Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:35, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1: Система региональных рынков и ее состав. Региональный рынок средств производства.

Система региональных рынков - совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, который располагается на определенной территории.
Региональные рынки могут быть:
1) по воспроизводству: рынки обеспечения потребности населения региона; рынки, обеспечивающие формирование и использование отдельных факторов производства; рынки, обеспечивающие перемещение вещественных потоков;

Файлы: 1 файл

госс.docx

— 400.25 Кб (Скачать файл)

Межрегиональная интеграция представляет интеграцию определенного масштаба в определенных временных рамках. Важнейшей формой является экономическая интеграция, выражающаяся во взаимодействии предприятий и организаций различных регионов.

Следующей формой межрегионального взаимодействия является финансово-промышленная группа (ФПГ).

Финансово-промышленные группы в регионах могут стать реальным институтом при проведении экономической и промышленной политики. Регионы, где сформированы крупные ФПГ, являются Регинами-донорами и обладают реальной финансовой самостоятельностью при проведении бюджетной политики.

Создание банков и кредитных организаций - другая форма межрегиональных экономических связей. Создание собственных филиалов в регионах, заключение стратегических союзов крупными банками в разных регионах. Это дает возможность банкам быстрее проводить операции, инвесторам - расширять клиентуру.

Межрегиональные связи экономического взаимодействия

 

  В рамках межрегиональной интеграции создаются различные структуры и институты, которые поддерживают различные формы интеграционных процессов. «Мягкая» форма (формирование ассоциаций) и «жесткая» интеграция - создание межрегиональных структур и межрегиональных ОИВ. Жесткие формы и институты в завершающей стадии могут привести к изменению административно-территориального деления страны. Речь может пойти о формировании новой модели федеративного государственного управления, на основе федеральных округов. 
  Крайним вариантом «мягкой» интеграции являются ассоциации, объединения играющие информационную и пропагандирующую роль в нескольких субъектах РФ («Сибирское согласие», «Возрождение Урала», «Большая Волга» и т.д.). Современный вариант межрегиональной интеграции это - смесь «жесткой» и «мягкой» форм, выражающийся в создании координационных органов. Имеются отдельные примеры такого взаимодействия«Пермский проект».

Наиболее значимыми формами межрегиональной интеграции, которые возникли в начале 90-х, как реакция на бездействие региональных властей в области региональной политики, являются межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Они начали формироваться с 1991 года, и в 1992 году центр тяжести ассоциаций сместился в экономическую сферу. Первой ассоциацией стала - Северо-западная, позже появились: ассоциация Центральной России, Черноземья, «Большая Волга», Северного Кавказа, «Возрождение Урала», «Сибирское согласие».

Деятельность ассоциаций сконцентрирована вокруг важнейших экономических, социальных, правовых вопросов, поэтому в составе ассоциации создается отдельные советы и комиссии по различным направлениям. В их состав входят представители ОИВ и ОЗВ, предприниматели, ученые, руководителем является губернатор. Совет межрегиональной ассоциации имеет свой исполнительный орган (крупная исполнительная дирекция с четкой структурой, департаментами, курирующими и обобщающими работу комиссий). Все межрегиональные ассоциации имеют бюджет, формирующийся за счет взносов регионов в соответствии с расходной статьей в региональных бюджетах и взносов от различных предприятий и организаций. Все эти ассоциации имеют свои крупные представительства в Москве, которые осуществляют оперативное взаимодействие со всеми заинтересованными федеральными органами.

Вопрос 16: Региональная финансовая политика

 

  Финансы субъектов РФ представляют собой совокупность денежных отношений между органами власти субъектов, хозяйствующими субъектами и органами местного самоуправления, которые возникают по поводу формирования, накопления, распределения и перераспределения, использования централизованных региональных фондов денежных средств, представляющих собой бюджеты регионов, для решения социально-экономических задач, стоящих перед субъектами РФ.

В общем виде в состав финансов входят:

1. средства консолидированного бюджета субъекта РФ;

2. средства собственного бюджета субъекта;

3. средства территориальных подразделений  государственных внебюджетных фондов, расположенных на территории субъекта;

4. средства, полученные от размещения  на рынках государственных ценных  бумаг, эмитентами которых является правительство субъекта РФ;

5. средства, получаемые за счет  купли-продажи государственных пакетов  акций; государственных унитарных  предприятий, чьими собственниками  является правительство субъекта  РФ и которые могут передаваться  в доверительное управление наемному  менеджменту этих предприятий;

6. часть прибыли, получаемой в  результате хозяйственной деятельности  субфедеральных государственных унитарных предприятий.

Финансы субъектов РФ строятся на следующих принципах:

1. принципе самостоятельности в  процессе формирования бюджета  субъекта, бюджетов территориальных  подразделений государственных  внебюджетных фондов. Имеется нормативно-правовая  основа, которая закреплена в  бюджетном кодексе РФ, законах  о региональных бюджетах субъектов РФ.

2. принципе бюджетного федерализма, предполагающем разграничение бюджетных  полномочий, предметов ведения между  тремя уровнями бюджетной системы  Российской Федерации, разграничение  источников доходов между тремя  уровнями, формирование межбюджетных  отношений как на основе регулирующих  налогов, доли от которых зачисляются  в три уровня бюджетной системы, так и на основе межбюджетных  трансфертов, выполняющих перераспределительную  функцию между бюджетами вышестоящего и нижестоящего уровней.

3. принципе прозрачности и гласности, которые заключаются в открытости  и подконтрольности бюджетного  процесса институтами гражданского  общества, такими как средства  массовой информации и общественные организации. Принцип прозрачности будет заключаться в том, что процедура расходования денежных средств будет открыта для контроля со стороны государственных органов и общественных организаций.

Законодательство о разграничении полномочий и предметов ведения должно создать все условия для формирования источников финансирования региональных бюджетов в объемах, достаточных для исполнения региональными властями переданных им полномочий, а также условия для привлечения внешних инвестиций и других денежных средств, как для осуществления федеральных и региональных целевых программ, так и для оказания финансовой помощи бюджетам муниципалитетов, расположенных на территории конкретного субъекта РФ.

Эта финансовая поддержка может быть реализована в следующих основных формах: 
  - бюджетный кредит - определенные бюджетные средства, которые могут быть предоставлены на основании отдельной строки бюджета региона, выданныена определенные цели, или на основании отдельного кредитного договора, который заключают органы исполнительной власти субъекта с тем юридическим лицом или органом, которому выдаются соответствующие средства. В договоре должны быть прописаны сумма, ставка процента по кредиту, срок, форма и порядок погашения, цели, на которые он берется.

-Бюджетные дотации - предоставляются бюджетам нижестоящего уровня на нецелевой безвозмездной и безвозвратной основе.

- Бюджетные субсидии - предоставляется бюджетам нижестоящего уровня на долевой основе; может носить как безвозвратный, так и возвратный характер.

- Бюджетная субвенция - целевая, безвозвратная, безвозмездная финансовая поддержка. 
Региональная финансовая политика - это часть макроэкономической политики субъекта Российской Федерации, которая включает в себя следующие основные направления: налоговую, бюджетную, кредитно-денежную, институциональную, инвестиционную, социальную политики.

Региональная финансовая политика во многом зависит от системы территориального разделения труда и отраслей специализации в региональном хозяйственном комплексе, который наличествует в том или ином регионе.

Методы обеспечения региональной финансовой политики: 
  1. финансовая помощь в реструктуризации экономики депрессивных и отсталых регионов; 
  2. формирование условий для привлечения денежных средств российских и иностранных инвесторов в реальный сектор экономики, необходимых для формирования рыночной инфраструктуры, системы оптовой и розничной торговли, рекламных агентств, сети производственной и рыночной инфраструктуры; 
  3. формирование эффективной системы государственного регулирования цен на услуги и товары естественных монополий для населения и социально значимых объектов. 
  Выделяют следующие формы реализации региональной финансовой политики:

  • разработка и осуществление субъектами региональных и участие в федеральных целевых программах социально-экономического развития;
  • участие бюджетных ресурсов регионов в наиболее эффективных инвестиционных проектах;
  • размещение на аукционной основе региональных заказов;
  • создание на территории региона финансовых условий для создания технополисов в тех регионах, которые имеют высокий научный и кадровый потенциал и производственную инфраструктуру;
  • содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Вопрос 17 - НЕТУ

Вопрос 18: Теоретические основы регионального управления

 

  В последние  годы усилилась роль регионального  управления, так как именно через  регионы осуществляется руководство  федеративным государством в  целом. Под региональным управлением понимается государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов Федерации в их административно-территориальных границах всеми им подведомственными отраслями и сферами в соответствии с разграничением государственных полномочий между федеральными и субфедеральными органами.

Главной целью регионального управления является повышение уровня благосостояния населения, проживающего на данной территории, рост экономического потенциала территории, улучшение качества жизни населения.

В процессе приобретения регионами некоторой относительной самостоятельности при проведении экономической, финансовой политики формируется новая региональная сфера интересов и ответственности, появляется новое понятие - региональный интерес, который находится в некотором противоречии с государственным интересом.

К региональным интересам относится:

• соответствие уровня образа жизни государственным стандартам означает, что каждый регион должен стремиться соответствовать среднестатистическому уровню жизни в стране; 
• наличие у региона собственности, прочих материально - финансовых ресурсов, достаточных для того, чтобы обеспечивать исполнение своих полномочий в полном объёме в пределах своей компетенции; 
• наличие инфраструктуры для развития как внутрирегиональных, так и межрегиональных торгово-экономических и социально - культурных связей; 
• наличие или отсутствие природно-ресурсного потенциала; 
• обеспечение стабильности общественно-политической и национально-этнической ситуации в регионе. 
  Эффективность региональной власти может быть оценена, исходя из вышеперечисленных показателей национального интереса, внутри которых могут быть выделены следующие ключевые показатели:

1. Показатель соотношения рождаемости  и смертности в регионе, показатель  продолжительности жизни, уровень  рождаемости, смертности, детской смертности.

2. Уровень доходов и расходов  регионального бюджета, объём расходов  на внутрирегиональные инвестиции, источники финансирования социальной  сферы, уровень доходов от региональной собственности.

3. Наличие или отсутствие устойчивой  партийной системы, уровень криминализации.

Вопрос 19 - НЕТУ

Вопрос 20: Цели, критерии и методы управления развитием региона

 

  Региональное развитие - это режим функционирования региональной, который ориентирован на положительную динамику всех основных параметров уровня жизни, которая обеспечена устойчивым и сбалансированным воспроизводством хозяйственного потенциала, ресурсного, экономического, социально-демографического потенциала. Термин «развитие» часто употребляется в различных сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие региона и т. п. В любом случае од развитием понимается любое прогрессивное изменение в экономической сфере. Если изменение количественное - то говорят об экономическом росте, если качественное - о структурных изменениях, а если комплексное - то о целостном развитии региона. Развитие всегда имеет направленность, которая определяется целью руководства. Если динамика положительная - прогрессивное развитие, если отрицательная - регресс. Развитие региона обычно рассматривается с точки зрения совокупности социальных и экономических целей: рост производства, доходов, изменения в административной структуре общества и т.п. Такое понимание комплексности с учетом комплексности факторов социальных, культурных, экономических характеристик и совокупность качественных и количественных характеристик принципиально отличают развитие от роста. 
Цели регионального управления в разных странах различные. Общей чертой является то, что в качестве приоритетной цели выступает улучшение качества жизни населения, а потом уже улучшение здоровья, увеличение продолжительности жизни, повышение качества образования, оздоровление окружающей среды, повышение доходов населения. Собственно экономические цели отступают на второй план и не являются самоценными, а являются лишь инструментами.

Цели могут быть долгосрочные и краткосрочные. Примерами долгосрочных целей могут служить создание информационного общества, новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. А примеры краткосрочных целей - это прирост ВВП в квартале, прирост объема производства, преодоление кризиса.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"