Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:35, шпаргалка
Вопрос 1: Система региональных рынков и ее состав. Региональный рынок средств производства.
Система региональных рынков - совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, который располагается на определенной территории.
Региональные рынки могут быть:
1) по воспроизводству: рынки обеспечения потребности населения региона; рынки, обеспечивающие формирование и использование отдельных факторов производства; рынки, обеспечивающие перемещение вещественных потоков;
Региональные аграрные рынки - весьма сложные структуры. С одной стороны, они включают рынки производимой в аграрной сфере сельхозпродукции и готового к употреблению продовольствия, с другой - такую сложную для оценки составляющую, как рынок земли. Кроме того, в сферу региональных аграрных рынков включаются рынки сельхозтехники, оборудования, удобрений и средств ухода за растениями и животными, рынки услуг, предоставляемых предприятием АПК и др.
Сельское хозяйство всегда составляло значительную часть российской экономики. Первоначально в период реформирования экономики и сельского хозяйства в целом по регионам России стояла задача формирования производителей нового типа, т.е. ориентированных на рынок, способных гибко приспосабливаться к рыночным условиям, чутко реагировать на быстро изменяющуюся конъюнктуру. Ведь долгое время в стране большое внимание уделялось в основном коллективным формам хозяйствования на земле: колхозам, совхозам, которые изначально не были приспособлены к функционированию в условиях рыночной экономики.
Другой основной причиной необходимости реформирования аграрного сектора стало лишение крестьян собственности на землю и другие средства производства, что подрывало мотивационные стимулы к труду.
В связи с этим возник вопрос, связанный с введением частной собственности на землю.
Главные направления аграрной реформы, начавшейся в 90-х гг. во всех регионах России:
- земельная реформа;
- реорганизация колхозов и совхозов;
- приватизация во всех сферах АПК.
Преобразования в аграрном секторе осуществляются через формирование большого числа экономических субъектов на основе разукрупнения крупных колхозов и совхозов.
Процесс реорганизации коллективных хозяйств в регионах проходил в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», который предполагал следующие основные положения:
1. выбор колхозом (совхозом) формы собственности на землю;
2. определение списка лиц, имеющих право на земельный и имущественный пай;
3. выдача свидетельства на право пользования землей;
4. объединение паев в ТОО, АО и прочие формы.
На первом этапе земельной реформы преобладал метод бесплатного наделения земельными участками новых землепользователей или закрепления участков за старыми землепользователями. Посредством средне районных земельных долей происходило выравнивание размеров землевладения.
Предполагалось, что второй этап реформы будет базироваться на механизме перераспределения участков между субъектами земельного права путем регулирования земельного рынка, т.е. в форме купли-продажи земельных участков или прав на их использование.
Первый сегмент земельного рынка - продажа земельных участков гражданам для личного подсобного и дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства и садоводства. Его функционирование не вызывает каких-либо разногласий. Этот рынок в основном обеспечен нормативной базой.
Второй сегмент - продажа земельных участков для предпринимательской деятельности. Здесь покупателями являются граждане, их объединения, приватизированные предприятия, местные органы власти. До настоящего времени сделки подобного характера совершались преимущественно для организации несельскохозяйственной деятельности. При этом цены по различным регионам колеблются.
Что касается продажи земельных долей хозяйств, т.е. земли для сельскохозяйственных целей, то это сейчас стало основным пунктом разногласий при принятии Земельного кодекса в федеральных органах власти.
Исходя из факта незначительного объема продажи паев, а также необходимости создания механизма перехода земель от собственников, неэффективно использующих сельскохозяйственные угодья, к другим, которые способны более рационально вести хозяйство, одна группа ученых и представителей властных структур предлагает ввести земельный рынок, ограничив его определенными условиями, в том числе:
- установлением
дифференцированных по
- ограничением на продажу земель, полученных бесплатно из государственного фонда;
- предоставлением
сельскохозяйственных земель
- разрешением
приобретать земли только
Другая позиция заключается в том, что не может быть единообразным подхода к купле - продаже земли во всех регионах России в силу сложившихся традиций, законодательных актов, принятых на местах отдельными субъектами Федерации. Кроме того, необходимо четко представлять, кто может быть покупателем и продавцом земельных участков. По своему экономическому положению абсолютное большинство сельских товаропроизводителей не в состоянии ни выкупить, ни взять кредит для приобретения земельных участков для товарного производства.
В роли продавцов земельных паев окажутся в первую очередь пенсионеры, работники социальной сферы села, доля которых достигает в некоторых районах 50 - 70% от общей численности собственников паев. Таким образом, будет нарушена целостность хозяйства. При введении залога земель часть граждан будет стремиться получить деньги заведомо без намерения выкупать эти участки
Дальнейшее развитие региональных рынков земли должно идти, по мнению многих экономистов, в направлении предоставления собственникам земельных долей реального права распоряжаться ими по своему усмотрению, с ориентацией на крестьянина-хозяина; упрощения процедуры аренды земли, государственной поддержки региональных проектов улучшения земель, введения единого земельного налога и т.д.
До настоящего времени осуществление основных направлений реформы в российских регионах по своей сути не отличается. Однако постепенно в регионах, главным образом с учетом местных условий и возможностей, складываются новые модели экономики в аграрном секторе.
Таким образом, более верным и полным будет следующее определение аграрного рынка: аграрный рынок – это совокупность правоотношений, связанных с заключением и выполнением гражданско-правовых договоров в отношении сельскохозяйственной продукции.
В рамках рыночной экономики аграрный рынок представляет собой технологически замкнутую систему, являющуюся открытой для использования условий, повышающих системную эффективность. В данную систему входят следующие составляющие: рынок аграрной продукции, рабочей силы, земли, средств производства и финансов [1].
Рынок аграрной продукции – это сфера обмена товара между производителями и потребителями, сложившаяся на основе разделения труда.
Данному рынку свойственны определенные особенности, вытекающие из особенностей самого аграрного производства:
1) Зависимость предложения аграрной продукции от погодных условий, которые ограничивают возможности контроля со стороны крестьянского хозяйства за количеством и качеством продукции.
2) Гарантированный спрос на аграрную продукцию, что обусловлено ее способностью удовлетворять потребности населения в пище.
3) Большой объем и скоропортящийся характер продукции вызывает необходимость, с одной стороны, наличия ее хранилищ, а с другой – стремление крестьянина в максимально сжатые сроки реализовать такую продукцию.
4) Сосредоточение потребления аграрной продукции в городах, что вызывает необходимость ее сбыта главным образом через различного рода посредников.
5) Постоянство функционирования рынка аграрной продукции, обусловленное постоянством потребления населением продовольствия с целью непрерывности производства рабочей силы.
Рынок рабочей силы — это форма движения рабочей силы. Развитый рынок труда стимулирует предприимчивость, инициативу, повышение качества рабочей силы, обусловливает высокую ее мобильность.
Рынок земли является необходимым составляющим элементом комплексного рынка в аграрном производстве. Земельный рынок—это часть системы земельных отношений, регуляторами которой являются право собственности (владение, пользование, распоряжение), возможность передачи этого права (аренда, продажа, залог и т. д.), конкуренция (свободный выбор участка), денежная оценка и свободно складывающиеся цены на землю. Земельный рынок базируется на двух условиях: любой участок земли рано или поздно может получить нового собственника, и у каждого участка есть своя цена. Рынок средств производства представляет собой совокупность финансово-экономических и организационно-правовых отношений в процессе купли-продажи материально-технических средств, основанных на динамической сбалансированности спроса и предложения на них.
Важным элементом структуры аграрного рынка является также рынок финансов. Рынок финансов основывается на двух источниках – свободных денежных ресурсах предприятий аграрной сферы и свободных денежных средствах трудящихся.
Агропромышленный комплекс Республики Дагестан представлен совокупностью отраслей экономики, обеспечивающих выращивание сельскохозяйственной продукции, ее переработку, выпуск и реализацию потребителю. Здесь производится более пятой части валового регионального продукта, где значительную долю составляют малые формы хозяйствования.
Так, по состоянию на 1 января 2010 года в агропромышленном комплексе республики функционировало 655 различных предприятий и организаций, 43,6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 400,0 тыс. личных подсобных хозяйств граждан. Доля хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств в общей структуре продукции сельского хозяйства республики составляет 90,0 процента. В агропромышленном комплексе республики занято около 300 тысяч работающих.
Сегодня продовольственные рынки республики базируются в основном на ввозе продуктов (кроме овощей и картофеля), а по многим позициям - крупномасштабном.
Одним из отрицательных последствий зависимости республики от ввоза продовольствия является влияние ценовой политики экспортеров на конъюнктуру республиканского продовольственного рынка, что тормозит развитие сельского хозяйства республики. И здесь немаловажен фактор эффективности оказываемой государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям, стимулирование объемов производства и улучшение качества продукции через механизм субсидирования, что в свою очередь повышает их конкурентоспособность.
В результате при огромном засилье различных зачастую нечистоплотных посредников, необоснованно завышающих розничные цены, реализация сельскохозяйственной продукции в совокупности с отсутствием надлежащей государственной поддержки приводит к сокращению производства и потребления местных сельхозпродуктов, происходит стагнация сельскохозяйственного производства.
В целях создания конкурентной среды в агропромышленном комплексе республики необходимо:
Реализация даже не в полной мере вышеперечисленных мероприятий позволит в значительной степени увеличить объемы производства. Уровень качества продукции является важнейшим критерием развития любого региона, страны и своеобразной визитной карточкой для проникновения товаров на новые рынки в условиях острейшей конкуренции.
Вопрос 6: Нету