Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
Конкурентоспособность прод-и представляет собой способность товара мак-но удовлетворять конкретные нужды потребителя и на этой основе занять и сохранить за собой определенную долю рынка, потеснив аналогичные товары других производителей.
Конкурентоспособность продукции формируется под влиянием значительного числа таких факторов как: 1) новизна; 2) качество; 3) надежность в эксплуатации; 4) дизайн;
5) упаковка и энергоемкость.
Понятие и сущность качества продукции.
В настоящее время ценовая конкуренция заменяется конкуренцией качества, что объясняется действием закона роста потребностей общества. Таким образом, с повышением уровня потребностей возрастает необходимость улучшения качества.
Качество -это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Высокое качество -это не только залог обеспечения прибыли, но и обязательное условие для выживания фирмы или целой отрасли промыш-сти.
Социально-экономическое значение повышения качества продукции:
Контроль за уровнем качества продукции осуществляется с помощью системы стандартизации и сертификации.
Стандарты -перечень технических условий, предъявляемых к качественным параметрам продукции, а также к условиям ее хранения, транспортировки и реал-ии. Различают госстандарты РБ (СТБ), госстандарты России (ГОСТ Р) и региональные стандарты СНГ ГОСТ.
Показатели качества продукции
Для оценки качества продукции используется система показателей. Различают дифференцированные и обобщающие показатели качества продукции.
Дифференцированные показатели определяют качество конкретных видов продукции; они дают количественную оценку свойств прод-и, характеризующих ее качество. В зависимости от кол-ва учитываемых признаков дифференцированные показатели подр-ются на единичные и комплексные.
Показатели, оценивающие отдельные свойства продукции, называются единичными. К ним относятся показатели:
-назначения; -надежности и долговечности; -технологичности; -эргономические; -эстетические; -стандартизации; -патентно-правовые; -экономические;- экологические.
Комплексные показатели качества отражают несколько или все свойства продукции. Комплексные показатели рассчитываются с помощью аналитического или коэффициентного методов. Аналитический метод используется в тех случаях, когда удается установить функциональную зависимость комплексного показателя от единичных: Пк = f(x).
Когда же не удается построить аналитическую зависимость, используется коэффициентный метод: n
Пк = S Пi х Ki ,
i=1
где Пк -комплексный показатель качества; Пi -оценка i-го показателя; Кi –коэф-т весомости i-го показателя. т.е. для получения комплексного показателя суммируются все единичные. Однако отдельные свойства имеют различную значимость для кач-а прод-ии. Для учета этого в формулу введены коэф-ты весомости.
Коэффициент весомости -это кол-венная характеристика значимости данного показателя среди других показателей. Следует иметь в виду, что при оценке качества продукции необходимо учитывать также и затраты, которые удовлетворяют эти потребности. Для этого определяют интегральный показатель качества.
Интегральный показатель качества представляет собой комплексный показатель качества продукции, отражающий соотношение суммарного эффекта от эксплуатации и потребления продукции и суммарных затрат на ее создание и потребление:
Ки=Эп/(Зс+Зп) ,где Ки -интегральный показатель качества продукции; Эп -суммарный полезный эффект; Зс -затраты на создание и экспл-цию; Зп –затраты на потребление прод-и.
Интегральный показатель рассчитывается на ед продукции и показывает полезный эффект, приходящийся на ед ст-сти затрат.
При оценке качества прод-и важ значение имеет определение ур-я кач прод-и.
Уровень качества продукции характеризует степень удовлетворения потребностей общества. При оценке уровня качества возможны два метода:
I)Уровень качества определяется при первом методе по показателям качества продукции путем сравнения с лучшими образцами отечественной или зарубежной продукции или с перспективными, т.е. базовыми образцами:
УК=ПКк/ПКб , где УК -уровень качества;
ПКк -показатель кач-ва конкретного образца; ПКб -показатель кач-ва баз-го обр-ца.
Уровень кач-ва может быть опр-лен дифференцированным и комплексным методами.
При дифференцированном методе сопоставляются единичные показатели, и, следовательно, уровень качества характеризуется несколькими показателями.
Комплексный метод базируется на сопоставлении комплексных показателей качества. Если не представляется возможным определить комплексный показатель качества, то уровень качества (УК) определяется по следующей формуле:
n
УК = SКiхУкi
i=1 ,где Кi –коэ-т весомости i-го показателя качества; Укi -уровень качества изделия по единичным показателям. i =1, 2, ... ,n; n –кол-во свойств продукции, учитываемых при оценке качества.
II). При втором методе уровень качества продукции определяется как степень удовлетворения потребителя. По этим требованиям мировая практика выделяет четыре уровня качества:
1)Соответствие стандарту. Качество продукции оценивается как соответствующее или несоответствующее требованиям стандарта. На этом уровне качества отсутствует учет требований потребителя (рынка).
2)Соответствие использованию. Продукция должна соответствовать не только стандартам, но и удовлетворять эксплуатационным требованиям. Тогда она будет пользоваться спросом на рынке. 3)Соответствие фактическим требованиям рынка, т.е. высокое качество при низкой цене. 4)Соответствие скрытым, неочевидным потребностям. Преимущество при сбыте получает продукция, учитывающая такие потребности.
Уровень качества продукции в целом по предприятию характеризуется обобщающими показателями качества.
Обобщающие показатели качества характеризуют не только уровень качества конкретных видов продукции, но и уровень качества на предприятии, в целом по отрасли и стране. В число обобщающих показателей входят:
1) V и удельный вес новой продукции; 2)V и удельный вес продукции, соответствующей мировому уровню;3) V и удельный вес прод-ии, поставляемой на экспорт.
Понятие цены, виды и структура цен
Цена -денежное выражение стоимости товара. Выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную. Учетная функция отражает общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Стимулирующая — используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности про-ва, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д. Распределительная —предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм, централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет гос-ва, региона и т.д.
Цены могут быть классифицированы по разным экономическим признакам. В условиях рыночных отношений одним из важных классификационных признаков цен является степень их свободы от регулирующего воздействия государства. Значительная часть цен является свободной, т.е. складывается на рынке в результате спроса и предложения независимо от какого-либо государственного влияния.
Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие гос-а. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или сниж. Государство в лице органов власти и управления может устанавливать на отдельные виды товаров и продукции фиксированные цены. (В условиях рыночной экономики преимущественно действуют 2 вида цен: свободные и регулируемые.)
Наиболее соответствуют природе рыночных отношений свободные цены, однако полностью перейти только к ним невозможно. Государство в случае необходимости может вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экон-их усл-й переходить к регулируемым или даже фиксированным ценам.
Исходя из обслуживаемой сферы товарного обращения цены подразделяются на следующие виды: оптовые цены на продукцию промышленности; цены на строительную продукцию; закупочные цены; тарифы грузового и пассажирского транспорта; розничные цены; тарифы на платные услуги, оказываемые нас-ию; цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
Оптовые цены на продукцию промышленности —цены, по которым реализуется и закупается продукция п/п, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. В свою очередь этот вид цен подразделяется на оптовые цены п/п и оптовые (отпускные) цены промыш-сти.
Оптовые цены п/п -цены изготовителей продукции, по которым они продают произведенную продукцию потребителям, возмещая свои издержки про-ва и реал-и и получая такую прибыль, которая позволит им продолжать и развивать свою деятельность.
Оптовые (отпускные) цены промышленности -цены, по которым п/п и организации-потребители оплачивают продукцию п/п-производителям, или сбытовым (оптовым) организациям. В их состав включается оптовая цена п/п, издержки снабженческо-сбытовой или оптовой организации, прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации, акциз и налог на добавленную стоимость. Издержки и прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации составляют величину оптово-сбытовой скидки (наценки)
Оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны с оптовой торговлей, в то время как оптовые цены предприятия в большей степени тяготеют к производству.
В хозяйственной практике применяются три вида цен на строительную продукцию:
•сметная стоимость, отражающая предельный размер затрат на стр-тво кажд-о объ-та;• прейскурантная цена, представляет собой усредненную сметную ст-сть ед конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 -жилой площади, полезной площади, малярных работ и т.п.);• договорная цена, устанавливаемая по соглашению между заказчиком и подрядчиком.
Закупочные цены— это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция п/п, фермерами и населением. Обычно являются договорными ценами, уст-ыми по соглашению сторон.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта выражают плату за перемещение грузов и пассажиров, взимаемую транспортными организ-ми с отправителей, грузов и населения.
Розничные цены -цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, п/п и организациям. В их состав включаются оптовые (отпускные) цены промыш-ти, акциз, НДС и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения торговых организаций и их прибыли.
Особыми видами цен, которые непосредственно связанны с торговлей, являются аукционные, биржевые, договорные, твердые и демпинговые цены.
Аукционная цена -цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (значительно превышать ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также может зависеть от мастерства лица, проводящего аукцион.
Биржевая цена -цена, по которой осуществляется оптовая сделка по купле-продаже товаров на бирже. Она является свободной ценой, которая колеблется в зависимости от спроса, объема сделки и т.д. Биржевая цена котируется, т.е. определяется ее типовой уровень по наиболее характерным сделкам. Биржевая информация публ-тся в соответствующих бюллетенях.
Договорная (контрактная) цена -это цена, по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с заключенным договором; может быть постоянной на протяжении всего срока действия договора или индексироваться на условиях, согласованных обеими сторонами.
Твердая цена -согласовывается при заключении контракта и не подлежит пересмотру в ходе его выполнения.
Демпинговая цена -продажа товара за границей по цене более низкой, чем на отечест-ом рынке.
При осуществлении внешнеэкономичес
Цены классифицируются в зависимости от тер-рии действия: цены единые по стране, или поясные; цены региональные (зональные, местные).
Единые, или поясные, цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции, на которые распространяется государственное регулирование (энергоносители, электроэнергия, квартирная плата и др.).
Региональные (местные) цены могут быть оптовыми, закупочными, розничными. Устанавливаются п/п-изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления; ориентируются на издержки про-ва и реал-и, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство жилищно-ком-ных и быт-ых услуг, оказываемых нас-ию.
В зависимости от иных классификационных признаков могут выделяться конкурентные, олигополистические и монопольные цены, цены спроса и цены предложения, справочные, номинальные и другие виды цен
Система качества продукции. Жизненный цикл товара (“Петля качества”)
Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов, ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством. Эта система разработана с уч-ом след-их принципов:
1) ориентации на потребителя;
2) продуктового подхода;
3) охвата всех стадий жизненного цикла продукции (принцип “Петли качества”) .;