Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:35, шпаргалка
Вопрос 1: Система региональных рынков и ее состав. Региональный рынок средств производства.
Система региональных рынков - совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, который располагается на определенной территории.
Региональные рынки могут быть:
1) по воспроизводству: рынки обеспечения потребности населения региона; рынки, обеспечивающие формирование и использование отдельных факторов производства; рынки, обеспечивающие перемещение вещественных потоков;
Огромная доля существующего электросетевого хозяйства дагестанской энергосистемы находится в собственности электросетевых и генерирующих предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Дагестан, поэтому развитие конкуренции на данном рынке затруднительно.
К основным задачам развития конкуренции на рынке электрической энергии можно отнести:
Что касается рыынка нефтепродуктов, то основные участники рынка: ОАО "Дагнефтепродукт", ООО "Дагпетрол", ООО "Лукойл", ООО "Согрнефть", ООО "Башнефть", ООО "Татнефть", ООО "ТНК", ООО "Югрос". Лидирующее положение на рынке в целом по региону занимают ЗАО "Дагнефтепродукт", ООО "Дагпетрол", ООО "ТНК" как по товарообороту, так и по количеству АЗС. На их долю приходится около 50 проц. товарооборота АЗС от общего их числа.
Стабильность роста спроса на нефтепродукты является стимулом входа на рынок новых участников. Однако в регионе не наблюдается существенного роста конкурентных структур (количество и состав участников рынка в 2009 году изменились незначительно, по сравнению с предыдущим годом).
Основными барьерами входа на рынок нефтепродуктов являются:
а) экономические ограничения:
высокие затраты (в том числе на строительство, приобретение, аренду автозаправочных комплексов), длительный срок окупаемости первоначальных вложений, отсутствие мощностей, которые можно было бы в течение относительно небольшого периода времени переоборудовать для розничной реализации нефтепродуктов;
высокая степень концентрации рынка;
затруднен доступ потенциальных участников рынка к ресурсам (при приобретении нефтепродуктов для перепродажи), данные ресурсы распределены между действующими участниками;
б) административные ограничения:
недостаточная работа органов государственной власти по созданию условий для появления новых хозяйствующих субъектов в этой сфере (не формируются земельные участки под АЗС, они предоставляются без конкурса посредством механизма предварительного согласования места размещения объекта, который практически в идеале не соблюдается);
необходимость получения специальных разрешений (например, получение земельных участков для строительства АЗС);
технологические и экологические требования, предъявляемые к деятельности в данной сфере.
Потребительский рынок – обслуживает в основном сферу личностного потребления населения. Он представляет собой сложную систему. Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по различным признакам:
Это позволяет в составе всего потребительского рынка выделить рынки регионов отдельных товаров для анализа их развития и достижения пропорциональности спроса и предложения как в целом по стране, так и по регионам, по отдельным товарам, а также целенаправленно формировать структуру потребления товаров населением страны.
Для рынка продовольственных товаров характерны следующие специфические черты:
Рынок непродовольственных товаров отличается более широким ассортиментом, высокой степенью обновления, существенным изменением спроса под воздействием моды, отсутствием естественных ограничений размеров потребления товаров, выраженной индивидуальностью в спросе населения, более четким разграничением товаров по функциональному назначению, более высокими требованиями населения к ассортименту и качеству товаров.
Для рынка товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода характерны:
В переходный период потребительский рынок приобрел различные формы, появились новые каналы реализации товаров населению. По каналам реализации товаров потребительский рынок можно подразделить на: организованный и неорганизованный.
Организованный рынок – охватывает реализацию товаров через официально зарегистрированную торговую сеть магазинов, палаток, киосков, предприятий общественного питания всех форм собственности. К этой категории относится также реализация товаров населению непосредственно производящими предприятиями и организациями, а также осуществляющими реализацию товаров, полученных по обменным операциям и торговым сделкам, колхозами и совхозами непосредственно из собственных хозяйств.
Неорганизованный рынок – охватывает реализацию частными лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, товаров как произведенных в республике, так и привезенных из стран ближнего и дальнего зарубежья в порядке свободной торговли в специально отведенных местах (стадионах, вещевых и смешанных рынках и т.д.) либо на улицах, площадях и других местах.
Региональный потребительский рынок – территориальная система социально-экономических отношений в сфере обмена, который обеспечивает удовлетворение основных физических и материальных потребностей населения.
Одним из факторов влияния на региональный потребительский рынок является социально-демографический фактор, изменения в структуре населения в сфере потребительских предпочтений и ожиданий, которые могут быть изменены под влиянием различных факторов – динамики цен, уровнем жизни, уровнем доходов населения. С целью максимального удовлетворения запросов в различных товарах и рациональных программ с целью продаж производственная сегментация, т.е. выделяются относительно однородные группы потребителей по их имущественному критерию управления дохода, чтобы определить их отношение к видам товаров, их стоимости.
К основным критериям такой сегментации относятся:
- географический критерий: величина региона, население, климатические условия,
удаленность от производителей;
- демографический;
- социально-экономический:
социально-профессиональная
образования, доходов.
Функционирование регионального потребительского рынка определяется взаимосвязями между потребностями населения региона и производством, спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг, уровнем доходов населения, а также структурой и уровнем потребления, соотношением объемов потребления и накопления населения региона.
Региональный потребительский рынок
– это совокупность локализованных социально-экономических
процессов и отношений в сфере обмена
и потребления, формируемых под влиянием
особенностей спроса и предложения каждого
территориально-
Главная задача потребительского рынка состоит в обеспечении соответствия производства и ввоза в регион товаров и услуг реальным потребностям и платежеспособному спросу населения с учетом всей совокупности экономических отношений производства, реализации и потребления материальных благ и услуг.
Федеральные и региональные регулирующие органы используют методы воздействия на потребительский рынок: прямое централизованное установление цен и тарифов на продукцию и услуги общероссийских монополистов; установление федеральными и региональными органами предельных посреднических наценок вне зависимости от количества посредников; антимонопольный контроль в немонополизированных секторах экономики.
Для создания эффективной конкурентной среды в сфере торговли, общественного питания и оказания платных услуг важное значение имеет развитие инфраструктуры потребительского рынка.
Большое значение здесь приобретает формирование сети магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров, а также организация ярмарок выходного дня, где представлена сельскохозяйственная продукция.
На территории Республики Дагестан осуществляют свою деятельность около 40 федеральных и региональных розничных сетевых компаний, в том числе: ООО "Караван", ЗАО "ТД "Перекресток", ООО "Тандыр", ЗАО "Пятерочка", ООО "АС Престиж" и др.
По состоянию на 1 января 2009 года количество зарегистрированных управляющих компаний, получивших разрешение на право организации розничного рынка на территории Республики Дагестан, составляет 53.
На ярмарках представлена продукция в широком ассортименте непосредственно от производителей по доступным для населения ценам. Кроме сельскохозяйственных предприятий муниципальных районов республики, торговлю осуществляют предприятия пищевой промышленности и граждане, ведущие личные подсобные хозяйства и занимающиеся садоводством, огородничеством. Личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные предприятия на ярмарках реализуют свою продукцию без посредников, торговых наценок, что способствует снижению стоимости продуктов питания. Сельскохозяйственным товаропроизводителям обеспечен беспрепятственный доступ на рынки и ярмарки для продажи своей продукции. Ежегодно организуется около 500 районных, городских и республиканских ярмарок выходного дня. В рамках развития конкуренции проводятся межрегиональные специализированные выставки.
В настоящее время основными препятствиями для развития конкуренции на рынке розничной торговли являются: