Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний момент рынок труда занимает достаточно весомое положение в жизни и деятельности людей. Он составляет неотъемлемую часть настоящей действительности. Рынок труда – механизм, сводящий покупателей и продавцов. На нём осуществляется огромное количество сделок, купле-продаж и т.п., одним словом, это своего рода взаимодействие людей друг с другом. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.

Предметом исследования моей работы является сам рынок труда. Субъекты представляют все действия и операции, которые происходят на нём. К ним относятся: купле-продажи, заключение всевозможных сделок, экономические программы, социально-трудовые отношения между работодателем и работником.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 2

Глава 1. Рынок труда и его сущность. …………………………………………..4

1.1 Понятие рынка труда. ………………………………………………...-

1.2 Виды рынка труда, их сегментация и гибкость, и его основные ….7

модели.

1.3 Структуры рынка труда. ……………………………………………16

1.4 Основные теории рынка труда. …………………………………….21

Глава 2. Рынок труда в современной России. ………………………………...25

2.1 История развития рынка труда в РФ. ………………………………-

2.2 Анализ особенностей рынка труда в России. ……………………..28

2.3 Влияние миграции населения на рынке труда в Российской

Федерации. …………………………………………………………..31

Глава 3. Проблемы рынка труда в РФ и пути их решения. ………………….35

3.1 Проблемы становления и развития рынка труда в России. ……….-

3.2 Проблема бедности населения в депрессивных районах. ………...40

3.3 Проблема занятости социально-незащищённых слоёв населения:

инвалиды. …………………………………………………………….45

Заключение. ……………………………………………………………………...50

Список использованной литературы. ………………………………………….52

Файлы: 1 файл

рынок труда.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

Содержание. 

Введение………………………………………………………………………….. 2

Глава 1. Рынок  труда и его сущность. …………………………………………..4

           1.1  Понятие рынка труда. ………………………………………………...-

           1.2  Виды рынка труда, их сегментация и гибкость, и его основные ….7                                     

                  модели.

           1.3  Структуры рынка труда. ……………………………………………16

           1.4  Основные теории рынка труда. …………………………………….21

Глава 2.  Рынок  труда в современной России. ………………………………...25

           2.1  История развития рынка труда в РФ. ………………………………-

           2.2  Анализ особенностей рынка  труда в России. ……………………..28

           2.3  Влияние миграции населения  на рынке труда в Российской     

                  Федерации. …………………………………………………………..31

Глава 3.  Проблемы рынка труда в РФ и пути их решения. ………………….35

          3.1  Проблемы становления и  развития рынка труда в России. ……….-

          3.2  Проблема бедности населения  в депрессивных районах. ………...40

          3.3  Проблема занятости социально-незащищённых слоёв населения:

                 инвалиды. …………………………………………………………….45

Заключение. ……………………………………………………………………...50

Список использованной литературы. ………………………………………….52 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение. 

  На сегодняшний  момент рынок труда занимает достаточно весомое положение в жизни и деятельности людей. Он составляет неотъемлемую часть настоящей действительности. Рынок труда – механизм, сводящий покупателей и продавцов. На нём осуществляется огромное количество сделок, купле-продаж и т.п., одним словом, это своего рода взаимодействие людей друг с другом. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.

  Предметом исследования моей работы является сам  рынок труда. Субъекты представляют все действия и операции, которые  происходят на нём. К ним относятся: купле-продажи, заключение всевозможных сделок, экономические программы, социально-трудовые отношения между работодателем и работником.

  Цель работы состоит:

1) Представить  возможные решения проблем, связанные  с системой регулирования рынка труда в России.

2) Решение проблемы  занятости населения в депрессивных  районах

3) Найти способы  улучшения занятости граждан  с ограниченными возможностями.

  Задачи:

1) Охарактеризовать  неэффективность государственного  регулирования заработной платы  и деятельности государства в системе социального партнёрства.

2) Рассмотреть  механизм финансирования регулирования  рынка труда.

3) Исследование  бедности, как социального феномена  на сегодняшний день.

4) Указать принципы  социальной защиты в условиях  депрессивного состояния экономики и определить основные направления сокращения бедности в депрессивных регионах.

5) Привести перечень  полноценной эффективности социальной  защиты.

6) Рассмотрение  профессиональную реабилитацию  инвалидов, а также обозначить  главные цели паспортизации.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Рынок  труда и его сущность. 

  1.1  Понятие рынка труда. 

   «Рынок  - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (представителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг».1 Различают рынки сырья, материалов, топлива, готовой продукции, ценных бумаг, денег (кредитов) и др. Организация каждого из этих рынков имеет свои особенности. На их проявление влияет главным образом основа рынка – товар, выступающий объектом купли-продажи рынка на данном рынке. В зависимости от этого рынки могут принимать различные формы: от закусочной и ларьков до фондовой биржи и рынки международных кредитов.

  Среди рынков особое место занимает рынок труда. Как свидетельствует мировой  опыт, он является фундаментом рыночных отношений. Без него равновесную экономику построить невозможно. Поэтому не случайно многие зарубежные экономисты вопросы экономики и социологии труда (взаимосвязь заработной платы и возможностей занятости, стимулирование и эффективность капиталовложений в образование и подготовку кадров, социальные вопросы труда) рассматривают через призму рынка труда. «Если рыночную экономику представить в виде здания, элементы которого представляют набор различных рынков… и если крыша протекает, а в стенах щели, то здание ещё может стоять. Но без фундамента оно разрушится».2

  Рынок труда  можно определить как механизм взаимодействия покупателей и продавцов, олицетворяющих спрос на труд и его предложение. В результате такого взаимодействия для каждого вида труда устанавливается превалирующая цена. Специфика рынка труда заключается в том, что товар на данном рынке не имеет вещественной формы. Принципиальное отличие труда от всего множества товаров и видов производственных ресурсов состоит в том, что он является важнейшей сферой жизнедеятельности человека, формой самовыражения человеческой личности.

  В связи  с этим экономисты спорят о том, что  же продаётся на рынке труда: рабочая  сила или труд – и какой термин следует применять: «рынок труда» или  «рынок рабочей силы». В США бывший министр труда пытался даже изъять из публикации министерства само понятие «рынок труда»3. При этом он утверждал, что понятие «рынок труда» как бы умаляет авторитет работников, если считается, что труд продаётся и покупается так же, как зерно, нефть или сталь. Одни экономисты считают, что на рынке продаётся рабочая сила – способность человека к труду, а не сам труд и что нельзя продать то, чего ещё нет, а, следовательно, необходимо употреблять термин «рынок рабочей силы».

  Это было бы действительно так, если не учитывать специфичность объекта купли-продажи и проводить полную аналогию с механизмом функционирования вещевых рынков. Однако, на последних, купля-продажа происходит одномоментно в сфере обращения, а на рынке труда сначала осуществляется соглашение между продавцом и покупателем только в сфере обращения, реализовано же это соглашение может быть только в сфере производства, т.е. после того, как труд состоится. Другими словами, продавец и покупатель договариваются о предстоящем труде, так как сама по себе рабочая сила, как способность к труду без её реализации, вряд ли может быть интересна для покупателя. Рабочая сила неотделима от работника и поэтому не может быть собственностью покупателя рабочей силы. Более того, при найме рабочей силы отсутствует эквивалентный обмен, как отмечал ещё К.Маркс, стоимость рабочей силы меньше того, что она создаёт.

  Поэтому другие экономисты считают, что на рынке  труда осуществляется процесс купли-продажи  предстоящего труда. Работодатель становится собственником будущих результатов труда, а работник получает столько, сколько стоит его труд, следовательно, происходит эквивалентный обмен, так как заработная плата есть плата за труд.

  Взаимодействие, когда работники предлагают свой труд, а работодатель        его приобретатели его приобретают, осуществляется при помощи специальных организаций, назначение которых состоит в том, чтобы способствовать развитию контактов между покупателями и продавцами: агентств по найму, отделов кадров, отделов управления персоналом и т.д. В результате, между двумя сторонами сразу же происходит обмен информацией о цене и предстоящих результатах труда в качественном и количественном отношениях. По достижении договорённости между субъектами рынка оформляется трудовой договор, в котором отражаются условия труда и его оплаты, срок, на который предлагается работа и т.д. Окончательным результатом сделок на рынке труда является распределение работников по рабочим местам, профессиям, фирмам, отраслям и регионам. Таким образом, это распределение, осуществляемое на рынке труда, служит не только интересам отдельных работниках, но также интересами и потребностями общества в целом.

  Сам рынок  труда делится на субъекты и объекты. Объектом рынка труда является труд. Субъектом выступают работодатели, безработные, наёмные работники, самостоятельно занятые работники. Главными составляющими рынка труда – предложение труда и спрос на него.

  Предложение на рынке труда представлено определенными  группами трудоспособных людей: теми, кто ищет работу, но не удовлетворён ею и подыскивает себе другое место работы; теми, кто имеет работу, но предполагает, что может в ближайшем будущем её потерять, и поэтому на всякий случай ищет другое место работы.

  Спрос на рынке труда представляют работодатели. Спрос характеризует потребность в труде, т.е. отражает, какое количество рабочих готовы нанять производители в определенный момент при заданном уровне заработной платы. Значит, спрос может отражать число вакансий. Он носит производный характер. В отличие от обычных товаров, труд покупается не для удовлетворения потребителя, а для того, чтобы производить какую-то конкретную продукцию. Поэтому спрос на труд непосредственно определяется ситуацией на товарном рынке, он чутко реагирует на рост или падение покупательского спроса на товары, а также на изменения производственных технологий. Если в экономике растут потребности в развитии рыночной инфраструктуры, значит, возрастает спрос на банковских служащих, бухгалтеров, юристов. Если растёт потребность в одежде или обуви, значит, увеличится спрос на обувщиков и портных.

  Спрос и  предложение в своём единстве определяют ёмкость рынка труда, т.е. она обусловлена, с одной стороны, количеством вакансий, а с другой – количеством лиц, занятых поиском  работы.

  Применительно к соотношению, складывающемуся между составляющими рынка труда, используют понятие «конъюнктура рынка труда». Возможны три типа конъюнктуры рынка труда:

  1) дефицит  работников, когда рынок испытывает  недостаток предложения труда;

  2) безработица,  когда рынок труда имеет избыток  предложения труда;

  3) равновесие, когда спрос на труд соответствует  его предложению. 

      

  1.2 Виды рынка труда, их сегментация и гибкость, и его основные модели.

       

  Как уже  отмечалось, на любом рынке действуют продавцы и покупатели, т.е. он состоит из всех продающих и покупающих труд. Если продавцы и покупатели ищут друг друга по всей стране, то такой рынок называется национальным рынком труда. Если же продавцы и покупатели ищут друг друга на определённой территории, то такой рынок называется местным. Когда же отношения в сфере найма строятся внутри предприятия, фирмы, такой рынок принято считать внутренним рынком труда. 

  Рынок труда  можно рассматривать широко –  это совокупный рынок, охватывающий всё совокупное предложение (всё  совокупное активное население) и совокупный спрос (общую потребность экономики в труде). В узком смысле рынок труда – это текущий рынок, составляющий часть совокупного рынка и определяющий количеством вакансий и лиц, занятых поиском работы.

  Текущий рынок подразделяется на две части:

  1) открытый, на котором предложение охватывает  людей, ищущих работу, в том  числе нуждающихся в переориентации, подготовке и переподготовке, а  спрос характеризуется вакантными  местами;

  2) скрытый,  включающий лиц, которые формально заняты в хозяйстве, но без ущерба для производства могут быть освобождены.

  Для изучения структуры и ёмкости рынка  труда, его контингента4 применяют сегментацию. Сегментация рынка труда – это разделение его на устойчивые замкнутые сегменты (группы). Обычно деление продавцов и покупателей на сегменты происходит по объединяющим их признакам, например по географическому местоположению, социально-демографическим характеристикам (полу, возрасту), уровню образования, квалификации, стажу работы и т.д.

  В связи  с сегментированием возникла теория двойственности рынка труда, в которой предлагается деление его на первичный и вторичный рынки. При этом разные экономисты по-разному трактуют эти понятия. Одни считают, что первичный рынок содержит стабильные, хорошо оплачиваемые работы, работы с возможностями служебного роста, работы, связанные с высококвалифицированным трудом, и др. На вторичном рынке, напротив, представлены низкооплачиваемые и нестабильные работы, низок уровень заработной платы, отсутствует возможность продвижения по службе и т.д. 

  Другими экономистами под первичном рынком понимается «ядро» трудового коллектива, для которого характерна стабильная занятость в течение всего  рабочего времени. Тогда вторичный  рынок – это периферийная часть  рабочей силы, включающая частично занятых, сезонных работников, работников по контракту, работников, которые при снижении объёмов производства в первую очередь подлежат увольнению.

  Кроме сегментированности, важной характеристикой рынка труда является его гибкость, которая, наоборот, увеличивает мобильность на нём. Гибкость может быть разных видов:

  1) количественной, выражающейся в изменении количества  занятых, уровня заработной платы  в ответ на изменения отдельных  факторов. Этот вид гибкости всегда  присущ рынку труда.

Информация о работе Рынок труда