Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 18:27, шпаргалка

Описание работы

Предмет – это сторона или часть объективной действительности, исследуемая с помощью данной области знаний (личного (семейного) характера).
Экономическая теория - это наука об основах хозяйственной деятельности общества.
Хозяйственная деятельность – деятельность людей связанная с обеспечиванием материальных условий их жизни.

Файлы: 1 файл

Ответы экономика.doc

— 787.00 Кб (Скачать файл)

 

3)олигополия (дуополия) характеризуется: а) Небольшим числом крупных фирм б) Неоднородностью (или однородностью) продукции в) Возможными затруднениями при входе (из отрасли) г) Несколько ограниченным доступом к информации

 

4монополия характеризуется: а) Одной фирмой б) Уникальностью продукции в) Практически не преодолимыми барьерами на вход г) Несколько ограниченным доступом к информации

 

Виды монополий

1 закрытыя– Монополия , защищенная¦юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.

2 естественная- Отрасль, в которой долго срочные средние издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок.

 

3 открытая- Монополия, при которой одна по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

 

26. Совершенная конкуренция.

 

Совершенная конкуренция  – это экономическая ситуация, в которой:

1 никакая отдельная единица, выступающая в качестве покупателя или продавца, не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара;

2 никакое искусственное ограничение  не препятствует факторам производства  переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому.

Признаки совершенной  конкуренции:

1 бесконечное множество равноценных  продавцов и покупателей

2 однородность и делимость продаваемой  продукции

3 отсутствие барьеров для входа  или выхода с рынка

4 высокая мобильность факторов  производства

5 равный и полный доступ всех  участников к информации (цены  товаров)

Рынкам совершенной конкуренции  присуща самая высокая степень  независимости поведения продавцов  и покупателей.

В случае, когда хотя бы один признак  отсутствует, конкуренция называется несовершенной.

Главная особенность  рынка совершенной конкуренции — отсутствие контроле над ценами со стороны отдельного производителя, т. е. каждая фирма вынуждена ориентироваться на цену, установленную в результате взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения. Это означает, что объем производства каждой фирмы столь незначителен в сравнении с выпуском всей отрасли, что изменения в количестве реализуемой продукции отдельной фирмой не оказывают влияния на цену товара. Иными словами, конкурентная фирма будет продавать свой товар по уже существующей на рынке цене.

Примеры совершенной  конкуренции (безусловно, с некоторыми оговорками) можно встретить в российской практике. Мелкие рыночные торговцы, ателье, фотоателье, автомастерские, строительные бригады, специалисты по ремонту квартир, ларечная розничная торговля могут быть расценены как мельчайшие фирмы. Всех их объединяет примерная одинаковость предлагаемой продукции, ничтожные по размерам рынка масштабы бизнеса, многочисленность конкурентов, необходимость принимать сложившуюся цену, т. е. многие условия совершенной конкуренции.

 

27. Монополия: понятие,  виды, последствия.

 

Монополия - это исключительное право на осуществление определенных действий производственного процесса, предоставляется это право, как правило, государством, за исключением временной монополии.

Виды монополий 1) закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав;

2) открытая монополия. В этом случае фирма не некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Виды монополии:

1. Естественная монополия - Ей обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы,).

2. Легальная монополия образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций: а) патентная система. б) авторские права в) торговые знаки.

3. Искусственные монополии

Объединения предприятий, создаваемые  ради получения монополистических выгод.

3.1 Картель - договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.

3.2 Синдикат - сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно

3.3 Трест - форма монополий, при которой все объединяющиеся предприятия теряют свою коммерческую и производственную самостоятельность и подчиняются единому управлению. 3.4 Концерн - форма договорного объединения предприятий и организаций различных отраслей на основе общности интересов.

Последствия монополий:

1 монополия уничтожает конкуренцию

2 монополии ограничивают выпуск продукции, устанавливают высокие цены на продукцию.

3 усиливается неравенство в доходах и снижается жизненный уровень всего населения, в среднем.

4 не всегда заинтересованы в применении достижений научно-технического прогресса.

5 монополии навязывают партнерам дискриминационные условия договоров, могут изымать товары из обращения, ограничивать или прекращать производство товаров для создания искусственного дефицита.

 

 

28. Олигополия.

 

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифферинцированным и стандартизированным.

Виды олигополий:

1 Однородная (недеференцированая) — когда на рынке работает несколько предприятий производящих однородную (недеференцированую) продукцию.

Однородная продукция — продукция, не отличающаяся разнообразием типов, сортов, размеров, марок (спирт — 3 сорта, сахар — около 8 сортов, алюминий — около 9 марок).

2 Неоднородная (деференцированая) -несколько предприятий производят не однородную (деференцированую) продукцию.

Неоднородная продукция — продукция, отличающаяся широким разнообразием  типов, сортов, размеров, марок.

 Пример — автомобили,сигареты, безалкогольные напитки, сталь  (примерно 140 марок).

3 Олигополия доминирования — на рынке работает крупная фирма, удельный вес которой в общих объёмах производства продукции составляет 60% и более и поэтому она доминирует на рынке. Рядом с ней работает несколько мелких фирм которые делят между собой оставшийся рынок.

 

4 Дуополия — когда на рынке работает только 2-а производителя или продавца данной продукции.

Черты олигополистических рынков:

1.Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Продукт может быть как дифференцированым, так и стандартизированным.

2.некоторые фирмы в олигополистической  отрасли обладают крупными рыночными  долями. Следовательно, некоторые  фирмы на рынке способны влиять  на цену товара, варьируя его наличие на рынке.

3.Фирмы в отрасли сознают  свою взаимозависимость.

Характерные особенности  функционирования олигополий:

1 Производится как дифференцированная, так и не дифференцированная продукция.

2 Решения олигополистов относительно объёмов производства и цен — взаимозависимы, т.е. олигополии во всём подражают друг другу.

3 В условиях олигополии существуют очень жёсткие барьеры для вступления в эту отрасль других конкурентов, но эти барьеры преодолимы.

 

29. Монополистическая  конкуренция.

 

Монополистическая конкуренция — тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов. Посредством дифференциации продукта монополистический конкурент уменьшает эластичность спроса по цене. Повышая цену, монополистический конкурент не лишается всех потребителей, как это бывает в условиях совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останутся те, кто устойчиво предпочитает продукцию только данного производителя. Основные черты монополистической конкуренции: 1. наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей); 2. свободный вход на рынок и выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок); 3. разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу); 4. совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка; 5. влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.

Теория монополистической конкуренции  выделяет краткосрочный и долгосрочный периоды.

                                        

В коротком периоде в условиях монополистической  конкуренции фирма, максимизирующая  прибыль, будет стремиться осуществлять производство при такой комбинации цены (ОР1) и объема выпуска (OQ1), которая уравнивает предельные издержки (МС) и предельный доход (MR), т.е. МС = MR. В этом случае фирма может извлечь сверхприбыль.

Фирма монополистической конкуренции  опирается на величину средних общих  издержек (AC), решая, оставаться ли ей в  отрасли или уйти с рынка. Таким  образом, если фирма постоянно терпит убытки, это означает, что средние общие затраты на производство превышают установленную цену за единицу товара, то она покинет рынок в долгосрочном периоде. Следует отметить, что поскольку монополистический конкурент динамичен в принятии решений, он не способен эффективно распределить ресурсы, что ведет к неэффективности такой фирмы в долгосрочном периоде; на рынке монополистической конкуренции практически невозможно иметь положительную прибыль в долгосрочной перспективе.

 

30. Особенности формирования спроса и предложения на рынках факторов

производства.

 

Деятельность любого предприятия – начинается с закупки факторов производства (труда, земли, капитала). Особенности рынков (факторов производства): 1. Спрос предъявляют предприятия или фирмы, предложения обеспечивают домашние хозяйства, другие предприятия и государство. 2. Спрос на факторы производства носит производный характер, по отношению к спросу на конечный продукт. Величина спроса на факторы производства зависит от 3 составляющих: 1. Цены самих факторов производства и издержки, которые несет предприятие на их приобретение. 2. Производство факторов производства или же отдача факторов производства (т.е то сколько продукции можно выпустит используя данный фактор производства). 3. Цены товаров произведенных с помощью данных факторов производства.

Наименее сложный метод  определения спроса на ресурсы заключается  в предположении, что фирма приобретает  какой-то определенный ресурс на конкурентном рынке и в свою очередь продает  свою продукцию на конкурентном рынке. Простота данной ситуации состоит в том, что в условиях конкуренции фирма продает столько своей продукции, сколько она считает необходимым при существующей рыночной цене. Фирма реализует такую незначительную долю общего объема продукции, что это не оказывает никакого влияния на цену товара. Аналогично на рынке ресурсов конкуренция означает, что фирма покупает такую небольшую долю общего предложения ресурса, что приобретаемое фирмой количество ресурса не оказывает воздействия на его цену.

Определив эти упрощающие допущения, можно выделить наиболее важный момент: спрос на ресурсы является производным спросом, то есть производным от готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью данных ресурсов. Ресурсы удовлетворяют потребности потребителя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг. Домохозяйства желают потреблять различные продукты питания или продукты, изготовленные с помощью ресурсов, а не сами ресурсы.

Производный характер спроса на ресурсы означает, что устойчивость спроса на любой ресурс будет зависеть от 1) производительности ресурса при создании товара и 2) рыночной стоимости, или цены, товара, произведенного с помощью данного ресурса. Другими словами, ресурс, который является высокопродуктивным при производстве товара, высоко оцениваемого обществом, будет пользоваться большим спросом. С другой стороны, спрос будет вялым на относительно непродуктивный ресурс, с помощью которого можно лишь производить какой-то товар, не пользующийся большим спросом у домохозяйств. И не будет никакого спроса на ресурс, который является феноменально эффективным в производстве того, что никто не хочет покупать.

 

31. Труд как фактор  производства. Спрос и предложение  на рынке труда.

 

Труд – это процесс сознательной целесообразной деятельности людей, направленный на создание необходимых им благ.

Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которую человек использует в своей деятельности.

Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложея на рабочую силу.

Труд как фактор производства имеет количественные и качественные характеристики 

Количественные характеристики отражают затраты труда, определяемые численностью работающих, их рабочим временем и интенсивностью труда, то есть напряженностью труда в единицу времени.Качественные характеристики труда отражают уровень квалификации работников. По этому уровню существует общее деление работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных.

Спрос и предложение  на рынке труда — спрос и предложение на рабочую силу, формирующиеся на рынке труда.

Особенности рынка труда: 1.Объект купли продажи это право на использование рабочей силы. 2. Купля-продажа осуществляется на определенный срок.

Субъекты спроса на рынке труда  – предприятия и государства, а субъекты предложения – домохозяйства.

Спрос на труд (субъктами которого выступают бизнес и государство, находится в обратной зависимости от величины заработной платы. В случае повышения заработной платы, работодатель будет вынужден сокращать количество нанимаемых им работников (спрос на труд сократиться), а в случае снижения заработной платы он сможет нанять дополнительных работников (спрос на труд возрастет). Данная зависимость между величиной заработной платы и спросом на труд выражается в кривой спроса на труд.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"