Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 23:46, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 10 вопросов по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

0%_________ Экономическая теория.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

31. Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Экономические цели общества.

Экономика как подсистема человеческой цивилизации выполняет  ряд функций, которые позволяют  отделить ее от других подсистем. Из множества  функций экономики выделяют три  наиболее важных: производственная, трансакционная (обмена) и перераспределительная.

В основе жизнедеятельности  общества лежит производство, которое  создает жизненные блага.

Производство осуществляется в условиях постоянно растущих, ничем  не ограниченных потребностей, с одной стороны и ограниченности ресурсов - с другой. Ограниченность ресурсов порождает три проблемы: Что и сколько производить?  Как производить?  Для кого производить?

В масштабе национальной  экономики  целями развития общества являются:

1. Экономический рост. Данное понятие подразумевает такое развитие, когда имеет место увеличение реального национального продукта и национального дохода, которые в свою очередь обеспечивали бы высокий уровень жизни людей.

  1. Обеспечение эффективной занятости.
  2. Эффективность производства. Эта цель подразумевает получение максимальной отдачи при минимуме затрат имеющихся ограниченных ресурсов.
  3. Стабильный уровень цен и доведение инфляции до умеренного уровня. Это позволит устранить инфляционные ожидания и обеспечить равномерное развитие экономики.
  4. Справедливое распределение доходов. Рынок не обеспечивает равенства в распределении доходов. Скорректировать этот недостаток может государство посредством трансфертных платежей (пособия по безработице, пенсии и др.) или путем вмешательства в механизм ценообразования (законодательство о минимальной заработной плате, установление закупочных цен для сельскохозяйственных производителей).
  5. Поддержание внешнеторгового баланса, т. е. достижение относительного равенства между экспортом и импортом. Если имеет место положительное сальдо, то это ведет к росту денежной массы в обращении и провоцирует инфляцию. Отрицательное сальдо может вызвать падение валютного курса и отразиться на внешнеэкономической деятельности государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Типология современных экономических систем.

Экономическая система  — совокупность всех экономических  процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений  собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.

Типы экономических систем: традиционная экономическая система; рыночная экономика; командная экономика.

Под традиционной экономической системой обычно понимается экономика, основанная на традициях и обычаях, зафиксировавшихся в экономическом сознании людей на основе опыта поколений. Это экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счет собственных ресурсов и сил, имеющая замкнутый характер.

Преимущества традиционной экономики: стабильность; предсказуемость; добротность и большое количество благ.

Недостатки традиционной экономики: беззащитность перед  внешними воздействиями; неспособность  к самосовершенствованию, к прогрессу.

Отличительные черты: крайне примитивные технологии; преобладание ручного труда; все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями; организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

Рыночный тип  экономики трактуется как такая экономическая система, при которой на основе частной собственности движение ресурсов производства и само производство осуществляется под воздействием рыночного механизма регулирования, опирающегося на колебания спроса, предложения и цен, а также на экономическую выгоду.

Отличительные черты: многообразие форм собственности; ограниченное вмешательство государства в экономику; изменение структуры производства и потребления; рост уровня образования; повышение внимания к окружающей среде; информатизация общества; глобализация хозяйственной деятельности.

Плановая (командная) экономика определяется как такой ее тип, при котором господствует общественная собственность, товарно-денежные отношения имеют формальный характер, а движение ресурсов производства и само производство определяется административным центром на основе системы планов и команд. Основные черты: государственная собственность практически на все экономические ресурсы; сильная монополизация и бюрократизация экономики; централизованное, директивное экономическое планирование.

Современная экономическая мысль выделяет еще один тип экономики – смешанная экономика. Для нее характерным является устойчивое наличие элементов разных типов экономических систем. Именно такой тип экономики представляет собой ряд современных западноевропейских стран. Основными чертами этого типа являются: сочетание частного и государственного секторов экономики; сочетание рыночного и государственного механизмов регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Модели рыночной экономики.

Рыночная система основана на частной собственности и установлении цен на товары  в результате спроса и предложения в условиях конкуренции. Современные рыночные системы основаны на сочетании свободы частного предпринимательства и мощном воздействии государства на процесс производства и потребления.

Государство выполняет важные экономические функции по обеспечению эффективности использования ресурсов, перераспределения дохода  и богатства, стабилизации экономики путем регулирования занятости, инфляции и стимулирования экономического роста.

Современная рыночная экономика существует в двух основных моментах:

1-ая модель основана  на предоставлении максимальной  свободы частному предпринимательству  и минимальном воздействии государства  на экономику. Это либеральная  рыночная экономика.

2-ая модель основана  на сильном регулировании экономики и сильной социальной защитой населения. Это социально-ориентированная модель.

Основными чертами модели либеральной рыночной экономики являются: безусловный приоритет частной собственности; гибкие рынки труда и товаров; относительно низкие налоги; акционерная форма капитала, стимулирующая извлечение максимальных прибылей; сильная социальная дифференциация. Важной особенностью либеральной модели является усиление вмешательства государства в экономику.

Воздействие государства  на экономику осуществляется по четырем основным направлениям: 1) государство обеспечивает производство общественных услуг путем найма рабочей силы и приобретения факторов производства в частном секторе экономики. 2) экономической деятельностью государства является перераспределение национального дохода через налоговую систему и систему трансфертных платежей. 3) экономической деятельностью государства выступает вмешательство в функционирование механизма рынка для обеспечения конкуренции или для уменьшения разрушительных последствий конкурентной борьбы. 4) экономического вмешательства государства состоит макроэкономическом регулировании национального производства  путем проведения денежно-кредитной и фискальной политики.

Модель социальной ориентированной рыночной экономики основана на сильном государственном регулировании экономики и социальной защите населения.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, перераспределением национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения и  сокращением имущественного неравенства.

Японская модель характеризуется  опережающими темпами роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы. Государственное регулирование  направлено на стимулирование роста  национального дохода преимущественно за счет роста производительности труда.

Экономическая модель ФРГ  называется социально ориентированной рыночной экономикой. Оно основано  на значительном  воздействии государства на экономику и осуществлении социальной политики.

Белорусская модель социально-экономического развития называется социально ориентированной рыночной экономикой. В ее основе – создание рыночной экономики с действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, рациональным развитием частного сектора наряду с государственным при обеспечении приоритета общенародных интересов, с эффективной властью и сильной социальной политикой.

Белорусская экономическая модель предусматривает сочетание преимуществ современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан. Белорусская модель основывается на активном участии государства в формировании рыночных отношений и структурной перестройке экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Рынок и его функции.

Рынок – совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег, или обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.

Условия возникновения  рынка:

- общественное разделение  труда – экономическое сотрудничество  людей, при котором они выполняют  строго определённые виды работ;

- специализация.

Возникновение рынка становится возможным благодаря следующим причинам:

- ограниченность ресурсов (преодолевается людьми посредством  обмена на рынке одного продукта  труда на другой);

- экономическая обособленность  товаропроизводителей;

- стремление каждого экономического субъекта к обеспечению своих интересов (свобода конкуренции, свобода хозяйствования);

- регулярность обмена.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях:

  • Ценообразующая. Стоимость позволяет сопоставлять индивидуальные затраты с общественно необходимыми, сводить их к общему знаменателю – цене, вести учёт и распределение результатов производства. Только рынок даёт окончательный ответ на вопрос об уровне цен на реализуемые товары и услуги.
  • Регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены: растёт цена – это сигнал к расширению производства, падает – сигнал к его сокращению.
  • Стимулирующая. Присвоение результатов хозяйственной деятельности самим производителем и конкурентная борьба за покупателя стимулирует освоение научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента.
  • Информационная. Рынок даёт объективную информацию об общественно необходимом  количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг.
  • Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях углубления общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. 
  • Санирующая. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.
  • Социальная. Государству предоставляются лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Сущность рыночного механизма. Установление рыночной цены товара.

Рыночный механизм – это процесс взаимодействия субъектов рынка по поводу формирования цен, распределения ресурсов, установления объема и структуры производства.

Основной целью рыночного механизма является удовлетворение потребностей. Потребности в отличие от ресурсов, используемых для их удовлетворения, безграничны. Проблема ограниченности ресурсов заставляет людей выбирать оптимальный вариант их использования.

Основными элементами рыночного механизма являются цены, спрос и предложение, конкуренция.

Изменение цен служит ориентиром для производителя, влияет на выбор технологии; определяет группу потребителей, которая приобретает данный продукт.

Установление цены на товар-это процесс, состоящий из шести этапов. 

1. Фирма тщательно  определяет цель своего маркетинга (обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства).  

2. Фирма выводит для  себя кривую спроса, которая говорит о вероятных количествах товара, которые удастся продать на рынке в течение конкретного отрезка времени по ценам разного уровня. Чем неэластичнее спрос, тем выше может быть цена, назначаемая фирмой.

3.Фирма рассчитывает, как меняется сумма ее издержек при различных уровнях производства.

4.Фирма изучает цены  конкурентов для использования  их в качестве основы.  

5.Фирма выбирает для  себя один из следующих методов  ценообразования: «средние издержки  плюс прибыль»; анализ безубыточности  и обеспечение целевой прибыли; установление цены на основе ощущаемой ценности товара; установление цены на основе уровня текущих цен и установление цены на основе закрытых торгов.  

6.Фирма устанавливает окончательную цену на товар с обязательной проверкой, что цена эта соответствует установкам практикуемой фирмой политики цен и будет благоприятно воспринята дилерами, собственным торговым персоналом фирмы, конкурентами, поставщиками и государственными органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"