Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:35, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1: Система региональных рынков и ее состав. Региональный рынок средств производства.

Система региональных рынков - совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, который располагается на определенной территории.
Региональные рынки могут быть:
1) по воспроизводству: рынки обеспечения потребности населения региона; рынки, обеспечивающие формирование и использование отдельных факторов производства; рынки, обеспечивающие перемещение вещественных потоков;

Файлы: 1 файл

госс.docx

— 400.25 Кб (Скачать файл)

В качестве возможной точки предполагаемой СЭЗ иранский посол предложил Махачкалинский морской порт. Последний привлекает внимание иранцев в силу таких факторов, как егo круглогодичная работа, наличие портовой инфраструктуры для перевалки грузов, железная дорога и автомобильная трасса, примыкающие к порту. Иранцы также выдвинули инициативы по созданию прямого авиасообщения между Ираном и Дагестаном, обозначили интерес в вопросе открытия в республике своего генконсульства. По информации порта, в целях организации прямого смешанного железнодорожно-паромного сообщения Махачкала-Амирабад, Махачкала-Энзели необходимо завершение строительства паромного комплекса в порту Амирабад и строительство паромной переправы в порту Энзели.

В качестве важного шага на пути углубления экономического сотрудничества и совершенствования условий взаимодействия между Республикой Дагестан и Исламской Республикой Иран мировая практика признает создание системы информационного обеспечения. Изучение условий развития экономических отношений между Дагестаном и Ираном позволяет нам утверждать, что одним из ключевых недостатков в данной сфере является отсутствие системы сбора информации не только по зарубежным рынкам, в большей степени, нарушена работа механизма отражения статистической отчетности по направлениям экономического развития самого региона.

Особо внимание следует уделить и стандартным мерам по защите внутреннего рынка с обязательной увязкой с выбранными направлениями структурной политики. На наш взгляд, это особенно актуально в связи с укреплением потенциала в ряде отраслей экономики (машиностроение, пищевая и легкая промышленность), напрямую связанных с Дагестаном. Основные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности территорий предполагают не только применение тарифных мер, но и расширение набора мер нетарифного характера путем задействования четких и жестких требований по качеству и техническому уровню поставляемых товаров, их санитарному состоянию.[11]

Один из наиболее значимых вопросов регулирования -привлечение инвестиций в регионы. Здесь получает новый импульс развития вопросы внедрения гибкой системы налоговых льгот на инвестиции, оборудование, строительство. Особое внимание уделяется предоставлению земельных участков в аренду на большой срок, используется дифференциация налога на землю и недвижимость.

Для осуществления эффективного сотрудничества между регионами и точного определения механизма углубления экономических связей между Дагестаном и Ираном, необходимо определить перспективные направления развития торгово-экономических отношений между данными рассматриваемыми регионами.

Используя этот потенциал, нами ведется активное взаимодействие с Республикой Турция. Турецкая Республика и Республика Дагестан - давние исторические партнеры, которых связывают тесные узы сотрудничества в самых различных областях. Особенно динамично развиваются культурные, научные, спортивные и другие связи между двумя республиками. За последние годы товарооборот Турции и Дагестана увеличился более чем в 4 раза и по итогам 2012 г. составил около 30 млн долларов. Тенденция к росту товарооборота устойчива и продолжает нарастать. Развивается сотрудничество и на правительственном уровне. В настоящее время интересы Министерства торговли, инвестиций и предпринимательства РД в Турции представляет компания «Global Business Development&Consulting Group». Благодаря этому были проведены переговоры по совместному сотрудничеству в таких отраслях, как промышленность, в том числе легкая, строительство и сельское хозяйство. В декабре турецкая компания «ОнейНи- марлик» провела в Дагестане презентацию проекта по строительству пятизвездочного отеля.[12]

4 марта 2013 года в  поселке Тюбе Кумторкалинского района была осуществлена торжественной церемонии закладка первого камня  строительства текстильной  фабрики «Нергиз., соглашение по которой было подписано по итогам состоявшихся встреч и переговоров представителей турецкого холдинга «Нергиз» с руководством республики в рамках второго Дагестанского экономического форума.  

Компания «Нергиз» специализируется на производстве ниток, тканей и другой текстильной продукции в Турции. Строительство предприятия в Дагестане позволит создать 5 тысяч рабочих мест. В случае успешной реализации проекта, за пять лет работы предприятия, есть возможность довести объемы дагестанского экспорта текстиля до 500 миллионов долларов в год.[13]

Продолжается сотрудничество с Республикой Казахстан, Туркменистаном. На сегодняшний день руководством республики проводится активное инвестиционное позиционирование Республики Дагестан на региональных, российских и международных презентационно-выставочных мероприятиях, где представляются реализуемые и планируемые к реализации инвестиционные проекты с целью привлечения потенциальных инвесторов и улучшения инвестиционной привлекательности нашего региона.

В прошедшем году Республика приняла участие в Красноярском экономическом форуме, Российско- Азербайджанском форуме, который проходил в г. Астрахани, Международном саммите исламского бизнеса и финансов в г. Казани, рабочей поездке заместителя Председателя Правительства РФ, Полномочого представителя Президента РФ в СКФО А. Г. Хлопонина в Азербайджанскую Республику и др. В ходе визита в Азербайджанскую Республику было подписано Соглашение между Правительством Республики Дагестан и Правительством Азербайджанской Республики о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве, а также представлены инвестиционные проекты, наиболее интересные для азербайджанской стороны. Необходимо отметить, что отношения Республики Дагестан с Азербайджанской Республикой развиваются динамично, характеризуются активным диалогом на разных уровнях, в частности в сфере торгово-экономических связей и приграничного сотрудничества. Азербайджанская Республика традиционно является крупнейшим внешнеторговым партнером Республики Дагестан (не менее 30% внешнеторгового оборота). В мае 2010 г. состоялся официальный визит Президента Республики Дагестан в Азербайджанскую Республику. В ходе визита состоялась встреча с Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым. Во время встречи были обсуждены вопросы реализации совместных проектов в области освоения углеводородов, развития топливно-энергетического комплекса и туризма.

В ноябре 2011г. в г. Махачкале состоялся российско-азербайджанский бизнес-форум. Его организаторами выступили Правительство и Агентство инвестиций и внешнеэкономических связей (ныне Министерство торговли, инвестиций и предпринимательства) Республики Дагестан.

В состав делегации Азербайджанской Республики вошли руководители ведущих отраслевых компаний, холдингов и корпораций. Делегацию Азербайджана возглавил Шахин Мустафаев - министр экономического развития.

Форум собрал более ста представителей министерств, ведомств и бизнеса Северо-Кавказского федерального округа.

В рамках экспозиционной части бизнес-форума дагестанской стороной было представлено 23 инвестиционных проекта и проведено 2 презентации.

Азербайджанская делегация с большим интересом ознакомилась с инвестиционными проектами и инвестиционными площадками Республики Дагестан.[14]

Во время работы бизнес-форума представители деловых кругов наладили контакты, стороны обменялись мнениями о перспективах взаимовыгодного сотрудничества и договорились, что после изучения всех материалов, можно будет заключать долгосрочные контракты. Сторонами был обсужден ряд вопросов, затрагивающих взаимные интересы экономического и межрегионального приграничного сотрудничества. Это - создание совместных предприятий; участие азербайджанской стороны в реализации инвестиционных проектов на территории Республики Дагестан; проведение Дней Республики Дагестан в Азербайджанской Республике и Дней Азербайджанской Республики в Республике Дагестан; совместное участие в международных презентационно-выставочных мероприятиях, проводимых на территориях сторон. Министр экономического развития Азербайджана Шахин Мустафаев обратил внимание на возможность сотрудничества в областях гидроэнергетики, добычи и переработки углеводородов, создания транспортно-логистического центра, агропромышленного комплекса, строительства и туризма.

Республика Дагестан заинтересована в развитии взаимовыгодных партнерских отношений, имеет для этого все необходимые предпосылки, возможности и перспективы, поэтому мы стараемся обеспечить все необходимые условия и показать, что Дагестан открыт для сотрудничества.

 

Вопрос 10: Анализ деятельности Ассоциации экономического взаимодействия «Северный Кавказ».

 

Механизм координации внешнеэкономических связей субъектов РФ осуществляется через институт уполномоченных МВЭС России в регионах; через систему информационных обменов; через помощь, оказываемую регионам в реализации их программ и конкретных проектов в области развития экспорто-ориентированных производств; через систему взаимодействия с межрегиональными ассоциациями. Сейчас существует 8 межрегиональных ассоциаций, в состав которых входят все области и республики РФ, ассоциация «Северо-Запад», «Большая Волга», «Сибирское соглашение», «Черноземье», ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона, ассоциация социально-экономического сотрудничества, краев и областей Северного Кавказа, межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов федерации Дальнего Востока и Забайкалья. Создавать межрегиональные ассоциации регионы заставляет необходимость объединения своих усилия в решении общих проблем. Важным направлением деятельности таких ассоциаций является лоббирование в законодательных и исполнительных органах федеральной власти интересов своих регионов. Среди других направлений следует отметить проведение мер по стабилизации экономического положения регионов, подготовку предложений по государственной региональной политике, участие в разработке проектов законодательных актов по экономической реформе и т.д. Программы межрегиональных ассоциаций предполагают решение множества экономических вопросов в области рационального размещения производительных сил и развития оптимальной специализации регионов; формирование региональных и межрегиональных финансово-инвестиционных институтов; осуществление согласованной внешнеэкономической деятельности на федеральном и региональном уровне; развитие межрегиональной производственной структуры и т.д.

Большое значение для интенсификации внешнеэкономических связей имеет самостоятельная инициатива регионов. В 1997 году на конференции «Экономический форум регионов Европы за сотрудничество, безопасность и устойчивое развитие» говорилось о необходимости подготовки и подписания двусторонних межправительственных соглашений, целью которых должно стать содействие региональному сотрудничеству прежде всего России и Германии, России и Франции, России и Швейцарии. В этой связи особенно впечатляет опыт включения в активное международное сотрудничество таких российских регионов, как Москва, Московская область, Красноярский край, республик Татарстан, Башкортостан, Саха-Якутия.

Сложившаяся территориальная структура хозяйства при глубинном размещении главных центров экономики и слабо освоенной или сильно депрессивной приграничной зоне затрудняет включение России в процессы глобального и регионального сотрудничества. Поэтому одно из главных направлений адаптации - постепенная, но целенаправленная трансформация унаследованной "перевернутой модели" размещения экспортного производства. Это позволит повысить эффективность участия страны в мировом хозяйстве и начать переход от внутриматерикового к материково-приморскому размещению хозяйства. Важную роль в адаптации российского пространства к условиям открытости призваны сыграть приграничные районы.

Однако "переток" экономики из глубинных районов к границам объективно затруднен тем, что от полюсов мировой экономики Россия отделена обширными пространствами, большую часть которых составляют постсоветские республики.  
Реконструкция территориальной структуры экономики позволит смягчить проблему поляризации, ускорить межрегиональную интеграцию на рыночной основе, привнести элементы партнерства и сотрудничества в отношения между центрами и периферией. Однако она может быть осуществлена только при масштабных и долговременных инвестиционных усилиях. При этом необходимо одновременно сохранять потенциал действующей экспортной базы, наращивать топливно-сырьевой экспорт в регионах, выдвинутых к внешним рынкам, и экспорт обрабатывающих отраслей. 
Перед лицом этих проблем стремление федеральных властей централизовать государственные финансы выглядит вполне оправданным. Однако это не должно выражаться в отходе от федерализма и восстановлении унитарного государства. Последнее в современных условиях, на наш взгляд, в конечном счете приведет к еще большему усилению социально-экономической поляризации российского пространства.

Ассоциация «Северный Кавказ» возникла на основе добровольного объединения органов представительной и исполнительной власти. К основным задачам Ассоциации относятся:

  • создание необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Федерации в вопросах социально-экономического развития территорий Северного Кавказа на основе объединения их материальных и финансовых ресурсов;

  • координация совместной деятельности субъектов Федерации по вопросам, представляющим взаимный интерес;

  • проведение согласованных мероприятий по стабилизации экономического положения и социальной защите населения;

  • принятие совместных решений по разработке и реализации региональных и межрегиональных программ и проектов по проблемам, входящим в компетенцию субъектов Федерации и органов местного самоуправления; создание необходимых для этого финансовых источников и материальных ресурсов за счет использования промышленного, научно-технического потенциала учредителей Ассоциации, а также предпринимательской деятельности структур, создаваемых Ассоциацией в этих целях;

  • поддержка и реализация основных направлений государственной региональной политики, направленной на укрепление государственной целостности Российской Федерации, а также противодействие элементам сепаратизма и децентрализации системы государственной власти в Российской Федерации;

  • разработка предложений по совершенствованию региональной государственной политики в Российской Федерации, развитию различных форм национально-культурной автономии;

  • организация и обеспечение взаимодействия регионов, входящих в Ассоциацию, с центральными органами федеральной исполнительной власти на местах;

  • подготовка рекомендаций и осуществление совместно с соответствующими органами министерств и ведомств Российской Федерации на местах мероприятий по реализации федеральных программ и проектов, а также региональных, межрегиональных и местных соглашений и программ.

В конечном итоге основная цель деятельности Ассоциации «Северный Кавказ» - развитие взаимовыгодных экономических отношений между ее участниками, создание условий для стабильного экономического развития всех территорий региона, а главное - в повышении уровня жизни населения.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"