Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 3 файла

билеты1.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)

- ускорение процесса создания  и расширения экономических, валютных  и политических международных  союзов;

- развитии и усиление роли  в мировом хозяйстве международных  корпораций;

- массовом переходе экономик  стран мира на общемировую  систему статистического и бухгалтерского учета.

Организационно-экономической основой  всех новых явлений в мировой  экономике, решающим фактором современных  международных отношений служит постоянно развивающийся и углубляющийся  процесс международной интеграции.

Одним из существенных последствий глобальной интеграции является создание необходимых условий для международного производственного сотрудничества.

 

В.69. Теория преодоления  кризисов (спады) в условиях рыночного  хозяйства. Суть концепций кейсианства  и неоконсерватизма.

Необходимость возникновения и развития системы отношений по международному обмену товаров и услуг обусловлена рядом причин. Одной из них является то, что практически ни одна страна не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всех систем потребностей. Поэтому всегда причинами существования внешнеторговых отношений, а , следовательно, и современного мирового рынка остаются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена.

На мировом рынке, как и на любом рынке, формируются спрос и предложение и поддерживается стремление к рыночному равновесию.

Мировой рынок всегда представляет собой арену жесточайшей конкурентной борьбы, поэтому удержаться на нем  значительно сложнее, чем на внутреннем рынке. Помимо конкуренции на положение отдельных субъектов мирового рынка оказывает влияние и изменение структуры международного товарооборота под воздействием различных факторов.

 

 

В.70. Особенности мирового циклического развития и темпов экономического роста в НРС и РС. Структурные кризисы.

Особую тревогу вызывает социально  – экономическое положение наименее развитых стран (НРС) мирового хозяйства. К концу 20 в. Эта категория насчитывает 48 государств Африки, Юго-Восточной  Азии, Карибского бассейна и ближнего Востока, в том числе такие многонаселенные страны, как Бангладеш, Республика Конго, Мьягма, Танзания, Судан,Эфиопия.

Общая численность населения в  НРС в 1996 г. составила 9,6% населения  планеты. Из которых 78% неграмотные  или полуграмотные сельские жители.В группу НРС попали также страны, оказавшиеся вовлеченными в непрекращающиеся внутренние и внешние вооруженные конфликты. В 90-е гг войнами и гражданскими беспорядками были охвачены 15 наименее развитых стран, в результате чего оказалась разрушенной и без того хилая экономическая инфраструктура, нередко заброшено даже сельское хозяйство – основной источник жизни. Среднедушевой объем ВВП этой группы НРС систематически падал на 1% в 1990 г, на 5,7% - в 1993 г и т.д. Наиболее бедственное положение наблюдается в странах тропической Африки, таких как Мали, Мозамбик, Ангола, Гвинея и т.д. всего 32 страны.

Отсталость экономических структур, узость экспортной базы, неразвитость внутреннего рынка, политическая нестабильность во многих странах не позволяют им в обозримом будущем добиться конкретного изменения своего экономического статуса без помощи из вне.

В первые 1,5 дестилетия после освобождения от колониальной зависимости при  наличии относительно благоприятной  конъюнктуры на мировых рынках сырья  и большом объеме внешних кредитов, на волне национального подъема многие страны тропической Африки достигли определенных экономических успехов, особенно в развитии социальной инфраструктуры. При многократном росте ВВП в 196-1980гг произошли значительные структурные сдвиги, снизился удельный вес с/х до 20%, доля промышленности и строительства возросла до 38%, а доля услуг –до 42%. Происходило экстенсивное наращивание  сырьевого промышленного производства, кот. Базировалась на 1-2 видах традиционного секторов экономики, работающих на внутренний рынок, и не вела к созданию единого высокоэффективного экономического организма на рыночной основе.

Кризисные явления в мировом  хозяйстве в середине 70-х  начале 80-х гг, переход ведущих индустриальных стран к ресурсосберегающим технологиям  сопровождалось относительным падением спроса на африканское сырье на мировом рынке. Снижение спроса на африканское сырье, скачкообразный рост внешней задолженности стран региона, кризис их платежеспособности пагубно сказался на экономике африканских государств. Стремясь предотвратить надвигающуюся экономическую катастрофу в 1979 г. они принимают Монровийскую стратегию развития и в 1980 г. Лагосский план действий по ее реализации на период до 2000 г. Эта стратегия базировалась на концепции «опоры на собственные силы», основные приоритеты которой – самообеспечение продовольствием в региональном масштабе, создание индустриальной базы,обепечение контроля государства над использованием природных ресурсов, увеличение объема внутриафриканской торговли, развитие транспорта и связи в целях региональной интеграции. Этой концепции мешали: чрезвычайная экономическая отсталость, однотипная сырьевая ориентация,слабая взаимодополняемость экономик стран региона, экономическая зависимость от бывших метрополий, политические и идеологические противоречия в условиях преаращения Африки в плацдарм противостояния сверх держав и т.п. Провалу концепции способствоваль также жесточайший экономический кризис 80-х, который усугубился засухой, голодом во многих странах южнее Сахары.

Учитывая отсутствие возможностей у этих стран самостоятельно интегрироваться в мировую экономику, МВФ, Всемирный банк, различные институты ООН, региональные банки развития, Европейский союз, Комитет содействия развитию, объединяющий 20 индустриальных стран и ОПЕК разработали программы финансовой стабилизации и структурной перестройки экономик африканских стран, обязывающие страны – заемщики проводить курс на развитие рыночных отношений путем либерализации экономики, сокращения госсектора и гос. Вмешательства в хозяйственную деятельность, приватизации гос. Предприятий и стимулирования экспортного производства при ограничении импортозамещения. Для реализации разработанных программ были выделены определенные ресурсы. В результате НРС столкнулись со следующими проблемами: доля иностранных инвестиций в развивающиеся страны снизилась с 15 до 3% из-за нестабильности в государствах и ограниченности ресурсов; бегство капитала (основная причина – хозяйственная отсталость, узкая база для накопления и инвестирования, низкие прибыли, политическая нестабильность, тяга верхушки к накоплению и сохранению накопленного в иностранных банках).

ООН в 1996г. выдвинула программу  «Дать шанс развитию», учитывая особую тяжесть социального положения  субъэкваторильной Африки. Основную часть суммы предоставят координаторы программы МВФ и МБРР при условии продолжении структурных реформ. Так, в Гане при поддержки МБРР созданы свободные экономические зоны, где уже функционируют предприятия по выпуску электроники и высокоточных приборов. Начата реализация программы компьютерной грамотности, определяются ориентиры нацчно-практических исследований. Учитывая, что новые технологии не могут быть пока реальным элементом производительных сил большинства НРС, они должны найти нишу в мировом разделении труда. Для стран северной Африки это может быть туризм. Высокие темпы роста ВВП демонстрируют в последнее время Эфиопия, Мозамбик, Гамбия –получает 10% ВВП от международного туризма. Но главный выход из сложившегося состояния экономики НРС видится в перераспределении природной ренты в пользу стран, обладающих большими запасами полезных ископаемых и генетическими ресурсами для развития биотехнологий, в обеспечении доступа африканских стран к мировым научно-техническим достижениям.

 

В. 71. Международная торговля услугами и их роль в международном товарообмене.

К услугам на международном рынке  относятся инженерно-консультационные услуги, консультационно-информационные услуги и консультационные услуги.

Инженерно-консультационные услуги или  консультационный инжиниринг – это  деятельность, направленная на оптимизацию инвестиций на всем пути их осуществления от отбора проекта до его реализации.

Услуги оказывают очень сильное  влияние на международную торговлю товарами, являясь средством повышения  их конкурентоспособности и зачастую необходимым условием продвижения товара на рынок. Без предоставления проектно-изыскательских услуг трудно себе представить строительство объектов «под ключ», без выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских, технологических работ – создание новых товаров, технологий, следовательно продажу лицензий на изобретение и ноу-хау, без проведения рекламных компаний, обучения кадров нет смысла даже заключать контракты.

Рынок консультационных услуг стремительно развивается в отношении не только внешней торговли, но и управления, права, финансов, учета, аудита, оценки бизнеса, инвестирования, приватизации и т.д.

Особенностью международной торговли консультационно - информационными услугами является то, что достижение результатов консультационных работ, информационных технологий сопровождается перемещением в страну импортера профессионального персонала (консультантов, экспертов, специалистов – исполнителей), что необходимо учитывать во взаимодействии сторон.

Государственная протекционистская  политика в области инженерно –консультационных услуг достаточно сильна. В отдельных странах внутренние рынки консультационных услуг закрыты для зарубежных консультационных фирм или их деятельность значительно ограничена. Россия, располагающая огромным потенциалом инженерно-исследовательских кадров, не только не имеет организованного выхода на внешний рынок с консультационными услугами, но и не в состоянии обеспечить свои внутренние потребности в инженерном консультировании, а тем более противостоять проникновению иностранных фирм на российский рынок.

 

В. 72. Роль ВТО в регулировании  международного товарообмена

Всемирная торговая организация (ВТО) сложилась как результат последовательного  расширения деятельности Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и распространения полномочий последнего на новые сферы международных экономических отношений (услуги, интеллектуальная собственность, инвестиционная деятельность).

Основное значение в деятельности ГАТТ имела задача ликвидации или  сокращения таможенных пошлин.

Продолжая деятельность ГАТТ, ВТО  в то де время приобрела ряд отличительных черт. Расширен состав участников, спектр охватываемых вопросов, требований к странам – участницам.

ГАТТ – 1947 предоставляло всем государствам право использовать положения ГАТТ в форме максимально совместимой  с национальным законодательством (но не противоречащей ему). Новая организация требует привести национальное законодательство в полное соответствие с требованиями ВТО.

Структура ВТО включает Конференцию  на уровне министров, собирающуюся 2 раза в год и являющуюся высшим органом этой международной организации. В перерывах между конференциями ее функции выполняет Генеральный Совет, решающий спорные вопросы и готовящий обзоры торговой политики.

В состав ВТО входят также Совет  по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Образованы также Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям, связанным с состояние платежного баланса и Комитет по бюджетным финансовым и административным вопросам. Практически каждое соглашение, подписанное в рамках ВТО, имеет свой орган в форме комитета, следящего за его выполнением.

Правовой механизм ВТО состоит  из трех частей: Генеральное соглашение по тарифам и торговле редакции 1994 г (ГАТТ 1994), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

По состоянию на 2000 г. уровень  либерализации различных сфер услуг  не одинаков. Наиболее либерализованы транспорт и туризм. Объектом дополнительных переговоров стали телекоммуникационные услуги. Наиболее низкими являются обязательства в отдельных отраслях, как, например, здравоохранение, образование.

 

В.73. Проблемы вступления России в ВТО.

В ходе ведения переговоров по условиям вступления России в ВТО выявились следующие проблемы.

Условием начала переговоров относительно участия России в ВТО явилось  требование «связывания» таможенного  тарифа, т.е. фиксации его на существующем уровне и гарантии последующего понижения. Правительство РФ предприняло попытку начать переговорный процесс с уровня, изначально завышенного по сравнению с фактически действующими ставками.

Вторая проблема, с которой столкнулась  Россия, - отсутствие достаточного уровня детализации пошлин, который мог  бы обеспечить осуществление адекватной экономической программы правительства. Принципиальная позиция российского правительства базируется на идее о том, что существует 4 группы отраслей, которые должны быть обеспечены различными уровнями защиты.

1 группа, включающая отрасли, требующие максимальной защиты, предполагает сохранение высокого уровня тарифов до 30% и более. В эту категорию должны входить товары, определяющие развитие народного хозяйства страны, как, например, авиатехника и комплектующие для ее производства;

2 группа включает товары, не требующие особой величины ставок таможенных пошлин, для которых достаточен уровень 15-30%. В дальнейшем предполагается снижение ставок и доведение их до уровня среднемировых (продукты питания, электродвигатели, некоторые виды энергооборудования);

3 группа отраслей не требует  каких-либо новых форм защиты, поскольку уровень их конкурентоспособности  достаточно высок и в настоящее  время. Это военная техника,  нефть, энергосырьевые товары;

4 группа практически бесперспективна  с точки зрения создания  собственных конкурентоспособных предприятий, поскольку издержки по их производству  превышают потенциальные возможности российской экономики. Для этой группы должен быть обеспечен максимально льготный режим и ориентация на иностранные инвестиции (электронные чипы).

Следующая проблема состоит в том, что ВТО не разрешает России обеспечивать уровень защиты, адекватный тому, который  имеют развитые страны на импорт сельскохозяйственной продукции. На данный момент времени  испорт с/х продукции в России относительно либерализован. Некоторые сомнения руководства ВТО вызывают региональные трансферты, которые могут быть использованы руководителями регионов для поддержки экспорта, а также различия в ценах, по которым ОАО «Газпром» отпускает газ потребителям в зависимости от формы оплаты.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.doc

— 904.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ТИТ ЛИСТ К билетам.doc

— 20.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"