Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 20:54, шпаргалка
1. Предмет объект содержание и задачи курса экономика отрасли
2. Понятие, сущность и развитие потребительской сферы (торговли и общественного питания)
3. Термины и определения используемые в экономике отрасли (торговли, общественного питания)
1. Предмет объект содержание и задачи курса экономика отрасли
Экономика отрасли является
не только теоретической, но и прикладной
наукой, пользуется не только выводами
других наук, но и сама обеспечивает
смежные науки фактической
Экономика отрасли (отраслевая экономика) — прикладная дисциплина, изучающая характер действия экономических законов в специфических условиях той или иной отрасли хозяйствования. На основе познания закономерностей развития данной отрасли определяются наиболее целесообразные пути и формы хозяйственного руководства, выбираются средства повышения эффективности экономики.
ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ - совокупность организаций, предприятий, учреждений, производящих однородные товары и услуги, использующих однотипные технологии, удовлетворяющих близкие по природе потребности. Различают: чистые отрасли, производящие монопродукт (например, угольная промышленность); хозяйственные отрасли, в которых производством отраслевого продукта занята основная часть организаций отрасли; административные отрасли, организации которых относятся к одному министерству, ведомству. В отрасли материального производства входят промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение (логистика). К отраслям социально-культурной ориентации, сферы услуг относят: культуру, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, науку, управление, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения. Правомерно выделение в качестве отраслей экономики банковского сектора, деятельности, связанной с информационными технологиями.
Экономика – это хозяйство всей страны, либо какой-то системы предприятий, либо хозяйствующего субъекта, т.е. предприятия. Это наука, т.е. система определенных знаний.
Экономика – это совокупность производственных отношений, соответствующих данной стадии развития производственных сил общества. В зарубежной экономической литературе характеризуют экономику, как искусство выбора рационального образа действий из ряда имеющихся у людей потенциальных возможностей с учетом ограниченности ресурсов, т.е. выбор предпочтительного из возможного.
Предприятие – это хозяйствующий субъект определенного типа, в отличие от аналогичных объектов других типов, а именно: союзов, ассоциаций, объединений, концернов, являющиеся юридическим лицом, обладают хозяйственной самостоятельностью. Таким образом, экономика предприятия – это наука о правилах хозяйствования на предприятии.
Изучая данную дисциплину, студент должен знать основы экономики предприятия, как основного объекта рыночной экономики, организационные и производственные основы функционирования предприятия в условиях рынка. Уметь построить организационную и производственную структуру предприятия. Знать экономический потенциал предприятия, методику его расчета, сущность технико-экономических показателей предприятия, с помощью которых оценивается состояние здоровья предприятия. Необходимость происходящих процессов в России, а также изменение роли предприятия в решении экономических проблем, предопределили содержание, логику и последовательность данного курса.
2. Понятие,
сущность и развитие
3. Термины и
определения используемые в
Деньги - объекты, предметы, посредством которых выражается стоимость всех других товаров, служащие средством обращения, единицей счета и средством накопления.
Товар – продукт хозяйственной деятельности, выраженный в материальной, вещественной форме. Товар обладает двумя взаимосвязанными свойствами:
- потребительной стоимостью
(полезность вещи, её способность
удовлетворять какую-либо
- стоимостью (воплощенные
в товаре общественно-
Материальная продукция становится товаром, когда она является предметом купли-продажи (коммерческой деятельности)товары как объекты коммерческой деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную, которые удовлетворяют реальные потребности человека.
По назначению все товары подразделяют на роды:
- потребительские товары
– товары, предназначенные для
индивидуальных потребителей
- товары промышленного назначения – товары, предназначенные для производства других товаров и создающие его сырьевое и технологическое обеспечение;
- оргтехнические товары
– товары, предназначенные для
улучшения организации
Каждый род товаров делится на классы. Например, потребительские товары:
1-й класс – продовольственные товары;
2-й класс –
3-й класс – медицинские товары.
Цена – денежное выражение стоимости единицы товара. Это количество денег уплачиваемое и получаемое за единицу товара.
Продажа - акт передачи товара от продавца к покупателю в обмен на его оплату. В акте купли-продажи участвуют две стороны:
- «продавец» - организация
независимо от организационно-
- «покупатель» (потребитель)
- гражданин, имеющий намерение
приобрести либо приобретающий
товары исключительно для
Права граждан - потребителей закреплены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей». Права потребителя при продаже ему товара включают возможность приобретения безопасных для жизни и здоровья товаров, доброкачественных, с неистекшим сроком годности. Потребителю должна быть предоставлена полная информация о товарах, о изготовителе, продавце данного товара. Так, информация о товарах должна содержать: обозначения стандартов, требованиям которых должны соответствовать товары; сведения об основных потребительских свойствах товаров (состав, вес и объем, калорийность); цена и условия приобретения, гарантийный срок, срок службы и срок годности. Продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы. Эта информация должна быть размещена на вывеске.
4. Отраслевые
единицы потребительской сферы:
Торговое предприятие (фирма, компания) — основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее свои собственные интересы н( основе удовлетворения потребностей людей; представленных на рынке.
С позиций общесистемного подхода принципиальной особенностью предприятия торговли как открытой системы является присутствие человека в качестве активного элемента системы. Это обстоятельство обусловило наличие у рассматриваемой системы особых свойств:
способность изменять свою структуру, сохраняя целостность, и формировать варианты поведения;
способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям и генерировать неэнтропийные тенденции (развитие);
способность адаптироваться к изменяющимся условиям рыночной среды;
способность и стремление к формированию целей внутри системы, к целеобразованию.
Названные свойства находят выражение в процессе хозяйственной деятельности торгового предприятия (далее см. рисунок).
С одной стороны торговую деятельность компании обуславливает совокупность рынков ресурсов. Предприятию необходимы квалифицированные кадры, товары, технические ресурсы, технологии торгового процесса, кредитные линии, информация о состоянии рынка и спросе покупателей и многое другое.
С другой стороны, торговой компании необходимо выйти на рынки сбыта, где в острой конкурентной борьбе осуществляется реализация потребителям товаров и услуг.
Собственно торговая деятельность отражена в функциях торгового предприятия.
На рисунке 1.1.1 указаны
также направления
Как правило, предприятия классифицируются по размеру в зависимости от численности работников. Например, в США торговые компании, находящиеся в индивидуальной (единоличной) собственности разделены на пять групп: наименьшие (с численностью занятых от 1 до 24 человек), малые (25 – 99 человек), промежуточные (100 – 499 человек), крупные (500 – 999 человек), крупнейшие (свыше 1 000 человек). Правда в США существует ограничение и на объём деятельности: предприятие оптовой торговли относится к категории малого бизнеса, если его годовой оборот не превышает 18 млн. долл. В розничной торговле и сфере обслуживания этот лимит равен 5 млн. долл.
Согласно российскому законодательству к малым относятся предприятия с численностью работников до 25 человек.
Критерием классификации торговых предприятий на малые, средние и крупные группы может служить показатель «глубина акционирования». Под термином «глубина акционирования» понимаются три возможных состояния торговой компании с точки зрения значимости на рынке ценных бумаг, в зависимости от которых её относят к той или иной группе.
Таблица 1.1 – Классификация торговых предприятий
Группа торговых предприятий |
Отношение к акционированию |
Отношение к рынку ценных бумаг |
Малые Средние Крупные |
Неакционерные – ЧП, ООО Акционерные – ОАО, ЗАО Акционерные – ОАО,ЗАО |
НЕТ НЕТ Акции котируются на фондовом рынке |
Предлагаемый показатель на современном этапе перехода к рыночным отношениям имеет в основном теоретическое значение, но по мере приближения экономической системы к равновесному состоянию рыночной модели он будет все более приобретать прикладной характер.
Критерий эффективности деятельности торговой фирмы – максимум прибыли, увеличение рыночной доли, минимизация издержек.
6. Социально-экономическое значение торговли
Торговля как отрасль народного хозяйства имеет чрезвычайно важное значение для каждого общества. В ней сосредоточены экономические, социальные и политические задачи предприятий, организаций, населения и государства. От их правильного решения во многом зависят эффективность функционирования хозяйственного механизма страны, его отдельных отраслей и удовлетворение потребностей всех слоев населения.
Торговля — это предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.
Субъекты торговли — это торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь. Объектами торговли называют товары, а также работы и услуги, связанные с продажей товаров. Организационное построение торговли определяется несколькими признаками:
• административно-
. товарно-отраслевым (деятельность
торговых организаций может
. ведомственным (торговлю осуществляет множество министерств, промышленных объединений и предприятий);
. организационным (розничная тор
7. Функции торговли как отрасли экономики
Сущность торговли и ее миссия реализуется через функции:
8. Классификация отраслевых объектов торговли и их характеристика
9. Организация и формы обслуживания потребителей в торговле
Эффективность сервисной
деятельности зависит от форм и методов
обслуживания потребителей.
Форма обслуживания – это разновидность
или сочетание методов обслуживания потребителей.
Современные формы обслуживания приближают услугу к потребителю,
сокращают время обслуживания, создают
удобство потребления услуг.
К таким формам относятся:
· обслуживание потребителей в стационарных
условиях;
· обслуживание потребителей с выездом
на дом;
· бесконтактное обслуживание по месту
жительства потребителя;
· обслуживание с использованием обменных
фондов товаров.
Обслуживание потребителя в стационарных
условиях выполняется в помещении сервисной
организации в зале или в салоне обслуживания.
В стационарных условиях оказывается
как материальные, так и социально-культурные
услуги.
При оказании услуг общественного питания,
гостиничных услуг, услуг по изготовлению
изделий, стационарная форма обслуживания
является наиболее удобной и часто, единственно
возможной формой исполнения услуг.
Основными методами обслуживания потребителей
в стационарных условиях является обслуживание
специалистом по сервису и самообслуживание.
Обслуживание с выездом на дом наиболее
удобно для потребления.
Такая форма обслуживания используется
при оказании услуг по ремонту бытовых
крупногабаритных машин и приборов.
Выезд на дом специалиста по сервису осуществляется
на основе заказа в приемном пункте.
Бесконтактное обслуживание не предполагает
непосредственного общения потребителя
и исполнителя услуги.
Обслуживание с использованием обменных
фондов товаров основано на срочном обмене
неисправного бытового прибора на аналогичный
отремонтированный прибор с оплатой стоимости
ремонта.
Обслуживание потребителей в стационаре
и с выездом на дом может выполняться на
основе абонемента на обслуживание, который
покупатель покупает на определенный
срок.