Факторы роста производительности
труда представляют собой изменение организационных,
технических и социальных условий, которые
приводят к уменьшению затрат на производство
единицы продукции. Все они ведут к экономии
живого труда, т.е. к сокращению численности
промышленно-производственного персонала.
Состояние рынка труда отражают данные
таблицы и рисунка, в которых представлены
темпы роста основных индикаторов рынка
труда за 2007-2011 гг. по отношению к 2006г. (см.
Таблицу 1 и Рисунок 3) [16].
Таблица 1 - Темпы роста основных
индикаторов рынка труда за 2007-2011гг. по
отношению к 2006г.
Показатель
|
Темп роста, % по отношению к
2006 году |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Продолжение таблицы 1
Экономически активное население,
тыс. человек |
99,9 |
100,6 |
101,6 |
101,7 |
101,5 |
Уровень экономической активности
населения, % |
100,1 |
101,2 |
102,3 |
102,7 |
102,9 |
Занятое население, тыс. человек |
100,0 |
100,9 |
102,3 |
102,6 |
102,5 |
Уровень занятости, % |
100,1 |
100,3 |
100,6 |
100,8 |
100,8 |
Наемные работники, тыс. человек |
102,7 |
105,9 |
108,2 |
109,3 |
109,1 |
Самозанятые работники, тыс.
человек |
95,7 |
92,8 |
92,51 |
91,6 |
91,6 |
Безработные население, тыс.
человек |
98,3 |
96,1 |
92,8 |
90,0 |
89,7 |
Рисунок 3 – Темпы роста основных
индикаторов рынка труда за 2007-2011гг. по
отношению к 2006г.
Анализируя данных представленной на
рисунке 3 позволяет сделать следующие
выводы. Численность экономически активного
населения в области имеет тенденцию роста.
Уровень экономической активности в регионе
имеет тенденцию роста. Уровень занятости
увеличивается с 2006 по 2010 год в среднем
на 0,16%, при этом в 2010 году основные индикаторы
рынка труда не претерпели значительных
колебаний, что является положительной
тенденцией. Можно утверждать, что проводимая
государством политика занятости в условиях
мирового финансового кризиса имеет положительную
направленность. При этом уровень самозанятых
работников снижается, что является отрицательной
тенденцией.
Вместе с тем, следует отметить, что в
республике в целом не существует единого
органа, который бы занимался планированием
потребности в кадрах для рынка труда
в Казахстане. Создание такого органа
могло бы исключить дисбалансы на рынке
труда, снизить социальную напряженность,
отрегулировать количество учебных заведений
в соответствии с потребностями в кадрах.
Что в конечном итоге должно привести
к рациональному использованию финансовых,
трудовых и природных ресурсов.
В своем послании народу Казахстана «Через
кризис к обновлению и развитию» президент
Республики Казахстана Нурсултан Назарбаев
отметил, что наша стратегия занятости
в условиях мирового кризиса направлена
на полномасштабную работу по переобучению
и переподготовке кадров, сейчас обязывают
все крупные строительные предприятия
выделять средства на обучение людей другим
профессиям [17].
Также, в послании президента народу,
«Казахстан на пороге нового рывка вперед
в своем развитии», было указано что, поручает
правительству, разработать Программу
по обучению и профессиональной подготовке
квалифицированных национальных кадров
по рабочим специальностям через систему
профессионально-технических и высших
учебных заведений [18].
В целях решения этих задач в республике
увеличилось количество профессиональных
школ (лицеев), например, в 2005-2006 учебном
году их было - 307, а в 2007-2008 учебном году
- 313. Технических и профессиональных учебных
заведений на начало 2008- 2009 учебного года
было -767, а в 2009-2010 учебном году их количество
увеличились до -786, однако количество
обучающихся студентов в них уменьшились
[19, с. 51].
Проведение активной политики занятости
относится к одному из основных социальных
приоритетов деятельности Правительства
Республики Казахстан. В этом направлении
государство не бездействует, оно уделяет
большое внимание этой проблеме. В послании
президента народу Казахстана «Построим
будущее вместе» предусматриваются следующие
условия:
- строение новых предприятий, в
котором будут работать казахстанцы,
и чтобы быть готовыми к этому они должны
учиться новым профессиям;
- будут проработаны комплекс мер по
развитию сельского предпринимательства;
- развитие сельской инфраструктуры,
расширение доступа к поливной
воде, программам микрокредитования,
организация обучение навыкам
предпринимательства в населенных
пунктах с высоким потенциалом
развития;
- предусматривается реализация
программы животноводства, которое
даст возможность работы десяткам
тысяч сельчан;
- получение грантов на приобретение
профессии безработным;
- увеличение финансирование в 2012-2015
годах по государственной линии
на микрокредитования, которые пойдут
на организацию своего дела .
В «Программе занятости 2020» намечено,
что 2016 году уровень бедности снизится
с 8,2 до 6,0 %, уровень безработицы не будет
превышать 5,5%. Доля самозанятых в составе
занятого населения снизится с 33,3 % до
26% [20].
Низкая конкурентоспособность внутренних
мигрантов приводит к безработице или
участию в теневой занятости с минимальной
оплатой труда и полным отсутствием социальных
гарантий. Прямым следствием такого состояния
рынка труда является сохранение бедности.
На рынке труда Казахстана наблюдается
диспропорция спроса и предложения рабочей
силы, вызванные имеющимися проблемами
профессионального образования и подготовки
кадров, недостаточной профессиональной
мобильностью трудовых ресурсов.
- Рынок труда в США и особенности
его функционирования.
Рынок труда в Соединенных Штатах
Америки, как и в других развитыx странах,
является важнейшей составляющей рыночной
системы, которая позволяет эффективно
использовать трудовой потенциал страны
при высоком уровне оплаты рабочей силы.
За последние десятилетия американский
рынок труда претерпел существенную эволюцию.
Одна из новых тенденций, проявившаяся
в 90-е годы - деление единого рынка рабочей
силы на несколько практически не конкурирующих
между собой сегментов. В частности, существуют
два не зависимых друг от друга рынка рабочей
силы, основанных на профессионально-квалификационном
делении занятых: специалисты с высшим
образованием, управляющие, высококвалифицированные
рабочие, а также техники, административно-вспомогательный
персонал и работники обслуживания, неквалифицированные
рабочие, низшие категории служащих.
Говоря о позитивных сдвигах
на американском рынке труда, нельзя не
отметить, что к началу XXI века безработица
в США опустилась па рекордно низкий уровень
за последние 30 лет и составила 4,9%. Вместе
с тем безработица продолжает оставаться
серьезной социально-экономической проблемой
страны, особенно для представителей национальных
меньшинств и малоквалифицированных рабочих.
Государственное регулирование
рынка рабочей силы в США призвано не допустить
роста безработицы до уровня, угрожающего
серьезными социальными потрясениями.
Кроме того, оно призвано смягчить последствия
множества других диспропорций структурного
характера. Например, хроническая безработица
сопровождается большим количеством незаполненных
вакансий, нехваткой целого ряда специалистов,
в том числе новейших профессий, порожденных
потребностями научно-технического прогресса.
В этих условиях, особенно на новом этапе
НТР, еще одной важной функцией государства
в сфере труда становится профессиональная
подготовка и переподготовка рабочей
силы, развитие системы образования. Нехватка
квалифицированных кадров или нерациональное
их использование отражается на экономике,
снижает эффективность общественного
производства, ухудшает позиции американского
капитала на международных рынках.[21]
В настоящее время можно выделить
четыре основных направления и государственного
регулирования рынка труда: 1) программы
по стимулированию роста занятости и увеличению
числа рабочих мест; 2) программы, направленные
на подготовку и переподготовку рабочей
силы; 3) программы содействия найму рабочей
силы; 4) программы по социальному страхованию
безработицы.
В рамках этих программ в США
были созданы сотни рабочих мест, прежде
всего, в государственном секторе экономики.
А в настоящее время американское правительство
делает главный упор на создание рабочих
мест не в государственном секторе, а в
частном - с помощью различного рода мер
косвенного регулирования (налоговых
льгот, государственных субсидий и т.д.).
Все более важное значение приобретает
государственное содействие найму. Так,
Служба трудоустройства, имеющая более
2500 местных агентств (бирж труда), занимается
регистрацией безработных, поиском вакансий
для них, тестированием претендентов на
работу для определения их квалификации.
Характерная особенность государственных
агентств содействия найму в последнее
десятилетие - оснащение их современной
электронно-вычислительной техникой,
что позволяет создавать базы данных как
об имеющихся вакансиях, так и о претендентах
на работу. И в ряде случаев производится
автоматизированный подбор претендентов
на вакансии.
Следует обратить внимание
и на влияние на рынок труда в США глобализации
американской экономики, которая в наибольшей
степени из других стран Запада вовлечена
в мировое хозяйство. Глобализация экономики
страны для США имеет как свои преимущества,
так и недостатки.
Основные преимущества: дешевый
импорт из третьих стран сдерживает инфляцию
и способствует увеличению доходов и потребительского
спроса; идет приток капиталов и квалифицированной
рабочей силы (прежде всего ученых и инженеров)
из-за рубежа; рост экспорта американских
товаров означает дополнительные рабочие
места, часто высокооплачиваемые; вывоз
капитала за рубеж, особенно прямых инвестиций,
создает благоприятные условия для функционирования
американских компаний в мировом хозяйстве
за счет более низких издержек производства.
Однако многие из вышеотмеченных
процессов имеют негативный характер.
Во-первых, миллионы американцев теряют
рабочие места вследствие перевода производств
за рубеж и увеличения масштабов импорта.
Во-вторых, усиление международной конкуренции
все чаще приводит к снижению ставок заработной
платы как альтернативы вывоза предприятий
за рубеж. В-третьих, поскольку предприятия,
открываемые за рубежом, оснащаются самым
современным оборудованием, собственно
американские предприятия могут потерять
их конкурентные преимущества — высокое
качество и надежность товаров. В-четвертых,
иммигранты в США, особенно нелегальные,
и иностранная рабочая сила на американских
предприятиях за рубежом нередко используются
с нарушением основных трудовых стандартов,
принятых МОТ в 1998 г. и обязательных для
исполнения всеми странами-участницами.
Имеются в виду пять фундаментальных принципов
- право на свободу ассоциаций, право на
заключение коллективных договоров, ликвидация
обязательного или принудительного труда,
ликвидация детского труда, ликвидация
дискриминации при найме на работу. Кроме
того, в самих США применительно к нелегальным
иммигрантам нередко нарушается и американское
законодательство о минимальном уровне
оплаты труда, составляющем в 2000 г. 5,15 долл.
в час.
Число занятых неполный
рабочий день в июле 2012 года вышло на новые
исторические максимумы – 28,195 млн чел.,
а это 20% от общего числа занятого населения
США (144,285 млн чел.).
Более того, в 2013 году
77,3% от совокупного прироста занятости
в экономике США приходится на частично
занятых, хотя по итогам 2012 года рост числа
занятых неполный рабочий день от общего
прироста занятого населения составил
лишь 13,5%, а занятых полный рабочий день
– 86,5%.
Несмотря на неплохие
количественные показатели, качественная
характеристика рынка труда США по итогам
первых семи месяцев 2013 году ухудшается.
Возрастная структура
рынка труда: бэби-бумеры не выходят на
пенсию
Увеличение роста занятых
неполный рабочий день тесно связано с
возрастной структурой занятого населения. С июля 2009, когда рецессия
в США была официально завершена, по июль
2013, т.е. за последние четыре года, занятое
население США выросло на 4,13 млн чел. При
этом число занятых в возрасте 55+ лет увеличилось
на 4,5 млн чел., 20-24 лет – на 0,89 млн чел.,
а число занятых в возрасте 25-54 лет, т.е.
самого активного работоспособного населения,
сократилось на 0,8 млн чел., 16-19 лет – на
0,47 млн чел. В 2013 году в общем приросте
занятого населения 55% приходится на возрастную
категорию 55+ лет, 27% - на 24-54 лет, 10% - на 20-24
лет, 8% - на 16-19 лет. В 2013 году в общем приросте
занятого населения 55% приходится на возрастную
категорию 55+ лет, 27% - на 24-54 лет, 10% - на 20-24
лет, 8% - на 16-19 лет.