Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 20:54, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет объект содержание и задачи курса экономика отрасли
2. Понятие, сущность и развитие потребительской сферы (торговли и общественного питания)
3. Термины и определения используемые в экономике отрасли (торговли, общественного питания)

Файлы: 1 файл

0198384_B0537_shpargalki_ekonomika_v_torgovle.doc

— 475.00 Кб (Скачать файл)

1. Предмет объект  содержание и задачи курса  экономика отрасли

Экономика отрасли является не только теоретической, но и прикладной наукой, пользуется не только выводами других наук, но и сама обеспечивает смежные науки фактической информацией  о закономерностях формирования и развития отрасли, процессов её развития, связи процессов концентрации и диверсификации производства с эффективностью его функционирования параметров производственного процесса с существующим уровнем развития технологии, а также выполняет методические функции. Она должна обеспечить управленческим органам надежную обратную связь, выполнить функцию обоснования принимаемых ими решений в сфере управления экономическими процессами развития экономики отрасли.

Экономика отрасли (отраслевая экономика) — прикладная дисциплина, изучающая характер действия экономических законов в специфических условиях той или иной отрасли хозяйствования. На основе познания закономерностей развития данной отрасли определяются наиболее целесообразные пути и формы хозяйственного руководства, выбираются средства повышения эффективности экономики.

ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ - совокупность организаций, предприятий, учреждений, производящих однородные товары и услуги, использующих однотипные технологии, удовлетворяющих близкие по природе потребности. Различают: чистые отрасли, производящие монопродукт (например, угольная промышленность); хозяйственные отрасли, в которых производством отраслевого продукта занята основная часть организаций отрасли; административные отрасли, организации которых относятся к одному министерству, ведомству. В отрасли материального производства входят промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение (логистика). К отраслям социально-культурной ориентации, сферы услуг относят: культуру, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, науку, управление, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения. Правомерно выделение в качестве отраслей экономики банковского сектора, деятельности, связанной с информационными технологиями.

Экономика – это хозяйство всей страны, либо какой-то системы предприятий, либо хозяйствующего субъекта, т.е. предприятия. Это наука, т.е. система определенных знаний.

Экономика – это совокупность производственных отношений, соответствующих данной стадии развития производственных сил общества. В зарубежной экономической литературе характеризуют экономику, как искусство выбора рационального образа действий из ряда имеющихся у людей потенциальных возможностей с учетом ограниченности ресурсов, т.е. выбор предпочтительного из возможного.

Предприятие – это хозяйствующий субъект определенного типа, в отличие от аналогичных объектов других типов, а именно: союзов, ассоциаций, объединений, концернов, являющиеся юридическим лицом, обладают хозяйственной самостоятельностью. Таким образом, экономика предприятия – это наука о правилах хозяйствования на предприятии.     

 Изучая данную дисциплину, студент должен знать основы  экономики предприятия, как основного объекта рыночной экономики, организационные и производственные основы функционирования предприятия в условиях рынка. Уметь построить организационную и производственную структуру предприятия. Знать экономический потенциал предприятия, методику его расчета, сущность технико-экономических показателей предприятия, с помощью которых оценивается состояние здоровья предприятия. Необходимость происходящих процессов в России, а также изменение роли предприятия в решении экономических проблем, предопределили содержание, логику и последовательность данного курса.

2. Понятие,  сущность и развитие потребительской  сферы (торговли и общественного  питания)

3. Термины и  определения используемые в экономике  отрасли (торговли, общественного  питания)

Деньги -  объекты, предметы, посредством которых выражается стоимость всех других товаров, служащие средством обращения, единицей счета  и средством накопления.

Товар – продукт хозяйственной  деятельности, выраженный в материальной, вещественной форме. Товар обладает двумя взаимосвязанными свойствами:

- потребительной стоимостью (полезность вещи, её способность  удовлетворять какую-либо потребность  человека и общества в целом);

- стоимостью (воплощенные  в товаре общественно-необходимые  затраты труда).

Материальная продукция становится товаром, когда она является предметом купли-продажи (коммерческой деятельности)товары как объекты коммерческой деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную, которые удовлетворяют реальные потребности человека.

По назначению все  товары подразделяют на роды:

- потребительские товары  – товары, предназначенные для  индивидуальных потребителей для  личного использования;

- товары промышленного  назначения – товары, предназначенные для производства других товаров и создающие его сырьевое и технологическое обеспечение;

- оргтехнические товары  – товары, предназначенные для  улучшения организации административно-управленческой  деятельности.

Каждый род товаров  делится на классы. Например, потребительские товары:

1-й класс – продовольственные  товары;

2-й класс – непродовольственные  товары;

3-й класс – медицинские  товары.

Цена – денежное выражение  стоимости единицы товара. Это  количество денег уплачиваемое и  получаемое за единицу товара.

Продажа - акт передачи товара от продавца к покупателю в обмен на его оплату. В акте купли-продажи участвуют две стороны:

- «продавец» - организация  независимо от организационно-правовой  формы, а также индивидуальный  предприниматель, осуществляющие продажу по договору розничной купли-продажи. Режим работы продавца устанавливается владельцем самостоятельно.

- «покупатель» (потребитель) - гражданин, имеющий намерение  приобрести либо приобретающий  товары исключительно для личных  бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Права граждан - потребителей закреплены в Законе Российской Федерации  «О защите прав потребителей». Права  потребителя при продаже ему  товара включают возможность приобретения безопасных для жизни и здоровья товаров, доброкачественных, с неистекшим сроком годности. Потребителю должна быть предоставлена полная информация о товарах, о изготовителе, продавце данного товара. Так, информация о товарах должна содержать: обозначения стандартов, требованиям которых должны соответствовать товары; сведения об основных потребительских свойствах товаров (состав, вес и объем, калорийность); цена и условия приобретения, гарантийный срок, срок службы и срок годности. Продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы. Эта информация должна быть размещена на вывеске.

4. Отраслевые  единицы потребительской сферы:  торговые предприятия 

Торговое предприятие (фирма, компания) — основное звено  сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее свои собственные интересы н( основе удовлетворения потребностей людей; представленных на рынке.

С позиций общесистемного подхода принципиальной особенностью предприятия торговли как открытой системы является присутствие человека в качестве активного элемента системы. Это обстоятельство обусловило наличие  у рассматриваемой системы особых свойств:

  • нестационарность отдельных параметров и стохастичноеть (вероятностный характер) ее поведения;
  • уникальность и неопределенности поведения системы в конкретных условиях при одновременном наличии у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами и структурными связями;
  • способность к самоорганизации, что выражается через:

способность изменять свою структуру, сохраняя целостность, и  формировать варианты поведения;

способность противостоять  энтропийным (разрушающим систему) тенденциям и генерировать неэнтропийные тенденции (развитие);

способность адаптироваться к изменяющимся условиям рыночной среды;

способность и стремление к формированию целей внутри системы, к целеобразованию.

 

Названные свойства находят  выражение в процессе хозяйственной деятельности торгового предприятия (далее см. рисунок).

С одной стороны торговую деятельность компании обуславливает  совокупность рынков ресурсов. Предприятию  необходимы квалифицированные кадры, товары, технические ресурсы, технологии торгового процесса, кредитные линии, информация о состоянии рынка и спросе покупателей и многое другое.

С другой стороны, торговой компании необходимо выйти на рынки  сбыта, где в острой конкурентной борьбе осуществляется реализация потребителям товаров и услуг.

Собственно торговая деятельность отражена в функциях торгового  предприятия.

На рисунке 1.1.1 указаны  также направления распределения  и использования прибыли как  завершающей стадии кругооборота торговой деятельности – уплата налогов, возвращение  кредитов, выплата процентов по ним и дивидендов, направление средств на развитие предприятия.

Как правило, предприятия  классифицируются по размеру в зависимости  от численности работников. Например, в США торговые компании, находящиеся  в индивидуальной (единоличной) собственности разделены на пять групп: наименьшие (с численностью занятых от 1 до 24 человек), малые (25 – 99 человек), промежуточные (100 – 499 человек), крупные (500 – 999 человек), крупнейшие (свыше 1 000 человек). Правда в США существует ограничение и на объём деятельности: предприятие оптовой торговли относится к категории малого бизнеса, если его годовой оборот не превышает 18 млн. долл. В розничной торговле и сфере обслуживания этот лимит равен 5 млн. долл.

Согласно российскому  законодательству к малым относятся предприятия с численностью работников до 25 человек.

Критерием классификации  торговых предприятий на малые, средние  и крупные группы может служить  показатель «глубина акционирования». Под термином «глубина акционирования»  понимаются три возможных состояния торговой компании с точки зрения значимости на рынке ценных бумаг, в зависимости от которых её относят к той или иной группе.

Таблица 1.1 – Классификация  торговых предприятий

Группа торговых предприятий

Отношение к акционированию

Отношение к рынку ценных бумаг

Малые

Средние

Крупные

Неакционерные – ЧП, ООО

Акционерные – ОАО, ЗАО

Акционерные – ОАО,ЗАО

НЕТ

НЕТ

Акции котируются на фондовом рынке


Предлагаемый показатель на современном этапе перехода к  рыночным отношениям имеет в основном теоретическое значение, но по мере приближения экономической системы к равновесному состоянию рыночной модели он будет все более приобретать прикладной характер.

Критерий эффективности  деятельности торговой фирмы – максимум прибыли, увеличение рыночной доли, минимизация издержек.

6. Социально-экономическое  значение торговли

Торговля как отрасль народного хозяйства имеет чрезвычайно важное значение для каждого общества. В ней сосредоточены экономические, социальные и политические задачи предприятий, организаций, населения и государства. От их правильного решения во многом зависят эффективность функционирования хозяйственного механизма страны, его отдельных отраслей и удовлетворение потребностей всех слоев населения.

Торговля — это предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.

Субъекты торговли — это торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь. Объектами торговли называют товары, а также работы и услуги, связанные с продажей товаров. Организационное построение торговли определяется несколькими признаками:

• административно-территориальным (управление торговыми организациями осуществляется как соответствующими министерствами, иными республиканскими органами управления, так и местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами);

. товарно-отраслевым (деятельность  торговых организаций может ограничиваться  отдельными группами и даже  видами товаров);

. ведомственным (торговлю осуществляет множество министерств, промышленных объединений и предприятий);

. организационным (розничная торговля, оптовая торговля, общественное питание).

7. Функции торговли  как отрасли экономики

Сущность торговли и  ее миссия реализуется через функции:

8. Классификация  отраслевых объектов торговли  и их характеристика

9. Организация и формы обслуживания потребителей в торговле

Эффективность сервисной  деятельности зависит от форм и методов  обслуживания потребителей. 
Форма обслуживания – это разновидность или сочетание методов обслуживания потребителей. 
Современные формы обслуживания приближают услугу к потребителю, сокращают время обслуживания, создают удобство потребления услуг. 
К таким формам относятся: 
· обслуживание потребителей в стационарных условиях; 
· обслуживание потребителей с выездом на дом; 
· бесконтактное обслуживание по месту жительства потребителя; 
· обслуживание с использованием обменных фондов товаров. 
Обслуживание потребителя в стационарных условиях выполняется в помещении сервисной организации в зале или в салоне обслуживания. 
В стационарных условиях оказывается как материальные, так и социально-культурные услуги. 
При оказании услуг общественного питания, гостиничных услуг, услуг по изготовлению изделий, стационарная форма обслуживания является наиболее удобной и часто, единственно возможной формой исполнения услуг. 
Основными методами обслуживания потребителей в стационарных условиях является обслуживание специалистом по сервису и самообслуживание. 
Обслуживание с выездом на дом наиболее удобно для потребления. 
Такая форма обслуживания используется при оказании услуг по ремонту бытовых крупногабаритных машин и приборов. 
Выезд на дом специалиста по сервису осуществляется на основе заказа в приемном пункте. 
Бесконтактное обслуживание не предполагает непосредственного общения потребителя и исполнителя услуги. 
Обслуживание с использованием обменных фондов товаров основано на срочном обмене неисправного бытового прибора на аналогичный отремонтированный прибор с оплатой стоимости ремонта. 
Обслуживание потребителей в стационаре и с выездом на дом может выполняться на основе абонемента на обслуживание, который покупатель покупает на определенный срок.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"