
Меры косвенного регулирования
рынка рабочей силы одновременно являются
мерами макроэкономического регулирования
и влияют на динамику занятости и безработицы
через общую деловую конъюнктуру в стране.
В целом американский опыт функционирования
рынка труда показывает, что, основываясь
на базисных принципах рыночной экономики,
он достаточно эффективно способствует
рациональному использованию главного
экономического ресурса страны – его
трудового потенциала.
Специфика рынка
труда в РБ и перспективы его развития
3.1 Функционирование
рынка труда в РБ в условиях экономического
кризиса (2008-2009 гг.).
На современном этапе является
очень важным сохранение контролируемой
и управляемой ситуации на рынке труда,
повышение государственной политики в
области занятости, которая позволила
бы повысить конкурентоспособность рабочей
силы. влияния изменения деловой активности,
экономических кризисов и спадов, реструктуризации
и модернизации экономики. страны применяют
различные варианты кризисной политики
занятости и наиболее распространенным
методом является регулирование рабочего
времени. есть несколько подходов. первый
– коллективные соглашения на межотраслевом
уровне и уровне отдельных компаний и
предприятий.
Второй подход – применение
различных инструментов рынка труда для
сохранения рабочих мест при помощи государственного
субсидирования оплаты труда на ограниченный
период времени [23, с. 96].
Ситуация на белорусском рынке
труда в 2008–2009 гг., несмотря на распространившийся
в мире экономический кризис, в целом оставалась
стабильной. кризис не привел к массовым
увольнениям работников. Минимизировать
негативное влияние мирового финансово-экономического
кризиса на основные индикаторы рынка
труда позволила проводимая большинством
белорусских предприятий политика сохранения
кадрового потенциала путем перехода
на режим вынужденной занятости. количество
работников организаций, функционирующих
в таком режиме, в январе–декабре 2009 г.
возросло в 2,5 раза и составило 356,2 тыс.
человек , 10,1 % 97среднесписочной численности
(в 2008 г. данный показатель составил 3,9
%); число переведенных на режим неполной
рабочей недели возросло почти в 3 раза,
т. е. до 201,3 тыс., отправленных в административные
отпуска – в 2 раза (до 154,9 тыс. человек,
из которых 81,3 тыс. человек – без сохранения
заработной платы) [24, с. 11].
По данным статистика
СНГ, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. в странах
содружества возросло число случаев перевода
работников на работу в режиме неполного
рабочего времени, в России – 1894,0 тыс.
человек, или 5,3 % среднесписочной численности;
в Украине – 2063,3 тыс. человек, или 19,4 %,
в Казахстане – 66,5 тыс. человек, или 2,1
%. численность лиц, находящихся в отпусках
по инициативе администрации, за этот
период сократилась в Армении, в остальных
странах – увеличилась на 13–54 %, в Азербайджане
– в 2 раза [25, с. 23].
Вынужденная неполная занятость,
с одной стороны, является способом поддержания
занятости и гарантии получения определенного
уровня заработка, а с другой – сопровождается
постепенной дисквалификацией работников,
потерей профессионализма, формированием
потенциальных безработных. надо отметить,
что почти половина работников были отправлены
в административные отпуска без сохранения
заработной платы.
В целях смягчения ситуации
правительством страны было принято решение
о создании временных рабочих мест в рамках
общественных работ на территории предприятий
с их финансированием за счет средств
Фонда социальной защиты населения и предоставлением
возможности участия в них работников,
находящихся в вынужденных отпусках. Расширение
масштабов вынужденной неполной занятости
на производстве в условиях кризиса являлось
альтернативой увольнению работников,
что в определенной мере сдерживало высвобождение
рабочей силы и поступление ее на рынок
труда. Данная политика позволила удерживать
уровень безработицы в 2009 г. около 0,9 % экономически
активного населения [25, с. 63].
Беларусь имеет свою стратегию
экономических реформ в сфере социально-трудовых
отношений, которая заключается в недопущении
высокого уровня официально регистрируемой
безработицы. Но это приводит к низкой
эффективности труда (уровень производительности
в нашей стране в 3 раза ниже, чем в ведущих
европейских государствах), нерациональному
использованию трудового потенциала,
относительно низкой заработной плате.
Современное состояние белорусского
рынка труда можно охарактеризовать следующими
свойствами:
– стихийный характер взаимодействия
спроса и предложения
рабочих мест;
– неразвитость рыночной инфраструктуры;
– низкая территориальная мобильность
рабочей силы.
Кроме того, важно отметить,
что основной груз издержек по сохранению
занятости несут предприятия, в меньшей
степени – республиканский бюджет. ликвидация
неэффективных рабочих мест приведет
к увеличению численности безработных,
что создаст дополнительную нагрузку
на республиканский бюджет в виде расходов
на переподготовку, выплату пособий по
безработице и т.п. для преодоления последствий
мирового кризиса был принят ряд мер. Так,
с апреля 2009 г. осуществляется создание
временных рабочих мест в рамках общественных
работ по жилищному строительству с организацией
за счет средств Фонда социальной защиты
населения ускоренной профессиональной
подготовки направляемых на них временно
свободных работников. Также принят указ
президента республики Беларусь от 26 июня
2009 г. № 333 «О дополнительных мерах социальной
защиты населения», в котором работникам
предприятий, находящихся в вынужденных
отпусках, предоставлена возможность
участия в оплачиваемых общественных
работах наравне с безработными и выплаты
им вознаграждений из средств Фонда социальной
защиты населения.
Еще одной мерой является предоставление
бюджетных ссуд на организацию и модернизацию
рабочих мест. ссуда выдается беспроцентно
на возвратной основе сроком до трех лет.
Следующее направление, которое
позволяет снизить безработицу, – поддержка
развития занятости в сфере малого бизнеса.
В 2009 г. упрощена система налогообложения
и снижена налоговая нагрузка для среднего
и малого бизнеса. [23, с. 98]
3.2 Направления сбалансированности
рынка труда в РБ.
Кризис рынка труда в РБ обусловлен
тем, что рынок труда и сфера занятости,
отражая многие противоречия переходного
периода, сегодня испытывают большое влияние
специфики трудовых отношений, сформировавшихся
в условиях командно-административной
системе. Развитие трудовых отношений
до начала переходного периода характеризуется
некоторыми особенностями:
1) гарантированная занятость
и отсутствие у занятых в
народном хозяйстве конкуренции
со стороны безработных приводило
к снижению производительности
и мотивации труда, потере стимулов
к повышению квалификации и
качества работы.
2) государство, являясь собственником
подавляющей части средств производства,
было практически единственным
работодателем и монопольно устанавливало
цену труда, ставки заработной
платы определялись централизованно,
в административном порядке.
3) не предусматривалась
дифференциация ставок заработной
платы в зависимости от результатов,
вызванных процессом инвестирования
в человеческий капитал.
4) высокий уровень монополизации
экономики в сочетании с отсутствием
рынка жилья, административными
ограничениями на переезд в
другие города (институт прописки)
и внеэкономическим закреплением
работников на предприятии (очередь
на жилье и т.п.) приводил к
ограничению мобильности рабочей
силы.
5) социалистическая экономика
характеризуется деформированной
структурой занятости - в промышленности
и сельском хозяйстве занято
избыточное количество рабочей
силы. Этому способствует медленный
рост производительности труда
и политика, направленная на приоритетное
развитие тяжелой промышленности
и сельского хозяйства.
6) существующие механизмы
разрешения социальных конфликтов
были неэффективны. Профессиональные
союзы существовали, но входили
в структуру государства или партийного
аппарата и не представляли интересы рабочих.
7) крайне ограничены возможности
миграции за пределы страны. Как
известно, излишек рабочей силы
в одной стране может быть
продуктивно использован в другой
на рабочих местах, которые местное
население занимает неохотно.
8) в течение ряда лет
применялись массовые формы принудительного
труда.
9) избыточный спрос на
рабочую силу со стороны государственных
предприятий и так называемый
дефицит рабочей силы, вопреки
экономическим законам, искусственно
создавался административными методами
[26, с.165]
Цель регулирования рынка труда
в переходной экономике заключается в
содействии расширению спроса и поддержке
эффективного предложения рабочей силы,
с тем чтобы: развить трудовые ресурсы
и приспособить их к структурным изменениям
для улучшения возможностей экономического
роста; содействовать социальному равенству
путем улучшения как способности к занятости,
так и возможностей для занятости в первую
очередь для социально незащищенных групп
населения; стимулировать занятость в
период экономического спада.
Во всех странах политика, проводимая
на рынке труда, подразделяется на пассивную
и активную. Пассивная политика регулирования
рынка труда включает следующие меры:
1) регистрацию ищущих
работу;
2) определение размера
пособий по безработице и организацию
системы их выплат;
3) осуществление не денежных
форм поддержки безработных и членов их
семей и т.п.
Одной из самых распространенных
форм пассивной политики занятости являются
программы страхования от безработицы,
широко применяемые в странах с переходной
экономикой.
Сокращение безработицы и достижение
более полной занятости в переходной экономике
требует проведения активной политики
на рынке труда. Основная ее цель - ускорение
процесса структурной реорганизации,
а также предотвращение, уменьшение длительности
и снижение уровня безработицы.
Активная политика на рынке
труда нацелена на повышение конкурентоспособности
работника в борьбе за рабочее место путем
обучения, переподготовки, содействия
самозанятости, индивидуальной трудовой
деятельности, т.е. на проведение «профилактики»
безработицы и ее массового распространения.
Она представляет собой комплекс мер,
осуществляемых сетью специальных государственных
учреждений и нацеленных на поддержание
занятости, повышение мобильности рабочей
силы, создание новых рабочих мест, а также
содействие более быстрому возвращению
безработных к активному труду.
Одним из эффективных направлений
активной политики на рынке труда является
целенаправленное воздействие на развитие
важнейшего института рынка труда - службы
занятости. Основная ее задача состоит
в повышении эффективности функционирования
рынка труда путем распространения информации,
позволяющей сократить время поиска вакансий
безработными и работников предпринимателями;
способствующей найму работников, наиболее
соответствующих требованиям работодателей;
позволяющей работникам найти место с
подходящими условиями труда и уровнем
заработной платы.
Для устранения несоответствия
структуры свободных рабочих мест и временно
незанятой рабочей силы в профессионально-квалификационном
разрезе необходима своевременная и соответствующая
потребностям производства профессиональная
подготовка и переподготовка безработных
и работников, находящихся под угрозой
увольнения.
В условиях характерного для
стран с переходной экономикой высокого
уровня трудовой активности при низкой
заработной плате и отсутствии стабильного
роста свободных рабочих мест особый интерес
представляет развитие самостоятельной
занятости.
В Республике Беларусь, согласно
Положению «О содействии Государственной
службой занятости безработным в организации
самостоятельной занятости», безработный,
изъявивший желание организовать свое
дело, имеет право на обучение основам
предпринимательства, получение субсидии
в размере 25 минимальных заработных плат
и ссуды из средств Государственного фонда
содействия занятости на срок не более
18 месяцев. Как указано в Положении, размер
ссуды определяется социальной значимостью
организуемого вида предпринимательской
деятельности, содержанием технико-экономического
обоснования, наличием средств фонда занятости
на эти цели и не может превышать 150 минимальных
заработных плат.