Так, стремясь увеличить совокупный
спрос, правительство стимулирует рост
зарплаты, на что рынок труда реагирует
увеличением предложения труда. Рост зарплаты
стимулирует инфляционный прирост цен.
В соответствии с концепцией Филлипса,
инфляция в определенный промежуток времени
снижает безработицу. Однако ожидание
повышения зарплаты и связанный с ним
рост благосостояния со временем ослабевают,
т.к. инфляция съедает прирост номинальной
зарплаты. Поэтому и предложение труда
соответственно снижается.
Кривая Филлипса дает варианты
выбора: или достаточно высокая занятость
с максимальным экономическим ростом,
но при быстром повышении цен, или достаточно
стабильные цены, но при значительной
безработице.
Сейчас для более длительных
сроков вместо выводов Филлипса руководствуются
теорией естественного уровня безработицы,
согласно которой поддерживать умеренные
темпы инфляции в течение относительно
длительного периода времени можно только
при естественном уровне безработицы.
Эта теория успешно применялась правительствами
США и Англии. Темпы инфляции в этих странах
снизились.
В настоящее время актуальными
проблемами на рынке труда являются: создание
единой информационной системы в масштабе
страны, располагающей сведениями о вакантных
рабочих местах на предприятиях разных
форм собственности; развитие служб и
центров по профориентации и переподготовке
кадров; формирование системы организационно-правового
регулирования межгосударственных отношений
по странам СНГ и другими государствами
по найму, миграции, социальной защите
и пенсионному обеспечению граждан [9,
с.151 - 155].
Таким образом, преобладающая
общность интересов “товара” рабочей
силы и ее потребителей - экономики и государства
- является важнейшей социально - экономической
чертой рыночной экономики, создающей
прочную основу развития народного хозяйства
и всего общества. Несомненно, что организованный,
во многом управляемый государством и
поддерживаемый предприятиями товарной
экономики, постоянно совершенствуемый
по мере развития народного хозяйства
рынок рабочей силы является одним из
ключевых, жизненно важных звеньев социально
- экономической системы любой страны.
Конечной целью рынка труда является,
во-первых, удовлетворение профессионально
- трудовых и жизненных интересов экономически
активного населения, включая социальную
защиту, и обеспечение народного хозяйства
нужными ему кадрами; во-вторых, достижение
максимально полной и минимально прерывной
занятости, с учетом потребности в частичной
рабочей неделе, скользящем графике рабочего
дня и типа того.
- Особенности рынка
труда в странах с развитой рыночной экономикой в период
экономического кризиса.
2.1 Рынок труда России
и перспективы его развития
Ситуацию на российском рынке
труда можно охарактеризовать как неравновесную
(асимметричную), причем, природа неравновесия
имеет особенности, которые часто не анализируются
в рамках традиционного неоклассического
макро- и микроэкономического анализа.
Неравновесие на рынках в переходной экономике
является институциональным, проявляясь
в отсутствии институтов, которые могли
бы обеспечить условия для возникновения
эффективных равновесий.
Рынок образовательных услуг
поставляет огромное число специалистов,
не востребованных рынком. С другой стороны,
работодатели регулярно жалуются на то,
что «хороших людей не хватает» . Сложившиеся
диспропорции, по мнению экспертов, в ближайшие
5-6 лет сохранятся, несмотря на масштабные
попытки государства и бизнеса исправить
данную ситуацию. По прогнозам, через 5-6
лет будет отмечаться чрезмерная насыщенность
рынка труда специалистами гуманитарного
профиля, не иссякнет приток молодых юристов,
экономистов, финансистов, психологов,
переизбыток которых сейчас зафиксирован
практически на каждом регионально рынке
[10].
Учитывая сложность ситуации
на рынке труда, большие масштабы скрытой
безработицы, превышение спроса над предложением
рабочих мест, необходимо сосредоточить
внимание на решение следующих первоочередных
задач : разработать четкую политику и
программу реструктуризации экономики,
определить приоритетные инвестиционные
направления ее развития и разработать
на этой основе концепцию профессиональной
занятости и профессиональной подготовки
кадров на длительную перспективу.
Поскольку данная задача является
основополагающей, она должна быть признана
приоритетной. Надо попытаться исправить
положение, при котором подготовка специалистов
и рабочих кадров высокой квалификации
мало увязана с ситуацией на рынке труда,
и выпускники учебных заведений сразу
оказываются в положение безработных.
Необходимо определить проекты государственной
значимости, для которой в первоочередном
плане следует готовить специалистов
и квалифицированных рабочих, принимая
во внимание, что процесс их подготовки
длителен во времени и требует значительных
финансовых затрат. Такие проекты необходимо
определить и на региональном(областном),
и местном уровнях.
На основании указанных проектов
и концепции профессиональной занятости
должны быть определены масштабы обучения
и профессиональная направленность подготовки
специалистов и квалифицированных рабочих
и выданы соответствующие задания учебным
заведениям, которые получив заказ на
подготовку кадров приоритетных профессий
специалистов и рабочих под проекты государственной
значимости, должны и финансироваться
в первую очередь [11, с.134].
Одним из основных проблемных
мест современного рынка труда в России
является: Снижение уровня безработицы.
Здесь цифры говорят сами за
себя: в трудоспособном возрасте в России
за 2010 год находится 93,3 млн. человек, экономически
активное население составляет 74,5 млн.,
занятых в экономическом производстве
69,1 млн., безработных по методике Международной
организации труда насчитывается 5,1 млн.,
тогда как официально зарегистрированных
безработных всего лишь 1,7 млн. человек.
При этом за 2003-2006 годы число занятых увеличилось
на 3 млн. человек, а безработица, которая
еще в 1999 году составляла 10,4 млн., в 2003 году
сократилась до 6,2, а за 2006 год - и вовсе
до 5,1 млн. человек.
Уровень безработицы в РФ, согласно
умеренно-оптимистичному прогнозу Минздравсоразвития,
составит в 2011-2013 годах 7,4%, 7,1%, 6,7% соответственно,
при этом к 2014-2015 годам безработица может
стабилизироваться на уровне 6,4% [12, c. 21].
Сегодня официально признано,
что система социальной поддержки оказалась
дестимулирующей и уравнительной.
Росстат подвел итоги выборочного
обследования населения по проблемам
занятости по состоянию на вторую неделю
апреля 2011 года.
Численность экономически активного
населения в возрасте 15-72 лет (занятые
+ безработные) в апреле 2011г. составила
75,1 млн. человек, или около 53% от общей численности
населения страны (рис.2).
Рисунок 2 – Динамика численности
экономически активного населения (без
корректировки сезонных колебаний)
Перспективы развития российского
рынка труда до 2020 г., изложены в «Концепции
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации», разработанной
Минэкономразвития России.
По мнению специалистов указанного
Министерством, развитие рынка труда в
долгосрочной перспективе будет формироваться
под воздействием сокращения совокупного
предложения на рынке труда из-за снижения
численности населения в трудоспособном
возрасте за период 2007-2020 гг. более чем
на 10%. Серьезное значение в рамках развития
интеграции российской экономики в мировое
хозяйство будет иметь конкуренция за
работников, прежде всего наиболее квалифицированных,
со стороны стран – экономических лидеров.
Такая конкуренция будет приводить как
к повышению требований данной части работников
к рабочим местам в российской экономики(в
области заработной платы, социального
пакета, условий труда и так далее), так
и к обострению проблемы сокращения совокупного
предложения на рынке труда [13].
Выявлению положительных и
отрицательных сторон отдельных составляющих
рынка труда на долгосрочную перспективу,
повышению обоснованности выбора наиболее
эффективных мер, будет способствовать
внедрение прогнозирования ситуации на
рынке труда, в том числе величины и профессионально-квалификационной
структуры предложения трудовых ресурсов
с учетом изменения демографической ситуации
сложившейся структуры профессионального
образования, а также определение профессионально-квалификационной
структуры перспективной потребности
работодателей в кадрах.
Достижение поставленных целей
будет осуществляться посредством решения
следующих задач.
Первая – повышение гибкости
рынка труда и стимулирования легальной
трудовой деятельности:
-поиск и внедрение
инструментов, направленных на достижение
баланса между увеличением стоимости
труда, прежде всего в секторах
с быстро меняющейся структурой
производства товаров и услуг,
мерами социальной защиты работников
и необходимостью обеспечения
конкурентоспособности и динамического
развития организаций;
- стимулирование активного
использования современных форм
занятости, не требующих постоянного
присутствия на рабочем месте;
- предоставление более
широких возможностей для трудоустройства
молодежи, внедрение практики стажировок
молодых специалистов;
- эффективное использование
трудового потенциала пожилых
людей, желающих продолжить трудовую
деятельность;
- стимулирование занятости
женщин, имеющих детей, в том числе
на основе использования гибких
форм занятости, не требующих
постоянного присутствия на рабочем
месте;
- создание условий для
интеграции в трудовой деятельности
лиц ограниченной возможностями
и инвалидов;
- повышение уровня легальной
занятости мигрантов с 26% в 2006 году
до 90% в 2020 году.
Вторая – развитие инфраструктуры
рынка труда, обеспечивающей рост занятости
и эффективности использования труда,
в том числе за счет повышения территориальной
и профессиональной мобильности трудовых
ресурсов:
- создание конкурентного
рынка оказания услуг безработным
гражданам и гражданам, испытывающим
трудности в поиске работы, а
также работодателям п подбору
кадров;
- развитие информационных
ресурсов в сфере занятости
населения, в том числе обеспечивающих
прямой доступ пользователей;
-создание действенного
механизма информирования населения
о возможностях трудоустройства
в различных регионах Российской
Федерации, прежде всего в рамках
крупных инвестиционных проектов
в рамках частно-государственного
партнерства;
- повышение эффективности бюджетной
сферы, повышение качества рабочих мест,
зарплаты и эффективности труда в результате
реформ в бюджетной сфере может в ряде
случаев приводить к высвобождению части
трудовых ресурсов из бюджетной сферы.
- усиление значения программ
профессиональной подготовки и
переподготовки, осуществляемых образовательными
учреждениями, отбираемыми на конкурсной
основе, негосударственными организациями.
Третья – создание условий
труда, позволяющих обеспечить сохранение
трудоспособности работающих на всем
протяжении профессиональной карьеры:
- разработка и реализация
мер по улучшению условий и
охраны труда, снижение рисков
смертности и травматизма на
производстве, профессиональных заболеваний,
совершенствование управления профессиональными
рисками с участием сторон
социального партнерства;
- развитие системы оценки
условий труда с точки зрения
выявления вредных или опасных
производственных факторов, влияющих
на здоровье человека;
- переход от выплаты
компенсаций за особые условия
труда, основанные на статусном (списочном)
подходе к выплате компенсаций
за фактические условия труда
по результатам аттестации рабочих
мест;
Четвертая – формирование прозрачных
правил функционирования рынка труда,
регулирования трудовых отношений и эффективности
контроля их исполнения:
- развитие правовой базы
регулирования трудовых отношений
и рынка труда в условиях
усиления конкуренции на рынке
труда и ускорения обновления
производства;
- обеспечение соблюдения
установленных норм и правил,
повышение эффективности контроля
и надзора за их исполнением;
- координация политики
на рынке труда, включая такие
сферы как заработная плата
и социальная защита работника,
на основе механизма социального
партнерства. Такая координация должна
быть ориентирована, прежде всего, на защиту
интересов и подержание социально-трудовых
отношений должна стать реальным органом,
способствующим развитию механизмов социального
партнерства и координации политики на
рынке труда [14, c.94-108].
Таким образом, положение дел
на рынке труда необходимо рассматривать
как сложную систему, состояние которой
улучшается или ухудшается от степени
ее изученности и управляющих воздействий
на разных уровнях, как по горизонтали,
так и по вертикали. Мнение, что рынок труда
есть нечто стихийное, абсолютно неверно.
Он в значительной степени управляем при
должной продуманности и комплексном
подходе.
2.2 Состояние рынка
труда в Республики Казахстан
Экономика Казахстана находится на пороге
нового этапа, который должен обеспечить
ее эффективное развитие в условиях глобализации.
Дальнейшие экономические преобразования
в Казахстане связаны с новым этапом форсированного
индустриально-инновационного развития.
В связи с изменениями во внешней экономической
среде, таких как, - влияние глобального
финансового кризиса, возникла необходимость
разработки нового стратегического плана
развития экономики. Стратегический план
развития Республики Казахстан до 2020 года
является следующим этапом реализации
Стратегии «Казахстан – 2030» в период с
2010 по 2019 годы. План предусматривает осуществление
мер, направленных на повышение устойчивости
национальной экономики к негативным
последствиям мировых или региональных
кризисов [15].