Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:35, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1: Система региональных рынков и ее состав. Региональный рынок средств производства.

Система региональных рынков - совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, который располагается на определенной территории.
Региональные рынки могут быть:
1) по воспроизводству: рынки обеспечения потребности населения региона; рынки, обеспечивающие формирование и использование отдельных факторов производства; рынки, обеспечивающие перемещение вещественных потоков;

Файлы: 1 файл

госс.docx

— 400.25 Кб (Скачать файл)
  • недостаточное развитие торговой инфраструктуры;

  • невыгодные для поставщиков условия вхождения в сетевые компании, (например, плата за "входной билет" в сеть);

  • низкая платежеспособность населения;

  • сложности в получении лицензий (разрешений).

Таким образом, целью проводимой работы в сфере розничной торговли являются создание конкурентной среды, повышение доступности продукции всех товаропроизводителей, качества жизни населения через формирование достаточного предложения разнообразных безопасных и качественных товаров. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • содействие развитию конкуренции в сфере розничной торговли через увеличение количества хозяйствующих субъектов;

  • содействие защите конкуренции, в том числе предупреждению, пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в сфере розничной торговли;

  • содействие освещению в средствах массовой информации актуальных вопросов развития конкуренции и соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации в Республике Дагестан в сфере розничной торговли.

 

Региональный рынок труда

 

        Весьма важным фактором социально-экономического состояния региона является региональный рынок труда. Его можно определить как некоторое пространство достаточно большой размерности, в котором цена, количество и качество труда определяются соотношением спроса со стороны предприятий и предложения со стороны трудоспособного населения.

В значительной степени состояние регионального рынка труда зависит от развитости и направленности системы подготовки и переподготовки кадров в регионе, так же как и от привлекательности рабочих мест на предприятиях региона с точки зрения возможностей для привлечения трудоспособного населения из внешней среды. Следствием является соотношение миграционных потоков извне на предприятия региона и обратных из данного региона в другие.

Важнейшими условиями обеспечения занятости населения является финансовая стабильность, устойчивый экономический рост, увеличение ресурсов для инвестиционной активности и решения социальных проблем.

Инфраструктура рынка труда - это система институтов, учреждений и организаций, занимающихся проблемами движения рабочей силы и обеспечивающих функционирование рынка труда (государственные учреждения, биржи труда, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации, USD - CAD, банки данных о рабочих местах, статистическаяинформация и другое).

 

       Функции рынка труда

- организация  встречи продавцов и покупателей  рабочей силы;

- обеспечение  конкурентной среды внутри каждой  из сторон рыночного взаимодействия;

- установление  равновесных ставок заработной  платы;

- содействие  решению вопросов занятости населения;

- осуществление  социальной поддержки безработных.

В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда:

Социальная функция - это обеспечение нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.

Экономическая функция - это рынка рациональное вовлечение, распределение, регулирование и использование труда.

Анализ рынка труда Республики Дагестан

 

         Рынок труда является неотъемлемой составной частью всего рыночного механизма. Он емко и всесторонне отражает ситуацию как в сфере экономики, так и в сфере занятости населения.  В условиях новой России региональный рынок труда каждого субъекта имеет свои особенности и проблемы. Главными индикаторами его оценки являются уровень безработицы и напряженность на рынке труда.              

Республика Дагестан  постановлением Министерства труда и социального развития России от 26 апреля 2004 года № 57 была отнесена к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. 

В феврале 2012 года была утверждена специальная программа, нацеленная на изменение ситуации на рынке труда. Основная цель данной программы - помочь людям, находящимся под угрозой увольнения, молодым специалистам, а так же инвалидам и родителям, воспитывающим детей-инвалидов. Людей, находящихся под угрозой увольнения планируется направить на профессиональное обучение или переобучение, для инвалидов и родителей детей-инвалидов в ближайшем будущем будут оборудованы новые рабочие места, а выпускники учебных заведений получат возможность прохождения стажировки. Подобные мероприятия, по прогнозам специалистов, должны будут снизить напряженность на дагестанском рынке труда и привести уровень безработицы хотя бы к отметке 2,4%.[1]. Конечно, при реализации подобной программы, без федеральной помощи не обойтись. Поэтому, правительство РФ постановило выделить Республике Дагестан субсидию в размере 204 861 тысяч рублей.

В Дагестане самая низкая средняя заработная плата по России – 12 256 рублей. Примечательно то, что зарплаты людей абсолютно разных профессий варьируются не очень сильно. Например, продавец может получать 10 тысяч рублей, а юрист – 15 тысяч. Кстати, продавец и торговый представитель – самые востребованные специальности в регионе. Большим спросом так же пользуются сборщики мебели и установщики окон. В республике очень распространены скрытые зарплаты (имеется в виду частный сектор). Чаще всего они встречаются в таких областях, как строительство и торговля. Сколько точно теряет дагестанская экономика из-за скрытых зарплат, неизвестно, однако можно предположить, что подобная сумма довольна велика.

По официальным данным численность зарегистрированных безработных в Дагестане в минувшем году снизилась на 11,4%, или 3,5 тыс. человек.

По результатам мониторинга, проводимого Министерством труда РД, численность зарегистрированных безработных в Республике Дагестан на 1 января 2014 года составляет 27,3 тыс. человека.[3]

Одними из главных направлений работы ведомства является повышение качества рабочей силы путем развития системы профподготовки безработных граждан, оказание содействия трудоустройству граждан, информирования населения о состоянии рынка труда, предоставление социальных выплат безработным гражданам.

В 2013 году профессиональное обучение безработных граждан проводилось в 20 учреждениях профессионального и дополнительногообразования, учебных подразделениях предприятий и организаций по 50 профессиям. Обучение проводилось с учетом профиля предыдущей профессиональной деятельности и уровня образования безработного гражданина.[3]

Наибольшим спросом у работодателей и безработных граждан пользовались такие профессии, как оператор ЭВМ, водитель категории «ВС», закройщик, швея, портной, парикмахер, повар, кондитер, облицовщик-плиточник, слесарь по ремонту автомобилей, младшая медицинская сестра по уходу за больным, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, каменщик, столяр, паркетчик, штукатур и другие.

Через Центры занятости населения республики в 2013 году трудоустроены 2,8 тыс. человек с ограниченными возможностями.

Что касается трудоустройства молодежи, из обратившихся в 2013 году в ЦЗН республики около 100 тыс. граждан в возрасте от 14 до 29 лет трудоустроено 43,5 тыс. человек.

Вопрос 3: Региональный финансовый рынок

 

          Региональный финансовый рынок – территориальная система социально-экономических отношений по всем вопросам купли-продажи и размещения денежно-кредитных ресурсов.

Субъекты рынка – финансово-кредитные учреждения, хозяйственные объекты, использующие деньги.

Классификация:

1. По признаку обслуживания движения  основного и оборотного капитала:

  • региональный рынок краткосрочных кредитов;
  • среднесрочных кредитов;
  • долгосрочных кредитов.

2. По признаку оформления отношения  субъектов регионального финансового  рынка:

  • рынок банковских кредитов;
  • рынок ценных бумаг:

– государственных;

– муниципальных;

– корпоративных.

3. По признаку возвратно и  финансово кредитных ресурсов:

  • рынки возвратных ресурсов (кредиты, векселя, закладные, облигации);
  • рынки невозвратных ресурсов (акции, паевые вклады).

Финансовые рынки в России в целом в значительно большей степени, чем собственно товарные рынки, интегрированы в общероссийский рынок. В результате может быть выделено два относительно независимых сегмента финансовых рынков: общероссийский рынок и собственно региональный финансовый рынок.

Финансовые рынки различных регионов в различной степени интегрированы в общероссийский рынок. Во-первых, часть единого общероссийского рынка. Во-вторых, локальный, региональный финансовый рынок, ориентирующийся на спрос и предложение финансовых ресурсов в рамках региона, на экспорт и импорт финансовых услуг в "горизонтальном плане" в другие регионы и из других регионов Российской Федерации.

В настоящее время в России просматривается наличие следующих основных компонентов финансовых рынков, которые в различных объемах, но практически повсеместно формируют региональные рынки.

Во-первых, это рынок банковских услуг, основными компонентами которого являются рынок кредитных ресурсов и рынок депозитных (или потенциально депозитных) ресурсов.

Во-вторых, это рынок ценных бумаг, который включает такие структурные компоненты, как рынок государственных ценных бумаг, рынок негосударственных (корпоративных) ценных бумаг и рынок муниципальных ценных бумаг

В-третьих, в качестве самостоятельного в настоящее время может быть выделен страховой рынок.

В-четвертых, для ряда регионов уже сегодня можно говорить о формировании такого элемента финансовых рынков, как инвестиционные институты небанковского характера (негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды и др.).

Предложение финансового сектора экономики регионов реальному сектору  характеризуется временно свободными финансовыми ресурсами и в первую очередь таким показателем, как объем кредитов, предоставленных банками регионов, а также показателями динамики предоставленных кредитов, объемом и динамикой страховых платежей по регионам. Потенциальную величину предложения финансового рынка в регионах представляет величина средств, иммобилизованных банками в ценных бумагах, носящих характер долговых обязательств (в первую очередь - государственных ценных бумагах).

Потенциальное предложение реального сектора экономики финансовому является ключевым элементом формирования системы финансовых рынков, поскольку создает исходную базу и основной (или существенный) источник развития такового. В значительной мере общая величина предложения временно свободных финансовых ресурсов со стороны реального сектора экономики характеризует возможности развития регионального финансового рынка "на собственной базе".

Самостоятельное значение имеет структура такого предложения по основным "поставщикам" - юридическим лицам, физическим лицам и бюджетной системе. При прочих равных условиях доминирование в структуре финансового предложения реального сектора ресурсов юридических лиц создает существенно более широкие возможности для развития и активизации финансовых рынков в целом и их банковского сегмента, в частности. Доминирование в структуре предложения ресурсов физических лиц в целом свидетельствует о достаточно ограниченных масштабах финансового предложения в целом, тяжелом финансовом положении большинства юридических лиц, а также отраслевой специализации того или иного региона. Отраслевая специфика структуры оборотных средств и скорости их оборота сказывается и на объеме предложения временно свободных финансовых ресурсов на финансовые рынки.

Существенную проблему представляют возможность и целесообразность оценки объема наличных денежных средств, циркулирующих в обороте между юридическими лицами, для целей оценки общей величины финансового предложения реального сектора. Представляется, что данный сегмент, несмотря на его значительную величину относительно официальных остатков денежных средств на текущих расчетных счетах юридических лиц, может не рассматриваться как источник пополнения финансового рынка. Основной аргумент в пользу такого подхода заключается в том, что главной целью использования наличных денег в расчетах между юридическими лицами является обслуживание нерегистрируемого товарооборота и сокрытие доходов от налогообложения.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"