Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 21:09, курсовая работа
На сегодняшний момент рынок труда занимает достаточно весомое положение в жизни и деятельности людей. Он составляет неотъемлемую часть настоящей действительности. Рынок труда – механизм, сводящий покупателей и продавцов. На нём осуществляется огромное количество сделок, купле-продаж и т.п., одним словом, это своего рода взаимодействие людей друг с другом. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.
Предметом исследования моей работы является сам рынок труда. Субъекты представляют все действия и операции, которые происходят на нём. К ним относятся: купле-продажи, заключение всевозможных сделок, экономические программы, социально-трудовые отношения между работодателем и работником.
Введение………………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Рынок труда и его сущность. …………………………………………..4
1.1 Понятие рынка труда. ………………………………………………...-
1.2 Виды рынка труда, их сегментация и гибкость, и его основные ….7
модели.
1.3 Структуры рынка труда. ……………………………………………16
1.4 Основные теории рынка труда. …………………………………….21
Глава 2. Рынок труда в современной России. ………………………………...25
2.1 История развития рынка труда в РФ. ………………………………-
2.2 Анализ особенностей рынка труда в России. ……………………..28
2.3 Влияние миграции населения на рынке труда в Российской
Федерации. …………………………………………………………..31
Глава 3. Проблемы рынка труда в РФ и пути их решения. ………………….35
3.1 Проблемы становления и развития рынка труда в России. ……….-
3.2 Проблема бедности населения в депрессивных районах. ………...40
3.3 Проблема занятости социально-незащищённых слоёв населения:
инвалиды. …………………………………………………………….45
Заключение. ……………………………………………………………………...50
Список использованной литературы. ………………………………………….52
На состояние
сферы занятости оказывают
Предложение рабочей силы складывается
из местного незанятого, но активно ищущего
работу населения и населения, прибывающего
по тем или иным причинам в регион. Демографической
основой формирования предложения рабочей
силы выступает население в трудоспособном
возрасте. Поскольку в миграционном потоке
преобладают лица в основном активных
рабочих возрастов, то миграция является
одним из ведущих факторов, определяющих
количественные и качественные параметры
предложения рабочей силы.
Многие эксперты-экономисты убеждены,
что запланированный на ближайшую перспективу
экономический рост, даже при реальном
повышении производительности труда,
невозможен без масштабного пополнения
трудовых ресурсов за счет миграции. Во
многих регионах страны локальные рынки
труда уже сейчас испытывают не только
относительный, но и абсолютный дефицит
рабочей силы. К 2015 году трудовые ресурсы
страны сократятся на 8 млн. человек, а
к 2025-му можно сказать, что миграция в России
развивается примерно так же, как во многих
развитых странах мира. В настоящее время
спрос России на мигрантов в большей мере
обусловлен экономическими причинами.
В крупнейших российских мегаполисах,
регионах с динамично растущей экономикой,
пограничных областях, где трудовая миграция
бурно развивалась на протяжении первой
половины текущего десятилетия, мигранты
уже заняли определенные экономические
ниши, которые в будущем будут углубляться
и расширяться. В таких регионах труд иностранных
работников уже сейчас стал структурообразующим
фактором экономики, которая не может
эффективно функционировать без привлечения
мигрантов.
На мировых рынках труда мигранты
в основном занимают рабочие места, которые
не пользуются спросом у местных работников.
Мигранты, заняты также в сезонных работах,
т.е. там, где спрос на труд подвержен сильным
колебаниям. Чтобы удовлетворить его в
период сезонного пика, местных кадров
часто не хватает. К тому же работа в сельском
хозяйстве, сфере туризма и развлечений,
также не пользуется спросом у местного
населения.
Однако роль мигрантов велика
и в «верхнем» сегменте рынка труда, т.е.
там, где работают квалифицированные профессионалы:
менеджеры, ученые, работники высокотехнологичных
производств, и т.п. Спрос на такой труд
обусловлен уже не отказом местных работников
от этих видов занятости, а абсолютным
дефицитом квалифицированных кадров,
обеспечивающих экономический рост в
развитых странах. На занятость в этих
секторах оказывают существенное влияние
тенденции глобализации. Такие работники,
как правило, не встречают противодействия
со стороны миграционных и пограничных
режимов принимающих стран.
Таким образом, на мировых рынках
труда мигранты в основном сосредоточены
в низовых секторах. Обсуждая влияние
миграции на рынок труда принимающей страны,
необходимо обратить внимание на несколько
основных вопросов, вызывающих наибольшую
обеспокоенность:
1) конкурируют ли мигранты с местными
работниками или, напротив, занимают те
рабочие места, которые не пользуются
спросом у местного населения;
2) как мигранты влияют на уровень
оплаты труда в отраслях, где они заняты;
3) чем грозит экономике принимающей
страны зависимость от иностранного труда;
4) насколько
велика нагрузка на государственную систему
социального обслуживания, вызванная
миграцией.
Численность официально работающих
в России трудовых мигрантов постоянно
увеличивается. В 2006 г. она превысила 1
млн., причём эти люди представляют более
чем 40 стран мира. По-прежнему этот показатель
отражает лишь небольшую часть реального
процесса: согласно экспертным оценкам,
численность нелегальных (или незаконно
занятых) трудовых мигрантов в России
составляет сегодня от 4 до 6 млн. человек
и как минимум в пять раз превышает данные
официальной статистики. Однако если в
начале 2000-х годов численность официально
привлекаемой из-за рубежа иностранной
рабочей силы не превышала нескольких
сотен тысяч человек и составляла не более
5% всех трудовых мигрантов, то во второй
половине десятилетия под влиянием произошедшей
либерализации миграционной политики
наметилась явная тенденция к увеличению
легальной составляющей миграции.
Согласно
официальной статистике ФМС, из стран
СНГ в 2006 г.прибыли 53% трудовых мигрантов,
но, по-видимому, именно мигранты из СНГ
составляют большинство так называемых
«нелегалов», поэтому их реальная доля
может достигать 2/3, если не больше. Особенно
много трудовых мигрантов в 2006 г. прибыло
из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана
(9,7%), а также Турции (10%) и Китая (20,8%).
Согласно официальным данным, 40% трудовых
мигрантов заняты в строительстве, 30% —
в торговле, 10% — в промышленности, 7% —
в сельском хозяйстве, 5% — в транспортной
отрасли, 8% — в других видах деятельности.
Реальная структура занятости мигрантов
несколько отличается от официальных
данных из-за сильного недоучёта мигрантов
в сфере услуг, включая сферу досуга и
развлечений, ЖКХ, работы по дому.
Поскольку сфера услуг развивается
высокими темпами и сегодня дает 2/3 рабочих
мест в развитых странах, можно предположить
дальнейший рост женской составляющей
миграции.
С началом действительно массовой трудовой миграции социологических за ними последовали гораздо более бедные социальные группы населения, поведение которых в значительной степени диктуется необходимостью обеспечивать семью.
Для России
это, можно сказать, революционные
изменения, хотя на пути мигрантов и
сейчас возникает много препятствий,
в основном связанных с непродуманными
механизмами реализации нового законодательства.
Глава 3. Проблемы
рынка труда в РФ и пути их решения.
3.1 Проблемы становления и развития системы регулирования рынка труда в России.
Уникальность российской модели рынка труда обусловливает торможение и искажение экономических реформ, что становится возможным в результате неэффективной государственной политики на рынке труда в предыдущее десятилетие. Чтобы выработать предложения по реформированию системы государственного регулирования рынка труда России, необходимо рассмотреть проблемы регулирования в 90-е гг., причины и формы проявления его кризиса. В начале реформ в ожидании массовой безработицы была оперативно создана институциональная инфраструктура защиты от неё. На базе Федеральной службы занятости в течение первой половины 90-х гг. развернулась система пассивных мер помощи безработным и активных программ содействия занятости, финансируемая из государственного внебюджетного Фонда занятости. Всё это сыграло позитивную роль в первые годы реформ.
Изначально государственная политика на рынке труда в России ориентировалась на социальную модель европейских стран (Франции, Германии, Швеции, Дании, Австрии, Бельгии). Цель данной модели – плавная адаптация населения к переменам на рынке труда безработных в сферу оплачиваемой занятости через участие в активных программах. Важным компонентом данной модели является материальная поддержка безработных, осуществляемая на основе тесного взаимодействия двух систем – страхования от безработицы и социальной помощи.
В первые годы становления новой системы государственной защиты от безработицы возник ряд принципиальных проблем.
Во-первых,
не было принято во внимание, что
построение любой модели защиты от
безработицы требует
Во-вторых, разработчики модели защиты от безработицы в период перестройки не могли предвидеть, что она будет «наложена» на либеральные реформы в их искажённом варианте и через определённый промежуток времени объективно не сможет сглаживать последствия роста скрытой безработицы, ухудшения положения работников в сфере оплачиваемой занятости, расширения бедности среди семей работающего населения.
Еще одной
важнейшей проблемой
Рассматривая проблемы регулирования рынка труда, можно говорить о неэффективности системы социального партнерства в России в целом и неэффективности деятельности государства в рамках данной системы.
На сегодняшний день все необходимые условия для развития социального партнёрства в России уже существуют: осуществлен переход к рыночным отношениям; имеется минимально необходимая правовая основа для развития социального партнёрства; существуют профсоюзы-организации, представляющие и защищающие интересы трудящихся; выделился класс предпринимателей; государство заявило о своей готовности выступить в качестве посредника в отношениях между наемными работниками и работодателями. Существенной проблемой, решение которой необходимо для успешного функционирования системы социального партнерства, является создание единых органов управления.
Таким образом, можно сделать вывод, что система социального партнёрства в России уже существует. Однако в области её развития существуют серьёзные проблемы.
Основная проблема – отсутствие сильных и мощных профсоюзов, заявляющих о себе как о реальной силе, с которой нельзя не считаться. Существующие в России профсоюзы либо слабы, либо занимают откровенно соглашательские позиции. Даже те всероссийские акции протеста, которые они проводят, не способны коренным образом изменить ситуацию.
Вторая серьезная проблема неэффективного социального партнёрства в России – низкая дисциплина его участников, отсутствие чётко действующей исполнительской вертикали правительственных структур, нарушение провозглашенных ими принципов равенства сторон и открытости при принятии жизненно важных для страны решений.
Третья проблема в развитии социального партнерства – несовершенство механизма реализации договорных условий. Любые комиссии (региональная, заводская) являются исключительно совещательными органами, они не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений.
Неэффективность
системы социального
Реализация данных направлений предполагает ориентацию проводимой политики на создание и развитие институтов и механизмов, обеспечивающих эффективное государственное регулирование рынка труда.
Сейчас фактически отсутствуют нормы, регулирующие спрос на труд, не считая продекларированной обязанности работодателей предоставлять вакансии в службы занятости. Государство практически отдало им на откуп многие вопросы, касающиеся возможности и условий занятости.
Для наведения порядка в этой сфере необходимо законодательно определить основы регулирования спроса на труд, включая определение критериев подбора персонала и ответственность работодателя за их использование. Причем важно обозначить как права и обязанности работодателей, так и обязательства государства.
На данный момент слабо проработан дифференцированный подход к обеспечению занятости различных категорий граждан, в том числе нуждающихся в особой защите государства. Соответствующие законодательные нормы носят декларативный характер. Необходимым ввести в законодательство о занятости, ранее существовавшие нормы, об обязательном квотировании рабочих мест (четко обозначить механизм их действия) для трудоустройства молодых людей без опыта работы, лиц, вернувшихся из мест заключения, возможно, для других категорий граждан, чья занятость не может быть обеспечена без законодательной поддержки государства.
Наиболее острыми проблемами государственной политики на рынке труда России являются следующие: несогласованность ее отдельных направлений и уровней реализации, неэффективность государственного регулирования заработной платы и деятельности государства в системе социального партнёрства в целом, несовершенство нормативно-правовой базы и механизма финансирования государственного регулирования рынка труда.
Особенности
развития российского рынка, обусловленные
отсутствием эффективных