Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 18:27, шпаргалка
Предмет – это сторона или часть объективной действительности, исследуемая с помощью данной области знаний (личного (семейного) характера).
Экономическая теория - это наука об основах хозяйственной деятельности общества.
Хозяйственная деятельность – деятельность людей связанная с обеспечиванием материальных условий их жизни.
56. Структура мировой экономики. Экономическая интеграция и ее формы.
Структура мировой экономики состоит из следующих крупных подструктур: 1.Воспроизводственная структура - это соотношение между различными видами использования производственного ВВП. 2. Территориальная структура - соотношение экономики различных стран и территорий. 3. Социально-экономическая структура - это соотношение между различными социально-экономическими укладами. 4. Функциональная структура - это соотношение мирного и военного производства. 5. Отраслевая структура - это соотношение между различными отраслями в экономике. Международная экономи́ческая интегра́ция — процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласованной межгосударственной экономики и политики. Формы (стадии) экономической интеграции:1. Преференциальная зона – объединяет все страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары. 2. Зона свободной торговли – означает отмену торговых ограничений между странами-участницами (таможенных тарифов и количественных ограничений).3. Таможенный союз – межгосударственное формирование, в рамках которого действует соглашение об установлении общего внешнего тарифа, отмене ограничений на торговлю для членов союза и проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Завершено формирование таможенного союза ЕврАзЭс (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). В данном союзе предусмотрено формирование единого органа управления и единого бюджета (за счет отчислений от таможенных пошлин).4. Общий рынок – к 3-й форме добавляется свободное перемещение капитала и труда, а также согласование между странами-участницами общей экономической политики.5. Экономический союз – межгосударственное соглашение между странами, разрешающее свободное обращение капитала, рабочей силы, товаров и услуг, а также предполагающее гармонизацию и унификацию социальной, фискальной и монетарной политики. К 4-й форме добавляется единая экономическая и валютно-финансовая политика (например, ЕС). 6. Полная интеграция – форма МЭИ, которая возможна, если к экономическим мерам добавляются меры политические (создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.).
57. Международная торговля. Внешнеторговый мультипликатор.
Междунаро́дная торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени. Преимущества участия в международной торговле: интенсификация воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах является следствием усиления специализации, создания возможности для зарождения и развития массового производства, повышения степени загруженности оборудования, роста эффективности внедрения новых технологий; увеличение экспортных поставок влечёт за собой повышение занятости; международная конкуренция вызывает необходимость совершенствования предприятий; экспортная выручка служит источником накопления капитала, направленного на промышленное развитие. Внешнеторговый мультипликатор - Экспорт и импорт, как и другие составляющие совокупных расходов, действуют с мультипликационным эффектом. Поэтому для количественной оценки воздействия внешней торговли на рост национального дохода и валового национального продукта экономическая теория разработала и использует в практике модель внешнеторгового мультипликатора. Большой вклад в ее создание и развитие внесли Дж. Кейнс, П. Самуэльсон и другие экономисты. Аналогично мультипликатору инвестиций мультипликатор экспорта (Мx) обусловлен внутренними процессами в сфере потребления и может быть определен через предельную склонность к потреблению (MRC) или предельную склонность к сбережению (МRS): Мх = 1 /MRS = 1/(1 - MRC). Влияние увеличения экспорта ΔX на объем производства определяется на основании формулы: ВНП = МрΔX, где М — внешнеторговый мультипликатор. Но международная торговля — это не только экспорт, но и импорт. И если часть полученного экспортного дохода идет на импорт, то внутренняя покупательная способность сократится. Импорт действует как утечка, аналогично сбережениям (импорт имеет отрицательный знак). Поэтому анализировать импорт можно аналогично функции сбережения. С введением понятия предельной склонности к импорту (МRМ ) как отношения изменения объема импорта к изменению дохода формула мультипликатора принимает вид Mp = 1/[(MRS + MRM) ΔX]. А влияние изменения экспорта с учетом импорта на изменение объема производства можно описать как: ΔВНП = 1/[(MRS + MRM) ΔX]. Действие мультипликатора внешней торговли не бесконечно. Мультиплицирование носит затухающий характер, величины очередных приростов неуклонно сокращаются, так как значение предельной склонности к потреблению импортных товаров меньше единицы.
58. Международная валютная система.
Международная валютная система (МВС) — совокупность организаций, правил, обычаев, договорённостей и инструментов, созданных для осуществления валютных отношений между странами; то есть, платежей, сопровождающих международные экономические операции. Настоящая МВС возникла, большей частью, на Бреттон-Вудской конференции (США) в 1944 году, в которой участвовали 29 государств. Её основная задача — производить валютную ликвидность (с помощью золотых резервов, сырья, финансовых активов какой-то одной страны, наднациональных финансовых активов и т. д.), для того, чтобы международная торговля — в частности, расчёты в разных национальных валютах — могла развиваться свободно.Функции МВС - Функции настоящей МВС, с более сложной структурой, чем у предыдущих, можно разделить на четыре основные и две производные: Основные: Регулирование (выправлять реальные диспропорции, замеченные в платёжных балансах, которые влияют на отношения между валютами), Ликвидность (определять резервные продукты, формы их создания и возможности их использования для покрытия диспропорций платёжных балансов), Управление (распределять и следить за компетенциями, более или менее сосредоточенными на таких организациях как Международный валютный фонд и центральные банкиотдельных стран).Производить, таким образом, уверенность в стабильности системы.Производные или вторичные функции любой системы: Назначать доходы от денежной эмиссии, разницы между издержками от эмиссии и стоимостью валюты.Согласовывать режим валютного курса. Возможно именно эта последняя функция (механизм, через который определяются обменные курсы) является наиболее оспариваемым и переменчивым фактором; в частности, в последние десятилетия обсуждение идёт вокруг трёх моделей: система колеблющихся обменных курсов, в которой стоимость каждой валюты определяется рыночными силами, система фиксированных обменных курсов и смешанная система управляемых курсов, в которой стоимость одних валют колеблется свободно, стоимость других определяется Государством, а стоимость третьих зафиксирована по отношению к другой валюте или группе валют.
59. Международный рынок капитала.
Мировой рынок капитала – это глобальная система аккумулирования и предоставления свободных денежных ресурсов деловыми структурами и государствами, осуществляемая на конкурентных основах. В современных условиях благодаря своим масштабам мировой рынок капитала превратился в мощный фактор развития процесса интернационализации мирового хозяйства, стал источником ресурсов для всех стран мирового сообщества.Мировое движение капиталов происходит в различных формах: нерыночных государственных и частных кредитов и займов: рынка евровалют; международного финансового рынка: прямых и портфельных инвестиций. Благодаря возможности сочетания этих форм в мировом распределении капиталов могут участвовать все страны, деловые структуры независимо от уровня их экономического развития.В последние десятилетия уходящего века на мировом рынке капиталов наметился ряд тенденций. К важнейшим из них относятся: возрастание роли международного финансового рынка; рост прямых инвестиций и изменение структуры инвестиций, направляемых в индустриально развитые и развивающиеся страны; глобализация мирового фондового рынка; Тенденция глобализации использования рабочей силы особенно отчетливо проявилась в последнем десятилетии, когда с развитием информационных технологий наметился вывоз в развивающиеся страны инжиниринговых, конструкторских, финансовых, страховых и других видов услуг. Так, с начала 90-х годов на Ямайке работало несколько тысяч человек, занятых резервированием авиабилетов по заказам, поступающим из США. Эти и подобные процессы глобализации рабочей силы, проявляющиеся в создании анклавов высококвалифицированного труда в развивающихся странах, способствуют росту квалификации рабочей силы за пределами индустриально развитых стран. Вывоз профессиональных услуг происходит не только из индустриально развитых стран в развивающиеся. Он характерен для всех стран. рост вывоза прямых инвестиций из развивающихся стран. Важнейшими факторами, предопределившими развитие международной экономической интеграции, явились: научно-техническая революция, процессы интернационализации национальных экономик, углубления международного разделения труда, эволюция государственного регулирования экономики, усиление конкуренции. Основными структурообразующими факторами международной интеграции выступают вывоз и ввоз факторов производства, обмен товарами и услугами. В настоящее время интеграция связывается, прежде всего, с созданием общего для ряда стран рынка, предполагающего сближение экономической политики стран, входящих в него, и создание наднационального органа управления.
60. Международное движение трудовых ресурсов.
Международное движение
трудовых ресурсов – это процесс перемещения
через границы тех или иных государств
со сменой постоянного места жительства
либо с регулярным возвращением к нему
людей трудоспособного возраста, обладающих
определенным уровнем образования, культуры
и социально готовых участвовать в производственном
процессе. Функции трудовых ресурсов способствуют:
международному обмену трудовыми навыками,
опытом и знаниями; развитию творческого
потенциала людей; изменению половозрастной
структуры трудовых ресурсов стран; обновлению
качества трудовых ресурсов национальных
экономик; ускорению социальной и профессиональной
мобильности населения мира. В результате
международного перемещения такого производственного
фактора, как труд, в структуре национальных
экономик происходят глубинные изменения,
затрагивающие как иностранную, так и
национальную рабочую силу. Массовое привлечение
иностранной рабочей силы приводит к следующим
количественным и качественным изменениям
на мировом рынке труда: растет мировой
уровень дохода, а следовательно, мировой
совокупный спрос, который оказывает влияние
на структуру и объемы производства всех
национальных экономик; изменяется мировой
характера труда, он становится более
производительным и социально защищенным;
растет мировой уровень софтизации экономики,
труд становится более творческим по содержанию;
изменяется социальная структура мирового
сообщества, растет доля инженерно-технических
и высококвалифицированных работников.
Важное место в структуре международного
движения трудовых ресурсов, которое охватывает
все категории трудоспособного населения,
занимает международная миграция рабочей
силы. Это более узкое понятие, которое
охватывает социальные группы людей, обладающих
определенными профессиональными навыками,
квалификацией и получающих доход за счет
продажи своих способностей к труду на
рынке труда (наемные работники). Международное
перемещение рабочей силы между отраслями
всемирного хозяйства осуществляется
в форме отраслевого и профессион
61. Место переходной
экономики в истории
Переходная экономика – это состояние перехода от одной экономической системы к другой экономической системе, которое приводит к изменению ее основ, то есть форм хозяйственных связей, типов координации деятельности между субъектами экономики, типов собственности. Отличительные черты переходной экономики:1. Переходная экономика призвана сформировать основы новой экономической системы. 2. Переходная экономика, как правило – многоукладная экономика.3. Переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство. Относительная длительность преобразований в переходной экономике. Особое место теории переходной экономики в системе экономических и общественных наук определяется ее комплексным характером, объединяющим предметы исследования ряда общественных наук - экономических, социологических, политических, охватывающих всю цепь взаимодействий различных процессов (от экономики и технологии, социологии и культурологии до знаний о существе и роли политических трансформаций). Поскольку переходное состояние экономической системы выступает объектом исследования ряда социальных наук, то в наилучшей мере требованиям системности анализа отвечает институциональный подход. В соответствии с критериями экспертов Европейского Союза Россия c 24.06 1994 г. отнесена к странам с переходным типом экономики. Эти критерии в основном сводятся к соотношению административных и рыночных методов управления экономикой. Когда стало ясно, что элементы рынка и рыночной инфраструктуры в России возникли и стали неуничтожимы, Европейской Союз признал переходный характер экономики России. Следует рассказать о причинах, порождающих трансформационный спад в экономике переходного периода. Целесообразно выделить две их группы. К первой относятся те, что порождены предшествующим развитием, ко второй — обстоятельствами самого переходного периода как такового. Остановимся на первой группе. Неизбежность трансформационного спада обусловливается необходимостью частичного разрушения унаследованной от прошлого макроэкономической структуры в силу следующих обстоятельств: смены критерия сбалансированности в связи со сменой экономических систем; необходимости преодоления противоречий социализма, материализацией которых данная структура является, что наиболее отчетливо просматривается в структурных и технологических дисбалансах, ей присущих.
62. Преобразование отношений собственности в переходный период.
Необходимость реформирования отношений собственности обусловлена разным статусом собственников и коренными различиями в отношениях собственности в рыночной и командной экономике. Рыночная экономика предполагает множество субъектов и форм собственности. В командной экономике господству ют только один субъект собственности — государство, и только одна форма собственности — государственная. Отношения, возникающие между многими независимыми собственниками в рыночной экономике, требуют четких имущественных прав. В огосударствленной экономике такой четкости нет. Здесь ни один производитель не может полновластно распоряжаться средствами производства и готовым продуктом. Рыночная экономика требует того, чтобы предприятия, как самостоятельные субъекты хозяйствования, несли полную ответственность за конечные результаты деятельности. В огосударствленной же экономике фиктивному праву владения имуществом соответствует фиктивная ответственность. Поэтому результаты убыточной работы перекладываются на все общество.
В странах с переходной экономикой приватизация выступает как развитие нового частного сектора и как преобразование государственной собственности (отчуждение в пользу граждан и юридических лиц). Формируя в экономике частную форму собственности, приватизация создает условия и предпосылки перехода к рыночной системе управления предпринимательской деятельностью, где управленческая система не подавляет предприятия, а поддерживает их, создавая и формируя благоприятную рыночную среду функционирования предприятия. Независимо от формы и техники проведения, приватизация преследует несколько целей: пополнение доходов бюджета и (или) сокращение бюджетных расходов на поддержание нерентабельных и низкодоходных компаний; повышение эффективности работы и производительности соответствующих предприятий путем создания рыночной модели структуры предприятия (улучшения организации и внедрения современных принципов управления) и введения ответственности субъектов хозяйствования за неудачный выбор инвестиционных решений; формирование правовой основы становления и развития рыночной экономики, качественное изменение инфраструктуры рынка и введение рыночных механизмов контроля и регулирования экономических процессов; облегчение доступа к капитальным ресурсам, ноу-хау, новым технологиям; обеспечение конкурентоспособности предприятия за счет разработки новых или улучшения качества существующих товаров и услуг, выхода на новые рынки; улучшение условий труда работников занятости, увеличение заработной платы путем выполнения обязательств новых инвесторов; возвращение национализированной собственности ее прежним владельцам, отстранение от управления собственностью бывшей партийно-номенклатурной элиты и пр.
63. Становление и особенности функционирования институтов рыночной инфраструктуры в переходный период.
Рыночная инфраструктура - это система экономических и правовых учреждений (институтов), обслуживающая сложный механизм взаимосвязей многочисленных производителей и потребителей путём организации движения товарных и денежных потоков, их распределения во временном и региональном аспектах с учётом потребностей бесперебойного функционирования рыночного механизма. В переходной экономике в процессе формирования различных рынков (товаров, труда, капитала) возникают соответствующие институты: товарные биржи и биржи труда, различного рода бюро по трудоустройству и переподготовке кадров, фондовые и валютные биржи, складывается качественно новая банковская система. В переходный период институты рыночной инфраструктуры могут возникать самостоятельно, без всякого участия государства, в ответ на потребности экономических агентов. При этом, однако, могут возникнуть социально нецелесообразные институты. Поэтому государство должно играть активную роль в формировании институтов рыночной инфраструктуры, в том числе путём отбора социально нецелесообразных. Формирование институтов рыночной инфраструктуры в переходной экономике имеет целый ряд особенностей. Во-первых, многие из них образуются заново, на «пустом месте». Так, в годы плановой экономики не было товарных, фондовых и валютных бирж. Во- вторых, в связи с этим, их образование происходит в количествах, не адекватных потребностям рынка (например, количество коммерческих банков). В-третьих, первоначально не все институты выполняют свойственные им функции (так, иногда товарные биржи занимаются не только организацией товарных сделок по массовым сырьевым и продовольственным товарам, но и торговлей всевозможными товарами). В-четвёртых, образование институтов про-ходит, подчас, без надлежащей правовой основы, что затрудняет их функционирование и по-рождает злоупотребления. В-пятых, получают распространение в этой сфере всякого рода мо-шеннические организации, финансовые пирамиды и т.д. Принципиальные изменения происходят в банковской сфере. Вместо единой государственной банковской системы, свойственной плановой экономике, складывается двухуровневая система, отвечающая потребностям рыночной экономики. Её нижний уровень составляет широкая сеть коммерческих банков, выполняющих роль посредников между производителями и потребителями. Их деятельность контролируется центральным банком путём установления учётной нормы резервов и ставкой рефинансирования.