Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана, поэтому резко сужается число показателей и степень их точности.
Рамки стратегического плана почти всегда подвижны, так же, как сроки получения конечного результата и суммы расходов. Как правило, устанавливается лишь основной ответственный исполнитель, так как на первом этапе еще не ясны ни содержание работ, ни их объемы.
В целом долгосрочное, текущее и оперативно-календарное планирование взаимосвязаны и представляют собой систему планирования, которая связывает в единый комплекс весь механизм управления п/п
Основным документом, регламентирующим деятельность п/п на год, является г-й план экон-кого и соц-ого развития п/п.
Годовой план экономического и социального развития представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния п/п, отражающую различные стороны про-ва, взаимосвязи и пропорции между подразделениями п/п, а также связи с другими хоз-щими субъектами.
Годовой план разрабатывается по следующим направлениям:
1) план про-ва и реализации продукции;
2) тех-кое развитие и организация про-ва;
3) показатели экономической эфф-сти;
4)нормы и нормативы; 5)инв-и и капстр-во;
6)материально-техн-ое обеспечение п/п;
7) план по труду и кадрам;
8) издержки про-ва, прибыль и рент-сть;
9) финансовый план; 10)социальное развитие колл-ва; 11) охрана природы и рациональное использование при-ых рес-ов.
Система планов в сельском хозяйстве:
1)план поставок
Целесообразность создания п/п, организация определенного предпринимательского проекта, реструктуризации п/п и с этой целью получения инвестиций определяется с помощью бизнес-плана.
Бизнес-план п/п является одним из базовых документов. Он содержит оценку организационно-технического уровня про-ва и финансово-экономического состояния п/п, а также прогноз и направления его развития в условиях формирования внешней рыночной среды и перехода к новым формам собственности.
Составление бизнес-плана также необходимо при решении вопроса о привлечении банковского кредита или инв-ий. Для этих целей предусматривается проведение экспертизы бизнес-плана путем анализа и оценки величины выручки и прибыли от реализации товара, а также расчета эфф-сти затрат на его про-тво как отношение дохода к v допол-ных капвложений.
Выгодность и эффективность вложения средств определяется по высокому уровню результативных финансовых показателей деятельности п/п.
Кроме внешних функций, бизнес-план выполняет и внутренние, обеспечивая внутризаводское планирование и управление:
1. Прогнозирование всей системы показателей позволяет рассчитать и оценить конечный результат хозяйствования на п/п через v реал-ии и приб-и. На этой основе можно выявить низко рентабельные и убыточные участки про-ва и звенья управления и выработать меры по снижению потерь и росту доходов.
2. Бизнес-план является
ср-вом контроля и
Таким образом, бизнес-план выступает как инструмент управления, обеспечивающий планомерное и эффективное выполнение задач, стоящих перед п/п, достижения определенного уровня рент-сти и прибыли, заложенного при его разработке.
Разработанный бизнес-план служит основой для организации про-ва продукции, совершенствования структуры управления, обеспечения реал-ии выбранных направлений маркетинга и сбыта продукции, материально-технического снабжения п/п, политики в отношении к персоналу, грамотной системы юридической защиты.
Бизнес-план выполняет 5 функций:
1) определяет стратегию бизнеса, дает концептуальный подход; 2) позволяет определить возможности развития выбранного направления, т.е. выполняет функцию планирования; 3) позволяет привлечь дополнительные кредитные рес-ы; 4) позволяет привлечь к реализации проекта внешний финансовый капитал при закупке новых технологий; 5)определяет основные направления реструктуризации, сориентированные на компетентных исполнителей, устанавливает ответственность участников за успешную ее реал-ию.
Весь процесс разработки
бизнес-плана как единого
На первом этапе формулируются преследуемые цели. При составлении бизнес-плана необходимо выделить внешние и внутренние цели. Основная внешняя цель заключается в том, чтобы в макс степени убедить возможных будущих партнеров и кредиторов в успехе работы п/п. Главная внутренняя цель состоит в разработке основного документа для управления пр/пр деят-тью. Основным выводом на первом этапе является обоснование путей достижения установленных целей.
Второй этап -разработка маркетинга. На этом этапе необходимо определить место, которое будет занимать п/п на рынке, описать положение сферы торговой деятельности, т.е. оценить конкурентов, дать характеристику рынка и указать, как на него проникнуть или удержать свои позиции, какие затраты необходимы для этого.
На 3м этапе разработки проводится оценка финансового состояния п/п, рассчитываются затраты и доходы. Сюда включаются:
-финансовые отчеты за последние годы;
-финансовый проект на предстоящие 3 г;
-оценки бух-го баланса, отчеты о прибылях и убытках, о потоке денежной наличности.
При этом рассчитываются следующие финансовые показатели:
-издержки про-ва, с/с выпускаемой продукции; -валовой доход, который планируется получить за расчетный период времени; -v предстоящих расходов;
-сроки выплаты ссуды;
-обоснование суммы ден ср-ств,
На четвертом этапе определяется подход к привлечению инв-ий путем распространения акций среди профес-ых инв-ров.
Бизнес-план должен ежегодно корректироваться в зависимости от конъюнктуры рынка и, таким образом, адаптироваться к сложившейся рыночной ситуации.
Резюме является обобщающим блоком бизнес-плана, который содержит основные выводы, характеризующие производственно-экономические результаты деятельности п/п, и обосновывает преимущества по сравнению с достигнутыми уровнем.
Производственная программа
Важнейшим разделом годового плана п/п явл-я план про-ва и реал-ии прод-и. Этот план разраб-тся по следующим напр-ям:
Объемы про-ва и реал-и прод-ии определяются следующим образом:
1)устанавливается мах возможный выпуск продукции на базе действующих мощностей с учетом их полного использования;
2)определяются размеры
наращивания мощностей, а,
V про-ва продукции планируется в разрезе номенклатуры и ассортимента.
Номенклатура продукции -это перечень всех видов продукции, производимых на п/п.
Ассортимент продукции -это дальнейшая детализация номенклатуры по специфическим факторам.
V про-ва и реализации продукции планируется в нат-ых, трудовых и сто-ых показателях. Наиболее универсальными являются ст-ые показатели.
Различают товарную продукцию (ТП), валовую продукцию (ВП), реализованную продукцию (РП), нормативно-чистую (НЧП).
Товарная продукция -это продукция п/п, предназначенная для реализации:
ТП=ГИ+Пфр/ст+ПУр/ст+ПМПр/ст+
Валовая продукция -это вся продукция, произведенная на п/пс учетом изменения остатков НЗП и сто-ти материала заказчика:
ВП=ТП+(ОНЗП к.г. -О НЗП н.г.)+СМз, где ВП -валовая продукция; ТП -товарная продукция; ОНЗПк.г. -остатки НЗП на к года; ОНЗПн.г. -остатки НЗП на нач года; СМз –ст-сть материала заказчика.
Реализованная продукция -это ТП, после реализации которой п/п получило ден ср-ва в плановом периоде:
РП=ТП+Оск.н.г -Оск.к.г. , где РП –реал-ная продукция; Оск.н.г. -остатки ГП на складах на нач года; Оск.к.г. остатки ГП на скл-ах на к. г.
Нормативно-чистая продукция -это вновь созданная ст-ть на п/п. Она определяет эффективность работы п/п и состоит из з/п промыш-го про-го персонала и нормативной прибыли: НЧП=Зппп+Прн. ,где НЧП -нормативно-чистая продукция; З ппп -з/п промышленно-про-го персонала; Пр н. нормативная прибыль.
Производственная мощность п/п и методика ее расчета
Производственная мощность п/п -это мах -возможный выпуск продукции определенной номенклатуры в ед t при наиболее рациональном использовании ОФ. ПМ измеряется сргод-м V ГП в нат-ом выраж. Различают проектную и фактическую ПМ. Для расчета ПМ необходимо рассчитывать состав оборудования, его кол-во по видам, прогрессивные нормы производительности каждого вида оборудования, номенклатуру продукции и ее трудоемкость и фонд t работы оборудования.
М=Аср.хНпр.хФвр.хКв.н. , где М -ПМ; Аср. –сргод-е кол-во однотипного оборудования; Нпр. -норма про-сти ед оборудования; Ф вр. -фонд t работы ед оборудования; К в.н. –коэф-т выполнения норм.
Фонд t работы оборудования рассчитывается для непрерывного процесса про-ва (ФВРОн):
ФВРОн = Календарные дни х 24 часа – t на ремонт и неустранимые техн. перерывы.
Фонд t работы оборудования для нормируемого процесса про-ва (ФВРОп):
ФВРОп=Кол-во раб. дн х Кол-во смен х Кол-во часов работы в смену -t на ремонт и неустранимые техн. перерывы.
Для сборочных и формовочных производств:
Мс.ц.=[(Sц.хФвр)/(Sед.х tед)]хКв.н.
где Мс.ц. -ПМ сборочных цехов;S ц. -площадь цеха; Ф вр -фонд t работы оборудования; S ед -площадь сборки ед оборудования; t ед -время сборки ед оборудования;
К в.н –коэф-т выполнения норм.
Различают входную, выходную и среднегодовую мощности: М вх. -мощность на начало планируемого года (входная).
М вых. -мощность п/п на конец планируемого года (выходная). М ср.г. -мощность п/п в ср за год с учетом ввода и выбытия наличных мощностей в течение года (ср-годовая).
М вых.=Мвх.+Мсмр.+Ммо.-Мл. где Мсмр. -мощность, вводимая в результате строительно-монтажных работ; М мо. -мощность, вводимая в результате модернизации оборудования; Мл. -ликвидационная м.
Мср.г.=Мвх+[(Мвв.хТ1)/12]-[(
где Мвв. -мощность ввод-ая; Мвб. -мощность выбывающая; Т1, Т2 –кол-во мес функционирования вводимой и нефункционирования выбываемой мощности с момента ввода или выбытия до конца года соответственно.
Эффективность использования производственных мощностей определяется с помощью коэф-та использования мощности:
Ки.м.=Vпр.пр./Мср.г.(Мвх.,
где К и.м. –коэф-т использования мощности; Vпр.пр. -объем произведенной продукции.
Расчет производственной прогр-ы с/х п/п
В сельскохозяйственных п/п разрабатываются про-нные программы растениеводства и животноводства. Рассм. методику составления производственной программы растениеводства:
n
ВС = S Уi х Si ,
i=1 где ВС -валовой сбор; Уi -урожайность по видам культур; S i -посевная площадь.
n
ВП = S Сед.i х Всi ,
i=1 где ВП -валовая продукция; С ед.i –ст-сть ед продукции по i-му виду; ВСі -валовой сбор.
Распределение продукции растениеводства:
-продажа государству и другим потребителям; -на корма; -на семена; -в общепит; -на переработку.
Произв-ная прог-ма животноводства :
1) конечная продукция выращивания животных; 2)продукция хозяйственного использования животных;
3)исчисляется валовой привес как произведение ср-суточного привеса на 1 голову на кол-во кормодней и сргод-е поголовье.
Распределение продукции:1) продажа гос-ву и другим потреб-ям; 2) на внутренние нужды.
Важнейшим условием функционирования рынка является наличие конкуренции.
Конкуренция это экономическое соперничество хозяйствующих субъектов на рынке за предпочтение потребителей с целью получения наибольшей прибыли.
Различают свободную, олигополистическую, ценовую и неценовую конкуренцию.
Свободная конкуренция характеризуется наличием на рынке множества производителей и потребителей товара.
Олигополистическая конкуренция характеризуется конкуренцией крупнейших хозяйствующих субъектов или объединений, контролирующих значительную часть рынка.
Ценовая конкуренция характеризуется тем, что производители воздействуют на спрос путем сниж-я или повышения цены на товар, тем самым определяя долю участия в рынке.
При неценовой конкуренции хозяйствующие субъекты воздействуют на спрос при помощи отличительных особенностей своей продукции или стимулируя ее сбыт.