Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 100 вопросов по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

шпора на госы по экономике.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

Предметом анализа хозяйственной деятельности является производственно-сбытовая, снабженческая, финансово-хозяйственная и другая экономическая деятельность предприятий, их структурных подразделений и ассоциаций, складывающаяся под воздействием объективных и субъективных факторов (причин), проявляющаяся через систему показателей и отраженная в плановых, учетных, отчетных и других источниках информации.

АХД является одной из основных функций системы управления эк-кой и занимает промежуточное место между сбором инф и принятием управленческих решений, то есть анализ предшествует управленческим решениям, подготавливает и обосновывает их. Для эффективного, оптимального руководства работой предприятий, других хозяйствующих субъектов необходима информация об имеющихся ресурсах и мощностях, рациональности их использования, экономическом и социальном развитии. Такую инф-ю получают прежде всего с помощью оперативного и текущего (ретроспективного) экономического анализа. Посредством анализа изучают ход выполнения планов, динамику эк и соц развития пр-я, выявляют и используют резервы ↑ эф-ти хозяйствования, устанавливают причины упущений в работе, если они имеются, и разрабатывают меры по их устранению и предупреждению. При этом основное внимание сосредоточивают не на фиксировании обнаруженных недостатков, а на разработке более рациональных и эффективных методов менеджмента на предприятии.

При планировании хоз  деят-ти пр-й, особенно на длительный период, трудно учесть все возможности и резервы улучшения хозяйствования. Многие из них выявляются и используются в ходе выполнения планов посредством проведения глубокого эк анализа. Следовательно, анализ не только дает объективную оценку выполнения планов и динамики социального и экономического развития, но и помогает изучать и обобщать передовой опыт работы, выявлять пути, возможности и резервы оптимизации экономики предприятий. ТО, до составления планов должен проводиться глубокий факторный анализ хозяйственной деятельности предприятий за предплановый период, что способствует обоснованию плановых показателей и более полному отражению в них имеющихся резервов. В процессе анализа изучается качество планирования, взаимоувязка и согласованность плановых показателей, полнота учета в планах имеющихся возможностей и резервов повышения эффективности хозяйствования и т.п. Все это содействует составлению оптимальных планов и прогнозов, обеспечивающих высокие темпы роста и оптимальные пропорции развития отдельных сторон хозяйственной деятельности предприятий.

Эк анализ способствует соблюдению режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, развитию и укреплению самоокупаемости и самофинансирования. В рыночной экономике заложены неисчерпаемые возможности экономии затрат живого и овеществленного труда. Выявление и более полное использование этих возможностей — одна из важнейших задач анализа.

Велико значение эк анализа  в повышении интенсификации общественного пр-ва, внедрении достижений науки и техники в практику работы предприятий. С помощью предварительного анализа хозяйственной деятельности определяют целесообразность и эффективность внедряемых новшеств. Последующий анализ (оперативный и текущий) помогает определить эффект от внедряемых достижений технического прогресса, новых технологических процессов.

Таким образом, с помощью  экономического анализа совершенствуется хозяйственный механизм, планирование, управление, внедряется и развивается хозяйственный (коммерческий) расчет.

Задачи анализа хозяйственной  деятельности вытекают из его сущности, содержания, значения и социально-экономической тактики и стратегии предприятия на ближайшую и длительную перспективы. Эти задачи могут быть сведены к следующему:

• проверка реальности и  оптимальности планов, прогнозов, нормативов, норм; содействие улучшению системы планирования, менеджмента;

• контроль, всесторонняя и объективная оценка выполнения планов, бизнес-планов по всем показателям; изучение и оценка тенденций развития экономики предприятия в динамике, условий и способов получения результатов хозяйственной деятельности;

• выявление и количественное измерение влияния факторов на показатели хозяйственной деятельности предприятия; объективная оценка результатов его работы;

• изучение обеспеченности и эффективности использования материальных (товарных), трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств; содействие внедрению в практику работы предприятия научно-технического прогресса и передовых методов хозяйствования;

• разработка мер по ликвидации выявленных в процессе анализа недостатков, узких мест в работе; изучение и мобилизация резервов повышения эффективности использования экономического потенциала;

• составление обоснованных управленческих решений и содействие их успешной реализации.

Виды анализа

В современной научной  и учебной литературе представлен  широкий спектр видов анализа, которые классиф-ся по разным признакам: функцион-му, временному, сод-ю программы, использованию результатов, периодичности проведения, объектам управления, методике использования, полноте охвата объектов.

Наиб практич интерес представляет деление анализа по функцион-му признаку, т. е. по той роли и задачам, которые он выполняет и решает. Выделяют финансовый, управленческий, маркетинговый, инвестиционный, технико-экономический, логистический, функционально-стоимостный и другие виды анализа.

Финансовый анализ занимает одно из центральных мест. Он является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Основное его назначение — диагностика финансовых результатов предприятия, оценка фин сост и эф-ти фин-хоз деят. В процессе проведения фин анализа могут быть получены ответы на следующие ?: каков имущ потенциал пр-я и изменения в нем за отчетный период; насколько оптимальна структура активов пр-я; какова стр ист средств пр-я и изменения в ней; платежеспособность пр-я в анализируемом периоде, перспективы её утраты или восстановления; фин устойчивость на ближайшую и долгосрочную перспективу; целесообразность привлечения заемные средства;

Управленческий анализ направлен на разработку инф, необходимой руководству для операт планир-я, контроля и принятия упр решений, кас-ся использования денежных средств, продажи продукции, совершенствования техники, технологии и организации производства.

Результаты ана ориентированы  на цели и интересы руководителей пр-я; исп-ся все источников инф, комплексность анализа, изучение всех сторон деят-ти пр-я; интеграция результатов учета, анализа и планирования в принятии управленческих решений;

закрытость результатов  анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

Маркетинговый анализ является практическим инструментом в рыночной деят пря, направле на продвижение товаров  от того, кто их производит, к тому, кто в них нуждается. М анализ способствует осуществлению процесса обмена. Его основными функциями являются: исслед рынка; разработка стратегии марк на удовлетворение требований потребителей при макс собств П пр-ия; исследование потребит свв продукции; оценка её конкурентоспособности; определение структуры и динамики потреб спроса на пр-ю пр-я; участие в формир-и ассортиментной и ценовой политики предприятия, выбор каналов товародвижения и сбыта продукции; предл-я  по стимулированию увеличения объема продаж выпускаемой продукции; анализ внутр среды пр-я, оценка его конкурентоспособности на целевых рынках

Инвестиционный анализ используется для разработки программы диагностики инвестиционной деятельности предприятия. Он позволяет оценить жизнеспособность предпринимательского проекта путем сравнения альтернатив по показателям затрат, прибыли, рентабельности производства, эффективности капитальных вложений, степени риска вложений, самоокупаемости и др. с точки зрения эффективности будущего бизнеса.

Прогнозируя последствия  инвестиций, с помощью анализа  выбирают наиболее целесообразные источники финансирования. Это м/б гос, муницип, зарубежные средства; заемные средства (кредиты банков, займы инвестиционных фондов, частных лиц); собственные источники (свободные ден ср-ва, эмиссия ценных бумаг, прибыль, амортизационные отчисления и др.).

Техника-экономический анализ применяется для разработки рекомендаций по улучшению экон рез за счет использ-я резервов в технике, технологии, организации пр-ва, а также за счет укрепления мат-техн базы пр-я

Логистический анализ исследует товарные потоки на пути от поставщиков сырья до потребителя и направлен на поиск резервов ускорения оборачиваемости матер и ден ср-в в сфере обеспечения пр-й всем необходимым, при пр-ве и продаже продукции, выполнении работ, услуг. С помощью данного анализа выявляют резервы ↓ запасов на пути движения материальных потоков, ↓ времени прохождения товаров по логистической цепи, ↓ транспортных расходов, сокращения затрат ручного труда и расходов на операциях с грузом.

Функционально-стоимостный  анализ служит для выявления резервов ↓ затрат, связанных с нерациональным или несовершенным конструкторским решением. Поиск резервов возможен при одновременном исключении лишних функций. Конечная цель рассматриваемого анализа — определение наименее затратного варианта. В растениеводстве объектом рассмотрения может быть выращивание какой-либо с/х культуры с использованием машинно-тракторных агрегатов с разными затратами (примен-е  комбинир-х машинных агрегатов, несколько операций в одном проходе), что позволяет ↓ прямые эксплуатационные затраты и ↓ уплотнение почвы.

По времени реализации принимаемых управленческих решений различают: оперативный анализ (проводят в процессе хозяйственной деятельности, что может оказывать оперативное влияние на конечный результат); перспективный анализ (проводят с целью определения возможных результатов в будущем, его основная задача — выявление закономерностей и возможных тенденций в хозяйственной деятельности на перспективу); ретроспективный анализ (определение эффективности и оценка результатов хозяйственной деятельности за анализируемый период с целью использования данных в текущей работе и в перспективе).

В зависимости от содержания программы анализ может быть общий (охватывает всю деятельность предприятия) и целевой (решает целевую задачу поиска резервов в определенном направлении).

По использованию результатов  анализ делят на внутренний и внешний. Внутренний анализ направлен на решение  задач по управлению деят-. Всего  пр-я. Внешний пров-ся органами хоз  управления, банками, налог органами, акционерами, инвесторами для решения собственных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 7. Основные методы эконом. анализа

 

Под методом понимают подход к изучению реальной действительности, способ изучения явлений в природе и обществе. В нашем случае метод – способ изучения экономических явлений.

При проведении анализа  финансово-хозяйственной деятельности предприятия как методы исследования широко используются и собственно анализ и синтез. Анализ как метод изучения хоз процессов и явлений означает разложение, расчленение изучаемого объекта на части, отдельные элементы. (напр темпы роста показателя по подразд и в различные отрезки времени) Отдельные данные и наблюдения обобщаются в процессе синтеза (после выявл факторов дают комплексную оц вып плана и опред резервы).

Используются индукция и дедукция. Индуктивный метод позволяет перейти от изучения отдельных факторов и явлений к общественным. Движ мысли от частных положений к обобщающим показателям деят-ти предприятия. (от отдельн показтелей перех к оц деятельности предприятия в целом). Дедукция – метод исследования при котором движение мысли осуществляется от общего к частному (при анализе затрат на выпуск сначала проводят оц вып плана по себестоимости. Характерная особенность метода в том, что эк анализ – способ системного и комплексного изучения, изменения и обобщения вляиния отдельных факторов на состояние и динамику развития экономического субъекта, осуществляемый путём специального изучения учётных и плановых показателей, отчётности и других источников информации.

В экономическом анализе испоьзуются традиционные и нетрадиционные приёмы. Традиционные – те приёмы, которые находили приёмы почти с момента возникновения экономического анализа как обособленной отрасли специальных знаний. Среди них – использование относительных и средних величин, сравнений, группировок, индексов, цепных подстановок, способ долевого участия, балансовые увязки.

Важный приём анализа  – сравнение, позволяет рассматривать  экономические показатели в сравнении с другими, давать оценку выполнения плановых заданий, определять достигнутый уровень и темпы экономического развития., выявлять размер и причины различий в использовании ресурсов, позволяет выявить внутренние резервы.

Это наиболее традиционный и распространённый метод анализа. Он считается одним из основных и  рассматривается в большинстве учебных дисциплин как самостоятельно, так и в сочетании с другими дисциплинами. Существует несколько его форм: сравнение в данными бизнес-плана, сравнение с прошлыми, с лучшими, со средними данными. Непременное условие – сопоставимость сравниваемых показателей.

В рамках рассматриваемого метода сравнения наиболее продуктивной оценкой любой информации является использование  принципов горизонтального, вертикального и трендового анализа.

Горизонтальный анализ оценивает показатели во времени, поэтому иногда его называют временным. При этом производится сравнение данных отчётного и предыдущего (базисного) годов.

Вертикальный анализ – использование метода сравнение бухг или иной отчётности, представленной в виде относительных величин, которые характеризуют структуру итоговых показателей. Переход к относительным показателям позволяет проводить межхозяйственные сравнения организаций, различающихся по объёму используемых ресурсов и продаж, численности работающих и др. показателям. Относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать относительные показатели фин отчётности и не соответствовать условию сопоставимости при их рассмотрении в динамике.

Трендовый анализ применяется при изучении темпов роста или прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики. Аналитические таблицы по своей конструкции м/б похожи на таблицы горизонтального анализа, но значения показателей базисного года в этом случае принимаются за 100%.

Факторный анализ – исследование влияния отдельных факторов на результатирующий показатель с помощью детерминированных или стохастических приёмов.

Детерминированный факт анализ – исследов- влияния факторов, связь которых с результ пок-лем носит функциональный характер, т.е. рез пок-ль представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"