Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 18:27, шпаргалка

Описание работы

Предмет – это сторона или часть объективной действительности, исследуемая с помощью данной области знаний (личного (семейного) характера).
Экономическая теория - это наука об основах хозяйственной деятельности общества.
Хозяйственная деятельность – деятельность людей связанная с обеспечиванием материальных условий их жизни.

Файлы: 1 файл

Ответы экономика.doc

— 787.00 Кб (Скачать файл)

1. Экономическая теория  как самостоятельная область  знаний.

 

Предмет – это сторона или часть объективной действительности, исследуемая с помощью данной области знаний (личного (семейного) характера).

Экономическая теория - это наука об основах хозяйственной деятельности общества.

Хозяйственная деятельность – деятельность людей связанная с обеспечиванием материальных условий их жизни.

Экономика – это дисциплина, изучающая каким образом общество с ограниченными возможностями решает что, как и для кого производить (это фундаментальные вопросы экономики).

Экономика – это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения состояния между его целями и ограниченными средствами, допускающими их альтернативное использование.

Политическая экономия (различные названия экономической теории) (экономикс – economy).

Методы: 1. Метод научной абстракции. 2. Методы индукции и дедукции (методы анализа и синтеза). 3. Экономико-математическое моделирование. 4. Метод экономического эксперимента (соц.эконом). 5. Статистический метод.

Функции: 1. Теоретическая. 2. Практическая. 3. Методологическая. 4. Познавательная.

 

2. Этапы и направления  и развития экономической теории.

 

Еще до нашей эры Ксенофонт ввел понятие «экономика» - правила ведения  домашнего хозяйства.

Всю историю развития экономической науки можно разделить на 3 этапа:

 

1 этап. Экон.учение дорыночной эпохи -включает экон учения Др мира и средневековья. В это время экон мысли выражали философы и религиозные деятели. Экон знания не систематезированы, отдельной науки пока нет. Первая школа экон науки - меркантилизм. 3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве.

 

2 этап. Период с конца 17 века  до 30-х гг. 20 века в этот период сформировалась класс экономическая наука, начало которой было положено трудами Смита, а завершено трудами Милля. В экон теории доминировал принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику). Основные постулаты класс экон науки: человек рассматривается только как «экономический человек», у которого есть лишь стремление к собственной выгоде; все равны как перед законом; каждый экономический субъект полностью осведомлен о ценах, ренте, прибыли, зарплате на любом рынке; рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов (труд и капитал могут свободно перемещаться); эластичность численности рабочих по заработной плате меньше единицы, т. е. увеличение зарплаты, ведет к увеличению численности рабочей силы и наоборот; единственная цель капитала - получение максимальной прибыли; заработная плата определяется только спросом и предложением на рынке труда; увеличение богатства происходит через накопление капитала. Марксистское экон учение вышло на арену с середины 19в. как одна из вершин теорет. мысли того времени. В главном своем произведении «Капитале» Марксом дано достаточно глубокое теорет. отражение условий развития капитализма 18-19в. Однако некоторые положения или устарели, или изначально были ошибочным

 

3 этап. Период развития учения  о регулировании рыночной экон 30-х гг. 20 века. Принцип экон либерализма обнаружил свою несостоятельность, появилась идеи социального контроля общества над экономикой (кейнсианство, неокейнсианство). Кейнс доказал необходимость гос. регулирования эк-ки. Опирался на то, что рыночная эк-ка не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ва не может быть равновесной при полной занятости, т. к. рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос. Альтернативное направление -Неолиберализм - сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экон роста; Во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экон деятельности. Гос должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия не соблюдаются. В середине 50-х гг. возникла неолиб школа - монетаризм - экон теория в которой денежная масса играла роль определяющего фактора (изменение кол денег ведет к изменению объема производства). Лидер монет Фридман попытался доказать вредность излишней регламентации и вмешательства государства в экон. Сторонники считают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением. Вмешательство гос может вызывать нарушение равновесия, снижение экон эффективности. Другое направл -неокейнсианство - выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику. В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регулирования и свободного стимулирования производства. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д. Р. Хакс, П. Самуэльсон и др.). Суть этой концепции состоит в сочетании государственного и рыночного регулирования экономики. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства дает смешанную экономику.

 

3. Вклад российских  ученых в развитие мировой  экономической мысли.

 

Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (ок. 1605–1680), экономист, положивший начало политэкономии в России, государственный и военный деятель, дипломат сер. и 2-ой пол. XVII в. Экономические взгляды Ордин-Нащокина – первое проявление русского меркантилизма. Будучи выразителем интересов купечества, он уделял много внимания вопросам торговли и ее организации. В то же время Ордин-Нащокин во всей своей государственной деятельности исходил из того, что народное хозяйство страны представляет единое целое; это отличало его от многих предшественников, сосредоточивавших свое внимание на развитии отдельных отраслей экономики.

ПОСОШКОВ Иван Тихонович (1652-1726), писатель, экономист Посошков неоднократно высказывает  идеи экономической автаркии, независимости  русского хозяйства от внешних рынков. Богатство народа состоит не в том, что он получает из-за границы, а в том, что он создает внутри своего хозяйства, обеспечивая себя всем необходимым.

Туган-Барановский Михаил Иванович (1865, Купянский у. Харьковской губ. - 1919, ок. Одессы) - экономист. В 1898 за исследование по истории капитализма «Русская фабрика в прошлом и настоящем» Туган-Барановский получил степень доктора политической экономии. Труды по проблемам политэкономии, истории русской промышленности, кооперативному движению.

Чаянов Александр Васильевич (1888, Москва - 1937) - экономист-аграрник. Изучив опыт кооперативного движения в Западной Европе, он стал одним из авторитетнейших ученых в области сельскохозяйственной кооперации и организации сельского хозяйства, разрабатывал идеологию, методы определения доходности крестьянского хозяйства, его отдельных отраслей.

КОНДРАТЬЕВ, НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ (1892-1938) — советский экономист, создатель  концепции длинных волн конъюнктуры ("кондратьевских циклов"). В рыночном хозяйстве, полагал Кондратьев, помимо общеизвестных среднесрочных циклов (8-12 лет) есть еще и долгосрочные циклы (50-55 лет) — "большие волны конъюнктуры". Им были обработаны статистические материалы (динамика цен, ссудный процент, зарплата, показатели внешней торговли, объемы производства основных видов промышленной продукции) за 1780-1920-е по таким странам, как Англия, Франция, Германия, США, а также в целом по мировому хозяйству. За анализируемый период времени Кондратьев выделил два полных больших цикла (с 1780-х до 1840-х и с 1850-х до 1890-х) и начало третьего (с 1900-х). Поскольку каждый цикл состоял из фаз подъема и спада, то он смог по существу предсказать Великую Депрессию 1929-1933 за несколько лет до ее начала. Концепция "длинных волн" стала особенно популярна во второй половине 20 в., когда экономисты начали уделять особое внимание глобальным и долгосрочным тенденциям хозяйственной жизни. Исследованные им полувековые циклы в современной науке называют "кондратьевскими".

 

4. Экономические потребности и экономические блага

 

Потребности — это объективная нужда людей, в чем-либо для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности.

Экономические потребности – это внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Экономический интерес  – это форма проявления экономических потребностей.

По субъектам

а) индивидуальные, коллективные и общественные.

б) потребности домохозяйств, предприятий и государства

По объектам

1. Физиологические потребности в еде, одежде, жилье; социальные потребности — в общении, в общественном признании и статусе, информации, образовании

2. Материальные — потребности в материальных благах и услугах и духовные — потребности в творчестве, самовыражении, самосовершенствовании, вере

3. Первоочередные - продукты питания, одежда, жилье, общественный транспорт, сохранение здоровья; непервоочередные — потребности, удовлетворяемые предметами роскоши (парфюмерия, меха, яхты).

Экономические блага - это свойства материальных и нематериальных предметов, способные удовлетворять экономические потребности.

1. Экономические - товары и услуги. и неэкономические блага - воздух, вода, солнечный свет

2. Потребительские ( товары и услуги) и производственные блага -  (используемые ресурсы (станки, механизмы, машины))

3. Материальные - вещи и нематериальные блага- услуги

4. Частные и общественные блага

Взаимозаменяемые - замещают друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба) и взаимодополняемые блага- блага или комплементы дополняют друг друга в процессе потребления (автомобиль, бензин).

 

5. Факторы производства. Производственная функция.

 

Факторы производства - ресурсы, с помощью которых можно организовать производство благ. К ним относятся: труд (деятельность людей по производству товаров и услуг), земля, капитал, предпринимательские способности, информация, общая культура, наука, социальные факторы (состояние нравственности, правовая культура). Ограниченность ресурсов, которыми располагает общество, обуславливает и ограниченность благ.

Экономический выбор – выбор наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.

Производственная  функция — технологическая зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции.

Производственная функция состоит из следующих подфункций: организация производства новых товаров и новых технологий, организация материально-технического обеспечения производства, управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.

Поскольку объем производства зависит от объема использованных ресурсов, то зависимость между ними может быть выражена в виде следующей функциональной записи:

 

Q = f(L,K,M),

где Q - максимальный объем продукции, произведенной при данной технологии и определенных факторах производства;

L - труд; К - капитал; М - материалы; f - функция.

1)  без ресурсов нет выпуска,

2)  при отсутствии хотя бы одного из ресурсов нет выпуска

3)  с ростом затрат хотя бы одного ресурса объем выпуска растет;

4)  с ростом затрат одного ресурса при неизменном количестве другого ресурса объем выпуска растет

5) при росте одного ресурса предельная эффективность другого ресурса возрастает

 

6. Общественное производство как социально-экономическое явление.

 

В основе существующего и развивающегося человеческого общества лежит материальное производство.

Общественное производство — процесс создания благ, путём преобразования природных ресурсов, для удовлетворения потребностей человека.

Производство – в узком и  широком смыслах.

В широком смысле – 1. Собственное производство. 2. Обмен благами. 3. Распределение. 

4. Потребление. 

В узком смысле - процесс изготовления материальных благ для удовлетворения потребностей.

Цели производства в широком смысле - обеспечить жизнедеятельность человеческого общества в узком обеспечить потребление.

Факторы общественного  производства – рабочая сила (совокупность духовных и физических способностей человека, необходимых для осуществления труда), средства труда (это то, с помощью чего осуществляют переработку предметов труда. 2 элемента: орудие труда и инфраструктура), предметы труда (то, на что направлен труд человека).

Инфраструктура – объектно-математические условия необходимые для осуществления процесса труда. Новые - НТП (Научно-технический прогресс), НОУ-ХАУ (сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны). В процессе труда, люди вступают в производственные отношения, отношения по поводу производства, распространения и потребления. Производственные силы и производственные отношения образуют производства (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социальная). Процесс труда люди осуществляют совместно, объединяя усилия, навыки, интеллект.

Разделение труда – обособленное различными видами труда и закрепление их за участниками производственного процесса.

Кооперация – объединение многих исполнителей для планомерного и совместного участия связанных между собой процессов труда.

 

 

 

 

 

 

7. Экономический кругооборот.

 

Экономические блага выступают  как средства связи между экономическими агентами.

Экономические агенты: 1. Индивиды. 2. Фирмы. 3. Государство.

Экономический кругооборот в рыночной экономике представляет собой круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Основными субъектами рыночной экономики являются – домохозяйства и фирмы.

Упрощенный кругооборот предполагает наличие ряда условий:

• спрос и предложение факторов производства, а также товаров  и услуг равны, цены товаров соответствуют  издержкам производства;

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"