Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний момент рынок труда занимает достаточно весомое положение в жизни и деятельности людей. Он составляет неотъемлемую часть настоящей действительности. Рынок труда – механизм, сводящий покупателей и продавцов. На нём осуществляется огромное количество сделок, купле-продаж и т.п., одним словом, это своего рода взаимодействие людей друг с другом. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.

Предметом исследования моей работы является сам рынок труда. Субъекты представляют все действия и операции, которые происходят на нём. К ним относятся: купле-продажи, заключение всевозможных сделок, экономические программы, социально-трудовые отношения между работодателем и работником.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 2

Глава 1. Рынок труда и его сущность. …………………………………………..4

1.1 Понятие рынка труда. ………………………………………………...-

1.2 Виды рынка труда, их сегментация и гибкость, и его основные ….7

модели.

1.3 Структуры рынка труда. ……………………………………………16

1.4 Основные теории рынка труда. …………………………………….21

Глава 2. Рынок труда в современной России. ………………………………...25

2.1 История развития рынка труда в РФ. ………………………………-

2.2 Анализ особенностей рынка труда в России. ……………………..28

2.3 Влияние миграции населения на рынке труда в Российской

Федерации. …………………………………………………………..31

Глава 3. Проблемы рынка труда в РФ и пути их решения. ………………….35

3.1 Проблемы становления и развития рынка труда в России. ……….-

3.2 Проблема бедности населения в депрессивных районах. ………...40

3.3 Проблема занятости социально-незащищённых слоёв населения:

инвалиды. …………………………………………………………….45

Заключение. ……………………………………………………………………...50

Список использованной литературы. ………………………………………….52

Файлы: 1 файл

рынок труда.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

  В рамках данного подхода особое внимание следует уделить совершенствованию  существующей и созданию новой нормативно-правовой базы регулирования рынка труда в РФ. В новом законодательстве необходимо установить четкие критерии финансовые взаимоотношения между федеральным центром и субъектами Федерации при финансировании программ содействия занятости из средств федерального бюджета, а также ввести механизм финансирования материальной помощи безработным и активной политики на рынке труда из различных, не пересекающихся друг с другом источников.

  В зависимости  от ситуации в регионе государственное  регулирование российского рынка труда тяготеет сегодня либо к концепции негосударственного обеспечения избыточных работников, либо к концепции смягчения последствий безработицы (в ее низкозатратном варианте), либо (всего в нескольких субъектах Российской Федерации) к концепции создания рабочих мест. Исправлению данной ситуации должна послужить выработка стратегии регулирования регионального рынка труда в зависимости от степени напряженности ситуации на нем, а также повышение эффективности регионального регулирования рынка труда. 

  3.2 Проблема бедности населения в депрессивных районах.

  Бедность, как комплексное социальное явление, существовала во все времена. В современный период, характеризующийся достижениями мировой цивилизации, проблема бедности не только не потеряла свою остроту, а более того, приобрела новые черты и проявления в глобальном масштабе. В России, так же как и во многих развитых странах, бедность была всегда, но особую актуальность она приобрела с начала реформ 90-х годов. Можно согласиться с мнением Н.Е. Тихоновой, что именно в это время начался процесс формирования «особого слоя не просто бедных, а «отверженных», социально исключенных, лишенных тех основных возможностей реализации своих прав и жизненных интересов, которые имеет большинство россиян». Причём формируется этот многомиллионный слой не только из представителей «социального дна», а из вполне добропорядочных, в большинстве своём работающих, российских граждан. На мой взгляд, несмотря на отдельный интерес к этому явлению со стороны государственной власти и общества, масштабы и значимость этого элемента социальной структуры современной России осознаются не вполне корректно.

  Исследование  бедности, как социального феномена на сегодняшний день является весьма актуальным. Глубинные трансформационные процессы привели к коренным изменениям в социальной структуре российского общества, вызвав обострение проблемы бедности. Именно в депрессивных территориях бедность принимает наиболее острые формы, в них ярче всего выражены процессы социальной дифференциации, духовной и психологической отчужденности, профессиональной деградации.

  Из 8 депрессивных, в своем развитии, 4 города Республики Башкортостан и 17 районов, из 27 депрессивных, приходятся на его уральский, северный и северно-восточный регионы. Данная группа городов и районов особенно нуждается в государственной поддержке. Эти города и районы отнесены к категории депрессивных (т.е. городов и районов с критической социально-экономической ситуацией). В эту группу объединены: города Агидель, Баймак, Белорецк, Бирск, Благовещенск, Давлеканово, Сибай, Учалы; районы Архангельский, Аскинский, Баймакский, Балтачевский, Белорецкий, Благовещенский, Гафурийский, Давлекановский, Дуванский, Зианчуринский, Зилаирский, Иглинский, Калтасинский, Караидельский, Кигинский, Краснокамский, Кугарчинский, Мечетлинский, Мишкинский, Салаватский, Стерлибашевский, Татышлинский, Учалинский, Федоровский и др. В этих территориях проблема бедности проявляется наиболее остро. Анализ показателей оплаты труда, выявил, что в этих муниципальных образованиях зафиксирована наименее низкая заработная плата. Так, среднемесячная заработная плата в Бурзянском и Гафурийском районах составила чуть более 4000,00 тысяч рублей, и это при том что по республике среднемесячная заработная плата составляет 8632,00 рубля. Данные цифры свидетельствует о менее благоприятном социальном развитии в сельской местности по сравнению с городской. Это показывает существенное различие между практически всем отраслям экономики . Так, за 2010 г. в 10 из 16 депрессивных муниципальных образований уровень бедности значительно увеличился. В 8 депрессивных муниципальных образованиях зарегистрирован относительно высокий уровень бедности. Основной причиной этого - низкая эффективность их агропромышленных комплексов, сложившаяся структура которых не адаптирована к современным условиям хозяйствования и не обеспечивает необходимый уровень социальных показателей. Только в двух депрессивных муниципальных образованиях (города Сибай и Белорецк) зафиксирован относительно низкий уровень бедности, что, видимо, объясняется наличием в них действующих промышленных предприятий. 
 
 
 
 

  Показатель  бедности по депрессивным регионам за 2006 – 2011гг. 

Районы; города 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.
Баймакский-н 4,21 3,15 2,20 2,46 2,21 2,20
Белорецк  и р-н 1,47 1,38 1,25 1,20 1,08 1,22
Архангельский

р-н

3,57 2,50 3,02 3,83 4,75 2,86
Гафурийский р-н 2,09 1,57 1,83 2,11 2,93 2,06
Иглинский р-н 2,16 1,55 1,56 1,57 1,77 1,92
Калтасинский  р-н 1,89 1,70 2,16 1,91 2,11 2,35
Краснокамский р-н 2,87 1,35 1,67 1,89 1,65 1,81
Кугарчинский  р-н 2,68 2,39 4,05 2,17 2,24 2,43
Стерлибашевский р-н 3,05 2,29 2,57 2,85 2,84 2,93
Федоровский р-н 2,93 2,64 3,46 2,87 2,78 2,73

До 1,5 – низкий уровень бедности

От 1,5-2,5 – относительно низкий уровень бедности

Более 2,5 – относительно высокий уровень бедности 

  Основными факторами, детерминирующими возникновение  бедности в депрессивных регионах, являются:

  • падение производства и резкое сокращение количества работающих производственных предприятий, сосредоточенных в депрессивных регионах;
  • трудности социально-экономической, политической трансформации, продиктованные беспрецедентностью перехода от нерыночной к рыночной системе хозяйствования при практическом отсутствии управленческого воздействия государства на эти процессы;
  • низкая оплата труда значительной части работающего населения депрессивных регионах;
  • отсутствие оптимальных условий для развития малого и среднего бизнеса;
  • коммерциализация системы медицинских, образовательных услуг, экстраполирующая бедность на новое поколение бедных слоёв населения (детская бедность).

  Целью социальной защиты населения в условиях депрессивного  состояния экономики должно являться создание материальной основы существования  граждан в случае утраты временной  или постоянной работы. Для эффективной реализации данной цели, политика социальной защиты населения депрессивных регионов должна основываться на следующих принципах:

  • социальные программы должны способствовать активным преобразованиям в агропромышленной сфере, а не препятствовать им;
  • принцип направленности мер социальной защиты;
  • принцип социальной справедливости;
  • принцип солидарности всех субъектов социальной защиты;
  • принцип ответственности общества и индивида за соблюдение рыночных норм поведения.

 Основными направлениями  сокращения бедности и снижения социальной напряжённости в депрессивных регионах являются:

  1) Активная государственная политика по мониторингу и управлению неравномерностью внутрирегионального социально-экономического развития и конкуренции.

  2) Поддержка перерабатывающих отраслей и агропромышленного комплекса, расширение социальных гарантий и стимулирование покупательской способности населения депрессивных регионов.

 Высокая безработица  и низкая загруженность производственных мощностей препятствуют осуществлению новых инвестиций на технологически прогрессивной основе, низкая производительность труда, убогое качество многих изделий промышленности, являются сильнейшими замедлителями роста благосостояния народных масс. Для создания в депрессивных муниципальных образованиях условий для повышения доходов населения необходимо обеспечить некоторый приемлемый уровень этих доходов. И для этого требуются не только межбюджетные трансферты, обеспечивающие предоставление минимальных социальных гарантий гражданам, но и специальные программы территориального развития, финансируемые из федерального, регионального, муниципального бюджетов, и другие меры государственной поддержки граждан и предприятий в депрессивных муниципальных образованиях. Важной задачей экономической политики является противодействие эффекту углубления бедности в регионах с неблагоприятными условиями для получения населением доходов от занятости. Необходим постоянный мониторинг территориальной дифференциации доходов населения и тенденций ее изменения. Однако сегодня в результате существующего подхода к распределению доходов между муниципальными образованиями в целях усиления самостоятельности региональных местных бюджетов – разграничение доходов и компетенции бюджетов различных уровней для обеспечения самостоятельности местных властей в проведении социальной политики.

 Для полноценной  эффективности социальной защиты необходимо:

  • организация специализированного торгового обслуживания с перечнем товаров, реализуемых малообеспеченным по доступным ценам;
  • освобождение предприятий торговли, обслуживающих малообеспеченное население, от местных налогов, льготы по аренде помещений, оплате коммунальных услуг, льготные кредиты и т.д.;
  • новые модели специализированного торгового обслуживания – практика долговременных отношений между учреждениями социальной защиты и предприятиями независимо от форм собственности;
  • различные формы бытового обслуживания населения с частичной оплатой;
  • создание бригад для оказания социальной помощи на дому и др.

  Стратегия преодоления бедности в России может быть реализована только тогда, когда она будет тщательно проработана в региональном аспекте. Выравнивание баланса необходимых пропорций в экономике, контроль за социально-экономической дифференциации внутри регионов, обеспечение эффективного функционирования конкурентоспособного рынка на всей территории республики, должны стать важнейшими элементами её устойчивого развития. 

  3.3  Проблема  занятости социально-незащищённых слоёв населения: инвалиды.

  На сегодняшний  день большинство людей, волею обстоятельств становятся безработными, вследствие этого ощущают отчаянье, растерянность, бессилие даже в том случае, если они были безработными на протяжении нескольких недель. Это связанно с тем, что работа занимает очень важное место в жизни людей. Люди годами готовятся к будущей производственной деятельности в процессе обучения, как в школе, так и профессиональных учебных учреждениях. Для большинства людей работа является основным и часто единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, жилье, одежде и прочих материальных и нематериальных благ.

  Безработица – важнейшая проблема, которая  влечёт за собой: ухудшение отношений  в семье; снижение привычной самооценки, во многих случаях возникновение  депрессивного синдрома с суицидальными  тенденциями; стресс, как причина сокращения продолжительности жизни; у детей в семьях безработных чаще встречаются отклонения в поведении и т.д.  Наибольший процент среди длительно безработных составляют люди со средним и средним специальным образованием. Люди с высшем образованием подвержены меньшему риску быть безработным. Среди длительно безработных 36% составляют мужчины, а 64% - женщины. Вероятность остаться без работы у мужчин и женщин практически одинакова, но вероятность найти работу у женщины практически в два раза меньше, чем у мужчины. Также длительная безработица распространена среди лиц старше 35-летнего возраста. Таким образом, вероятность найти работу заметно снижается с возрастом. Это связано прежде всего с тем, что люди старшего возраста же желают соглашаться на любую работу, не хотят переучиваться, подстраиваться под новые требования времени, и это значительно уменьшает их шансы на трудоустройство.

  Так одной  из приоритетных задач государственной  социальной политики является устранение проявлений экономического и социального неравенства и создание необходимых условий для социальной интеграции инвалидов. Но, несмотря на создание законодательной базы, положение дел в сфере обеспечения занятости инвалидов остаётся крайне тяжелой. В России трудоустроено 15% инвалидов, а хотят работать 55%. Проблема трудоустроенности инвалидов решается  в основном за счёт открытия мелких мастерских, которые не могут в корне изменить ситуацию. Не достаточно работает и указ о предоставление инвалидам 3% квот рабочих мест на всех предприятиях. Более того, часть усилий и средств государства, затраченных на профессиональное обучение инвалидов, не окупается из-за отсутствия продуманной системы их трудоустройства.

Информация о работе Рынок труда