Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 3 файла

билеты1.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)

Международный экономический порядок, основанный на либерализации международной  торговли, оформляется как тенденция  дальнейших взаимоотношений между  государствами с середины 20 в. В  связи с этим приобретают большее значение международные экономические организации и соглашения, содействующие поиску разрешения противоречий и достижения компромиссных решений между государствами по экономическим вопросам. Такие организации и соглашения имеют либо широкий круг деятельности, либо специализируются по конкретным вопросам.

Одним из основных соглашений, специальное  назначение которого – ускорение  протекания международных рыночного  процесса и развитие международной  торговли, является ГААТ- Генеральное  соглашение о тарифах и торговле. Оно было подписано в Женеве в 1947 г. 23 странами и вступило в силу в 1948 г. В этом документе устанавливались принципы недискриминации условий международной торговли. Всем договаривающимся сторонам представлялся режим наибольшего благоприятствования в торговле. Разумный, осторожный протекционизм допускался только в виде таможенных тарифов, импортные квоты запрещались.

 

В. 57. Роль внешнеэкономического фактора в экономической модели НИС.

НИС обладают только им присущими  чертами. Ведущей отраслью почти всех НИС стала обрабатывающая промышленность, ориентированная на экспорт. У 15 стран товары обрабатывающей промышленности превышают 50% их экспорта. В экономическом развитии НИС наблюдаются тенденции, присущие зрелой капиталистической экономике: идет процесс концентрации производства и капитала, формируется финансовый капитал. В наиболее развитых странах (Южной Корее, Тайване, Сингапуре, Бразилии, Мексике, Аргентине) сформировались ТНК.

В новых индустриальных странах  преодолевается аграрная и сырьевая специализация экономики, создается диверсифицированный промышленный комплекс, вырабатывается модель приспособления к международным рынкам. Уровень ВВП соответствует таким промышленно развитым странам как ЮАР, Греция, Португалия.

 Южную Корею и Тайвань уже сейчас вполне можно перевести в разряд индустриально развитых государств. Малайзию, Таиланд,Аргентину, Бразилию также можно причислить к «новым индустриально-аграрным странам», так как наряду с развитой промышленностью они имеют современную базу сельскохозяйственного производства и являются крупными мировыми экспортерами соответствующей продукции.

Для всех перечисленных стран характерно присутствие иностранного капитала в экономике, причем его доля наиболее значительна в более развитых НИС.

НИС удалось показать пример стремительного экономического возвышения над основной массой развивающихся государств. Ряд НИС приняли программы развития новых направлений научных исследований и технических разработок. В ведущих странах инициатива по развитию современных производств в области электроники, основанных на иностранных технологиях, принадлежит национальному капиталу. Она дополнилась филиальной активностью ТНК.

Привлекательность НИС для развитых стран объясняется рядом обстоятельств:

- НИС продолжали развитие по рыночному капиталистическому пути;

- некоторые НИС в основном  латиноамериканские обладают развитой  сырьевой базой и имеют относительно  емкий внутренний рынок;

- страны имеют значительную  армию дешевой рабочей силы;

- географическое положение  НИС на перекрестках мировых торговых путей, а также их близость к основным империалистическим державам (латиноамериканских – к США, азиатских – к Японии).

- существование тоталитарных или  близких к ним режимов, тесно  связанных с империалистическими  державами, что обеспечило относительную стабильность политической ситуации и соответственно инвестиционного климата, давало гарантию от экспроприации иностранной собственности.

Как внутренние, так и внешние  факторы содействовали индустриальному  развитию. В 70-е гг. отмечался процесс перемещения из стран Запада в развивающиеся страны трудоинтенсивных производств по изготовлению деталей и узлов, отдельных изделий электронной аппаратуры бытового назначения, химических препаратов с последующим их экспортом. Это было обусловлено стремлением ТНК повысить конкурентоспособность своей продукции за счет дешевой рабочей силы, снизить отрицательное воздействие ряда производств на окружающую среду в своих странах.

 

В.58. Международные долговые отношения, особенности отношений  России с Лондонским и Парижским клубами.

Международный валютный фонд –МВФ – одна из ведущих международных  финансово – кредитных организаций. Предоставление кредитов МВФ осуществляется в форме продажи фондом свободно конвертируемой валюты (СКВ) на национальную валюту страны – должника, а погашается кредит посредством выкупа национальной валюты заемщиком за СКВ или СДР.

Эта организация оказывает воздействие  на экономические процессы в России через реализацию программ финансовой стабилизации и корректировок платежного баланса. В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны – члены могут получить кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику. Кредиты МВФ являются своеобразной лакмусовой бумажкой для частного капитала. Это объясняется тем, что, получая кредит, страна обязуется проводить экономическую политику, в результате которой она накопит валютные резервы и, следовательно, сможет погашать долги частным кредиторам.

Группа Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является оказание развитыми странами финансовой помощи развивающимся странам. В эту группу входят: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

МБРР в настоящее время сконцентрировал  свое внимание на оказание помощи развивающимся государствам и странам с переходной экономикой, в том числе СНГ.

Россия стала членом МБРР в 1992 г.

МАР предоставляет кредиты для  приоритетных, экономически и технически обоснованных проектов в рамках национальной экономики. В то время как МБРР, занимающий капитал в основном на финансовых рынках, предоставляет займы на несколько более льготных, чем обычные коммерческие, условиях, МАР, получающая свой капитал из других источников, предоставляет беспроцентные кредиты наименее развитым странам. Целями МАР является поощрение экономического развития, повышение производительности труда, а также уровня жизни в государствах-членах.

Источниками финансирования МФК являются взносы членов в уставный капитал, кредиты  МБРР, отчисления от прибылей, средства от возвращения кредитов, а также привлекаемые на международных финансовых рынках. МФК предоставляет займы сроком от 5 до 15 лет высокорентабельным частным предприятиям, но в отличие от МБРР – без гарантий правительства. Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, реализуемых частным сектором.

Цели МАГИ:

- поощрение иностранных инвестиций  на производственные цели, особенно  в развивающихся странах, в  качестве дополнения к деятельности  институтов группы Всемирного Банка;

- предоставление гарантий, включая  страхование и перестрахование  некоммерческих рисков на инвестиции  одного государства – члена  МАГИ в другом государстве  –члене. Важнейшим источником финансирования  является уставный капитал.

Основной функцией БМР является функция координатора центральных банков ведущих развитых стран. Он объединяет центральные банки 33 государств.

ЕБРР – третья влиятельная кредитная  организация. Был создан для оказания помощи странам Центральной и  Восточной Европы и бывшего СССР на этапе рыночных преобразований. Россия является крупнейшим получателем помощи от ЕБРР. В России ЕБРР действует по следующим направлениям: укрепление мелкого бизнеса, укрепление финансовой системы России, создание возможных для доступа российских предприятий к инвестиционному капиталу, поддержка региональных банков и их клиентов, помощь в формировании в России венчурного капитала.

 

В.59. Развивающиеся страны в мирохозяйственных связях России.

Экономические отношения между  Россией и развивающимися государствами осложнены комплексом проблем, как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших после его распада. Негативную роль сыграл крах советской модели развития, прежде популярной во многих из этих стран. Военно-техническое сотрудничество, которое играло важную роль во взаимоотношениях СССР с рядом развивающихся стран, обернулось огромными потерями: поставки военной техники осуществлялись в кредит либо безвозмездно. Но вместе с тем продажа военной техники развивающимся странам остается одним из немногих конкурентоспособных направлений в экономических отношениях России-Юг.

Российский экспорт сырья нередко  вызывает негативную реакцию со стороны  развивающихся стран, поскольку  часто осуществляется по более низким в сравнении с мировыми ценами и однотипен с их сырьевым экспортом. Возможности сбыта в развивающихся странах российской готовой промышленной продукции подчас ограничены из-за устаревшей номенклатуры предлагаемых товаров и технологической несовместимости с мировыми стандартами. В то же время энергетическое и нефтяное оборудование, авиационная гражданская техника, продукция аэрокосмического комплекса, некоторые другие группы товаров российского производства перспективны для расширения торговли с развивающимися странами.

Россия заинтересована как в  укреплении сложившихся экономических связей с традиционными партнерами, например, с Индией, так и в приобретении новых среди развивающихся стран. Некоторые положительные сдвиги наметились в сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Вступление России в АТЭС в качестве полноправного члена улучшает возможность хозяйственных контактов в этом динамичном регионе.

 

В.60. Модели и перспективы  интеграции стран СНГ.

В работе по укреплению внешнеэкономических  связей необходимо не только завоевывать  новые рынки, но и поддерживать старые, устоявшиеся отношения с бывшими республиками СССР.

К сожалению, по-разному складываются отношения России с государствами  – участниками СНГ. Положительным  результатом является заключение договора о Союзе России и Белоруссии. Есть позитивные сдвиги во взаимоотношениях интеграционной «четверки» (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия). В целом однако, настоящего динамизма в сотрудничестве стран СНГ нет: нарастает груз нерешенных вопросов, сокращается взаимный товарооборот.

В отношениях между странами СНГ по-прежнему первое место занимает внешняя торговля, это обосновано. Опыт стран, входящих в ЕС, доказывает, что именно увеличение обмена произведенными товарами послужило стимулом для развития национальной экономики каждой страны.

 

В.61. Развитие производственной кооперации и валютно-финансового  сотрудничества стран СНГ.

Одним из примеров кооперации может  служить экономическое сотрудничество Респ.Белорусь с Ярославской областью. Минский автомобильный завод (МАЗ) вновь начал поставлять узлы и детали для автобусов в Ярославскую область, причем сборка и часть производства осуществлялись в Ярославле. В результате достигнутого соглашения было решено сразу несколько проблем: загружены производственные мощности Ярославской области, созданы новые рабочие места, обновлен автобусный парк. Республика Карелия и Белоруссия осуществляют, согласно подписанному соглашению, комплексную переработку торфа.

Республика Удмуртия развивает  с белорусскими предприятиями кооперацию в станко – и машиностроении, производстве лесоперерабатывающей техники и лесохимического оборудования. Производственно-технологические связи между двумя странами в наибольшей степени развиты в машиностроительном комплексе (автомобильной, авиационной и ракетно-космичекой отраслях, в с/х-ном, энергетическом и атомном машиностроении, в тепловозо- и судостроении), а также в цветной металлургии (алюминиевое производство), в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей индустрии.

Развиваются отношения с Украиной. В последние 5 лет российско-украинские производственные связи в автомобилестроении ощутимо укрепились и от подрядной кооперации и двусторонней специализации перешли на более высокий уровень, сопряженный с развертыванием совместных крупносерийных производств со сборкой преимущественно на украинской территории, а также с образованием совместных предприятий, реализующих общую рыночную стратегию. Быстрому созданию совместных автосборочных производств на Украине способствовало соглашение между првительством РФ и кабинетом Респ. Украина о производственной кооперации от 24.04.1998г. В 1998-1999гг на Украине были созданы первые 6 СП по сборке и продаже легковых автомобилей Горьковского заода из российских узлов и деталей. Кооперационные отношения РФ и Украины в ракетно-космической отрасли  базируются на межправительственных и межотраслевых соглашениях. Производственно – технологические связи с российскими партнерами поддерживают такие крупные производственные и научные центры как гос-е конструкторское бюро «Южный машиностроительный завод», запорожский авиаремонтный комплекс «Прогресс-Мотор-Сич» и т.д. всего 17 предприятий.

Основными конкурентами российского  и украинского предприятий на мировом рынке, в т.ч. в ареале СНГ, в настоящее время выступают  крупные ТНК из ФРГ и Швеции.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.doc

— 904.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ТИТ ЛИСТ К билетам.doc

— 20.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"