Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:35, шпаргалка
Вопрос 1: Система региональных рынков и ее состав. Региональный рынок средств производства.
Система региональных рынков - совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, который располагается на определенной территории.
Региональные рынки могут быть:
1) по воспроизводству: рынки обеспечения потребности населения региона; рынки, обеспечивающие формирование и использование отдельных факторов производства; рынки, обеспечивающие перемещение вещественных потоков;
Ассоциацией «Северный Кавказ» накоплен определенный опыт по разработке отраслевых и функциональных межрегиональных программ.
Ею разработаны Программа развития транспортного комплекса Северного Кавказа, «Энергетика Северного Кавказа», «Продовольствие».
В программе по развитию транспорта выявлены и «узкие места» современного, и приоритеты будущего транспортно-дорожного комплекса. В энергетической программе выработаны конкретные предложения и механизмы их реализации с целью преодоления энергодефицитности региона. В программе по продовольствию намечено создать внутрирегиональный продовольственный рынок и условия для сдерживания роста цен на нем, в первую очередь благодаря ликвидации системы перекупщиков и рационализации схем перевозки продовольствия и сырья для его производства.
В каждой из программ выделяются конкретные инвестиционные проекты (например, в транспортной программе их 348). Среди них есть проекты быстродействующие - со сроком окупаемости до 2 лет; среднесрочные - обеспечивающие возврат вложенных затрат через 5 лет и, наконец, долгосрочные - со сроком окупаемости свыше 5 лет. По значимости проекты подразделяются на федеральные (26% в их общем количестве), региональные (44%) и местные (30%). Таким образом, большинство проектов носит интеграционный, общекавказский и даже общероссийский характер. Финансирование межрегиональных программ ведется из нескольких источников: бюджетные средства - 20-25% потребностей; привлеченные кредиты на возвратной основе - 50%; инвестиции хозяйствующих субъектов - 25-30%. Доля последнего из источников финансирования будет скорее всего расти, так как уже сегодня к Северному Кавказу проявляют интерес мощные российские компании («ЛУКойл», «Газпром»), а также зарубежные инвесторы.
В соответствии с транспортной программой на Северном Кавказе ведется реконструкция морских портов (Махачкала, Туапсе, Темрюк, Таганрог), аэропортов (Майкоп, Владикавказ, Кавминводы), автомобильных и железных дорог.
В рамках энергетической программы начинается реализация проектов по пяти подпрограммам: энерго- и теплоснабжение региона, газоснабжение, обеспечение нефтепродуктами, реструктуризация угольной промышленности, строительство продуктопроводов.
Ассоциация «Северный Кавказ» сотрудничает с Российским Союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), что помогает вырабатывать перспективную стратегию для СКЭР с учетом общероссийских интересов. РСПП предлагает помощь в реализации следующих проектов, считающихся ключевыми для региона: строительство платной скоростной автомагистрали Москва - Северный Кавказ; развитие портового хозяйства Азовского моря; эффективное использование нефти и энергоресурсов, имеющихся в СКЭР; производство лекарственных препаратов из натуральных природных компонентов; дальнейшее освоение залежей свинцовых руд, вольфрама и молибдена.
Ассоциация выступила с инициативой принятия Федеральной целевой программы социально-экономического развития Северного Кавказа до 2012 года как средства преодоления кризисных явлений в регионе. Он состоит из четырех блоков - политического, социального, экономического и управленческого, которые объединили 20 программ и около 200 проектов. Наиболее значительными определены 6 направлений: электроэнергетика, нефтепереработка, газификация, транзит, автодороги, государственная и таможенные границы.
Программа отражает радикальные изменения ситуации, определенные событиями последнего периода, ролью Северного Кавказа как пограничного региона, дополнительной передислокацией воинских подразделений. Основная направленность программы - поиск путей интеграции экономического, социального, научного и культурного потенциала всех субъектов Федерации Северного Кавказа, формирование общности межрегиональных связей и связей внутри региона, утверждение межнационального согласия и реального федерализма.
Успех реализации программы будет зависеть от правильного выбора очередности финансирования проектов. Решением Совета ассоциации в качестве первоочередных выбраны проекты межрегиональных рыночных структур, формирующих механизмы реализации программы.
К ним отнесены:
Для формирования структуры управления региональными отраслевыми комплексами разрабатывается проект создания отраслевых и межотраслевых холдинговых компаний. Эти механизмы должны сочетаться с совершенствованием законодательной базы, направленной на обеспечение безопасности участников инвестиционного процесса, а также на создание льготного режима для инвесторов, реализующих программные проекты.
Процесс региональной экономической интеграции Северного Кавказа в единый хозяйственный организм с высокой степенью самодостаточности нельзя представлять как лишенный серьезных противоречий. Для развития горизонтальных связей территориям необходимо преодолеть этнические конфликты. Более того, именно решение этнополитических, социальных и национально-государственных противоречий (в том числе проблемы Чечни) может быть программой и целью взаимодействия и интеграции регионов Северного Кавказа.
Достаточно остро стоят также вопросы международного сотрудничества и интеграции. Ослабление позиций России в Закавказье и, напротив, увеличение зарубежного влияния во всем регионе Большого Кавказа закономерно сказываются и на севере региона. Северный Кавказ попадает сегодня «в тень» основной зоны зарубежных инвестиций, которая тянется от прикаспийских государств Центральной Азии до черноморских стран и включает государства Закавказья. Именно в этом поясе формируется единая транспортно-коммуникационная система, реализуются геополитические и геоэкономические интересы Запада, в первую очередь США. За последние годы сформировался новый региональный союз стран СНГ - ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия), члены которого в своих внешних связях активно ориентируются на Запад и не хотят сближения на многосторонней основе с Россией. Это обстоятельство в известной мере препятствует взаимным связям северокавказских субъектов РФ с их ближайшими соседями - Грузией, Украиной и Азербайджаном, т. к. России как участнику СНГ все сложнее согласовывать на межгосударственном уровне общие условия сотрудничества.
В период с 2002 по 2013 гг. все внимание Совета Ассоциации, как и в прежние годы, направлено на решение задач, имеющих первостепенное значение для социально-экономического развития региона. Все больше внимания уделяется вопросам, связанным с привлечением в экономику региона внешних инвестиций, выполнением различных целевых программ, действующим в регионе.
По ряду предложений Ассоциации приняты конкретные решения, по другим - даны поручения соответствующим министерствам и ведомствам. Значительно в эти годы выросла внешнеэкономическая составляющая деятельности Ассоциации «Северный Кавказ»
По линии Бюро «ТАСИС» Ассоциация «Северный Кавказ» получила проектные предложения «Содействие инвестициям Греции и стран Евросоюза в предприятия Юга России, поддержка и развитие округа». Предложения, подготовленные Межбалканским и Черноморским бизнес-центром, приняты Ассоциацией к проработке, одновременно достигнута договоренность о проведении рабочей встречи с представителями этих организаций по вопросам практической реализации проектов.
Проводимая Ассоциацией «Северный Кавказ» в этот период работа в области внешнеэкономической деятельности способствует решению социальных задач и подъему экономики региона.
Значимым стало участие Ассоциации в подготовке и работе Петербургского международного экономического форума. Делегация Ассоциация «Северный Кавказ» также приняла участие в работе Конгресса предпринимателей стран СНГ, прошедшего в рамках форума.
Учитывая возросшие грузопотоки, в том числе в результате роста экономики и активизации внешнеторговой деятельности, Ассоциация с привлечением специалистов отрасли провела анализ внутрирегиональных и транзитных перевозок. Исполнительным комитетом Ассоциации «Северный Кавказ» Совместно Южным окружным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации проведена работа с французской промышленной группой «ТАЛЕС» по привлечению инвестиций для реконструкции аэропортов Юга России, с целью оснащения их современными системами управления воздушным движением.
Конкретнее и эффективнее становится сотрудничество Ассоциации с Аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказского федерального округа. Полпред и его заместители принимает непосредственное участие в заседаниях Совета Ассоциации «Северный Кавказ» и принимаемых на них решениях. К примеру, стали регулярными совместные заседания Совета глав регионов и Совета Ассоциации «Северный Кавказ».
Таким образом, вся деятельность Ассоциации направлена на обеспечение совместных скоординированных действий республик, краев и областей Юга России в решении широкого круга вопросов, в том числе актуальных экономических и хозяйственных проблем, бюджетной и налоговой реформы, социальной политики, экологии, внутрирегионального и международного экономического сотрудничества.
Комплексное
развитие региональной экономики определяется
оптимальным пропорциональным развитием
всех наличествующих в нем отраслей хозяйства
при имеющейся специализации. Это комплексное
развитие предполагает обеспечение наиболее
рациональных отраслевых территориальных
пропорций, установление и поддержание
оптимальных соотношений между: Отраслями
специализации и обслуживающими отраслями;
Добывающей и обрабатывающей; Легкой и
тяжелой; Промышленностью и сельским хозяйством;
Производственной инфраструктурой и социальной;
Сферой производства и услуг.
Существуют показатели, на основе которых можно
говорить о комплексности регионального хозяйства:
На базе регионального хозяйственного комплекса создаются или простые или сложные отраслевые комплексы. Простой комплекс- сочетание параллельных отраслей специализации плюс обслуживающие отрасли. Сложный комплекс - наличие отраслей с непосредственными связями, которые могут развиваться и по вертикали и по горизонтали.
Конкурентная среда - это совокупность
рыночных субъектов и факторов, которые
определяют характер взаимоотношений
между производителями и потребителями
в регионе.
Среда определяется типом конкуренции,
структурой регионального рынка, развитием
различных организационно-правовых форм
и форм собственности субъектов рынка.
В современной России для региональных
рынков характерны в основном регионально-монополистическая
и регионально-олигополистическая системы.
В зависимости от соотношения на региональном
рынке иностранных и отечественных предприятий
конкурентная среда на рынках характеризуется
как:
1. Монополия иностранной фирмы.
2. Доминирование иностранных
3. Конкурирующие иностранные
4. Конкурирующие иностранные
Развитие конкурентной среды во многом зависит от институциональной структуры экономики региона. Она представляет собой совокупность субъектов рынка различных форм собственности, которые действуют на конкретном региональном рынке. Субъекты рынка могут быть в государственной или муниципальной собственности, являться акционерными обществами, частными предприятиями, смешанного типа и иностранными предприятиями.
Важным показателем степени конкуренции на региональном рынке и показателем возможности создать конкурентный рынок является наличие либо отсутствие барьеров входа на рынок.
Барьеры - факторы и обстоятельства, которые препятствуют новым хозяйствующим субъектам вступить на данный рынок и работать на нем на равных условиях с уже действующими там субъектами.
Выделяют также и барьеры выхода с региональных рынков - это факторы, которые затрудняют прекращение деятельности на конкретном рынке без значительных экономических потерь. В России такие факторы носят в основном объективный характер, например, ограниченная возможность диверсификации производства предприятия с использованием оборудования, которое у него есть, невозможность перейти на новые источники сырья и другие.
Все барьеры делятся на 2 группы: