Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:35, шпаргалка
Вопрос 1: Система региональных рынков и ее состав. Региональный рынок средств производства.
Система региональных рынков - совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, который располагается на определенной территории.
Региональные рынки могут быть:
1) по воспроизводству: рынки обеспечения потребности населения региона; рынки, обеспечивающие формирование и использование отдельных факторов производства; рынки, обеспечивающие перемещение вещественных потоков;
Соответственно целям выстраивается и система критериев и показателей, которыми достигаются цели. Универсальным интегральным показателем является индекс развития человека, который ранжирует страны от 0 до 1. Для его расчета используется три показателя экономического развития:
- ожидаемая продолжительность жизни при рождении и средняя продолжительность жизни;
- интеллектуальный потенциал (грамотность
взрослого населения и средняя
продолжительность обучения);
- величина душевого дохода с учетом покупательной
способности национальной валюты.
Используются также частные показатели
развития регионов:
- доход на душу населения
- степень дифференциации
- уровень потребления отдельных материальных благ;
- уровень физического здоровья населения
- уровень образования;
- степень счастья населения.
Особое значение в определении уровня
экономического развития региона имеют
ВНП ВВП и реальный ВНП на душу населения.
ВНП - это рыночная стоимость товаров
и услуг, произведенных в регионе за определенный
период.
ВВП - это объем произведенной продукции
и услуг в экономике региона.
Реальный ВНП на душу населения -
это стоимость затрат на личные покупки.
Для оценки динамики развития региона
обычно используют показатели, которые
оценивают темпы экономического роста,
темпы роста и спада производительности
труда, темпы роста дохода, структурных
изменений в экономике региона.
В России разработаны следующие критерии социально-экономического развития
региона:
- ВНП и ВВП (в том числе в расчете на душу населения) и изменение этих показателей;
- средний уровень дохода и
степень дифференциации
- продолжительность жизни, уровень
физического и психического
- уровень образования;
- уровень потребления
- уровень здравоохранения: обеспеченность больницами, аптеками, диагностическими центрами, услугами скорой помощи;
- состояние окружающей среды;
- обогащение культурной жизни людей;
- развитие малого бизнеса.
Управление региональными рынками предполагает воздействие субъектов управления на объект ради достижения заранее спланированных целей, которые региональные органы поставили перед собой в рамках исполнения программно-целевого метода. основные цели управления региональными рынками - это обеспечение сбалансированности рынков в регионе, удовлетворение потребностей населения, обеспечение экономической эффективности развития региона.
Объектами управления являются население, предприятия, организации, сельскохозяйственные предприятия, объекты рыночной социальной инфраструктуры региона.
Функции управления региональными рынками
следующие.
1. Аналитическая. Экономическая диагностика
развития рынков, исследования региональной
рыночной конъюнктуры, исследования конкурентной
среды, анализ институтов региональных
рынков, исследование всей рыночной инфраструктуры
в целом.
2. Организация и контроль. Процесс построения
органов управления региональными рынками,
упорядочение их взаимосвязей, информационного
потока ради обеспечения контроля.
3. Планирование. Разработка стратегических
и тактических планов по развитию системы
региональных рынков.
4. Координация. Разработка законов, нормативов, программ.
5. Мотивация. Льготы предприятиям,
кредиты в целях повышения
покупательной способности
По отношению к функционированию региональных
рынков существуют основные теории, посвященные
анализу функционирования рынка регионов.
I. Теория размещения производства и средств обращения. В этой теории упор делается на анализ пространственных проблем размещения предприятий, транспортных сетей.
II. Теория рыночных потенциалов и пространственного взаимодействия. Эта теория сосредотачивает внимание на региональных и внутрирегиональных связях, перемещении товаров, услуг, капиталов.
III. Теория центральных мест. В этой теории города в регионе рассматриваются как рыночный центр снабжения прилегающей сельской местности товарами и услугами.
IV. Теория геомаркетинга. Эта теория упор делает на исследование пространственных характеристик региональных рынков, месторасположение покупателей. В рамках теории проводится географическая сегментация регионального рынка для формулирования стратегии продвижения товаров на каждой территории.
V. Теория пространственного
VI. Институциональная теория. Региональный рынок - это система взаимодействующих субъектов сферы обращения региона, которая выступает в различных организационных формах и обеспечивает торгово-экономические и финансовые связи между производителями и потребителями.
Все теории рассматривают проблему экономической диагностики региональных рынков, которая представляет собой сбор, анализ и интерпретацию данных об основных факторах, воздействующих на социально-экономические процессы и влияющих на формирование региональных рынков.
Экономическая неоднородность регионов была и будет в любом государстве. Развитие всех территорий не может быть одинаковым в силу различия природных условий, состава и объемов запасов полезных ископаемых, специфики размещения основного капитала, количества и качества трудовых ресурсов и т.д. Большое значение для экономического развития имеют общая площадь территории, плотность населения, наличие видов экономической деятельности (в том числе малорентабельных отраслей).
Во всех государствах при решении региональных проблем развития, прежде всего, определяют роль и место конкретной территории среди других аналогичных образований.
В советской экономической науке при районировании территории страны традиционно применялось разделение субъектов социалистической Федерации на: 1)развитые; 2)отсталые.
Среди имевшихся в России республик, краев и областей, кроме развитых и отсталых территорий, выделялись: столичные, традиционно-промышленные и другие. Помимо этого, они классифицировались и по некоторым особенностям, например, санаторно-курортные, приграничные и т.п. Когда в стране начался переход к рынку, ситуация с определением места субъекта РФ в хозяйственной жизни стала радикально меняться. Сейчас довольно часто применяется сохранившееся деление регионов РФ на:
Одновременно применяется несколько типов классификаций, которые по-новому определяют место каждого региона.
Для целей региональной политики выделяют:
По отношению к государственному бюджету субъекты РФ могут выступать в двух качествах:
На уровень экономического развития регионов в Российской Федерации, главенствующее влияние оказывают следующие факторы: