Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

ШПОРА ПО ГРНЭ.docx

— 103.28 Кб (Скачать файл)

1 Задачи государственных органов по регулированию национальной экономики

Задачи государственного регулирования  экономики - набор целевых установок, стоящих перед органами власти при  регулировании экономических отношений. К их числу относятся следующие  составляющие:экономический рост и экономическое развитие; полная и эффективная занятость; ориентация на достижение экономической эффективности; стабильный уровень цен; экономическая свобода;

справедливое распределение доходов; сбалансированность внешнеторгового  баланса страны.

В лучшем случае необходимо увязать  задачи государственного регулирования  в единое целое, в виде, например, «многоугольника» целей. Многоугольники целей государственного регулирования - взаимо- 
связанный набор важнейших целевых установок социально-экономического развития. Наиболее распространен так называемый «магический четырехугольник», т. е. четыре взаимосвязанные цели, за 
реализацию которых государство несет ответственность: экономический рост; высокий уровень занятости; стабильность цен или устойчивость денег; внешнеэкономическое равновесие.

 

2 Объекты,  формы и средства государственного  регулирования экономики. Инструменты  государственного регулирования  экономики. Инструментарий расчета  системы экономических показателей  на будущее. 

Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основ экономических процессов.Основные объекты ГРЭ – это: экономический цикл; секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи. Выделяют следую-щие формы государственного регулирования экономики:1. Государственное прогнозирование и программирование эко-номики 2. Бюджетное регулирование. Посредством бюджетного и налогового регулирования 3. Гос потребление -- правительственные закуп-ки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, научные, медицинские и пр.), военную продукцию. 4. Гос заказ привлекает компании гарантированным сбытом, отсутствием риска неплатежей 5.Селективная финансовая поддержка отраслей, регионов, предприятий, так же как и государственное потребление, связано с использованием бюджетных средств. 6. Денежно-кредитное регулирование имеет основными целями: защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности; создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах;  7. Приватизация и национализация собственности - формы государственного регулирования, применяемые для решения комплекса социально-экономических задач. Инструменты государственного регулирования экономики: государственное экономическое прогнозирование, государственное экономическое программирование, бюджетно(налоговую систему, денежно – кредитную политику; такую тему как необходимость государственного регулирования экономики; объекты и цели государственного регулирования экономики; экономические функции государства.Набор методов обоснования показателей экономического развития на будущее включает в себя: 1.  Экономико-математические и структурно-логические  модели  экономики.2.  Балансовые и факторные методы обоснования макроэкономических показателей на плановый период.3. Метод «затраты-выпуск», как инструмент обоснования отраслевой структуры экономики на основе межотраслевого  баланса (МОБ).4. Методика разработки  и реализация программ социально-экономического развития с использованием инструментария «дерева целей».5.  Нормативно-балансовый  метод  при  обосновании  финансовых показателей плана.6. Балансовые методы обоснования рациональных межрегиональных связей.7Инструменты  выявления приоритетных проблем социально-экономического развития.

 

3 Экономика  страны как объект государственного  регулирования: многоаспектное рассмотрение объекта.

В структуре современ. рыноч. эк-ки можно выделить различные срезы. Так, необходимо выделить функциональную, соц-ую, отраслевую и тер-ую стр-ры.Функциональная стр-ра хар-ет распределение ВВП на различ. нужды: частное потребление, гос. потребление, валовое накопление, чистый экспорт. Сюда же следует отнести формир-ие ст-ти продукта в разрезе факторов произв-тва: труда, капитала, земли, научно-технич. прогресса.

Соц. стр-ра отражает разбивку общ-го производства на соц. секторы. В качестве таковых можно выделить:  частный сектор (включая корпоративный частный сектор); корпоративный государственно-частный сектор; гос. сектор (унитарные и казенные предприятия); сектор дом. хозяйств.Отраслевая стр-ра эк-ки хар-ся долей отдельных отраслей в производстве ВВП. Для переходного периода эк-ки России хар-ны след. структурно-отраслевые пропорции: доля промышл-ти составляет менее 50%, с/х - около 10%, строит-ва - около 10%, транспорта и связи - около 15%, сферы обращения - свыше 15%.Тер-ая стр-ра эк-ки представляет собой производство ВВП в разрезе различных тер-ых образ-ий. В качестве таковых выступают: субъекты Федерации (89); эк-ие районы страны (18);  более крупные территориально-стр-ые подразделения, число к-ых не превышает десятка.В предельно укрупненном виде тер-ая стр-ра рос. эк-ки м.б. представлена след. образом: Северо-Запад РФ, включая Калининградскую обл.; Центр страны, вкл. Черноземье; Волго-Вятку и Поволжье; Урал (от Перми до Оренбурга); Сев. Кавказ (нац-ые республики, Ростовская обл., Краснодарский и Ставропольский края); Западная Сибирь; Восточная Сибирь; Дальний Восток; Столичная агломерация (Москва и Московская обл.).Все эти градации имеют право на сущ-ие, поскольку призваны способствовать решению различ. задач. Выделение субъектов Федерации целесообразно ввиду необход-ти доведения расчетных показателей развития регионов до реально действующих субъектов упр-ия. Оперирование эк-ими районами в качестве структурно-тер-ых образ-ий имеет давнюю традицию и достаточное инф-ое обеспечение. Однако столь дробная тер-ая разбивка эк-ки страны не вполне приемлема в переходный период, для к-го, по-видимому, целесообразнее вести речь о более крупных регионах. В первую касается перспективных обоснований и расчетов.

 

50. Концепция социально-экономического. Целевые установки социально-экономического развития России.

Цель разработки Концепции –  определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008–2020 годы) устойчивого повышения  благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

В соответствии с этой целью в  Концепции сформулированы:

- основные направления долгосрочного  социально-экономического развития  страны с учетом вызовов предстоящего  периода;

- стратегия достижения поставленных  целей, включая способы, направления  и этапы;

- формы и механизмы стратегического  партнерства государства, бизнеса  и общества;

- цели, целевые индикаторы, приоритеты  и основные задачи долгосрочной  государственной политики в социальной  сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований  в экономике;

- цели и приоритеты внешнеэкономической  политики;

- параметры пространственного  развития российской экономики,  цели и задачи территориального  развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Органы  государственной власти, ответственные  за экономическое развитие. Структура  и функции федеральных органов  власти по управлению экономикой.

Под органами государственной власти понимаются политические учреждения, созданное для осуществления  функции власти и наделенное властными  полномочиями. Взаимодействие  органов  законодательной, исполнительной и  судебной власти является необходимым  условием нормального функционирования государственной власти.

Законодательная власть представлена Федеральным Собранием, которое вырабатывает и принимает законодательные акты, являющиеся основой механизма управления экономикой.

Исполнительная власть в условиях РФ имеет многоуровневый характер и включает федеральный (центральное правительство), региональный (администрации субъектов Федерации) и муниципальный (местные администрации) уровни.  На федеральном уровне исполнительная власть представлена Президентом страны и правительством РФ.

Задача Правительства в сфере  регулирования экономических процессов - создание условий для эффективного и бескризисного развития экономики на благо всех граждан страны. Функции формирования федеральных органов исполнительной власти возложена на Председателя Правительства.

Судебная власть призвана следить за строгим соблюдением законов, принятых законодательными органами власти.

Под системой органов исполнительной власти понимается их взаимосвязанная  совокупность и система взаимоотношений  между ними. Система органов исполнительной власти в России функционирует на основе принципов федерализма, сочетания  централизации и децентрализации, законности и порядка.

Система органов государственной  власти создается законодательно на основе конституционных разграничений  полномочий, указов Президента РФ, законов.

Основные функции федеральных  органов власти - анализ состояния, прогнозирование и определение основных направлений развития экономики и отдельных ее сфер.

На министерство эконом развития возложена функция по разработке документов, обосновывающих экономическое развитие страны, таких как прогноз, индикативный план, целевые программы по развитию отдельных важнейших направлений экономики страны. Министерство финансов отвечает за разработку и реализацию государственного бюджета страны в различных его видах: консолидированный бюджет, федеральный бюджет.Цб РФ несет ответственность за состояние денежно-кредитной системы в стране.  В частности за курс рубля по отношению к другим валютам мира, за его твердость и наполнение.

 

5 Социальная политика  государства и пути ее реализации. Система социальной защиты населения

Социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают: - социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений; а также - культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.

Социальная политика государства  реализуется через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг.Основными принципами проведения социальной политики являются: 1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации; 2) обеспечение помощи самым бедным семьям; 3) выдача помощи на случай безработицы; 4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих; 5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства; 6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Социа́льная защи́та — гарантии помощи, предоставляемые государством, а также частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям,семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т.д. В более широком смысле социальная защита предоставляется и коммерческими организациями, например, страховыми компаниями. В России за социальную защиту отвечает Министерство здравоохранения и социального развития России, которое, в свою очередь, управляется Правительством Российской Федерации.Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях: федеральном, региональном, местном.Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:Пенсионный фонд РФ,Фонд соц страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования

 

6. Основные положения гос. промышленной политики. Сохраняя преемственность принятых paнee стратег. целей и задач пром-ой политики, основ. положения пром. Политики формул-ны с учетом рез-ов анализа макроэк-ой ситуации, состояния пром-ти на опред. преиод, изменений в соц.-эк-ой жизни. Промышленная политика - совок-ть действий, направленных: на содействие развитию предприним-ой деят-ти, конкурент. рыноч. среды и рыноч. инфрастр-ры в промышленности; на законодательное, эк-ое, инф-ое, организационно-распорядительное регул-ие в области промышл. деят-ти, в т.ч. на основе предложений обществ. объединений и орг-ий, предприним-их стр-ур. Цель П.п. форм-ие условий для расширения масштабов производства и реализации кач-ой и конкурентосп-ой продукции, создания новой импортозамещающей и экспорто- и экологоориентированной наукоемкой и высокотехнологичной продукции, а также обеспечения занятости населения и увеличения поступлений в бюджет на основе реструктуризации научно-производственного потенциала, адресных мер поддержки и защиты рос. товаропроизв-ей. Принцип-ая схема системы гос. регул-ия промыш. деят-ти основывается на: – приоритетах П.п. в направлении содействия и уменьш. негативных последствий от пром. деят-ти; – формах и способах гос. регул-ия в обл. пром. деят-ти; – системе обеспечения, вкл. правовое, р-ое, инф-ое и орг-ое обеспечение. Приорит-ми направ-ми пром. деят-ти мог.б.: – Произв-во продукции для обеспеч-я первоочередных потребностей населения, в т.ч. социально незащ-ых слоев, в продуктах питания, непродов-ых товарах народ. потребления. – Произ-во прод-ии для обеспеч. потреб-ти инфрастр-ры (городского) хозяйства (транспорт. средства, строит. материалы, дорожно-коммунальная техника, химич. и нефтехимич. продукция). – Произ-во прод-ии, обеспеч-ей повышение технич. уровня предприятий города (станкостроение, электротехника, электроника). – Создание технологий и производств, повышающих экологич. и техногенную безопасность в городе. – Создание ресурсосберегающих технологий и производств. – Разработка и производство принцип-но нов. видов высокотехнологичной наукоемкой продукции. Приоритет. направления опред-ют приоритет. виды прод-ии (приоритет. товар. группы). В кажд. из перечисл-х направлений особое место занимает продукция, обеспеч-ая импортозамещение и экспорт.Приоритет. объекты гос. рег-ия П.п.: базовые отрасли пром-ти (машиностроение с приоритетами в обл. автомобилестроения и станкостроения; легк. и текстиль. пром-ть с приоритетом швейного производства; пищевая п.; хим. и нефтехим.; предприятия оборонно-промышленного комплекса; совок-ть специализир. предприятий, применяющих труд инвалидов), базовые предприятия (предприятия, имеющие соц.-эк-ую значимость для города по след. признакам: пр-во прод-ии приоритет. товар. группы, объемы платежей в бюджет, занятость населения, объем пр-ва и реализации прод-ии) и объекты гос. собств-ти (гос. унитарные предприятия и доли города в имуществе субъектов пром-ой деят-ти).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"