Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 21:09, курсовая работа
На сегодняшний момент рынок труда занимает достаточно весомое положение в жизни и деятельности людей. Он составляет неотъемлемую часть настоящей действительности. Рынок труда – механизм, сводящий покупателей и продавцов. На нём осуществляется огромное количество сделок, купле-продаж и т.п., одним словом, это своего рода взаимодействие людей друг с другом. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.
Предметом исследования моей работы является сам рынок труда. Субъекты представляют все действия и операции, которые происходят на нём. К ним относятся: купле-продажи, заключение всевозможных сделок, экономические программы, социально-трудовые отношения между работодателем и работником.
Введение………………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Рынок труда и его сущность. …………………………………………..4
1.1 Понятие рынка труда. ………………………………………………...-
1.2 Виды рынка труда, их сегментация и гибкость, и его основные ….7
модели.
1.3 Структуры рынка труда. ……………………………………………16
1.4 Основные теории рынка труда. …………………………………….21
Глава 2. Рынок труда в современной России. ………………………………...25
2.1 История развития рынка труда в РФ. ………………………………-
2.2 Анализ особенностей рынка труда в России. ……………………..28
2.3 Влияние миграции населения на рынке труда в Российской
Федерации. …………………………………………………………..31
Глава 3. Проблемы рынка труда в РФ и пути их решения. ………………….35
3.1 Проблемы становления и развития рынка труда в России. ……….-
3.2 Проблема бедности населения в депрессивных районах. ………...40
3.3 Проблема занятости социально-незащищённых слоёв населения:
инвалиды. …………………………………………………………….45
Заключение. ……………………………………………………………………...50
Список использованной литературы. ………………………………………….52
В рамках
данного подхода особое внимание
следует уделить
В зависимости
от ситуации в регионе государственное
регулирование российского рынка труда
тяготеет сегодня либо к концепции негосударственного
обеспечения избыточных работников, либо
к концепции смягчения последствий безработицы
(в ее низкозатратном варианте), либо (всего
в нескольких субъектах Российской Федерации)
к концепции создания рабочих мест. Исправлению
данной ситуации должна послужить выработка
стратегии регулирования регионального
рынка труда в зависимости от степени
напряженности ситуации на нем, а также
повышение эффективности регионального
регулирования рынка труда.
3.2 Проблема бедности населения в депрессивных районах.
Бедность, как комплексное социальное явление, существовала во все времена. В современный период, характеризующийся достижениями мировой цивилизации, проблема бедности не только не потеряла свою остроту, а более того, приобрела новые черты и проявления в глобальном масштабе. В России, так же как и во многих развитых странах, бедность была всегда, но особую актуальность она приобрела с начала реформ 90-х годов. Можно согласиться с мнением Н.Е. Тихоновой, что именно в это время начался процесс формирования «особого слоя не просто бедных, а «отверженных», социально исключенных, лишенных тех основных возможностей реализации своих прав и жизненных интересов, которые имеет большинство россиян». Причём формируется этот многомиллионный слой не только из представителей «социального дна», а из вполне добропорядочных, в большинстве своём работающих, российских граждан. На мой взгляд, несмотря на отдельный интерес к этому явлению со стороны государственной власти и общества, масштабы и значимость этого элемента социальной структуры современной России осознаются не вполне корректно.
Исследование бедности, как социального феномена на сегодняшний день является весьма актуальным. Глубинные трансформационные процессы привели к коренным изменениям в социальной структуре российского общества, вызвав обострение проблемы бедности. Именно в депрессивных территориях бедность принимает наиболее острые формы, в них ярче всего выражены процессы социальной дифференциации, духовной и психологической отчужденности, профессиональной деградации.
Из 8 депрессивных,
в своем развитии, 4 города Республики
Башкортостан и 17 районов, из 27 депрессивных,
приходятся на его уральский, северный
и северно-восточный регионы. Данная группа
городов и районов особенно нуждается
в государственной поддержке. Эти города
и районы отнесены к категории депрессивных
(т.е. городов и районов с критической социально-экономической
ситуацией). В эту группу объединены: города
Агидель, Баймак, Белорецк, Бирск, Благовещенск,
Давлеканово, Сибай, Учалы; районы Архангельский,
Аскинский, Баймакский, Балтачевский,
Белорецкий, Благовещенский, Гафурийский,
Давлекановский, Дуванский, Зианчуринский,
Зилаирский, Иглинский, Калтасинский,
Караидельский, Кигинский, Краснокамский,
Кугарчинский, Мечетлинский, Мишкинский,
Салаватский, Стерлибашевский, Татышлинский,
Учалинский, Федоровский и др. В этих территориях
проблема бедности проявляется наиболее
остро. Анализ показателей оплаты труда,
выявил, что в этих муниципальных образованиях
зафиксирована наименее низкая заработная
плата. Так, среднемесячная заработная
плата в Бурзянском и Гафурийском районах
составила чуть более 4000,00 тысяч рублей,
и это при том что по республике среднемесячная
заработная плата составляет 8632,00 рубля.
Данные цифры свидетельствует о менее
благоприятном социальном развитии в
сельской местности по сравнению с городской.
Это показывает существенное различие
между практически всем отраслям экономики
. Так, за 2010 г. в 10 из 16 депрессивных муниципальных
образований уровень бедности значительно
увеличился. В 8 депрессивных муниципальных
образованиях зарегистрирован относительно
высокий уровень бедности. Основной причиной
этого - низкая эффективность их агропромышленных
комплексов, сложившаяся структура которых
не адаптирована к современным условиям
хозяйствования и не обеспечивает необходимый
уровень социальных показателей. Только
в двух депрессивных муниципальных образованиях
(города Сибай и Белорецк) зафиксирован
относительно низкий уровень бедности,
что, видимо, объясняется наличием в них
действующих промышленных предприятий.
Показатель
бедности по депрессивным регионам за
2006 – 2011гг.
Районы; города | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | 2011г. |
Баймакский-н | 4,21 | 3,15 | 2,20 | 2,46 | 2,21 | 2,20 |
Белорецк и р-н | 1,47 | 1,38 | 1,25 | 1,20 | 1,08 | 1,22 |
Архангельский
р-н |
3,57 | 2,50 | 3,02 | 3,83 | 4,75 | 2,86 |
Гафурийский р-н | 2,09 | 1,57 | 1,83 | 2,11 | 2,93 | 2,06 |
Иглинский р-н | 2,16 | 1,55 | 1,56 | 1,57 | 1,77 | 1,92 |
Калтасинский р-н | 1,89 | 1,70 | 2,16 | 1,91 | 2,11 | 2,35 |
Краснокамский р-н | 2,87 | 1,35 | 1,67 | 1,89 | 1,65 | 1,81 |
Кугарчинский р-н | 2,68 | 2,39 | 4,05 | 2,17 | 2,24 | 2,43 |
Стерлибашевский р-н | 3,05 | 2,29 | 2,57 | 2,85 | 2,84 | 2,93 |
Федоровский р-н | 2,93 | 2,64 | 3,46 | 2,87 | 2,78 | 2,73 |
До 1,5 – низкий уровень бедности
От 1,5-2,5 – относительно низкий уровень бедности
Более 2,5 – относительно
высокий уровень бедности
Основными факторами, детерминирующими возникновение бедности в депрессивных регионах, являются:
Целью социальной защиты населения в условиях депрессивного состояния экономики должно являться создание материальной основы существования граждан в случае утраты временной или постоянной работы. Для эффективной реализации данной цели, политика социальной защиты населения депрессивных регионов должна основываться на следующих принципах:
Основными направлениями сокращения бедности и снижения социальной напряжённости в депрессивных регионах являются:
1) Активная государственная политика по мониторингу и управлению неравномерностью внутрирегионального социально-экономического развития и конкуренции.
2) Поддержка перерабатывающих отраслей и агропромышленного комплекса, расширение социальных гарантий и стимулирование покупательской способности населения депрессивных регионов.
Высокая безработица и низкая загруженность производственных мощностей препятствуют осуществлению новых инвестиций на технологически прогрессивной основе, низкая производительность труда, убогое качество многих изделий промышленности, являются сильнейшими замедлителями роста благосостояния народных масс. Для создания в депрессивных муниципальных образованиях условий для повышения доходов населения необходимо обеспечить некоторый приемлемый уровень этих доходов. И для этого требуются не только межбюджетные трансферты, обеспечивающие предоставление минимальных социальных гарантий гражданам, но и специальные программы территориального развития, финансируемые из федерального, регионального, муниципального бюджетов, и другие меры государственной поддержки граждан и предприятий в депрессивных муниципальных образованиях. Важной задачей экономической политики является противодействие эффекту углубления бедности в регионах с неблагоприятными условиями для получения населением доходов от занятости. Необходим постоянный мониторинг территориальной дифференциации доходов населения и тенденций ее изменения. Однако сегодня в результате существующего подхода к распределению доходов между муниципальными образованиями в целях усиления самостоятельности региональных местных бюджетов – разграничение доходов и компетенции бюджетов различных уровней для обеспечения самостоятельности местных властей в проведении социальной политики.
Для полноценной эффективности социальной защиты необходимо:
Стратегия
преодоления бедности в России может
быть реализована только тогда, когда
она будет тщательно проработана в региональном
аспекте. Выравнивание баланса необходимых
пропорций в экономике, контроль за социально-экономической
дифференциации внутри регионов, обеспечение
эффективного функционирования конкурентоспособного
рынка на всей территории республики,
должны стать важнейшими элементами её
устойчивого развития.
3.3 Проблема
занятости социально-
На сегодняшний день большинство людей, волею обстоятельств становятся безработными, вследствие этого ощущают отчаянье, растерянность, бессилие даже в том случае, если они были безработными на протяжении нескольких недель. Это связанно с тем, что работа занимает очень важное место в жизни людей. Люди годами готовятся к будущей производственной деятельности в процессе обучения, как в школе, так и профессиональных учебных учреждениях. Для большинства людей работа является основным и часто единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, жилье, одежде и прочих материальных и нематериальных благ.
Безработица – важнейшая проблема, которая влечёт за собой: ухудшение отношений в семье; снижение привычной самооценки, во многих случаях возникновение депрессивного синдрома с суицидальными тенденциями; стресс, как причина сокращения продолжительности жизни; у детей в семьях безработных чаще встречаются отклонения в поведении и т.д. Наибольший процент среди длительно безработных составляют люди со средним и средним специальным образованием. Люди с высшем образованием подвержены меньшему риску быть безработным. Среди длительно безработных 36% составляют мужчины, а 64% - женщины. Вероятность остаться без работы у мужчин и женщин практически одинакова, но вероятность найти работу у женщины практически в два раза меньше, чем у мужчины. Также длительная безработица распространена среди лиц старше 35-летнего возраста. Таким образом, вероятность найти работу заметно снижается с возрастом. Это связано прежде всего с тем, что люди старшего возраста же желают соглашаться на любую работу, не хотят переучиваться, подстраиваться под новые требования времени, и это значительно уменьшает их шансы на трудоустройство.
Так одной из приоритетных задач государственной социальной политики является устранение проявлений экономического и социального неравенства и создание необходимых условий для социальной интеграции инвалидов. Но, несмотря на создание законодательной базы, положение дел в сфере обеспечения занятости инвалидов остаётся крайне тяжелой. В России трудоустроено 15% инвалидов, а хотят работать 55%. Проблема трудоустроенности инвалидов решается в основном за счёт открытия мелких мастерских, которые не могут в корне изменить ситуацию. Не достаточно работает и указ о предоставление инвалидам 3% квот рабочих мест на всех предприятиях. Более того, часть усилий и средств государства, затраченных на профессиональное обучение инвалидов, не окупается из-за отсутствия продуманной системы их трудоустройства.