64. Экономическая роль государства в переходный
период.
Роль государства при некотором
изменении его функций в переходной
экономике возрастает. Если в прежней
системе всесильное тоталитарное государство
в экономической сфере прежде всего осуществляет
функцию сохранения сложившейся плановой
экономики, разъедаемой усиливающимся
кризисом, то в переходном процессе оно
призвано активно способствовать формированию
новой будущей системы. Важнейшие особенные функции государства в переходной
экономике: руководство процессами либерализации
цен, внешнеэкономической либерализации,
формирование институтов рыночной инфраструктуры,
проведение антимонопольной политики
и т.п.; руководство процессом приватизации,
определение ее масштабов, сроков и форм
проведения, оценка приватизируемого
государственного имущества и т.д.; обеспечение
правовой основы всех преобразований;
умелое проведение макроэкономической
политики – кредитно-денежной, налоговой,
политики доходов и др. Одними из основных
направлений вмешательства государства
в переходную экономику являются стабилизационная
и структурная политика, а также проводимые
государством институциональные преобразования.
65. Предприятие и предпринимательство
в экономике переходного периода.
Предпринимательство — инициативная,
самостоятельная деятельность граждан,
направленная на получение прибыли
или личного дохода, осуществляемая
от своего имени, на свой риск и под
свою имущественную ответственность или
от имени чьего-то и под чью-то имущественную
ответственность. Противоречивость переходного
периода проявляется и в сбытовой политике
предприятий. Существенными факторами,
влияющими на нее, можно считать потерю
рынков стран СНГ и Восточной Европы для
многих российских предприятий, сокращение
спроса со стороны покупателей — как домашних
хозяйств в связи со снижением реальных
доходов населения, так и предприятий
в связи с сокращением их производства
и финансовых возможностей, трудности
выхода на мировой рынок, агрессию импортных
товаров, а также неразвитость рыночной
инфраструктуры. Переходное состояние
России сделало актуальным проблему предпринимательства.
В связи с тем, что прежняя “социалистическая”
система не содержала такого феномена,
как предпринимательство, это вызывает
особый интерес у экономистов. Переход
России к рыночной экономике означает
что предпринимательство должно быть
“создано” или должно “возникнуть”.
Развитые рыночные системы имеют дело
с — существующим — “готовым” — предпринимательством.
Поэтому, несмотря на новизну, интерес
к проблеме более широк именно в России.
66. Преобразования в социальной сфере
в переходный период.
Ускорялось падение производства.
Национальный доход по сравнению
с 1990 годом уменьшился на 20%. Дефицит
государственного бюджета, т.е. превышение
государственных расходов над доходами,
составлял, по разным оценкам, от 20% до
30% валового внутреннего продукта (ВВП).
Нарастание денежной массы в стране грозило
потерей контроля государства над финансовой
системой и гиперинфляцией, т.е. инфляцией
свыше 50% в месяц, которая могла парализовать
всю экономику. Неожиданные перебои в
снабжении населения различными потребительскими
товарами вызывали «кризисы» (табачный,
сахарный, водочный) и огромные очереди.
Вводилось нормированное распределение
многих продуктов (по талонам). Люди опасались
возможного голода. За годы реформ удалось
обеспечить конституционные права граждан
на получение образования, включая среднее
и высшее профессиональное образование,
на конкурсной основе, сохранить сеть
государственных и муниципальных образовательных
учреждений, контингент учащихся, коллективы
учителей и профессорско-преподавательского
состава, развить сеть негосударственных
образовательных учреждений. В то же время
реформы в сфере образования сдерживались
во многом из-за сокращения доли и фактического
объема финансирования отрасли. В основу
реформ, проводимых в сфере здравоохранения,
был положен принцип децентрализации,
в соответствии с которым на местные органы
власти возлагалась ответственность за
предоставление и финансирование мероприятий,
связанных с медицинским обслуживанием.
В переходный период произошло разрушение
государственной системы распределения
жилья, которая существовала в СССР в течение
многих десятилетий. Прошла частичная
приватизация государственного (муниципального)
жилищного фонда. Сфера ЖКХ также отметилась
существенным повышением тарифов на жилищно-коммунальные
услуги для предприятий, организаций и
населения. Но в результате жилищные условия
значительной части населения и уровень
содержания жилищного фонда стали заметно
ухудшаться. Что касается занятости населения,
то в процессе рыночных реформ произошел
отход от принципа гарантированной занятости,
была признана неизбежность существования
безработицы. К рыночным отношениям и
кризисным потрясениям российские предприятия
приспосабливались прежде всего за счет
уменьшения заработной платы и продолжительности
рабочего времени, а не за счет сокращения
штатов. Также характерной чертой трудовых
отношений в российской экономике является
их неформальный или теневой характер.