Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 20:54, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет объект содержание и задачи курса экономика отрасли
2. Понятие, сущность и развитие потребительской сферы (торговли и общественного питания)
3. Термины и определения используемые в экономике отрасли (торговли, общественного питания)

Файлы: 1 файл

0198384_B0537_shpargalki_ekonomika_v_torgovle.doc

— 475.00 Кб (Скачать файл)

• расходы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в пределах установленных  законодательством норм;

• оплата услуг банков;

• расходы по обслуживанию посетителей в предприятиях общественного питания;

• другие затраты, подлежащие включению в состав издержек, но не относящиеся к ранее перечисленным  статьям.

Расходы, включаемые в  издержки обращения и производства предприятий торговли, отражаются на соответствующих статьях установленной номенклатуры в том периоде, к которому они относятся, независимо от срока их возникновения.

36. Анализ издержек  обращения в торговле

Факторы, влияющие на уровень  издержек обращения, можно подразделить на зависящие и не зависящие от торгового предприятия. Состояние коммерческой деятельности и экономической работы, использование собственного и заемного капиталов, торгово-технологического оборудования, торговой площади, условия организации и оплаты труда работников, товарооборачиваемость – основные факторы, которые непосредственно связаны с деятельностью предприятия.

Изменение тарифов на перевозки товаров различными видами транспорта, процентных ставок за пользование  банковским кредитом, изменения розничных  цен, арендной платы – это факторы, не зависящие от предприятия. Факторы, зависящие и не зависящие от торгового предприятия, в совокупности определяются эффективностью затрат в торговле.

Под влиянием величины каждого  вида затрат, учитываемого в действующей  номенклатуре издержек обращения, изменяется средний уровень издержек. Для анализа влияния факторов состава и структуры товарооборота на средний уровень издержек обращения используют способ процентных разниц.

Анализ издержек обращения  торгового предприятия может  проводиться как в целом по всей сумме, так и по отдельным статьям. В документах первичного бухгалтерского учета содержатся абсолютные значения издержек обращения. Разница между абсолютными значениями величины издержек обращения в динамике называется показателем абсолютного перерасхода (или экономии) издержек.

Относительный уровень  издержек обращения, выраженный в процентах  к товарообороту, показывает долю издержек обращения в объеме товарооборота  торгового предприятия. Отклонение относительного уровня издержек обращения  от планового (или предыдущего) периода называется размером снижения (или повышения) уровня издержек обращения.

Относительная экономия (перерасход) издержек обращения рассчитывается, чтобы сравнить величину издержек, полученную фактически, с величиной  издержек, которая наблюдалась бы при фактическом товарообороте и сохранении их базового уровня. Экономия издержек обращения имеет важное значение для каждого отдельного торгового предприятия. Она выступает источником повышения доходности, роста фонда оплаты труда и т. д. Однако резервы экономии издержек нужно искать по статьям, не связанным с культурой обслуживания.

Например, чтобы уменьшить  транспортные расходы, необходимо максимально  использовать грузоподъемность транспорта, сокращать дальность перевозок  и время простоев из-за разгрузки и погрузки, проводить внедрение прогрессивных технологий товародвижения с использованием контейнеров и тары-оборудования, механизацию погрузочно-разгрузочных работ.

Товарные потери можно  сократить и уменьшить путем  улучшения условий транспортирования, хранения товаров, увеличения доли фасованных товаров.

Для сокращения расходов по таре необходимо осуществлять мелкий ремонт тары, обеспечивать своевременный  возврат и правильность хранения тары, контролировать правильность маркировки тары.

Каждое торговое предприятие  должно постоянно изыскивать резервы  экономии издержек обращения при  одновременном повышении качества обслуживания покупателей.

37. Сущность  и источники образования валового  дохода.

Валовой доход  торгового предприятия — это выручка от реализации товаров и услуг (товарооборот) за вычетом затрат на оплату стоимости полученных от поставщиков товаров'.

(Здесь приведено экономическое  содержание понятия «валовой  доход». На практике валовой доход  обозначают термином «выручка  от реализации»).

Валовой доход состоит  из трех частей:

• сумма денежных средств, полученных от реализации товаров, за счет разности между ценой продажи  товаров (товарооборотом) и ценой  их приобретения. Эта часть валового дохода представляет  собой торговую надбавку;

• поступления за оказанные  услуги и выполненные работы (подгонка верхней одежды, раскрой тканей, доставка товаров на дом и др.);

• прочие доходы от неосновной деятельности (сальдо доходов и расходов от внереализационных операций, реализации излишков оборудования, передачи временно не используемых помещений и объектов мелкорозничной сети в аренду, доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от ценных бумаг, принадлежащих предприятию, и др.).

 

Экономическое назначение валового дохода — возмещение издержек обращения, уплата налогов, сборов и образование прибыли.

Основная часть валового дохода формируется за счет торговой деятельности. В общем виде валовой  доход рассчитывается по формуле:

ВД = Н + У + П,

где ВД — валовой доход;

Н — надбавка торгового предприятия;

У — стоимость оказанных  услуг;

П — прочие доходы.

38. Факторы,  влияющие на валовой доход. 

К важнейшим факторам, формирующим объем и уровень  валового дохода, относятся:

• объем, состав и ассортиментная структура товарооборота;

• условия поставки товаров;

• экономическая обоснованность торговой надбавки;

• количество и качество дополнительных услуг.

Каким образом проявляется  влияние названных факторов?

Увеличение объема товарооборота  означает рост массы валового дохода: чем больше продано товаров, тем больше совокупная сумма средств, полученных от торговой надбавки.

Влияние состава товарооборота  не так очевидно, но имеет место. Это связано с различным уровнем  наценки на товары, реализуемые в  розницу, и товары, продаваемые оптом: в розничной сети надбавка выше, поскольку процесс смены форм стоимости требует дополнительных затрат. Более того, и состав оптового оборота также влияет на объем валового дохода. Транзитный оборот образует меньшую массу дохода, чем складской, поскольку меньшие затраты торгового предприятия при такой форме продажи, как правило, обеспечивают необходимую эффективность деятельности и при невысокой торговой надбавке.

Дифференциация торговой надбавки по отдельным товарным группам  обусловливает связь ассортиментной структуры товарооборота и суммы валового дохода. Взвешенный выбор поставщика определяет не только цену поставки товаров в торговую сеть, но и такие слагаемые стабильной и прибыльной работы торгового предприятия, как качество товаров, форма оплаты, гарантированная частота и комплектность поставок, размер партии и др.

Рыночная модель экономики  позволяет торговым предприятиям самостоятельно устанавливать надбавки по большинству  товарных групп. Важно только найти  определенную грань, чтобы, с одной  стороны, не допустить потерь в объеме дохода, а с другой — сохранить конкурентоспособные цены.

Широта предоставления дополнительных услуг Зависит от профиля предприятия и профессионализма руководства. Поступления за оказанные  услуги в валовой доход колеблются от полного их отсутствия до 1,5—2% в его общей сумме. Косвенное влияние, связанное, например, с привлечением покупателей, как показывает опыт экономически развитых стран, значительно весомее.

39. Понятие  прибыли.

Прибыль от торговой деятельности — это разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров (издержками обращения). Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торговой фирмы.

На объем прибыли  оказывают влияние значительное количество внешних (независимых от деятельности предприятия) и внутренних факторов.

К внешним факторам относятся:

• политическая стабильность;

• состояние экономики;

• демографическая ситуация;

• конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских  товаров;

• темпы инфляции;

• ставка процента за кредит.

К внутренним факторам относятся:

• объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);

• размер издержек обращения;

• производительность труда  работников;

• скорость оборачиваемости  товаров;

• наличие собственных  оборотных средств;

• эффективность использования  основных, фондов.

40. Источники  образования и направления использования  прибыли. 

Существуют разные виды прибыли:

• прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

• прибыль (убыток) от прочей реализации (например, имущества предприятия);

• доходы и расходы  от внереализационных операций;

• балансовая прибыль;

• налогооблагаемая прибыль;

• чистая прибыль.

При оценке финансовых результатов  деятельности торговых предприятий  зарубежные экономисты используют также  показатель маржинального дохода, который рассчитывается как сумма чистой прибыли и постоянных расходов2.(2 Постоянные расходы приравниваются к одному из направлений распределения прибыли).

Основные направления  использования прибыли:

• выполнение обязательств перед бюджетами (республиканским и местным);

• расчеты с банками, предприятиями, организациями;

• инвестиции в развитие предприятия;

• выплата дивидендов по акциям;

• удовлетворение социальных и материальных потребностей работников3. (3 Материальная помощь, беспроцентные ссуды на улучшение жилищных условий, пособия неработающим пенсионерам, выходные пособия при увольнении, стипендии студентам, направленным предприятием на обучение с отрывом от производства, и др.)

41. Методы определения  прибыли и рентабельности.

Балансовая прибыль/убыток (Пб) рассчитывается по формуле:

Пбрпво

где Пр — результат от реализации продукции (услуг);

Пп — результат от прочей реализации;

Пво — сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (услуг) (Пр) рассчитывается по формуле:

Пр=Т – Ио – Зу ,

где Т — товарооборот (выручка от реализации продукции,

услуг);

Ио — издержки обращения;

3у — материальные затраты на оказание услуг.

Чистая прибыль (П,^), остающаяся в распоряжении предприятия, рассчитывается по формуле:

Пч = Пб – Н,

где Н — величина налога на прибыль.

В деятельности торговых предприятий широко применяется  показатель рентабельности, характеризующий  относительный размер прибыли.

В зависимости от цели расчетов наиболее часто рентабельность торгового предприятия определяют посредством процентного отношения прибыли к следующим показателям:

• товарооборот;

• издержки обращения;

• оборотные средства;

• основные средства;

• средства на оплату труда;                            •

• собственный капитал;

• капитал (совокупный капитал  предприятия, включающий собственные  и заемные средства).

42. Налогообложение  торгового предприятия.

Порядок взимания налогов  и сборов в России определен Законом  Российской Федерации «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 21181.

Состав налоговых платежей торгового предприятия:

• налог на прибыль;

• налог на имущество  предприятия;

• налоги, уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды.

Налог на прибыль  — основной по размеру платежей — рассчитывается в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы Российской Федерации «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» от 10 августа 1995 г. № 37.

Обложению налогом подлежит часть балансовой (валовой) прибыли, которая не содержит затрат, относимых на издержки обращения4. 4 Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при ^налогообложении прибыли. Утверждено постановлением Правительства Российской федерации от 1 апреля 1995 г.

№ 661.

Балансовая прибыль (убыток) определяется по формуле:

Пб = ВД - НДС - Ио + Пр + ДВО - РВО,

где Пб — балансовая прибыль (убыток);

ВД — выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг);

НДС — налог на добавленную  стоимость;

Ио — издержки обращения;

Пр — результат от прочей реализации (основных фондов и иного имущества);

ДВО — доходы от внереализационных  операций (сдача имущества в аренду; штрафы, пени, неустойки и другие суммы, полученные в виде санкций и возмещения убытка по хозяйственным договорам; проценты, начисленные банками по счетам, и другие виды доходов от операций, не связанных с реализацией товаров, основных фондов и другого имущества);

РВО — расходы от внереализационных  операций (убытки по операциям с  тарой; уплаченные штрафы, пени, неустойки, за исключением уплаченных в бюджет и внебюджетные фонды; убытки от списания дебиторской задолженности с  истекшим сроком исковой давности и некоторые другие).

Налогооблагаемая валовая  прибыль может быть уменьшена  на сумму разрешенных действующим  законодательством налоговых льгот  и скидок (например, льгот по средствам, направляемым на финансирование капитальных  вложений, взносам на благотворительные цели, затратам на научно-исследовательские работы).

Объектом взимания налога на имущество является среднегодовая  стоимость имущества, включающая средства, нематериальные активы, затраты и  запасы, находящиеся на балансе торгового  предприятия. Состав объекта налогообложения регламентируется Инструкцией Госналогслужбы Российской Федерации «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» от 8 июня 1995г.№335. (5 С изменениями от 12 июля 1995 г.)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"