Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:35, шпаргалка
Вопрос 1: Система региональных рынков и ее состав. Региональный рынок средств производства.
Система региональных рынков - совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, который располагается на определенной территории.
Региональные рынки могут быть:
1) по воспроизводству: рынки обеспечения потребности населения региона; рынки, обеспечивающие формирование и использование отдельных факторов производства; рынки, обеспечивающие перемещение вещественных потоков;
Межрегиональная интеграция представляет интеграцию определенного масштаба в определенных временных рамках. Важнейшей формой является экономическая интеграция, выражающаяся во взаимодействии предприятий и организаций различных регионов.
Следующей формой межрегионального взаимодействия является финансово-промышленная группа (ФПГ).
Финансово-промышленные группы в регионах могут стать реальным институтом при проведении экономической и промышленной политики. Регионы, где сформированы крупные ФПГ, являются Регинами-донорами и обладают реальной финансовой самостоятельностью при проведении бюджетной политики.
Создание банков и кредитных организаций - другая форма межрегиональных экономических связей. Создание собственных филиалов в регионах, заключение стратегических союзов крупными банками в разных регионах. Это дает возможность банкам быстрее проводить операции, инвесторам - расширять клиентуру.
В рамках межрегиональной
интеграции создаются различные структуры
и институты, которые поддерживают различные
формы интеграционных процессов. «Мягкая»
форма (формирование ассоциаций) и
«жесткая» интеграция - создание межрегиональных
структур и межрегиональных ОИВ. Жесткие
формы и институты в завершающей стадии
могут привести к изменению административно-
Крайним вариантом «мягкой» интеграции
являются ассоциации, объединения играющие
информационную и пропагандирующую роль
в нескольких субъектах РФ («Сибирское
согласие», «Возрождение Урала», «Большая
Волга» и т.д.). Современный вариант межрегиональной
интеграции это - смесь «жесткой» и «мягкой»
форм, выражающийся в создании координационных
органов. Имеются отдельные примеры такого
взаимодействия«Пермский проект».
Наиболее значимыми формами межрегиональной интеграции, которые возникли в начале 90-х, как реакция на бездействие региональных властей в области региональной политики, являются межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Они начали формироваться с 1991 года, и в 1992 году центр тяжести ассоциаций сместился в экономическую сферу. Первой ассоциацией стала - Северо-западная, позже появились: ассоциация Центральной России, Черноземья, «Большая Волга», Северного Кавказа, «Возрождение Урала», «Сибирское согласие».
Деятельность ассоциаций сконцентрирована вокруг важнейших экономических, социальных, правовых вопросов, поэтому в составе ассоциации создается отдельные советы и комиссии по различным направлениям. В их состав входят представители ОИВ и ОЗВ, предприниматели, ученые, руководителем является губернатор. Совет межрегиональной ассоциации имеет свой исполнительный орган (крупная исполнительная дирекция с четкой структурой, департаментами, курирующими и обобщающими работу комиссий). Все межрегиональные ассоциации имеют бюджет, формирующийся за счет взносов регионов в соответствии с расходной статьей в региональных бюджетах и взносов от различных предприятий и организаций. Все эти ассоциации имеют свои крупные представительства в Москве, которые осуществляют оперативное взаимодействие со всеми заинтересованными федеральными органами.
Финансы субъектов РФ представляют собой совокупность денежных отношений между органами власти субъектов, хозяйствующими субъектами и органами местного самоуправления, которые возникают по поводу формирования, накопления, распределения и перераспределения, использования централизованных региональных фондов денежных средств, представляющих собой бюджеты регионов, для решения социально-экономических задач, стоящих перед субъектами РФ.
В общем виде в состав финансов входят:
1. средства консолидированного бюджета субъекта РФ;
2. средства собственного бюджета субъекта;
3. средства территориальных
4. средства, полученные от размещения
на рынках государственных
5. средства, получаемые за счет
купли-продажи государственных
6. часть прибыли, получаемой в
результате хозяйственной
Финансы субъектов РФ строятся на следующих принципах:
1. принципе самостоятельности в процессе формирования бюджета субъекта, бюджетов территориальных подразделений государственных внебюджетных фондов. Имеется нормативно-правовая основа, которая закреплена в бюджетном кодексе РФ, законах о региональных бюджетах субъектов РФ.
2. принципе бюджетного
3. принципе прозрачности и
Законодательство о разграничении полномочий и предметов ведения должно создать все условия для формирования источников финансирования региональных бюджетов в объемах, достаточных для исполнения региональными властями переданных им полномочий, а также условия для привлечения внешних инвестиций и других денежных средств, как для осуществления федеральных и региональных целевых программ, так и для оказания финансовой помощи бюджетам муниципалитетов, расположенных на территории конкретного субъекта РФ.
Эта финансовая поддержка может быть
реализована в следующих основных формах:
- бюджетный кредит - определенные
бюджетные средства, которые могут быть
предоставлены на основании отдельной
строки бюджета региона, выданныена определенные
цели, или на основании отдельного кредитного
договора, который заключают органы исполнительной
власти субъекта с тем юридическим лицом
или органом, которому выдаются соответствующие
средства. В договоре должны быть прописаны
сумма, ставка процента по кредиту, срок,
форма и порядок погашения, цели, на которые
он берется.
-Бюджетные дотации - предоставляются бюджетам нижестоящего уровня на нецелевой безвозмездной и безвозвратной основе.
- Бюджетные субсидии - предоставляется бюджетам нижестоящего уровня на долевой основе; может носить как безвозвратный, так и возвратный характер.
- Бюджетная субвенция - целевая, безвозвратная,
безвозмездная финансовая поддержка.
Региональная финансовая политика
- это часть макроэкономической политики
субъекта Российской Федерации, которая
включает в себя следующие основные направления:
налоговую, бюджетную, кредитно-денежную,
институциональную, инвестиционную, социальную
политики.
Региональная финансовая политика во многом зависит от системы территориального разделения труда и отраслей специализации в региональном хозяйственном комплексе, который наличествует в том или ином регионе.
Методы обеспечения региональной финансовой
политики:
1. финансовая помощь в реструктуризации
экономики депрессивных и отсталых регионов;
2. формирование условий для привлечения
денежных средств российских и иностранных
инвесторов в реальный сектор экономики,
необходимых для формирования рыночной
инфраструктуры, системы оптовой и розничной
торговли, рекламных агентств, сети производственной
и рыночной инфраструктуры;
3. формирование эффективной системы государственного
регулирования цен на услуги и товары
естественных монополий для населения
и социально значимых объектов.
Выделяют следующие формы реализации
региональной финансовой политики:
Вопрос 17 - НЕТУ
В последние
годы усилилась роль
Главной целью регионального управления является повышение уровня благосостояния населения, проживающего на данной территории, рост экономического потенциала территории, улучшение качества жизни населения.
В процессе приобретения регионами некоторой относительной самостоятельности при проведении экономической, финансовой политики формируется новая региональная сфера интересов и ответственности, появляется новое понятие - региональный интерес, который находится в некотором противоречии с государственным интересом.
К региональным интересам относится:
• соответствие уровня образа жизни
государственным стандартам означает,
что каждый регион должен стремиться соответствовать
среднестатистическому уровню жизни в
стране;
• наличие у региона собственности, прочих
материально - финансовых ресурсов, достаточных
для того, чтобы обеспечивать исполнение
своих полномочий в полном объёме в пределах
своей компетенции;
• наличие инфраструктуры для развития
как внутрирегиональных, так и межрегиональных
торгово-экономических и социально - культурных
связей;
• наличие или отсутствие природно-ресурсного
потенциала;
• обеспечение стабильности общественно-политической
и национально-этнической ситуации в регионе.
Эффективность региональной власти может
быть оценена, исходя из вышеперечисленных
показателей национального интереса,
внутри которых могут быть выделены следующие
ключевые показатели:
1. Показатель соотношения
2. Уровень доходов и расходов
регионального бюджета, объём расходов
на внутрирегиональные
3. Наличие или отсутствие
Вопрос 19 - НЕТУ
Региональное развитие - это режим
функционирования региональной, который
ориентирован на положительную динамику
всех основных параметров уровня жизни,
которая обеспечена устойчивым и сбалансированным
воспроизводством хозяйственного потенциала,
ресурсного, экономического, социально-демографического
потенциала. Термин «развитие» часто употребляется
в различных сочетаниях: экономическое
развитие, социально-экономическое развитие,
развитие региона и т. п. В любом случае
од развитием понимается любое прогрессивное
изменение в экономической сфере. Если
изменение количественное - то говорят
об экономическом росте, если качественное
- о структурных изменениях, а если комплексное
- то о целостном развитии региона. Развитие
всегда имеет направленность, которая
определяется целью руководства. Если
динамика положительная - прогрессивное
развитие, если отрицательная - регресс.
Развитие региона обычно рассматривается
с точки зрения совокупности социальных
и экономических целей: рост производства,
доходов, изменения в административной
структуре общества и т.п. Такое понимание
комплексности с учетом комплексности
факторов социальных, культурных, экономических
характеристик и совокупность качественных
и количественных характеристик принципиально
отличают развитие от роста.
Цели регионального управления в разных
странах различные. Общей чертой является
то, что в качестве приоритетной цели выступает
улучшение качества жизни населения, а
потом уже улучшение здоровья, увеличение
продолжительности жизни, повышение качества
образования, оздоровление окружающей
среды, повышение доходов населения. Собственно
экономические цели отступают на второй
план и не являются самоценными, а являются
лишь инструментами.
Цели могут быть долгосрочные и краткосрочные. Примерами долгосрочных целей могут служить создание информационного общества, новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. А примеры краткосрочных целей - это прирост ВВП в квартале, прирост объема производства, преодоление кризиса.