Себестоимость и рентабельность производства продукции растениеводства в СПК Гридино Красносельского района Костромской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: провести анализ показателей себестоимости и рентабельности и выявить пути снижения себестоимости и повышения рентабельности производства продукции растениеводства.
В ходе выполнения курсовой работы будут рассмотрены методика исчисления себестоимости и рентабельности продукции, а также пути снижения себестоимости и повышения рентабельности продукции растениеводства.

Содержание работы

Введение 3
1. Научно-теоретические основы снижения себестоимости и повышения рентабельности производства продукции растениеводства 5
1.1 Сущность и значение снижения себестоимости и повышения рентабельности 5
1.2 Методика исчисления себестоимости и рентабельности продукции 7
1.3 Пути снижения себестоимости и повышения рентабельности продукции 12
2. Сложившийся уровень себестоимости и рентабельности продукции растениеводства в СПК Гридино 15
2.1 Природно-экономические условия предприятия 15
2.2 Уровень себестоимости и рентабельности продукции растениеводства 26
3. Пути и направления снижения себестоимости и повышения рентабельности продукции растениеводства в СПК Гридино 32
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложения 38

Файлы: 1 файл

курсак по апк м.doc

— 541.50 Кб (Скачать файл)

На практике, в основном, используются относительные показатели рентабельности реализованной продукции, наказываемые нормой или уровнем рентабельности. Они рассчитываются как по всей реализованной предприятием продукции, так и по отдельным её видам. В первом случае рентабельность продукции будет определяться как отношение прибыли от реализованной продукции к затратам на её производство и реализацию.

Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализованной продукции.

Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она  зависит от цены, по которой продукция  реализуется потребителю, и себестоимости по данному её виду.

Все вышеприведённые показатели рентабельности характеризуют экономическую эффективность  использования текущих производственных затрат на получение продукции. Однако сельскохозяйственные предприятия  производят не только текущие производственные затраты, но и осуществляют капитальные вложения на увеличение и обновление основных средств, стоимость которых включается в издержки производства каждого года не полностью, а частью, равной суммам амортизационных отчислений. Поэтому важно знать эффективность использования единовременных затрат, материализованных в средствах производства. В этих целях используются относительные показатели рентабельности производственных фондов, которые рассчитываются как процентное отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и материальных оборотных средств в отдельности, а также совокупных (основных и материальных оборотных вместе взятых) средств, называемых нормой прибыли.

Эти показатели характеризуют эффективность  использования в первом случае основных, во втором - материальных оборотных, в третьем - совокупных средств производства. Они показывают, сколько прибыли получено на единицу стоимости соответствующих средств производства. Чем больше прибыли получено на рубль средств производства, тем, следовательно, эффективнее они используются.

Немаловажное значение имеют и  показатели рентабельности вложений в  предприятие. Они определяются по стоимости  имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчёте используются показатели балансовой и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу.  Кроме прибыли при расчёте рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на один рубль вложений в имущество предприятия.

В сельском хозяйстве не редки случаи, когда производство какой-либо продукции  нерентабельно или малорентабельно. Тогда вместо показателя «норма или  уровень рентабельности» могут  быть использованы другие показатели - уровень убыточности (уровень рентабельности с отрицательным знаком).

Рассмотрим основные формулы анализа  финансовых результатов и рентабельности продаж продукции растениеводства.

Уровень товарности – это отношение объема реализованной продукции к объему ее производства в натуральном выражении или в сопоставимых ценах. Большое влияние на объем реализации продукции оказывает ее качество. Чем выше качество продукции, реализованной, тем выше зачетная масса и цены, и наоборот, хозяйства, реализующие продукцию низкого качества, нестандартную, много теряют в зачетной массе.

Рентабельность - это относительный показатель эффективности работы предприятия, который в общей форме вычисляется как отношение прибыли к расходам (ресурсам). Таким образом, рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. [5]

Далее рассмотрим показатели рентабельности:

Показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объему продаж за тот же период.

Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли.

Рассмотрим показатель нормы прибыли:

Величина нормы прибыли зависит от нормы прибавочной стоимости, органического и времени оборота капитала.

Методика расчета себестоимости  в зависимости 

от степени готовности продукции

Показатель

Формула

1. Затраты на производство

Материальные затраты + 
Амортизация + 
Оплата труда и отчисления в фонды +  
Прочие затраты

2. Себестоимость валовой продукции

Затраты на производство - 
Непроизводственные счета (затраты на кап. строительство и кап. ремонт, своего предприятия, услуги транспорта сторонних организаций и непромышленных хозяйств своего предприятия, стоимость ниокр, выполняемых для сторонних организаций) -  
Расходы будущих периодов

3. Производственная себестоимость  товарной (готовой) продукции

Себестоимость валовой продукции - 
Изменение остатков незавершенного производства (прирост вычитается, сокращение прибавляется)

4. Полная себестоимость товарной  продукции

Производственная себестоимость + 
Внепроизводственные расходы (на упаковку, транспортировку, складские расходы, комиссионные сборы и др.)

5. Себестоимость реализованной  продукции

Полная себестоимость + 
Коммерческие расходы (реклама, маркетинг) - 
Переходящие остатки нереализованной продукции


 

1.3 Пути снижения себестоимости  и повышения рентабельности продукции

 

Получение наибольшего эффекта  с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

Выявление резервов снижения себестоимости  должно опираться на комплексный  технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и  организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

Затраты живого и овеществленного  труда в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений.

Себестоимость продукции находится  во взаимосвязи с показателями эффективности  производства. Она отражает большую  часть стоимости продукции и  зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.

Решающим условием снижения себестоимости  служит непрерывный технический  прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Снижение себестоимости продукции  обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

С ростом объема выпуска продукции  прибыль предприятия увеличивается  не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Предприятие имеет возможность  влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта.

Определяющим в содержании понятия  «рентабельность производства»  является величина прибыли. В связи  с этим установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли. Факторы прибыли можно условно разделить на две группы:

- факторы внутреннего порядка,  зависящие от производителя продукции  и носящие субъективный характер;

- факторы внешнего порядка,  не зависящие от товаропроизводителей и являющиеся объективными.

К факторам внутреннего порядка  относят количество реализуемой  продукции, её качество, издержки производства.

Количество реализованной продукции  зависит от объёма валовой продукции  и уровня её товарности. При росте объёма валовой продукции происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, так как темпы роста её внутреннего потребления, как правило, ниже темпов роста валовой продукции, что создаёт условия для повышения уровня товарности и увеличение на этой основе денежной выручки. Качество продукции оказывает влияние на величину прибыли так же через денежную выручку, так как продукция более высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену.

Наконец, величина денежной выручки  зависит от сроков сбыта продукции, её структуры и рынков сбыта. Так, например, ранние овощи, картофель реализуют по более высоким ценам, чем поздние. По разным ценам сбывают продукцию и в зависимости от каналов реализации: при продаже её государству, потребительской кооперации, на колхозном рынке.

Важным фактором прибыли является себестоимость продукции. Снижение или повышение издержек производства оказывает существенное влияние  на величину прибыли.

К факторам внешнего порядка относятся  рыночный спрос на продукцию, предложение и конкуренция производителей продукции. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обуславливают как количество реализованной продукции, так и уровень цен на неё, что, в конечном счете, влияет на величину прибыли.

Факторы рентабельности сельскохозяйственного  производства могут носить экстенсивный и интенсивный характер. Экстенсивные факторы – такие, которые оказывают  влияние на рентабельность путём  изменения количества реализованной  продукции, а интенсивные - на рост реализационных цен и снижение себестоимости продукции.

Таким образом, определение резервов повышения рентабельности сельскохозяйственного  производства сводится, с одной стороны, к определению резервов увеличения денежной выручки от реализации, а с другой - резервов снижения себестоимости продукции.

Теперь перейдем к рассмотрению сложившегося уровня себестоимости  и рентабельности продукции растениеводства  в СПК Гридино.

 

2. Сложившийся уровень  себестоимости и рентабельности  продукции растениеводства в СПК Гридино

2.1 Природно-экономические  условия предприятия

СПК «Гридино»  расположен в центральной части  Красносельского района.   Административно -  хозяйственный центр хозяйства  находится в д. Гридино,  в 10 километрах от областного центра -   г. Костромы. СПК «Гридино» имеет следующую организационную форму – сельскохозяйственный производственный кооператив. Председатель СПК «Гридино» Иванов Леонид Александрович.

Район относится к  зоне достаточного увлажнения.  За год выпадает   500-550 мм осадков, в т. ч.,  в вегетационный период 300 мм.  В целом,  агроклиматические условия района благоприятствуют получению устойчивых  урожаев возделываемых культур и для всего ведения сельского хозяйства.

 Если говорить о рельефе,  то выделяют 2 геоморфологических элемента: водораздельное  плато и пойма рек. Водораздельная часть имеет  полого – холмистый  рельеф. Речная сеть хозяйства представлена реками  Теткиш,  Покша. Значительная  часть  территории занята пашней –54% от общей земельной площади. Этот фактор оказывает положительное действие на производство продукции растениеводства.

Информация о работе Себестоимость и рентабельность производства продукции растениеводства в СПК Гридино Красносельского района Костромской области