Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:35, шпаргалка
Вопрос 1: Система региональных рынков и ее состав. Региональный рынок средств производства.
Система региональных рынков - совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, который располагается на определенной территории.
Региональные рынки могут быть:
1) по воспроизводству: рынки обеспечения потребности населения региона; рынки, обеспечивающие формирование и использование отдельных факторов производства; рынки, обеспечивающие перемещение вещественных потоков;
На начало 2013 года в Республике Дагестан были зарегистрированы 28 кредитных организаций и по числу кредитных организаций, зарегистрированных в регионе, Республика Дагестан занимает третье место среди субъектов Федерации после городов Москва (495) и Санкт-Петербург(39). Центробанк отозвал лицензию у махачкалинского банка «Экспресс», крупнейшей по активам кредитной организации Дагестана (8,5 млрд руб. по итогам III квартала 2012 г.). Поводом стало неисполнение федеральных законов и недостоверная отчетность, к тому же банк скрывал от регулятора потерю капитала.
На 1 декабря объем вкладов населения составлял 5,6 млрд руб., причем только за один предыдущий месяц их рост составил 15%. Такое в Дагестане уже случалось. Накануне отзыва лицензии у небольшого Трансэнергобанка объем вкладов вырос более чем в 100 раз — было открыто 6500 счетов на 4,8 млрд руб. В докладе директора Росфинмониторинга Ю.Чинанчина самой большой «обнальной площадкой» в Северо-Кавказском федеральном округе назван Трансэнергобанк, Суммы, указанные на новых счетах, составляют 700 тыс. руб., то есть составляют сумму страхового возмещения и многие счета открывались лицами, которые представляли сотни доверенностей. Однако, специальное расследование показало, что реального внесения средств во вклады не было.
Центробанк с повышенным вниманием относится к региону, в ноябре — декабре 2012 г. регулятор отозвал сразу три лицензии у банков из Дагестана: помимо Трансэнергобанка это Трастовый банк (бывшая «дочка» «Экспресса») и «Дербент-кредит». Все они активно работали на рынке вкладов. У «Дербент-кредита» три четверти всех вкладов приходилось на одного доминирующего вкладчика. К банкам, используемым как обнальные площадки, были отнесены банки Эсид-банк, Трастовый банк, Имбанк.
На территории Республики Дагестан действует более 200 кредитно-кассовых учреждений, в том числе 28 региональных банков, 55 филиалов региональных банков, 17 филиалов кредитных организаций других регионов, в том числе Дагестанское отделение Сберегательного банка Российской Федерации, 50 дополнительных офисов кредитных организаций и 76 дополнительных офисов филиалов региональных банков и банков других регионов, в том числе 40 - Дагестанского филиала ОАО "Россельхозбанк" и 23 - Дагестанского отделения Сберегательного банка Российской Федерации.
Несмотря на большое количество кредитных организаций, по депозитам и иным привлеченным средствам рынок характеризуется как высококонцентрированный в связи с тем, что основную долю на нем занимает Дагестанское отделение Сберегательного банка Российской Федерации и ОАО "Россельхозбанк".
По выданным кредитам рынок характеризуется как умеренно концентрированный. На территории Республики Дагестан действует одна лизинговая компания ОАО "Дагагроснаб".
На рынке страхования действует около 30 страховых компаний и филиалов. Несмотря на большое количество компаний, действующих на данном рынке, он является высококонцентрированным, так как наибольшую долю занимают несколько хозяйствующих субъектов.
К банкам, используемым как обнальные площадки, были отнесены банки Эсид-банк (Республика Дагестан), Трастовый банк (Республика Дагестан), Имбанк ( Республика Дагестан), ООО «КБ Арт-Банк» (Северная Осетия), ООО КБ «Сунжа» (Республика Ингушетия), ОАО ИАБ «Диг-Банк» (Республика Ингушетия), ОАО « Ставропольстройпромбанк» (Ставропольский край), ЗАО « Вэлкомбанк» (Ставропольский край).
Региональный рынок недвижимости – система социально-экономических отношений субъектов, которые обеспечивают перераспределению объектов недвижимости.
Особенности как товара:
- длительность функционирования как предмета личного потребления;
- физически неподвижно;
- сохранение в течение всего жилого цикла в натуральной и вещественной форме;
- относительно высокая стоимость;
- ограниченность земельных ресурсов;
- значительная дифференциация потребителей;
- неоднородность.
Региональный рынок недвижимости делиться на сегменты, каждый имеет свои особенности и развивается относительно самостоятельно:
- рынок земли;
- рынок жилья;
- рынок нежилых помещений.
Ситуация на рынке недвижимости зависит от:
1) государственно-региональной
политики по управлению
2) политики приватизации государственного имущества;
3) управления
обслуживающей недвижимость
4) территориальных особенностей, климатических особенностей.
Принято разделять первичный и вторичный рынки жилья.
Первичный – ввод в эксплуатацию;
Вторичный – уже имел владельцев.
В настоящее время строительный комплекс республики насчитывает 3272 предприятия и организации различных форм собственности, 573 индивидуальных предпринимателя, что является свидетельством разрушения монополии государственной собственности на строительные компании в процессе проведения рыночных реформ.
На строительном рынке создана современная конкурентная среда, создающая благоприятные условия для дальнейшего развития отрасли.
Происходят коренные изменения в источниках инвестиций в строительство, системе участников инвестиционной деятельности и их взаимоотношениях. Растет доля частных инвестиций в отрасль. Из 102173,5 млн. рублей инвестиций в основной капитал, использованных в 2009 году, 22369,0 млн. рублей приходится на долю крупных предприятий и организаций, 3305,2 млн. рублей - субъектов малого и среднего предпринимательства.
В структуре застройщиков жилищного строительства доля частной формы собственности в общем объеме ввода жилья в 2009 году достигла 85,0 проц., снизились доли государственной и муниципальной форм собственности, по сравнению с 2001-2007 годами.
Создана инфраструктура рынка - коммерческие банки, брокерские конторы и другие институты строительного рынка, которые начинают все более эффективно функционировать.
Практически все подряды на объекты, финансируемые в государственном секторе республики, предоставляются только по результатам тендеров, которые во многом определяют деятельность строительного комплекса. Тендеры способствуют развитию конкуренции, выявлению сильнейших, снижению цены строительства, сокращению сроков и повышению качества строительства.
Создаются бизнес-сообщества (то есть союзы и ассоциации), которые являются некоммерческими организациями, образуемыми на добровольной основе их членами: Союз строителей Республики Дагестан, Содружество строителей Республики Дагестан, Ассоциация проектных организаций Дагестана, Гильдия дагестанских строителей, проектировщики Дагестана, Союз архитекторов и др.
На сегодняшний день наиболее острыми проблемами по развитию конкуренции на строительном рынке являются необеспеченность муниципальных образований документами территориального планирования, полное отсутствие или недостаточное количество селитебных территорий, в том числе отсутствие подготовленных в инженерном плане земельных участков, недоступность платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения для застройщиков, что в свою очередь связано с высоким уровнем тарифов на подключение вновь создаваемых объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры, устанавливаемых в соответствии с законодательством органами местного самоуправления.
Для дальнейшего развития конкуренции на строительном рынке необходимо принять следующие меры:
Основным ограничением входа на рынок являются административные барьеры, в том числе возможность со стороны органов местного самоуправления представлять преференции отдельным хозяйствующим субъектам.
Также может рассматриваться в качестве сдерживающего фактора входа на рынок необходимость для потенциального участника быть выбранным на общем собрании собственниками помещений или в ходе проведения органом местного самоуправления открытого конкурса.
Информационные ресурсы представляют собой совокупность информационных, организационных, нормативных, правовых, технических средств, которые обеспечивают возможность сбора информации, ее хранения, накопления и передачи.
Региональный информационный рынок - представляет собой такую часть регионального рынка, которая активно взаимодействует с другими его частями и отраслями при помощи купли-продажи информационных ресурсов.
Основными элементами этого рынка являются информационные продукты и услуги, их производители, потребители, информационные посредники.
Субъектами информационного рынка являются участники остальных видов рынков, которые нуждаются в достоверном информировании о рынках коньюнктуры, системе и динамике цен и т.д. Кроме этого субъекты этого рынка – специальные институты по сбору и обработке рыночной информации. В качестве таких институтов выступают рекламные агенства, маркетинговые центры, специальные СМИ, региональные выставочные центры.
Развитие информационного рынка идет по следующим направлениям:
- рынок информации;
- рынок сделок
(электронные банковские
- рынок программного обеспечения;
- рынок электронных коммуникаций.
Одним из главных условий достижения стратегических целей социально-экономического развития Республики Дагестан является повышение эффективности государственного управления на всех уровнях.
На это направлена проводимая в Республике Дагестан работа в сфере информатизации и телекоммуникации.
На сегодняшний день созданы и функционируют официальные сайты Президента Республики Дагестан - www.president.e-dag.ru и Правительства Республики Дагестан - www.e-dag.ru, обеспечивающие реализацию прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан, Президента и Правительства Республики Дагестан. Во многих органах муниципальной и исполнительной власти республики также созданы свои официальные сайты.
Ведется успешная эксплуатация официального сайта Республики Дагестан в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Республики Дагестан, который позволяет министерствам и ведомствам более оперативно и качественно публиковать информацию о проводимых торгах в сети Интернет.
Республика Дагестан принимала активное участие в реализации мероприятий федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)".
В республике ведутся работы по реализации проекта Единой информационно-коммуникационной среды (ЕИКС), предназначенной для обмена информацией, доступа в Интернет и последующего внедрения информационно-аналитической системы поддержки управления на всех уровнях организационной структуры управления органов государственной власти Республики Дагестан.
На сегодняшний день завершены работы по опытной эксплуатации "Информационной системы "Одно окно" в одном из городов республики. В качестве пилотного муниципального образования для внедрения системы выбран г. Буйнакск.
Основными задачами развития информационной инфраструктуры республики являются:
Решение этих задач позволит ускорить процессы создания информационной инфраструктуры для обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов и оказания услуг населению.
Телекоммуникации являются одним из динамично развивающихся секторов экономики республики. В настоящее время на телекоммуникационном рынке Республики Дагестан имеют лицензии на право деятельности в области оказания услуг связи около 140 организаций. Крупнейшие предприятия отрасли: ОАО "Дагсвязьинформ" (электрическая связь - междугородняя, городская и сельская телефонная связь, телеграф, проводное вещание, передача данных и др.), Управление Федеральной почтовой связи по Республике Дагестан - УФПС РД (услуги почтовой связи), Радиотелевизионный передающий центр РД - РТПЦ РД (телевизионное и радиовещание), филиалы операторов мобильной связи "Мегафон", "Билайн", "МТС".