Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 18:27, шпаргалка

Описание работы

Предмет – это сторона или часть объективной действительности, исследуемая с помощью данной области знаний (личного (семейного) характера).
Экономическая теория - это наука об основах хозяйственной деятельности общества.
Хозяйственная деятельность – деятельность людей связанная с обеспечиванием материальных условий их жизни.

Файлы: 1 файл

Ответы экономика.doc

— 787.00 Кб (Скачать файл)

1.Коэффициент эластичности спроса по цене (ценовая эластичность спроса – ее коэффициент показывает, насколько изменится в процентном состоянии величина спроса при изменении цены на 1%) 2. Коэффициент эластичности предложения по цене (Эластичность предложения по цене — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия). 3. Спроса по доходам (показывает, насколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %). 4. Перекрестная эластичность спроса по цене сопряженных товаров (показывает процентное изменение спроса на товар A относительно изменения цен на товар B).

 

Величина показаний  целевой эластичности спроса может изменяться от 0 до бесконечности: 1. Равна 0 – абсолютно неэластичный. 2. Больше 0, но меньше 1 – неэластичный. 3. Равно 1 – единой эластичности. 4. Больше одного, но меньше бесконечности – эластичный спрос. 5. Равен бесконечности – абсолютно эластичный спрос.

Факторы, влияющие на эластичность спроса: 1. Размер дохода потребителя и величина расходов потребителя на данное экономическое благо в общем бюджете потребителя. 2. Наличие товаров субститутов, чем больше таких товаров на рынке, тем выше эластичность.

3. Качество товара (различные категории  – роскошь (эласт), товары первой  необходимости (неэласт). 4. Наличие  и размеры запасов, данного экономического блага. 5. Фактор времени (в краткосрочном периоде менее эластичен). Товары с эластичным спросом по цене: 1. Предметы роскоши. 2. Товары, стоймость которых ощутима для семейного бюджета(мебель, техника). 3. Легко заменяемые товары (продукты, мясо). Товары с неэластичным спросом: 1. товары первой необходимости (лекарства, обувь). 2. Товары, стоймость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, щетки). 3. Труднозаменяемые товары (хлеб, бензин).

 

16. Поведение потребителя в рыночной экономике: постановка проблемы.

 

Перед каждым потребителем стоят три  вопроса: 1.Что купить? 2. Сколько стоит? 3. Хватит ли денег, чтобы осуществить  покупку?

Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй — исследовать цену, чтобы решить третий вопрос — определить доход потребителя. Эти три проблемы — полезность, цена и доход — и составляют содержание теории поведения потребителя.

Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, с учетом их дохода и личных предпочтений.

 

Выявление и измерение проблем  потребителей

Выявление проблем осуществляется несколькими методами. Распространенным методом является интуиция. Маркетер анализирует продуктную категорию и логически определяет, как она может быть улучшена. Например, предустановка определенного программного обеспечения на компьютер — логическое решение потенциальных потребительских проблем. Недостаток интуитивного подхода к выявлению проблем потребителей — его неточность, идентифицированная проблема может иметь низкую значимость для потребителя.

Распространенным методом выявления  и исследования проблем потребителей является опрос ,охватывающий достаточно большое количество респондентов. Опрос может проводиться в форме анкетирования, в письменной или устной форме, использовать открытые и/или закрытые вопросы. Методы наблюдения (observation) и эксперимента (experiment) также позволяют выявить потребительские проблемы. Метод фокус-групп соединяющий элементы опроса и наблюдения, также широко применяется для выявления потребительских проблем и их решения. Фокус-группы включают от 8 до 12 сходных индивидуумов, например, домохозяек, автомобилистов, студентов, подростков, собранных вместе для обсуждения конкретной темы. Ведущий (модератор) обеспечивает продвижение дискуссии по заданному плану и фокус на заданной теме при определенной степени свободы обсуждения. Указанные методы используют один или более из трех подходов к идентификации проблемы: анализ деятельности, анализ продукта, анализ проблемы.

Подход «анализ деятельности» концентрируется на конкретной деятельности потребителя, такой, например, как стирка белья, ведение автомобиля или изучение иностранного языка. Опрос или фокус-группа проводятся для определения, какие проблемы, с точки зрения потребителя, возникают во время исполнения им этой деятельности. Так, например, анализ процесса стирки белья с предварительным замачиванием выявил проблему элиминирования этапа замачивания. Японские автомобилестроительные компании перед массированным выходом на американский рынок в 1980-х гг. командировали своих исследователей для длительного проживания в семьях американцев с целью наблюдения за использованием автомобилей в этой стране.

Подход «анализ продукта» аналогичен анализу деятельности, концентрируется на покупке и/или использовании конкретного продукта или марки. Например, потребителей спрашивают, какие проблемы возникают у них со стиральным порошком, с автомобилем или учебником иностранного языка. Например, картонная упаковка стирального порошка создает проблему размокания при разливе воды в ванной комнате. Во избежание этой проблемы ' производитель порошка начал упаковывать его в полиэтилен. Большой формат учебника затрудняет его перевозку и чтение в пути — в транспорте при поездках. Это побуждает издателя производить малоформатные и легкие учебники.

 

17. Полезность товара: виды, измерение,  функции, кривые.

 

Полезность - это способность товара удовлетворять какую-либо потребность покупателя. Эта способность товара и представляет его ценность в глазах покупателя. Покупатель ценит не количество затраченного труда, а необходимость, полезность данного товара именно для данного покупателя. Всякий товар, чтобы быть проданным, должен обладать полезностью для покупателя. При этом выделяют два вида полезности.

Субъективная полезность — это полезность, которая может измеряться, например деньгами, или сравниваться. Например, при потреблении потребителем первого яблока, оно даёт ему самый высокий уровень полезности, второе яблоко даёт меньший уровень полезности, нежели первое. Третье и четвёртое яблоки не дают никакой полезности потребителю или никакого удовлетворения от их потребления, поскольку потребление третьего и четвёртого яблок сразу после первого и второго является чрезмерным для потребителя. Здесь наблюдается сравнение полезности яблок, что характерно для кардиналистской (субъективной) теории полезности.

Объективная полезность — это полезность, которая не может измеряться или сравниваться. Например, полезность воды в реке или песка в пустыне для потребителя не может быть измерена.

Фу́нкция поле́зности — экономическая модель для определения предпочтений экономических субъектов. Основополагающим условием концепта функции полезности является рациональное поведение потребителя, выражающееся в выборе из многочисленных альтернатив именно тех, которые выводят его на более высокий уровень полезности. В микроэкономике концепт функции полезности служит для объяснения поведения потребителей и производителей, в то время как в макроэкономике им пользуются для изображения предпочтений государственных интересов. Первая производная функции полезности по количеству определённого блага называется предельной полезностью этого блага. Предельная полезность выражает, сколько дополнительной полезности приносит дополнительная единица блага . Предельная полезность, равная 0, означает достижение насыщенности.


Большинство функций полезности, рассматриваемых в экономике, имеют отрицательную вторую производную — закон убывающей предельной полезности.

Функция полезности может быть использована для определения спроса потребителя  через решение задачи о максимизации полезности. Полученное решение носит название маршалловского спроса. Общая полезность - представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля. Предельная полезность — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага. Измерение предельной полезности: кардинализм и ординализм: Если полезности благ А, В и С относятся друг к другу следующим образом: А > В > С, то можно сопоставить разности между ними: А — В больше или меньше В- С. Такой подход получил название кардинализма, а его приверженцы стали называться кардиналистами. Оппоненты кардиналистов - первым из них был В. Парето - отрицали возможность непосредственного измерения полезности каждого блага. Самое большее, на что способен, по их мнению, человек, -это расположить свои предпочтения в порядке убывания. Единицу же измерения полезности операционально определить нельзя и сложение полезностей невозможно. Такой подход — он называется ординализмом — возобладал в дальнейшем развитии теории предельной полезности. Кривые общей и предельной полезности:

Полезность ~ это свойство блага удовлетворять потребность в нем, то есть это полезность блага, о которой мы с вами уже говорили.

Общая, суммарная полезность возрастает с каждой последующей порцией потребляемого блага, равняется максимуму при полном насыщении благом и убывает после точки максимума.

Предельная полезность - польза (выгода), получаемая потребителем от дополнительно использованной единицы блага.

 

18. Бюджетные ограничения и бюджетная линия.

 

Бюджетное ограничение - показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.

Бюджетная линия — это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратится полностью. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные количества благ, которые можно приобрести на данный доход при определенных ценах. Для каждой бюджетной линии можно построить кривую безразличия, которая будет иметь с бюджетной линией точку касания.

Если I — доход потребителя, Рх —  цена блага Х, Рy – цена блага Y, а Х и Y составляют купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом: I = Рх × Х + Рy × Y. При Х = 0, Y = I / Рy , т.е. весь доход потребителя расходуется на благо Y. При Y = 0, Х = I / Рх, т.е. мы находим количество блага Х, которое потребитель может купить по цене Рх. Например, потребитель имеет фиксированный доход. Допустим он тратит 6 руб. в день. При этои товар X стоит 1,5 руб, а товар Y – 1 руб. Если потратить все деньги на товар X, то, как видно из графика, можно купить 4 ед. , а если все деньги потратить на товар Y, то можно купить 6 ед. При этом потребителю не обязательно покупать только товар X или товар Y, он может израсходовать свои деньги на любую из возможных комбинаций данных товаров в пределах своего дохода в 6 руб., что и показывает бюджетная линия.

Нужно отметить, что при изменении  дохода потребителя (I), бюджетная линия  может сдвигаться параллельно старой линии, а при изменении цены на один из товаров сдвиг будет непараллельным,  что продемонстрировано на графике.

При одновременном использовании кривых безразличия и бюджетной линии можно найти равновесие потребителя.

19. Кривые безразличия  и их построение.

 

Кривые безразличия — представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (или если пользоваться терминологией кардиналистского направления, одинаковую полезность).

Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и предпочтениями и не зависит от доходов или цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия.

Основную сложность в порядковом подходе представляет построение кривых безразличия. Каждая кривая безразличия объединяет множество равнополезных (равноценных), разумеется, с точки зрения конкретного потребителя, наборов благ. Следовательно, прежде чем строить такие кривые, необходимо образовать группы равнополезных наборов. Поскольку все наборы, включенные в одну группу, связаны друг с другом знаком безразличия (~), то и кривая, объединяющая местоположения этих наборов в системе координат Х и Y, также называется кривой безразличия. Если нанести на поле координат столько кривых безразличия, сколько возможно, получим карту безразличия. На рис показаны три кривые безразличия. На первой и второй кривой безразличия показаны по два товарных набора. Набор А содержит ХA единиц товара Х и YA единиц товара Y. Набор В включает XB единиц товара Х и YB единиц товара Y. Поскольку точки А и В находятся на одной и той же кривой безразличия I, то наборы А и В следует рассматривать как равноценные (равнополезные) для того потребителя, для которого построены эти кривые безразличия. Обращает на себя внимание набор С. Он содержит наибольшее количество единиц товара Y (Yc) и столько же, сколько набор В, единиц товара Х (Хc). В соответствии с третьей аксиомой товарный набор С предпочтительнее набора В, а следовательно, и набора А. Поскольку точки С и D лежат на одной и той же кривой безразличия II, то это значит, что наборы С и D для данного потребителя являются равноценными. Кривые безразличия обладают рядом свойств, важнейшими из которых являются следующие: А. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой безразличия, выражает более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Справедливость такого утверждения была показана при рассмотрении. Б. Кривые безразличия никогда не пересекаются. В противном случае это противоречило бы свойству А. В. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Это также вытекает из свойства А.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"