Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 18:27, шпаргалка
Предмет – это сторона или часть объективной действительности, исследуемая с помощью данной области знаний (личного (семейного) характера).
Экономическая теория - это наука об основах хозяйственной деятельности общества.
Хозяйственная деятельность – деятельность людей связанная с обеспечиванием материальных условий их жизни.
• в экономике действуют только два экономических агента — домохозяйства и фирмы (предприятия);
• все получаемые доходы домашние хозяйства тратят на приобретение потребительских товаров, а фирмы продают свои продукты домохозяйствам сразу же по окончании производственного процесса;
• в данной экономической системе отсутствуют финансовые учреждения, государственное вмешательство в экономику, а также импорт и экспорт.
Расширенный кругооборот
функционируют уже не два, а четыре участника экономических операций: домашние хозяйства, предприятия, государство, банки. Величина ежегодных расходов домашних хозяйств в среднем, как правило, меньше величины их доходов. Эта разница и есть сбережения.
действуют теперь три покупателя: домашние хозяйства приобретают потребительские товары; фирмы закупают инвестиционные товары; государство закупает товары и услуги, необходимые для осуществления властных функций. В соответствии с этим выпуск продукции разделен на три части: потребление, государственные расходы, инвестиции.
8. Кривая производственных возможностей. Проблемы экономического роста.
Производственные возможности – это возможности производства экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов
Суть проблемы выбора в условиях ограниченности ресурсов можно понять, использовав кривую производственных возможностей (КПВ). Кривая производственных возможностей – график, показывающий все множество вариантов использования имеющихся ресурсов для производства альтернативных (альтернативный – допускающий одну из двух или нескольких возможностей) видов продуктов (товаров).
Пример. Предположим, что общество нуждается в производстве двух продуктов – масла и пушек. Возможные объемы производства двух продуктов при полном использовании ограниченных ресурсов. Отложив на осях координат два продукта и соединив точки, отражающие разные сочетания объемов производства этих продуктов, мы получим кривую производственных возможностей .
Точки на кривой производственных возможностей показывают все возможные варианты сочетания производства двух продуктов при полном использовании имеющихся ресурсов и неизменной технологии.
Анализ приведенной кривой производственных возможностей позволяет сформулировать ряд важнейших экономических положений.
Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени.
Проблемы экономического роста рыночной экономики это рост денежной массы, дефицит дешевых инвест. и кредит. ресурсов, рост потребительского спроса, дефицит квалифицированных кадров и т.д.
9. Экономические системы: понятие, классификация, ступени развития.
Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества.
Наибольшее распространение
в мировой экономической
1. По форме собственности на средства производства;
2. По способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.
На основе этих признаков различают:
Традиционные системы – встречаются в слаборазвитых странах, основаны на обычаях и традициях. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Технический прогресс проникает в эти системы с трудом, т.к. он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.
Командная или тоталитарная экономика – распространена государственная собственность на средства производства, деятельность осуществляется под строгим надзором гос-ва; все решения по поводу процессов производства, распределения, обмена и потребления принимаются на государственном уровне. Данная система эффективна в условиях кризиса и др. чрезвычайных ситуациях, при других условиях – тормозит развитие общества.
Рыночная экономика – господствует частная собственность на средства производства. Гос-во не занимается распределением ре6сурсов, все решения принимаются рыночными субъектами на свой страх и риск. В рыночной экономике гос-во выступает неким правовым институтом, который лишь создает правила «игры» и следит за их выполнением.
Переходная экономика - экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хоз-ва.
Смешанная экономика – представляет собой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства. Государство вмешивается в экономику, но не настолько, чтобы свести на нет регулирующую роль рынка (США, Англия, Франция, Германия и др)
10. Особенности экономических систем рыночного типа
Рынок – это система экономических отношений между хозяйственными субъектами, которые базируются на мировых отношениях и платности товаров и услуг.
Рынок – механизм взаимодействия покупателей и продавцов товаров и услуг, по поводу установления цены обеспечивающей обмен продуктами труда.
Классификация рынков: 1.Широта охвата, локальные, национальные, международные. 2. По объектам купли продажи: (1. Рынки потребительских товаров и услуг. 2. Рынки ресурсов.
3. Денежный рынок. 4. Рынок труда. 5. Рынок ценных бумаг). 3. По отраслям производства – рынок пшеницы, автомобилей. 4. По наличию конкуренции.
Условия возникновения рынка: 1. Общественное разделение труда. 2. Экономическая обособленность производителей (она возникает на базе частной собственности). 3. Свобода предпринимательства.
Функции рынка: 1. Информационная. 2. Посредническая. 3. Ценообразующая.
4. Регулирующая. 5. Санирующая.
Рыночная экономика – это система, основанная на частной собственности в свободе выбора конкуренции, оперяющейся на личные интересы и ограниченную роль государства.
Элементы рыночной экономики: 1. Свобода потребителя. 2. Свобода предпринимательства. 3. Личный интерес, как главный мотив и движущая сила в экономике. 4. Ограниченная роль государства (правительство необходимо лишь как орган, определяющий правила рыночной экономики и следящей за их выполнением).
11. Государство в экономических системах смешанного типа.
Экономическая политика – это целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена, потребления благ. Она направлена на учет интересов всех социальных групп в обществе на укрепление национальной экономики. Задачи государства в области поддержания функционирования рыночной системы: 1. Обеспечение правовой базы способствующей функционированию рыночной системы. 2. Защита конкуренции. 3. Перераспределение доходов и богатства. 4. Корректирование распределения ресурсов. 5. Стабилизация экономики, контроль над уровнем занятости и инфляцией, стимулирование экономического роста.
Задачи современного государства: 1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургии, топливной. 2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники: долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социальной экономики последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций. 3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды. 4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, социальная культура, образование, здравоохранение. 5. Выработка и обеспечиванием социальных гарантий: особенно для групп населения, которые не могут заниматься общественным порядком (студенты, пенсионеры, инвалиды). 6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.
12. Спрос и факторы, его определяющие. Закон, функция и кривая спроса.
Спрос – платежноспособное желание человека купить товар.
Объем спроса – количество экономических благ, которые человек желает и имеет возможность приобрести в данном месте, в данное время, по данной цене.
Закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса находятся в обратной зависимости от цены. Величина спроса – Q’=a-bp (отриц.наклон.ф-я).
Факторы спроса: 1. Ценовые факторы. 2. Неценовые факторы.
Ценовой фактор – цена товара.
Неценовой фактор – 1. Доходы людей. 2. Вкусы людей. 3. Размеры рынка (количество потенциальных покупателей). 4. Товары субституты (заменители). 5. Товары комплименты. 6. Форс-мажор.
7. Ожидание покупателей. Классификация спроса: 1. По масштабам сделок на рынке. 2. По отраслевому критерию (пшеница, автомобили, лекарство, металл). 3. По уровню анализа (индивидуальный и рыночный спрос).
Спрос – многофакторное явление,
которое всегда подкреплено деньгами.
При отсутствии платежных возможностей,
спрос не проявляется как элемент рыночного
механизма.
Различают индивидуальный и рыночный спрос.
Индивидуальный – это спрос отдельного покупателя на отдельный товар.
Рыночный спрос – это суммарный спрос всех покупателей на данный товар по определенной цены. Индивидуальный и рыночный спрос имеют обратную зависимость от цены. Различают зависимость спроса от ценовых и неценовых факторов. Зависимость спроса от цены описывается функцией Qd=f(p). Qd – объем спроса, р – цена.
Функция спроса показывает то количество товара, которое готовы купить потребители при данном уровне цен. Количество товаров, которое готовы купить потребители при данной цене называется объемом спроса. Функция спроса – кривая спроса.
13. Предложение и факторы, его определяющие. Закон, функция и кривая предложения.
Предложение – желание продавцов реализовать экономическое благо, обеспеченное наличием соответственных экономических ресурсов.
Величина предложения (объем предложения) – количество конкретного экономического блага, которое продавцы согласны реализовать в данном месте, в данное время и по данной цене.
Закон предложения: при прочих равных условиях, величина предложений находится в прямой зависимости от цены.
(QS = m+np). Факторы: 1. Ценовые. 2. Неценовые.
Неценовые – 1. Цены на ресурсы. 2. Качество технологий. 3. Размеры рынка.4. Цены на товары заменители (субституты) и товары комплименты. 5. Налоги и дотации. 6. Форс-мажор. 7. Инфляционные ожидания производителей. Цена предложения — это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
Функция предложения от цены характеризует зависимость объема предложения товара от его денежного эквивалента. Кривая предложения - График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.
Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаются фирмами ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.
Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективный трактор, лучшая компьютерная программа севооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».
14. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объем.
Равновесие – это такое состояние экономической системы, при котором решения, принимаемые экономическими субъектами обеспечивает им максимальное значение их собственной целевой функции, при существующих ресурсных и бюджетных ограничениях.
Целевая функция фирмы: 1. Выражена производственной функцией. 2. Выражена функцией полезности.
Рыночное равновесие: это такое состояние рынка, при котором предложение равно спросу (величине спроса.)
QD=a-bp(излишек покупателя). Qs=m+np (излишек продавца).QD=QS.
Классификация (виды) равновесия: 1. Однорынковое равновесие. 2.Многорынковое равновесие. 3. Всеобще экономическое равновесие.
Равновесная цена — цена, при которой объем спроса на рынке равен объему предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения. Равновесная цена выполняет важнейшие функции:
· информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рынка;
· нормирующую – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем предложения товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;
· стимулирующую – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль. Равновесный объём — объём спроса и предложения товара при равновесной цене.
15. Эластичность. Коэффициенты эластичности.
Эластичность – сила связи между двумя экономическими переменными при прочих равных условиях.
Коэффициент эластичности – показывает, насколько изменится одна экономическая переменная при изменении другой экономической переменной, от которой она зависит на 1% при прочих равных условиях.
Виды: точечная и дуговая. Формула коэффициента точечной эластичности. Ex(Y) = ^Y\y : ^x\x. Ex(y)=Y1-Y0\Y1:X1-X0\X. Точечная – E(y)=^Y\Y: ^X\X. Дуговая – E(x)=ду\у : дх\х.
В микроэкономике, как правило, рассчитывают следующие коэффициенты эластичности: